Библейский царь Давид: история, биография, жена, сыновья. Святой царь и пророк давид псалмопевец Обличение Давида пророком Нафаном. Гравюра

Пророк, подаривший нам свои молитвы

Мы мало знаем о путях к святости. Иногда святые кажутся нам небожителями, лишенными человеческих слабостей и эмоций. Но об одном из них, скончавшемся почти за 1000 лет до пришествия в мир Спасителя, мы знаем удивительно много. Его переживания, боль, – все донесено до нас книгой Псалмов, читаемой за каждым богослужением.

Пророк Давид из пророческого чина
Ок. 1654 г.
89 × 68 см
Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник

Житие святого

Это было время, когда Израилем правил первый царь, Саул. Молодое иудейское государство переживало становление. Войны с соседями, отстаивание границ, борьба амбиций…

Тогда в небольшом палестинском городке Вифлееме жил Иессей, почтенный человек, имевший большую семью. Младшим из восьми его сыновей был Давид. Он помогал отцу пасти овец, когда старшие сыновья были взяты на царскую службу. Известно еще о Давиде, что уже тогда любил он музыку, хорошо играл на псалтири. Вот, пожалуй, и все.

Однажды к Иессею пришел прозорливец, как тогда называли Самуила, судью Израиля. Когда-то он поставил евреям царем Саула. А потом, когда Саул не исполнил воли Божией – сказал государю о будущем лишении царства.

Кто будет новым царем? Ведомый Духом, Самуил пришел к Иессею. По одному подходили на благословение сыновья – один высок, другой умен, тот – представителен… Но ни об одном не услышал Самуил Божия определения.

Полезные материалы

Наконец, позвали младшего, Давида, только что вернувшегося домой с овцами. О нем Самуил изрек, что этот юноша будет царем Израиля, на его главу возлил елей помазания. Библейская Книга Царств говорит, что с того времени почил на Давиде Дух Божий. Как проявлялось это – не уточняется. Потому что Самуил ушел, а отрок Давид вернулся к тихой жизни пастыря овец и молитве – может быть, уже тогда он создал первые песнопения – псалмы.

При дворе Саула

Саулу, от которого отступила Благодать Божия, становилось все хуже. Писание говорит даже о недуге беснования, которым страдал царь. Только песнопения во славу Господа на время облегчали мрачное настроение. Именно для этого юношу Давида позвали ко двору: его игра на псалтири облегчала состояние государя. Кто мог предположить тогда, что молодой человек, пастух, музыкант – вскоре прославит царство Израильское и сам будет славен, как немногие?

С кем боролся библейский царь

Вскоре началась война с давними недругами евреев, филистимлянами, племенами, жившими южнее Палестины. По обычаю тех лет, бой начинался с поединка. От филистимлян вышел Голиаф. Согласно Книге Царств, он 40 дней на виду израильского войска вызывал на бой противника. Но не было никого из евреев, подобного этому великану. Рост Голиафа составлял, по современным меркам, более 2,7 м, а доспехи весили 57 кг.

В это время к сыновьям Иессея, тоже бывшим в войске, пришел их младший брат, Давид – проведать, передать весточку из дома. Давид, не умевший даже обращаться с оружием, услышал похвальбу Голиафа. Тот поносил уже не только иудеев – Самого Бога Израилева.

Юноша, так любивший Господа, не выдержал, с гневом стал спрашивать воинов:

«Что сделают тому, кто убьет этого Филистимлянина и снимет поношение с Израиля? Ибо кто этот необрезанный Филистимлянин, что так поносит воинство Бога живаго?» (1 Цар. 17:26).

Молодой, непривычный к оружию отрок – и столь резкие слова. Но было в них, видимо, что-то, что заставило передать Саулу: Давид, известный ему как псалмопевец, вызывается противостать Голиафу.

Многие пытались отговорить Давида от безрассудства, сомневался царь. Но юноша говорил убедительно:

«Раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его; и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живаго»(1 Цар. 17:34-36).

Давиду предложили доспехи и меч, но он отказался, скромно заметив, что не привык к такому. И отправился против профессионального воина с пастушеской сумой, пращой и камнями. «Что ты идешь на меня с палкою и камнями? Разве я собака?» — смеялся Голиаф. И пришел в ярость от ответа: «Нет, но хуже собаки». Голиаф во всеуслышание проклял Давида, приготовился убить дерзкого –показательно, на страх воинству израильтян. Но не успел. Юноша, идущий на бой во имя Бога Истинного… просто бросил камень в противника. А когда тот потерял сознание – его же мечом (ведь своего у Давида не было!) отсек голову великану. Все случилось так быстро, что никто не успел опомниться.

Рассказывали потом, как бежали испуганные филистимляне, как преследовали их израильские воины. И прибавляли: «Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч!» С тех пор прославилось имя Давида – удивительного. А Саул вдруг вспомнил слова Самуила о том, что отошло от него царство и отдано другому. Не этому ли?

«От восстающих на мя избави мя»

Царь не мог явно восстать на Давида – уж очень славен он был. Он посылал его на филистимлян, надеясь, что Давид погибнет – но вместо этого нареченный будущий царь осваивал воинское искусство, мужал, побеждал. Саул не раз строил планы тайного убийства Давида, так что тот часто должен был скрываться – но Господь не попускал свершиться злодеянию.

Годы при дворе Саула протекли для Давида скорбно. Он, может быть, самый успешный Саулов военачальник, должен был скрываться от царя, даже бежать со своими людьми от преследований. Душевные скорби Давида известны по составленным им песнопениям, изливающим боль, сожаление:

«Се уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи, ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи… » (Пс. 58:3) Но ропщет ли псалмопевец? Тот же псалом содержит молитву о врагах: «Не убий их, да не когда забудут закон Твой, расточи я силою Твоею и низведи я, Защитниче мой, Господи» (Пс. 58:11)

Не убивай, только останови…

Как-то раз беглец скрылся в пещере. Скоро сам Саул вошел туда же в поисках преследуемого. Бывшие с Давидом возрадовались: вот он, случай разом покончить с врагом! Но Давид резко запретил даже прикасаться к Саулу. Только сам, подойдя тихо, мечом отхватил кусок царской накидки. Но даже о том тяжело восскорбел. И, выйдя — окликнул:

«Отец мой, посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил. Узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя, а ты ищешь души моей, чтобы отнять ее…» (1 Цар. 24: 12-13).

Потрясенный царь заплакал тогда, но… преследования не прекратил. Еще не раз выдастся Давиду случай убить противника, но никогда он им не воспользуется.

У филистимлян

Наконец, преследуемый Давид вынужден был покинуть Палестину и бежать к давним недругам, филистимлянам. По-видимому, им польстило то, что победитель Голиафа с покорностью пришел просить убежища. Давида и пришедших с ним сторонников пустили в город Секелаг.

Однажды филистимский царь задумал войну против Саула и потребовал участвовать от Давида и бывших с ним воинов. Писание говорит, что тяжело было это повеление евреям. Однако, филистимляне одумались, посчитав, что Давид не будет их союзником, и он остался в Секелаге.

Тот поход филистимлян стал последним не только для Саула, но и для друга Давида, царского сына, Ионафана. Оба, Саул и Ионафан, погибли. Давид узнал о гибели Саула от оруженосца, умертвившего раненого царя по его просьбе. Оруженосец ожидал награды от Давида за известие о погибели злейшего врага. И совершенно не был готов к тому, что Давид восскорбит о Сауле, как о любимом брате. А потом – прикажет казнить вестника: «Как ты не побоялся поднять руку на помазанника Господня?»

Царь Израиля

Вскоре начало сбываться предсказание Самуила. Давид со своими людьми поселился в Хевроне, здесь его объявили царем — пока только юга Израильской земли. На севере же правил оставшийся сын Саулов, Иевосфей. Но вскоре его убили изменники. Тогда царем над всем Израилем стал Давид. Считается, что это случилось около 1005 г. до Рождества Христова.

Пророк Давид
1727–1728. Москва.
96 × 40 см. Дерево, темпера.
Из Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

Иерусалим – новая столица

Одним из первых деяний царя стало взятие крепости племени иевуссеев около 1000 г. до Р.Х. Она получила новое имя, ныне известное всем – Иерусалим, что значит «город мира». Сюда царь повелел привезти Ковчег Завета, главную святыню иудеев. Некогда его захватили филистимляне, позже, пораженные казнями, возвратили обратно иудеям. Но Ковчег пребывал в Кириаф-Иариме.

Интересный факт

В Иерусалиме Давид построил скинию по подобию Моисеевой. При огромном стечении людей, до 70 т. человек, Ковчег внесли в город. Каждые шесть шагов процессии совершалось жертвоприношение.

