Ионыч характеристика, анализ рассказа ионыч. «Ионыч» главные герои Ионыч действующие лица

Рассказ А. П. Чехова "Ионыч" - это психологическая картина главного героя, образ которого к концу произведения становится неузнаваемым. Это касается и наблюдений за внешним видом Старцева, и за его духовным развитием.

Будучи молодым специалистом, недавно приступившим к выполнению своих обязанностей на должности земского врача в губернском городе, Дмитрий Ионович одновременно входит по совету окружающих в круг "интеллигентной" семьи Туркиных. С первого же посещения этого дома он понимает, насколько бесполезно их времяпровождение. Но из-за влечения к дочери Туркиных мужчина со временем становится похожим на них.

Поначалу Дмитрий видит разницу между настоящим искусством и игрой на рояле девушкой, которая будто вбивала "клавиши внутрь рояля". Однако чувство любви завладело им настолько, что он стал к ним приглядываться, так как считал Екатерину достойной во всех отношениях.

Иногда молодой человек задумывался о том, что его затягивает в омут существующих в обществе занятий, где царила деградация. Постепенно он начинал поддаваться их законам, по которым жил каждый член семьи.

В момент ухаживания за девушкой Старцев был близок к проявлению своих лучших качеств. Он становился целеустремленным, активным молодым человеком со свойственной добродушностью, работоспособностью. На этот период времени и приходится расцвет его души.

После отказа возлюбленной стать женой, Старцев потерял интерес ко многим вещам. Но после отъезда Котика в другой город ему ничего не оставалось делать, как продолжать врачебную деятельность. При этом он сумел заслужить репутацию грамотного доктора и уважение окружающих. С каждым годом его все больше интересовала материальная сторона жизни. Теперь Ионыч ездил на "тройке с бубенчиками", а не ходил пешком. Все существование сводилось к накопительству и трате времени по вечерам в обществе картежников. Внешний вид его стал не здоровым. Вместо доброжелательности появилась раздражительность.

Таким образом, пройдя долгий путь от небогатого сына служителя церкви до уважаемого, опытного земского врача, заработав немалые деньги, главный герой не сумел даже благодаря своему уму остаться на высоком уровне. Для его духовного развития не было подпитки. Цель была загублена прошедшим интересом к женщине. Любое увлечение становилось лишь причиной для беспокойства. "Пухлый, красный, едет на тройке" - обычная характеристика главного героя спустя еще четыре года. Исчезла его способность анализировать, находить хорошее. Нравственная сторона обеднела, это привело к опустошению души.

Сочинение Старцев в рассказе Ионыч

А.П.Чехова современные критики считали мастером короткого рассказа. Писатель выступал против пошлости и мещанского образа жизни, ненавидел людей, которые жили в небольшом футлярном мире. Поэтому основной темой его произведений становится определение смысла жизни.

Одним из таких сочинений стал «Ионыч», где особенно четко был показан образ Старцева. Из его истории нам известно, что нашего героя назначили врачом в земскую больницу, куда он приехал совсем молодым с высокими идеалами. Доктор сразу же заводит с семейством Туркиных, считавшейся в городе образованнейшей и культурной во всех сферах. Любовь к Кате Туркиной сразу же поглотила Старцева. Ради этих чувств он готов был на любые поступки. Однако, когда девушка не ответила на его признание в любви, уехав из города, он страдал совсем немного. Доктор стал жить прежней жизнью, и часто повторял, что с этими отношениями было много хлопот.

Впоследствии Старцев начал мучиться ожирением, ведя пассивный образ жизни. Раньше это был человек с горячей и открытой душой. Теперь же жители города стали его раздражать своими привычками и поведением. Однако, если раньше он считал их разговоры пустыми, то сейчас спокойно с ними беседовал. А если уж, у него не было желания разговаривать, то молчал, за что его прозвали поляком надутым.

В конце произведения перед нами предстает совершенно другой человек, который стал ленивым, как в духовном, так и в нравственном плане. Ему совсем не хочется иметь семью и детей. Он стал жадным. По вечерам доктор развлекает себя тем, что рассматривает деньги и долго их пересчитывает, а затем едет на торги домов, которые он и не покупает. Врач лишил себя культурных развлечений. Он даже не замечает того, что постепенно старея, опускается до уровня тех жителей, подвергшихся когда – то его критике. Теперь его зовут Ионычем.