Царь, сбросив богатые одеяния, плясал и радовался перед Ковчегом в льняной одежде священника, хваля Бога. Давида многие не поняли. Даже царица, Мелхола, позже возмутилась: не царское это дело. Но Давид не смутился:

«Перед Господом играть и плясать буду, и я еще больше уничижусь и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих».

Перенесение Ковчега Завета.
Последняя треть XVIII в. Дерево, темпера. 86.5 × 171.5 см Государственный музей-заповедник «Коломенское», Москва, Россия Изображение воспроизводится по изданию: Комашко Н. И. Русская икона XVIII века. М.: Агей Томеш, 2006.

Так началось прославление Иерусалима, как священного города, дома Божия. Но Давиду мы обязаны не только Иерусалимом.

Богослужебная традиция

Именно Давид учредил первые регулярные богослужения. Впоследствии, когда Соломон построит Храм, эта традиция ляжет в основу богослужения Храма. Затем ее отдельные элементы будут заимствованы христианами. Среди нововведений Давида:

  • разделение левитов-священников на чреды, каждая из которых совершала богослужение в определенное время
  • создание хоров для богослужебного пения
  • избрание музыкантов для игры на музыкальных инструментах во время богослужения
  • создание гимнографической традиции

Известны имена музыкантов – создателей песнопений – Асаф, Еман, Евад.

Но главным творцом богослужебных гимнов был сам Давид. Его песнопения, которыми некогда царь утешался в изгнании, изливал скорбь о потерях, радость побед – видимо, тогда начали объединять в книгу, называемую теперь Псалтирью, по имени любимого музыкального инструмента царя.

Давид и Вирсавия

Царствование Давида было славно: завоеваны Моав, часть Сирии, Идумея, одержал царь много побед над аммонитянами. Но именно на пике своей славы и могущества Давид поддался искушению. Его внимание привлекла женщина, которую он случайно увидел с кровли дворца. Хотя, по восточной традиции, много было у царя жен и наложниц, вдруг захотелось ему – именно эту. Хотя Вирсавия – так звали ее – была замужем за одним из лучших Давидовых военачальников, Урией.

Но это не остановило царя. Впрочем, еврейские авторы уверяют, что сделанное царем не было беззаконием в точном смысле: мужья, отправляясь в военный поход, вручали жене так называемое разводное письмо, делавшее женщину свободной. Сделал так и Урия. Но вот когда женщина оказалась беременна, Давил сделал действительно тяжелый грех, отправив Урию на войну на самое опасное место. Так он, как говорили, убил соперника мечом аммонитян. Именно за этот грех резко обличил Давида пророк Нафан.

Пророк Нафан обличает Давида. Парижская псалтырь

Этому грехопадению посвящен псалом, известный ныне каждому христианину:

«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…»

Покаянными слезами Давид пытался умилостивить Господа и отвести праведный суд – не от себя, но от рожденного Вирсавией ребенка. Но мальчик не выжил. Со смирением принял Давид праведный суд. Впоследствии уже законная жена Вирсавия родит царю Соломона – самого славного царя Израильского.

Но возмездие за свое согрешение Давид нес еще очень долго. Скоро в царской семье завязались конфликты.

Дети

Раздор случился среди любимых сыновей Давида от разных жен – Амнона и Авессалома. Амнон совершил насилие над сестрой Авессалома, Фамарью. За это Авессалом убил брата, затем убежал, опасаясь отца.

Прошло немного времени, и «отрок Авессалом», как любовно называл его отец, пошел еще дальше: посягнул на отцовский престол. В том же Хевроне, где когда-то избрали на царство Давида –теперь провозгласили царем его сына. Смысл Божия наказания был слишком очевиден. Давид, видя совершающийся суд Божий, оставил царство и ушел из Иерусалима – без царских одежд, босой, он шел и плакал о своем согрешении, о потере Авессалома, ставшего врагом. Наказание Божие Давид готов был нести до конца.

Но за Иорданом сторонники царя-изгнанника едва ли не понудили его начать борьбу с сыном. И тогда просил их Давид сохранить жизнь «отроку Авессалому». Но Авессалом был убит. Царство вернулось к Давиду, но с какими потерями… Давид больше не хотел ни власти, ни удовольствий, не гордился своими действительно славными победами. Его последнее в жизни дело стало духовным.

Будущий храм

После возвращения на царство Давид все больше думал о том, что он живет в роскоши, тогда как великая святыня, Ковчег Завета, стоит в палатке. Давид хотел воздвигнуть храм. Но веление Господне, явленное через пророка Нафана, определило возводить храм сыну царя, Соломону. Однако за последние годы жизни Давид заготовил для будущего храма чертежи и почти все необходимое.

Кончина

Последние земные годы царя были полны семейных раздоров: его дети от разных жен продолжали враждовать. Свои права на трон заявил Адония, следующий сын по старшинству. Вокруг него собирались сторонники. А Давиду уже было важно одно: воля Божия обо всем дальнейшем. Согласно этой воле, выраженной пророком Нафаном, Давид еще будучи в живых поставил царем Соломона.

На 41 году своего царствования, на 71 – от рождения, Давид закончил свой земной путь. Было это, как предполагают, около 965 г. до Рождества Христова.

Давида похоронили на Сионской горе.

На Сионе появился монумент царю-псалмопевцу. Его подарил Израилю российский благотворительный фонд Свт. Николая. Бронзовая скульптура находится недалеко от места упокоения Давида, у стен церкви Успения Пресвятой Богородицы.

Царь оставил потомкам могущественное царство, замысел будущего храма, и – многие песнопения мятущейся, грешной, но любящей Бога человеческой души. Эти песни и сейчас с нами.

Псалтирь

Свт. Афанасий Александрийский считал, что Псалтирь собрана в единую книгу кем-то из ветхозаветных пророков. А блаж. Феодорит Кирский прибавлял, что не все псалмы – собственно Давидовы, среди них есть написанные Асафом и другими гимнотворцами.

Лишь очень немногие святые оставили свидетельство о своей дороге к Богу. Один из таких святых – царь Давид. Его песнопения – излияние души человеческой, то страдающей, то радующейся в многобедственном житейском море, но всегда – вручающей себя Богу. Одно прикосновение к этому духовному опыту меняет человека.

Свт. Василий Великий писал:

«Псалом – тишина душе, раздаятель мира, он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержность. Псалом – посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагами того, с кем возносил единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ – любовь… Псалом – убежище от демонов, вступление под защиту ангелов, оружие в ночных страхованиях, успокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен… Для нововступающих это – начатки учения, для преуспевающих приращение ведения, для совершенных – утверждение: это – глас церкви».

Дни памяти

День кончины царя Давида с точностью не известен.

Память его церковным календарем отмечена, как переходящая, и празднуется перед Рождеством Христовым и после него:

  • в неделю свв. праотец;
  • в неделю свв. отец;
  • в первое послерождественское воскресенье.

Празднование в Рождественские дни связано с тем, что царь – один из предков Господа Иисуса Христа.

Почитание

В честь великого псалмопевца, пророка, человека, из рода которого родился Христос освящено очень мало храмов.

В России таких церквей вовсе нет. Есть сведения об одном храме Давида в Грузии, на берегу р. Куры. Видимо, это связано с почитанием грузинского святого, прп. Давида Гареджийского, тезоименитого Давиду Псалмопевцу.

Иконография

Наталья Сазонова

Молитва

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Давиде! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 2-й:
Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса Богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастыри славословил еси, с волхвы поклонился еси, Ангелом весть прием. Моли Христа Бога спасти души наша.

Тропарь, глас 2-й:
Пророка Твоего Давида, Господи, память празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.

Кондак, глас 3-й:
Веселия днесь Давид исполняется Божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше, радуются, и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют: Щедре, спасай Тебе чтущия.

Кондак, глас 4-й:
Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо яко настоящая далече сущая: сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Давиде славне.

Акафист

Кондак 1

Избранный Богом на служение пророческое, подвигами твоими Творца и Господа прославивый, промысел благий о спасении рода человеческаго явивый, святостию жития твоего просиявый; псалмы твоими хвалу Царю Небесному воздавый; похвальная восписуем ти, преславный царю Давиде. Ты же, яко имеяй дерзновение велие у Милосерднаго Господа, предстательством твоим небесным выну помогай нам, да зовем ти:

Икос 1
Ангелов Творец избра тя от колена Иудина и дома Иесеева в цари народу своему и благодатию пророческою наполни тя, да воспоеши во псалмех величие, милосердие и премудрость Создателя нашего и промысла Его благаго о спасении нашем образ и обетование явиши. Мы же, дивящеся таковому о тебе благоизволению Божиему, вопием ти сице:
Радуйся, избранниче Божий, присный о душах наших молитвенниче предивный.
Радуйся, по Слову Вседержителя в прародители по плоти Сыну Божию приуготованный.
Радуйся, Израиля ветхаго благословение.
Радуйся, Церкви Христовой, Израиля новаго, молитвенное предстательство.
Радуйся, всех приходящих к тебе благодатию озаряющий.
Радуйся, благия желания наша исполняющий.
Радуйся, всякую печаль от нас удаляющий.
Радуйся, всех чтущих память твою пред Богом поминающий.
Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 2
Видя Премудрый Господь наш нечестия царя Саула, повеле пророку своему Самуилу пойти в дом отца твоего Иесея и помазати единаго от осьми сынов его в новые царие Израильстии; тем же, святе Давиде, помазания елея от руки Провозвестника Божия восприявше, воспел еси Всемилостивому Богу нашему: Аллилуия.

Икос 2
Разумом богоблагодатным просвещен был еси, прехвальне Давиде, от юности твоея, яко закон Господень от пророка Моисея Израилю данный усердно исполнял еси, дни отрочества твоего во трудех и молитвах проводил еси, созерцая величие творения Божия, хвалу Создателю возносил еси. Мы же, воспевая ныне таковое благочестие и благоразумение твое, взываем ти сице:
Радуйся, от младенчества сердце твое Господеви предавый.
Радуйся, от юности разум твой Божиею премудростию напитавый.
Радуйся, от созерцания творения ум твой ко Творцу возносивый.
Радуйся, красоту и величие Божия творения воспевый.
Радуйся, отцу земному доброчестно послуживый.
Радуйся, от дней отрочества твоего Царю Небесному угодивый.
Радуйся, о чадех наших ко Господу теплое моление.
Радуйся, родителей и наставников в благочестии утверждение.
Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 3
Сила и благодать Всесвятаго Духа чудесно помогаше ти, всехвальне Давиде, во всех благих начинаниях твоих; многое великое и славное даровано бысть тебе от Всемогущего Бога: дар песенный, высокия добродетели, земное величие и небесное увенчание, на враги и супостаты одоление, и любы велия народа к тебе; ты же за вся сия благодеяния воспевал еси Вседержителю: Аллилуия.

Икос 3
Имуще смущение велие от духа злаго воздвизаемое, Саул царь повеле отыскати мужа в игре на гуслех искуснаго, дабы оный умирил есть дух царев, благодати не имущий. Ты же, угодниче Божий, по повелению царевому стада своя оставил еси, в чертози царстии вселился еси и утешение игрою своею царю израильскому приносил еси. Мы же, таковое твое благочестие и искусство похваляюще, зовем ти таковая:
Радуйся, воле царя земнаго внявый и верно ему послуживый.
Радуйся, скорби и недуги его душевныя благодатно исцелявший.
Радуйся, послушанию истинному нас научаяй.
Радуйся, духа злобы и буйства от нас удаляяй.
Радуйся, страстьми одержимых от погибели спасающий.
Радуйся, от искушений бесовских и падений греховных избавляющий.
Радуйся, сострадати страждующим нас научающий.
Радуйся, теплотою любви твоея нас согревающий.
Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 4
Буря превеликаго нашествия филистимлянскаго потрясе землю Израильскую, обаче не возможе поколебати веры твоея, святе Давиде, во Всемогущего Господа. Тем же, верою велиею твоею укрепляем, не убоялся еси идти супротив Голиафа, грознаго воеводы филистимлянскаго, и победивши онаго, возблагодарил еси Творца нашего. Людие же израильстии о победе твоей радующиеся, воспеша Богу: Аллилуия.

Икос 4
Слыша, премудре Давиде, от людей израильстих пение хвалебное: “Саул тысячи победи, Давид же десятки тысяч” смутился еси зело и в смирении сердца твоего гласом внутренним возносил еси хвалу Вседержителю. Мы же, победу твою, верою совершенную, и смирение твое восхваляюще, вопием ти сице:
Радуйся, все упование твое на Господа возлагавый.
Радуйся, яко выну Господа пред собою зревый.
Радуйся, земли своея мужественный защитителю.
Радуйся, наветов вражиих мудрый разорителю.
Радуйся, любовию и благодарением от народа твоего почтенный.
Радуйся, от сына царева, Ионафана благочестиваго, дружбою одаренный.
Радуйся, от царя Саула, зависти ради, гонения претерпевый.
Радуйся, от Господа сил венец за веру и благочестие приемый.
Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 5
Божественным Духом просветися сердце твое, святе Давиде, егда в гонении Сауловом супротив тебя воздвигнутом, многия скорби с кротостию и смирением притерпел еси, миролюбия и любви ко врагом своим преисполнился еси и все упование твое на всеблагаго Господа возложивши, непрестанно воспевал еси Вседержителю: Аллилуия.

Икос 5
Видя очами веры сердце Саулово супротив тебя всяческих зол исполненное, не возроптал еси, святе Давиде, на царя неразумнаго, но все упование свое на Господа Бога Твоего возлагая, невредим пребыл еси. Мы же, добродетели твоя высокия и велию веру твою похваляюще, зовем ти:
Радуйся, живый в помощи Вышняго, Десницею Его сохраняемый.
Радуйся, крилами ангельскими на всех путех твоих ограждаемый.
Радуйся, Богом вразумляемый и вспомоществуемый.
Радуйся, скорби и испытания в богатстве духа претерпевый.
Радуйся, в терпении и смирении нас укрепляющий.
Радуйся, друг друга тяготы носити нас научающий.
Радуйся, на милость Господню уповати наставляющий.
Радуйся, за вся Творца благодарити подвизающий.
Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 6
Проповедника добрых дел явил еси себе, богоблаженне пророче Давиде, ты бо ревнуя о чистоте веры, потщался еси труды многими лукавыя нравы и обычаи нечестивых сынов исправити, боговедению и благочестию научал еси ближних твоих, паче же образом жития своего наставляя на путь спасения, да вопиют вси Спасителю Богу: Аллилуия.

Икос 6
Возсиял еси паче солнца не токмо земли израильстей, но и временам грядущим, егда во граде Хевроне при стечении дванадесяти колен израилевых помазан был еси на царство и славою велиею и обильным Божиим благословением преукрасился еси. Мы же, сему дивящеся, воспеваем ти сице:
Радуйся, помазаниче Господень благоговейный.
Радуйся, Богом на служение царское призванный.
Радуйся, служение сие со страхом Божиим совершивый.
Радуйся, могущество и славу державы твоея укрепивый.
Радуйся, о благе народа попечение велие имевый.
Радуйся, многия скорби за люди своя претерпевый.
Радуйся, милостивый и кроткий повелителю.
Радуйся, стран и народов христианских небесный покровителю.
Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 7
Хотяй благочестно и праведно управляти народом израильским, разумел еси, яко не токмо путие державы твоея но и “сердце царево в руце Господней есть”, во всем выну упование на Бога возлагал еси, ведая, яко токмо Богом “царие царствуют и правителие узаконяют правду”. Сего ради возвеличи тя Господь паче иных сынов израильских и сопричте к лику велиих святых Своих. Мы же, сия поминающе, вопием Прославльшему тя Господу: Аллилуия.

Икос 7
Новаго Ноя, строителя спасения и созидателя царствия израильского, яви тя Господь, егда по воле Божией, собрал еси войско на гору Сионскую и град Иерусалим присовокупил еси к державе твоей. И бысть град сей стольным градом царствия твоего и со дней тех почила велия благодать Божия на месте сем. Мы же, тебе, царю боголюбивому, таковыя похвалы от усердия нашего приносим:
Радуйся, царю святый, выну волю Господню творивый.
Радуйся, сосуде домостроительства Божия предивный.
Радуйся, Богом званный на дела великия и преславныя.
Радуйся, воине всечестный и воеводо доброхвальный.
Радуйся, достойно покланятися Творцу научающий.
Радуйся, Бога любити и волю Его творити нас подвизающий.
Радуйся, ходити в заповедех Господних наставляющий.
Радуйся, от сетей вражиих верных избавляющий.
Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 8
Странствие земное совершая, на Создателя упование твое возложил еси, аще и прикоснулся еси к скверне греховней, покаянием душу твою обновил и воскресил еси. Мы же молим тя, святе Давиде, молися и ныне Всещедрому Богу, да ниспошлет благодать покаяния всем заблудшим чадом Небеснаго Отца и от греха к отеческому дому востекших, сподобит купно с тобою во веки благодарственно пети Ему: Аллилуия.

Икос 8
Весь исполнен бысть Духа Святаго пророк Нафан, егда пришедщи в чертоги твоя, во гресех твоих тя обличил есть. Ты же, богодуховным его словесам внимая, горькими слезами твоими оплакал еси злыя деяния твоя, вопия: “Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое”. Господь, видя велие и совершенное покаяние твое, прости тя и дары благодати Своея паки ти возврати. Мы же, Господа нашего, дивнаго в милосердии Своем, славословим и тебе таковыя похвалы восписуем:
Радуйся, богоугодному покаянию нас премудро научающий.
Радуйся, от пристрастий греховных нас исцеляющий.
Радуйся, от похотей и страстей плотских нас отвращающий.
Радуйся, в вере и благочестии нас утверждающий.
Радуйся, кающихся грешников со Христом примиряющий.
Радуйся, приходящих к тебе от рабства диаволу свобождающий.
Радуйся, дух любви к ближним в сердцах наших воскрешающий.
Радуйся, милосердие Божие к нам приклоняющий.
Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 9
Всем требующим помощи твоея усердно благотворил еси, царю святый, и зело милосердствовал еси о нищих и убогих, и никто же отхождаше от лица твоего неутешенным. Призри же и на нас, пророче преславный Давиде, благосердием твоим, и от ран греховных исцеление подаждь нам молитвами твоими, да благодарственно поем Господеви: Аллилуия.

Икос 9
Вития многовещанныя не возмогут по достоянию воспети подвиги и труды твоя, всехвальный пророче Божий Давиде, яже подъял еси славы Божия и нашего спасения ради: Божественною истиною просветил еси народ твой; град Иерусалим во исполнение грядущего Промысла Божиего воздвигл и преукрасил еси и собрание псалмов твоих оставил нам еси, ими же и мы ныне просвещаеми, благодарим тя за велия труды твоя и приносим ти похвалы сия:
Радуйся, о грядущем воплощении Христа возвестивый.
Радуйся, об искупительных страданиях Его вещавый.
Радуйся, сокровище премудрости чадом Божиим явивый.
Радуйся, им род христианский во истине Божественней утвердивый.
Радуйся, в неизреченной славе Творца мира созерцающий.
Радуйся, во благоухании святыни присно почивающий.
Радуйся, о Спасении нашем Спасителя умоляющий.
Радуйся, милость Богородицы к нам преклоняющий.
Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 10
Спасение рода человеческаго устрояя Всемилосердный Создатель наш возвести ти, святе Давиде, яко из дома твоего Мессия изыдет. Мы же, ведуще исполнение обетования сего, яко чрез Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию, дщи твою, воплотился есть Спаситель наш, со умилением сердец во благодарении суще, Всемудрому Богу воспеваем: Аллилуия.

Икос 10
Стеною молитв твоих небесных, святый царю и пророче Давиде, сохрани и огради нас от искушений врага рода человеческаго, ищущего вечной погибели нашей, вемы бо вемы, яко много может молитва твоя пред лицем Христа Бога нашего, Его же молити не престай о всех нас, с любовию тя почитающих и вопиющих:
Радуйся, с Богородицею Мариею и Предтечею Иоаном у престола Христова вечно предстоящий.
Радуйся, купно с праведными богоотцы Иоакимом и Анною славу Богу воспевающий.
Радуйся, бедным отраду и вспоможение дарующий.
Радуйся, богатых к милосердию и благотворению подвизающий.
Радуйся, от пристрастия к земным богатствам нас отвращающий.
Радуйся, богатства нетленныя искати нас побуждающий.
Радуйся, нечистивых и душетленных обычаев неуклонный искоренителю.
Радуйся, кротких и благих нравов благоискусный насадителю.
Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 11
Пение всеумиленное приносим ти, царю и пророче Давиде. Ты же, со Ангельскими лики славу Божию воспевая, не забуди и нас недостойных, дабы и нам спасение душ наших улучивше, с тобою вкупе пети Богу: Аллилуия.

Икос 11
Светозарный светильник души твоея имея выну горящим, за вся, иже ниспосла ти Господь, благодарил еси Создателя нашего, в испытаниях и печалях укрепившаго и милостию Своею обильно тя одарившаго. Тем же, и скорби старости твоея, неразумными сынами и поддаными твоими супротив тя воздвигнутыя, со смирением и упованием на Владыку всяческих претерпел еси. Ныне же молим тя, угодниче Божий, научи нас за вся Творца нашего благодарити и приими от нас славословия сия:
Радуйся, злато, в горниле скорбей очищенное.
Радуйся, древо, при источниках вод насажденное.
Радуйся, тленную славу земную ни во что же вменивый.
Радуйся, волю свою всецело в волю Божию предавый.
Радуйся, от плевел ненависти сердца наша очищающий.
Радуйся, светом любве нелицемерныя нас озаряющий.
Радуйся, от уныния и отчаяния нас избавляющий.
Радуйся, от малодушия и маловерия нас исцеляющий.
Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 12
Благодатию Божиею укрепляем и подвизаем, путь жития земнаго совершив, святе Давиде, сном смертным почил еси и к Богу со упованием преставился еси, тем же святое успение твое славяще, молим тя, пророче святый, егда же и мы сном смертным усыпати начнем, умоли Господа кротко душу нашу от тела отделити и бесовския власти ю избавити, спасения вечнаго нас удостоити, да зовем Господеви в радости святых: Аллилуия.

Икос 12
Поюще Богу песнь благодарения, радуемся о тебе, богоблаженне царю Давиде, яко вся полезная нам даруеши, тобою бо пагуба отгоняется, здравие улучается, мир и благостроение водворяется, понеже бо на небесех присно ходатайствуеши о нас, взывающих ти сице:
Радуйся, всех приходящих к тебе благодатию Божиею озаряющий.
Радуйся, телес наших богодарованное врачевание.
Радуйся, о душах наших благоприятное предстательство.
Радуйся, молитвами твоими от напрасныя смерти нас избавляющий.
Радуйся, труды наша на пути спасения облегчающий.
Радуйся, ко творению дел благих всех нас подвизающий.
Радуйся, на земные скорби и печали наша призирающий.
Радуйся, радости духовныя нас исполняющий.
Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 13
О, святый угодниче Божий, царю и пророче Давиде, приими малое сие моление наше, от любве душевныя тебе возносимое и умоли Всеблагаго и Всемилостиваго Творца нашего избавити нас от всякаго зла и напасти, да благочестне в веце нынешнем поживем и блаженство живота вечнаго молитвами твоими обрящем, о тебе благодарственно воспевающе Господеви: Аллилуия. Аллилуия. Аллилуия.
Сей Кондак читается трижды, Затем Икос 1 и Кондак 1.

Второй царь Израильский

Жизнь святого пророка и царя Давида описана в Библии , в 1 книге Царств , 2 книге Царств и 1 книге Паралипоменон .

Давид был восьмым и последним сыном Иессея , старейшины города Вифлеема из колена Иудина . В отроческом возрасте Давид пас стада отца. В часы досуга он упражнялся в пении и игре на гуслях. Данную от Бога способность к этому искусству он обратил на служение Богу: воспевал премудрость и благость Царя Небесного.

В 18 лет он прославился и заслужил всеобщую любовь народа. На землю Израилеву напали филистимляне . Великан Голиаф вызывал на поединок израильтянина. Давид, принесший на поле брани еду братьям-воинам, без оружия победил Голиафа: камень, метко пущенный из пращи Давидом, ударил в лоб великана с такой силой, что Голиаф упал и не встал. Обрадованный Саул , царь Израиля, поставил Давида тысяченачальником. И в этой должности Давид поступал во всех делах благоразумно, чем и заслужил еще большую любовь народа.

Первые семь лет своего царствования он жил в Хевроне . Царство было сильно расстроено внутри и ослаблено извне. Для упрочения своего положения и укрепления царства Давиду нужна была столица, которая бы не принадлежала никакому колену в отдельности. На рубеже между коленами Иудиным и Вениаминовым стоял принадлежавший храброму горному племени иевусеев г. Иерусалим , возвышавшийся на 2010 фт. над ур. м. и сильно укрепленный. Давид овладел им и основал в нем свою столицу. Иерусалим начал быстро стягивать к себе иудейское население. С целью возвысить его значение, Давид перенес сюда Ковчег Завета и ввел при нем правильное богослужение.

В делах гражданского управления Давид обратил особенное внимание на восстановление правого суда, поколебленного во время Саулова царствования. Под его личным председательством заседал совет, составленный из наиболее преданных ему лиц: Иоава, начальника войска; Иосафата, дееписателя; Садока и Авимелеха, главных священников; Суса, писца и т. д.

Вскоре Давид предпринял целый ряд победоносных войн с беспокойными соседями. Злейшие враги Израиля, филистимляне , были разбиты и обессилены навсегда: граница Давидова царства пришла в соприкосновение с Египтом ; поражены были также моавитяне , сирийцы и идумеяне , с захватом земли и городов которых (в том числе Дамаска) царство Израильское расширилось до р. Евфрата к востоку и до Черного моря к югу.

Одним из результатов этих походов и войн было обогащение столицы и всей страны. Столица украсилась великолепными дворцами, и Давид предполагал даже построить великолепный Храм Иегове. Однако он не удержался от искушений восточной расслабляющей роскоши и на вершине своего благосостояния совершил тяжкий грех.

Незаконная связь с женой доблестного воина Урии , Вирсавией , повлекла за собою целый ряд зол, омрачивших последние годы царствования Давида. Он далеко не отличался умеренностыо и, вопреки по становлению Моисеева закона, запрещавшего царю "умножать себе жен" (Втор. 27, 17), еще в Хевроне имел семь жен и десять наложниц, а затем увеличил это число еще несколькими женами, к которым прибавилась и красавица Вирсавия.

Многочисленное поколение сыновей Давида сделалось источником всевозможных преступлений и смут. Наибольшею известностью пользовались три его сына: старший, Амнон , третий, Авессалом , и четвертый, Адония . Они соперничали между собою, и это соперничество завершилось смертью Амнона, которого убил Авессалом в отмщение за бесчестие, нанесенное его кровной сестре Фамари. Сам Авессалом поднял восстание и хотел овладеть престолом. Восстание это не удалось, и он погиб трагическою смертью.

Последние годы царствования Давида были омрачены еще страшной моровой язвой, посетившей Иерусалим. Давид остаток своей жизни посвятил главным образом собиранию материалов и подготовительным работам для построения храма. Он успел собрать для этой цели громадные богатства, 100 тыс. талантов золота и млн. талантов серебра (1 тал. зол. = 125000 руб.; 1 тал. сер. = 2400 руб. зол.). Со всей страны были собраны искусные рабочие и камнетесы; наготовлено было железа и меди без весу и кедровых брусьев без счету. Само построение храма Давид предоставил своему преемнику, сыну Вирсавии - Соломону .

Умер царь Давид в глубокой старости с непоколебимой верой в пришествие в мир обещанного Богом Искупителя - Мессии, Господа нашего Иисуса Христа .

В годы испытаний, с особым рассуждением вникая в пути Промысла, Давид изливал перед Богом глубокую скорбь свою и просил Его помощи. При этом нередко от изображения собственных страданий гонимый псалмопевец в пророческом духе переносился в песнопениях своих в отдаленное будущее и созерцал страдания Христа Спасителя мира. Боговдохновенные повествования Давида впоследствии собраны были в одну

О святый угодниче Божий, царю и пророче Давиде! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Царь Давид – второй предводитель Израильского царства, сделавший Иерусалим центром духовного паломничества. Давид был богобоязненным и мудрым правителем, которому, как и всем смертным, было свойственно ошибаться: монарх совершил преступление, за которое ему пришлось долго расплачиваться.

Происхождение царя Давида

Царь Давид родился около 1035 года до нашей эры, на западном берегу реки Иордан, в Вифлееме. Историчность Давида является поводом для дискуссий, которые длятся и по сей день, потому что многие рассказы о жизни правителя носят характер легенд и сказаний, однако, некоторые археологические свидетельства доказывают реальность существования предводителя израильского народа.

У Копенгагенской школы, образованной в 1990-м году, по этому поводу свое мнение. Приверженцы библейского минимализма рассматривают личность царя Давида и реальность существования так называемого Израильского царства как единую идеологическую концепцию, созданную жрецами в Иерусалиме.

Скептики считали, что Давид так же историчен, как и герой рыцарских романов британского эпоса – король Артур. Биография потомка Иессея, которую излагают Священные Писания, гласит, что он происходил из древнего иудейского рода (из которого вышел мессия Иисус Христос) и был младшим из восьми сыновей своего отца.

Молодой Давид, трудящийся пастухом, показал себя человеком благонадежным и храбрым: он мог вырвать своих овец из лап могучего медведя или расправиться голыми руками со свирепым львом, так как от рождения был наделен богатырской силой.


Пока молодой человек работал на пастбище, на троне восседал основатель единого Израильского царства Саул, который стал предводителем народа по воле Бога, но вскоре показался неугодным Творцу. Поэтому пророк Самуил, раскаявшийся в том, что по жребию выбрал «непослушного носителя короны», начал подыскивать своему первому помазаннику преемника.

Его выбор пал на Давида, который в те годы радовал монарха игрой на струнном музыкальном инструменте – кинноре: льющиеся мелодии утихомиривали гнев царя, который обладал вспыльчивым характером (по сказаниям, он был «возмущаем злым духом»).

В юношеские годы молодой Давид, прибывший в израильское войско навестить братьев, отметился героическим поступком: будущий царь победил необычайно сильного великана Голиафа (в Коране – Джалута). Примечательно то, что противник Давида был вооружен до зубов, тогда как у молодого человека была при себе только праща.


Саул, поверивший в изобретательность юноши, пообещал благословить брак Давида с его дочерью Мелхолой, если тот отправится в поход против потомков Каслухима. Вернувшийся с поля брани «наследник престола» принес «подарок» – мешок с двумя сотнями мужских достоинств, ибо таковым было требование жестокого деспота.

Доблестный отпрыск Иессея завоевал лавры почета, а его блистательная борьба с неверующими филистимлянами вызвала зависть у Саула, поскольку слава Давида затмила все почести действующего царя. Ревностный Саул начал подозрительно относиться к молодому человеку, с каждым днем его презрение только усиливалось. Поэтому неудивительно, что в голову Саула прокралась мысль об убийстве своего подданного.

Дошло до того, что израильский царь, не скрывая своей вражды, подверг Давида опасности, метнув в него копье во время празднования. Но так как Саул перебрал с горячительными напитками, орудие пролетело мимо. Но, тем не менее, самодержец угрожал поместить неприятеля в тюрьму.


Но стоит отметить, что Давид почитал Творца и не осмелился поднять руку на помазанника божьего Саула, однако ему представился такой случай, когда они оказались наедине в пещере. Молодой человек незаметно подкрался к своему противнику и отрезал от его плаща кусочек ткани, тем самым показав Саулу, что не способен на преступление и не представляет никакой опасности.

Этот поступок не избавил Саула от паранойи, поэтому Давид бежал к Самуилу в Раму и прибыл в убежище, где ощущалось сильное присутствие Бога. Там же Давид и узнал, что примирение с Саулом невозможно, а сам царь был исполнен Духа Божия. Следовательно, будущий властитель народа долгие годы проводил в эмиграции, пытаясь сохранить свою жизнь и укрыть родственников от гнева первого помазанника.


Саул гневно преследовал врага, поэтому Давид вместе с многочисленными соратниками нашел поддержку у противников – филистимлян. На службе у этого народа Давид и его товарищи (600 мужей) грабили местных жителей амаликитян, а часть ворованной добычи отсылали царю Анхусу.

Сподвижники Давида, из-за возражения вышестоящих инстанций, не участвовали во вторжении филистимлян, которые отправились на завоевания земель Израиля и разгромили войска деспота Саула. В битве у горы Гелвуи воины убили сыновей царя, а сам Саул попросил своего подданного ранить его сердце копьем.

Начало правления

Давид не обрадовался известию о кончине своего преследователя, а наоборот, залился горькими слезами. Далее он прибыл на родину, в Хеврон, где был провозглашен потомками Иуды иудейским царем.


Следовательно, произошло отделение Иудеи от Израиля (преемником Саула стал единственный выживший сын Иевосфей), в результате чего началась двухлетняя междоусобная война.

Друг против друга выступили два войска, и соратники Давида вышли победителями из этой кровавой битвы, но, по слухам, исход дела решило предательство, ибо два враждующих военачальника были убиты. В конечном итоге Давид был избран старейшинами царем над всем Израилем, позже объединившим два государства.

Внутренняя политика

Прежде чем стать правителем, Давид, следуя жестокому обычаю, избавился от потомков царя Саула. Затем полководец пошел войной на иевусеев, захватив город Иерусалим. Завоеванный Иерусалим стал столицей княжества и по совместительству - сакральным иудейским центром, куда был перенесен Ковчег Завета, сделавший главный город сосредоточением национального культа.


К слову, Ковчег Завета – это величайшая святыня еврейского народа, которая расположилась в шатре, охраняемом священниками. Первоначально Давид хотел построить для алтаря храм, но не смог этого сделать, так как его руки были испачканы кровью врагов. Поэтому строительством церкви занялся его отпрыск Соломон.

Давид, отвергавший человеческие жертвоприношения, провел религиозную реформу и стал автором экзальтированных псалмов. Богослужения приобрели мелодичный характер, ибо Давид не забыл свое увлечение игрой на струнном инструменте.


Царь подчинил духовную жизнь светской, а священники стали подчиняться первосвященникам. Также Давид отметился как блестящий полководец: побежденные народы выплачивали владельцу престола дань, поэтому монарх организовал казну и учредил отряд государственных телохранителей.

Известно, что Давид начал укреплять свое государство, следуя египетскому образцу, а царским имуществом управляли чиновники. Вдобавок ко всему, Давид занимался переписью населения, но по воле Господа так и не завершил начатое.

Внешняя политика

Давид расширял свои территориальные владения, отбирая земли у соседних государств. Он завоевал историческую область в западной Иордании, разгромил арамейцев на территории Сирии, присоединил Идумею. К тому же царь обнаружил кладези меди и заключил деловое сотрудничество с финикийцами, которые слыли опытными торговцами.


Финикийцы покупали у Давида крупы и скот, платя бартером. Взамен царь получал древесину и передовые технологии: компаньоны Давида привезли в государство письменность и придуманный ими алфавит, позже заимствованный евреями.

Личная жизнь

Библейское сказание гласит, что Давид был умен, красив, а также обладал талантом к ораторскому искусству. Что касается амурных отношений, то дочь Саула – Мелхола была выдана замуж за другого молодого человека. Но тем не менее, у женолюбивого Давида было множество жен и наложниц, что, в принципе, было свойственно царям того времени.

Но из-за влюбчивости Давида внутренняя политика царя не была безоблачной. Правитель единого Израильского государства разгневал Бога, омрачив свою жизнь смертным грехом – прелюбодеянием. Дело в том, что царь, прогуливающийся по крыше своего дворца, был ослеплен красотой купающейся Вирсавии.


Однако женщина, пленившая его разум и чувства, была замужем за благодетельным Урием Хеттеянином, преданно служившим армии Давида. Но, несмотря на замужество красавицы, Давид велел доставить Вирсавию во дворец. Спустя время возлюбленная правителя забеременела, а Давид приказал военачальнику в письме послать Урия на верную смерть.

Узнавший об этом вероломном поступке, пророк Нафан проклял Давида, обрекши его будущее на братоубийственные конфликты и суровые наказания. Таким образом, в жизни Давида было много горечи и печали.


Царь начал чувствовать физическое недомогание, его тело покрылось язвами, а во дворце начались мятежи. Старший сын предводителя Амнон изнасиловал сводную сестру Фамарь, и был убит родным братом Авессаломом.

Сам Авессалом пошел против отца, но его армия была разгромлена в пух и прах. Несмотря на предательство, Давид любил своего отпрыска и ждал его возвращения домой. По легенде, молодой человек погиб, запутавшись длинными волосами в ветках дуба. Эта трагедия омрачила жизнь Давида, который причитал:

«Сын мой Авессалом, сын мой, сын мой Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!»

Давиду пришлось буквально на коленях вымаливать прощение у Бога. Творец простил согрешившего царя, подарив ему здорового сына Соломона, однако напомнил, что

«…за овечку должны платить вчетверо».

После раскаяния жизнь самодержца не была спокойной, ибо другой отпрыск Давида - Адония - фактический наследник престола, пытался организовать заговор против своего отца и узурпировать власть, потому что узнал, что корона уготована Соломону.

Смерть

Давид умер в семидесятилетнем возрасте, успев передать корону наследнику . Преемник продолжил политику отца по укреплению государства, однако, порицал кровопролитные войны.


Знаменитая мраморная статуя Давида работы Микеланджело

Известно, что в память о царе Давиде были написаны книги, а в 1997 году вышел телевизионный фильм «Царь Давид: Идеальный властитель». Но самым известным памятником культуры является мраморная статуя Давида, искусно выполненная талантливым .

В христианстве

В христианской религии Давид предстает как пророк, из рода которого в мир пришел . Согласно православию, Давид стал автором псалмов, вошедших в Псалтырь, которая считается неотъемлемой частью Ветхого Завета и христианского богослужения.


Считается, что икона царя Давида и молитвы, обращенные к нему, помогают людям приобрести лучшие человеческие добродетели - кротость, милосердие и целомудрие.

Великий князь Константин Константинович, поэтический псевдоним К. Р. (10 августа 1858, Стрельна - 2 июня 1915, Павловск) - член Российского Императорского дома, генерал-адъютант (1901), генерал от инфантерии (1907), генерал-инспектор Военно-учебных заведений, президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1889), поэт, переводчик и драматург.

Второй сын великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры Иосифовны, внук Николая I.

Получил разностороннее домашнее образование. С детства великого князя готовили к службе на флоте. В 1874 и 1876 годах гардемарином совершил дальнее плавание в Атлантический океан и Средиземное море на фрегате «Светлана».

Участник Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. 17 октября 1877 года награждён орденом Св. Георгия 4-й степени.

В мае 1878 года произведён в лейтенанты флота. В августе 1878 года назначен флигель-адъютантом. В январе-сентябре 1880 года командовал ротой Гвардейского экипажа. В сентябре 1880 года назначен вахтенным начальником на корабль «Герцог Эдинбургский», на котором до января 1882 года находился в плавании по Средиземному морю.

В 1882 году по болезни переведён в сухопутное ведомство и в августе произведён в штабс-капитаны гвардии. В декабре 1883 года назначен командиром роты Его Величества лейб-гвардии Измайловского полка. В 1887 году произведён в капитаны гвардии, а 23 апреля 1891 года - в полковники и назначен командующим лейб-гвардии Преображенским полком. В 1894 году произведён в генерал-майоры, с утверждением в должности командира полка. В 1898 году назначен в Свиту Его Величества.

4 марта 1900 года назначен Главным начальником Военно-учебных заведений (с 13 марта 1910 года - генерал-инспектор Военно-учебных заведений). В январе 1901 года произведён в генерал-лейтенанты и назначен генерал-адъютантом. В 1907 году произведён в генералы от инфантерии. 2 марта 1911 года назначен присутствующим в Правительствующем сенате (с оставлением в остальных должностях). В 1913 году за заслуги по службе награждён орденом Св. Владимира 1-й степени (4-я степень - 1883 год, 3-я степень - 1896 год, 2-я степень - 1903 год).

Состоял также шефом 2-го батальона лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской Фамилии полка, в списках лейб-гвардии Преображенского полка, Павловского военного и Константиновского артиллерийского училищ, Пажеского корпуса и Оренбургского казачьего войска. Почётный член Николаевской инженерной академии (с 1904 г.), Императорской военно-медицинской академии и Михайловской артиллерийской академии.

В 1887 году избран почётным членом Императорской Академии наук, а в 1889 году был назначен её Президентом («августейший президент»).

Великий князь Константин Константинович скончался 2 июня 1915 года, в своём кабинете во дворце в Павловске, в присутствии 9-летней дочери Веры, и был отпет в дворцовой церкви. Он был последним из Романовых, умершим до революции и погребённым в великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости.

Когда креста нести нет мочи...

Тебе, Воскресшему, благодаренье!..

Тебе, Воскресшему, благодаренье!
Минула ночь, и новая заря
Да знаменует миру обновленье
В сердцах людей любовию горя.
Хвалите Господа с Небес
И пойте непрестанно:
Исполнен мир Его чудес
И славы несказанной.
Хвалите, сонм Бесплотных Сил
И Ангельские лики:
Из мрака скорбного могил
Свет воссиял великий.
Хвалите Господа с Небес,
Холмы, утесы, горы!
Осанна! Смерти страх исчез,
Светлеют наши взоры.
Хвалите Бога, моря даль
И океан безбрежный!
Да смолкнут всякая печаль
И ропот безнадежный!
Хвалите Господа с Небес
И славьте, человеки!
Воскрес Христос!
Христос Воскрес!
И смерть попрал навеки!

Рождество Христово

Благословен тот день и час,
Когда Господь наш воплотился,
Когда на землю Он явился,
Чтоб возвести на Небо нас.
Благословен тот день, когда
Отверзлись вновь врата Эдема;
Над тихой весью Вифлеема
Взошла чудесная звезда!
Когда над храминой убогой
В полночной звездной полумгле
Воспели "Слава в вышних Богу!"
- Провозвестили мир земле
И людям всем благоволенье!
Благословен тот день и час,
Когда в Христовом Воплощенье
Звезда спасения зажглась!..
Христианин, с Бесплотных Ликом
Мы в славословии великом
Сольем и наши голоса!
Та песнь проникнет в небеса.
Здесь воспеваемая долу
Песнь тихой радости души
Предстанет Божию Престолу!
Но ощущаешь ли, скажи,
Ты эту радость о спасеньи?
Вступил ли с Господом в общенье?
Скажи, возлюбленный мой брат,
Ты ныне так же счастлив, рад,
Как рад бывает заключенный
Своей свободе возвращенной?
Ты так же ль счастлив, как больной,
Томимый страхом и тоской,
Бывает счастлив в то мгновенье,
Когда получит исцеленье?
Мы были в ранах от грехов
- Уврачевал их наш Спаситель!
Мы в рабстве были - от оков
Освободил нас Искупитель!
Под тучей гнева были мы,
Под тяготением проклятья
- Христос рассеял ужас тьмы
Нам воссиявшей благодатью.
Приблизь же к сердцу своему
Ты эти истины святые,
И, может быть, еще впервые
Воскликнешь к Богу своему
Ты в чувстве радости спасенья!
Воздашь Ему благодаренье,
Благословишь тот день и час,
Когда родился Он для нас

Я баловень судьбы

Я баловень судьбы... Уж с колыбели
Богатство, почести, высокий сан
К возвышенной меня манили цели,-
Рождением к величью я призван.
Но что мне роскошь, злато, власть и сила?
Не та же ль беспристрастная могила
Поглотит весь мишурный этот блеск,
И все, что здесь лишь внешностью нам льстило,
Исчезнет, как волны мгновенный всплеск?
Есть дар иной, божественный, бесценный,
Он в жизни для меня всего святей,
И ни одно сокровище вселенной
Не заменит его душе моей:
То песнь моя!.. Пускай прольются звуки
Моих стихов в сердца толпы людской,
Пусть скорбного они врачуют муки
И радуют счастливого душой!
Когда же звуки песни вдохновенной
Достигнут человеческих сердец,
Тогда я смело славы заслуженной
Приму неувядаемый венец.
Но пусть не тем, что знатного я рода,
Что царская во мне струится кровь,
Родного православного народа
Я заслужу доверье и любовь,
Но тем, что песни русские, родные
Я буду петь немолчно до конца
И что во славу матушки России
Священный подвиг совершу певца.

Колокола

Сайт Храма Пресвятой Богородицы г. Нью Брансвик, Нью Джерси
Восточно-Американская Епархия Русская Православная Церковь Заграницей

Читатели нашего журнала уже знакомы с протоиереем Леонидом Грилихесом - ученым-семитологом, заведующим кафедрой библеистики МДА, преподавателем древних восточных языков, поэтом и переводчиком. Продолжая наши беседы о Ветхом Завете, мы поговорим сегодня о Давиде - царе Израиля, псалмопевце, воине, одной из самых замечательных личностей ветхозаветной истории.

- В Ветхом Завете очень много незабываемых людей, ярких, мощных личностей - что отличает Давида от всех прочих, в чем его особенность? Почему именно он, точнее, его голос, его псалмы стали совершенно неотъемлемой частью православного богослужения и нашей христианской жизни?

Давид - удивительная личность не только в библейской, но и в мировой истории. Во-первых, с его именем связано все, что мы видим сегодня в Иерусалиме. Именно Давид дал Иерусалиму тот духовный толчок, который сделал его священным городом трех религий. В начале X века до Рождества Христова Давид завоевал эту небольшую крепость у подножия горы Сион и сделал ее столицей объединенного под его властью Израиля. И с этого момента началась история Иерусалима как священного города - города, который не только принадлежал царю, но стал местом пребывания Господа. Духовная мощь этого города, мощь, которую и сегодня ощущают все приезжающие в Иерусалим, заквашена на личности Давида.

Во-вторых, к Давиду восходит гимнографическая традиция Церкви. Следует помнить, не все псалмы, содержащиеся в Псалтири, написаны Давидом; но именно Давид - родоначальник такого рода поэзии. Вся библейская поэзия и в конечном счете вся церковная гимнография восходит к песням, которые слагал Давид. Вся она выросла на его слове, на его преданности Богу, доверии к Богу, уверенности, что с Богом он пройдет сквозь стену, если это будет необходимо.

И третье, что особенно важно и что, может быть, важнее всего прочего,- то, что к Давиду восходит мессианская линия; Христос - потомок Давида, еще при жизни царя пророк Нафан сказал ему, что от него произойдет Мессия (см.: 2 Цар. 7 , 14–16). Таким образом, и город, посвященный Богу, и гимнография, обращенная к Богу, и, наконец, сам Господь, воплотившийся и родившийся в роде Давидовом,- все это сходится в одной личности.

- Давид - царь, второй царь в истории Израиля; первый из царей, Саул, оказался недостойным помазания, и его сменил Давид. Кончилась эпоха Судей, началась эпоха Царств. Хотелось бы спросить о духовном смысле царствования, помазания на царство. Почему Господь велит пророку Самуилу дать израильтянам царя, как бы снисходя к их неспособности без царя обойтись? Получается, что это вовсе не великое событие в жизни Израиля, а, наоборот - свидетельство некоего падения, слабости.

Это действительно совершенно уникальное событие, по своей уникальности оно не уступает единобожию. Во всех восточных и не только восточных религиях царская власть превозносится и обожествляется, и только в Библии говорится, что династическая царская власть - это снисхождение Бога к слабости людей, к их маловерию, малодушию. Обращаясь к пророку Самуилу с просьбой: поставь над нами царя (1 Цар. 8 , 5), израильтяне отвергают судей, которые избирались непосредственно Богом, и хотят иметь более стабильный, как им кажется, институт власти. Господь нисходит к их просьбе (см.: 1 Цар. 8 , 7–9) и в конце концов по Своей милости ставит Израилю такого царя, который сам становится символом преданности Богу. Первый Израильский царь Саул теряет власть именно потому, что не был покорен Богу, он не хочет подчиниться словам пророка Самуила. Но Господь увидел подлинного царя в Давиде, мальчике-пастухе, музыканте, младшем из восьми сыновей Иессея.

- Читая историю Давида (1, 2 и начало 3 книги Царств), мы то и дело видим, что он ведет себя странно и неразумно в глазах современников; нам же эта неразумность все время что-то напоминает. Саул преследует Давида и хочет его убить; Давид же сохраняет его жизнь, отказываясь поднять руку на помазанника Божия, и оплакивает Саула, когда тот погибает. Давид отказывается покарать Семея, публично его, царя, оскорблявшего, потому что Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь? (2 Цар. 16, 10). Давид прощает, любит, ждет и наконец оплакивает своего сына Авессалома, хотя тот его предал и хотел убить (см.: 2 Цар. 18)… И все это заставляет нас обратить взор не к Ветхому уже, а к Новому Завету.

Бог ведь всегда один и тот же. И в Ветхом Завете, и в Новом - один и тот же Бог. Просто люди не одинаково близки или далеки от Него. Новый Завет открывает эпоху предельной близости между Богом и человеком. В Ветхом же Он не открывается в такой полноте. Но в тех, к кому Он приближался, кому открывался - в Аврааме, Иакове, Моисее, Давиде,- мы действительно находим немало новозаветного. Это проблески грядущего Нового Завета. Давид очень мужественный человек, воинственный, он страшен для тех, с кем он воюет, но почему-то мы по сей день читаем: Помяни, Господи, Давида и всю кротость его (Пс. 131 , 1). В чем кротость Давида? В том, что на первом месте у него то, что открывает ему Бог, и вот здесь Давид, действительно, кротчайший человек. Кроток он был - перед словом Божиим, которое было для него непререкаемым указом, даже если никак не сочеталось с его интересами в земном понимании. И именно потому Давид двигался в самом правильном направлении. Заметьте, в отличие от других древних владык, которые видели себя земными богами, Давид всегда знал, что он всего лишь человек. Что дни его - яко цвет сельный (Пс. 102 , 15). Он никогда не надмевался. Не терял правильного, трезвого видения самого себя. Власть и слава меняют человека, много ли найдется в истории человечества людей, способных выдержать испытание властью и славой? Давид - один из немногих.

- Всегда ли, однако, он это выдерживает? А история с Урией Хеттеянином и женой его, Вирсавией (см.: 2 Цар. 11)?

Давид совершил преступление. И мы должны быть благодарны библейским хронистам, что они так откровенно об этом пишут, не пытаются это замаскировать. Давид взял жену Урии, человека, чье поведение, как оно изображается на страницах Библии, совершенно безупречно и благородно, и кроме того он предельно предан царю Давиду. Но Давид послал Урию на смерть. В этой ситуации Давид выглядит негодяем. Библия показывает нам, как низко он пал. И к нему приходит пророк Нафан (см.: 2 Цар. 12 ) и говорит ему это. И здесь мы снова видим отличие Давида от большинства земных владык, от Иоанна Грозного, например, который убил митрополита Филиппа; Давид готов услышать обличающие его слова, он знает, что голос пророка - это голос Божий. Раскаяние Давида столь же глубоко, сколь и его падение. Потому-то оно и поднимает его оттуда, из бездны, потому-то мы и слышим 50-й псалом каждый день за богослужением. И мы должны извлечь для себя из этой ситуации урок, иначе говоря, вывести для себя такой закон раскаяния: чтобы нас поднять, оно должно быть так же глубоко, как грех в нас.

Есть такая метафора судьбы и личности Давида: солнце прорывается сквозь плотные тучи то здесь, то там и слепит людей своими лучами. Она отражает истину?

Давид очень противоречив. И здесь мы вновь должны поблагодарить древнеизраильских хронистов: обычно придворные хроники выглядят совершенно иначе, перечисляют лишь великие заслуги царя. Мы говорили о том, что он отказался покарать Семея, публично его оскорблявшего, но ведь перед смертью своей он все-таки велел Семея казнить (см.: 3 Цар. 2 , 8–9). А Давид эпохи Саула, молодой Давид - это командир такого отряда из беглых людей, по сути, скрывающейся в горах вооруженной банды, и то, что он делает, каким образом он выживает - это очень похоже на современный рэкет, практику «крышевания» богатых людей, вспомним хотя бы историю с Навалом и супругой его Авигеей (см.: 1 Цар. 25 ). Более того, какое-то время Давид служит исконным врагам Израиля филистимлянам, Анхусу, царю Гефскому (см.: 1 Цар. 27 ). Давид вынужден жить по законам того времени, которые, впрочем, мало отличаются от сегодняшних. Но в Давиде при этом бьется совершенно удивительное сердце, в нем живет удивительная душа, нечто такое, что опережает его самого. Бог выбрал Давида, и Давид оказался отзывчивым. Причина его противоречивости - именно в том, что он не тождествен самому себе, в том, что Бог как бы приподнимает его над ним же самим. Люди, которые записали хронику Давидова царствования, это чувствовали, и для них это было наиболее значимым. И это осталось в веках.

- Многим памятны ахматовские строчки: «Во мне печаль, которой царь Давид По-царски одарил тысячелетья». Но ведь он еще и радостью одарил нас по-царски - радостью о Господе…

Да, действительно, многие псалмы являются выражением радости, ликования, хвалы. Это ликование порой захлестывает Давида. Библия изображает, как, забыв о своем царском достоинстве, Давид плясал перед Ковчегом Завета, когда Ковчег переносили в Иерусалим (см.: 2 Цар. 6 , 5). За что, кстати говоря, он удостоился презрения со стороны своей собственной жены Мелхолы, которая слышит от него ответ: пред Господом играть и плясать буду (2 Цар. 6 , 21).

- Почему Архангел Гавриил предрекает Младенцу Христу престол Давида, отца Его (Лк. 1, 32)? Казалось бы, что общего между престолом (властью) Давида, земного царя, племенного вождя - и Престолом Сына Божия?

Нужно понимать, что в эпоху Второго Храма сложился особый богословский язык, и выражение «престол Давида» нельзя понимать буквально. Ожидали Мессию из рода Давида. И поэтому выражение «престол Давида» служило указанием на мессианское достоинство.

Образ царя Давида, по всей видимости, очень много значил для наших предков; храмы Владимирской Руси, Димитриевский собор, Покров на Нерли украшены барельефами царя Давида с псалтирью. Это ведь не случайно?

В понимании наших предков Давид - это идеальный царь, который, с одной стороны, сохраняет верность Богу, а с другой - объединяет народ. Для князей эпохи разобщенной Руси, для Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, Давид был прежде всего царем-объединителем, ведь под властью Давида объединились два царства, северное и южное. Израиль времен Давида, а затем Соломона был большой, крепкой, мощной империей, объединяющей не только израильские колена, но и соседние племена. Вот почему на западном фасаде Димитриевского собора мы видим у ног Давида двух львов. Князь Всеволод, воспитывавшийся в Греции, мог воспринимать Давида как своего покровителя еще и вот почему: он - младший из сыновей Юрия Долгорукого, от второй уже его жены, и он, тем не менее, был призван на княжение. Поэтому Давид, младший из сыновей Иессеевых, Давид, которому поклонились братья его, много значил для Всеволода. На северном фасаде Димитриевского собора есть еще одно изображение: сидит человек, и на коленях у него маленький мальчик в сапожках, это говорит о княжеском достоинстве, а перед ним еще по два отрока с двух сторон - кланяются ему. По всей видимости, это изображение Иессея и Давида. Для князя Всеволода это было своего рода парадигмой - избранность Богом вопреки человеческим установлениям.

- Почему нет ни одного православного храма, освященного во имя Давида? Ведь память Давида совершается Церковью (10 января), и Псалтирь читается и поется в каждом храме.

Не знаю. Почему-то нет такой традиции. Я был в Грузии, встречался со Святейшим Патриархом Илией, и первое, что он сказал мне: во всей России нет ни одного храма во имя Давида Псалмопевца, а мы освятили такой храм. Патриарх пригласил меня в этот маленький храм на берегу Куры, чтобы я читал там псалмы на языке Давида - по-древнееврейски.

Но Вы ведь еще и переводите псалмы на современный русский язык. Зачем это Вам - священнику? Церковный, церковнославянский вариант Вас не удовлетворяет?

Мне очень нравится, как звучит Псалтирь по-церковнославянски. Этот текст очень удобен для церковной рецитации. И я знаю, что многие, кто читает, особенно кто начинает читать псалмы в церкви, получают огромное удовольствие от этого чтения. Но я думаю, что в первую очередь - именно от звучания. Потому что смысл остается не совсем внятным. Обычно ухо выхватывает отдельное словосочетание или фразу, затем смысл куда-то уходит, отступает, связь теряется, потом опять наше восприятие выхватывает другую фразу… и в итоге у нас в голове сохраняются лишь отдельные предложения, которые только со временем, при наличии постоянной практики чтения Псалтири, может быть, начнут складываться в определенные образы. Я говорю, конечно, о себе, о своем восприятии, но думаю, что нечто подобное ощущают почти все, кто читает церковнославянскую Псалтирь. Что касается Синодального перевода на русский язык - определенно, он яснее передает значение псалмов (хотя надо иметь в виду, что в нем очень много неточных или даже совсем неверных чтений), но тяжеловесность, безыскусность языка, отсутствие даже намека на поэзию (на ту благозвучность, которой отличается наш славянский текст) отпугивают читателя, который каким-то интуитивным образом понимает, что псалмы должны быть поэзией.

Таким образом, славянский текст звучит красиво, но сложен для понимания, а Синодальный перевод хотя и яснее, но не звучит. В своих переводах я пытаюсь соединить две задачи: предельно точно и понятно передать смысл оригинала, но при этом добиться также и красоты звучания, ориентируясь на богатую традицию русской поэзии. Хотя я стараюсь сохранить характерное для библейской поэзии тоническое стихосложение и предпочитаю внутренние рифмы. Конечно, эти переводы не предназначены для чтения за богослужением, но скорее для домашнего чтения, с целью приблизиться к лучшему пониманию богатого мира псалмической поэзии.

Переводы псалмов протоиерея Леонида Грилихеса

Псалом 41

1 Начальнику хора.
Учение сынов Кореевых.

2 Словно лань, что стремится
в долину к воде
Душа моя, Боже, стремится к Тебе.

3 Бога жаждет душа моя -
Бога живого.
Когда же приду и увижу зрак Божий?

4 Слезы мои днем и ночью -
мне хлеб.
Целый день мне твердят:
«Бог твой где?»

5 Но душа моя тает во мне
Лишь припомню, как шел я в толпе
Как вошел я в дом Божий
с поющей толпой
С криком радости и хвалой

6 Почему же поникла душа?
Почему же ты плачешь во мне?
,
Он - моё Божество.

7 Душа моя, Боже, поникла
Потому что я вспомнил Тебя
В земле Иорданской,
На кряжах Хермонских,
С вершины горы Мицар

8 Бездна взывает к бездне,
Струи грохочут Твои,
Все Твои волны и валы
Надо мною прошли.

9 Днем мне Господь явит милость,
Песнь Ему ночью сложу -
Богу жизни моей мольбу -

10 Скале моей, Богу скажу:
Почему позабыл Ты меня?
Почему я под гнетом врага?
Почему я угрюмый хожу?

11 Словно кости ломают мне
Когда дразнят меня враги
Целый день мне твердят:
«Бог твой где?»

12 Почему же поникла, душа
Почему же ты плачешь во мне
Понадейся на Бога, я буду еще
Славословить Его за спасенье своё
Он - моё Божество.

Псалом 42

1 Рассуди меня, Боже,
Мой спор разреши,
От жестоких, от лживых,
От подлых спаси!

2 Боже мой, Ты - опора моя!
Почему Ты покинул меня?
Почему я под гнетом врага?
Почему я угрюмый хожу?

3 Свет Твой и правду пошли,
Пусть направляют меня,
Приведут меня в гору святую Твою,
Туда, где скиния Твоя.

4 И когда я достигну
жертвенник Божий,
Под кифару хвалу я Тебе вознесу,
Богу радости и веселья -
Богу и Божеству.

5 Почему же поникла, душа
Почему же ты плачешь во мне
Понадейся на Бога, я буду еще
Славословить Его за спасенье своё
Он - моё Божество.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.