Его жизненный путь подошел к концу. Почему же так произошло? Конечно же, вина в происшедшем лежит не только в окружающей среде, а в самом Старцеве, растерявшем все лучшее, что было в нем, променяв живое мышление на сытое и бестолковое существование. Образ доктора близок к героям из произведения «Мертвые души». Его существование так же пусто и бесплодно. Чехов еще раз нам показал на основе данного героя деградацию личности человека, показывая в своих рассказах весь трагизм мелочной действительности.

Несколько интересных сочинений

    Одним из главных персонажей произведения Шекспира Ромео и Джульетта выступает Кормилица. Это уже немолодая женщина, которая работает в доме синьоров Капулетти и с самого рождения воспитывала их дочь Джульетту.

    Вспоминая старый бабушкин дом в селе, невольно приходит на ум слово изба. Почему? Он небольшой, по современным меркам, но до жути уютный

Характеристика героя

Когда читаешь поздние рассказы А. П. Чехова, невольно обращаешь внимание на то, что они пронизаны какой-то грустью, о в них живет мечта о недостижимой гармонии, резко контрастирующей с убогой и нескладной жизнью. Этот мотив с особой силой звучит в замечательном рассказе "Ионыч".

Сюжет этого маленького шедевра представляет собой невеселую историю молодого земского врача, превратившегося в отвратительное злобное и корыстолюбивое существо. Как и почему происходит с героем такая метаморфоза? Писатель помогает найти ответ на этот вопрос, как бы расставляя вехи на жизненном пути Старцева: "прошло больше года", "прошло четыре года", "прошло еще несколько лет". Каждый отрезок времени воспринимается как своего рода рубеж, показывающий те изменения, которые происходят во внутреннем мире героя. Огромное значение в духовной деградации Дмитрия Старцева имеет среда, в которую попадает этот молодой врач.

Начало чеховского рассказа вводит читателя в скучную и однообразную обстановку губернского города С., которую, правда, скрашивала его достопримечательность - семья Туркиных, которую все городские обыватели единодушно считали самой образованной и культурной. Действительно, каждый член этого семейства обладает каким-то талантом. Иван Петрович Туркин неутомимо развлекает гостей своими шутками и шарадами. Его жена Вера Иосифовна пишет романы, которые читает гостям, находя в них благодарных слушателей. Дочь Туркиных Катерина Ивановна, по мнению окружающих, является талантливой пианисткой, поэтому она твердо решает учиться в консерватории, чтобы добиться славы и известности. Перечень талантов этой даровитой семьи, безусловно, впечатляет, но вспомним, как описывает Чехов семью Туркиных, показывая ее в восприятии нового человека - Дмитрия Ионыча Старцева. Несколько настораживает фраза о том, что долгими упражнениями в остроумии Иван Петрович выработал свой необыкновенный язык. По-моему, остроумие - это врожденное качество человека - его нельзя выработать. Этот естественный вывод сразу же подтверждается типичными образчиками туркинского остроумия ("покорчило вас благодарю", "здравствуйте пожалуйста" и т. д.), которые к тому же повторяются и через год, и через несколько лет, как и фраза из шекспировского "Отелло", которую произносит сначала мальчик-слуга, а затем возмужавший дюжий молодец. Все убеждает нас в том, что Туркины, увы, бездарны. Об этом говорят и усыпляющий роман Веры Иосифовны, и игра Котика, которая ударяла по клавишам с такой силой, как будто хотела вогнать их вглубь рояля. Во всяком случае, именно такое впечатление произвела ее игра на доктора Старцева. Но он вместе со всеми восхищается талантом Котика, одобрительно отзывается о романе хозяйки дома, смеется шуткам Ивана Петровича. Внутреннее состояние "свежего" человека явно контрастирует с неестественной, позерской "интеллигентностью" этой самой культурной семьи. Если самые талантливые люди в городе так бездарны, то каковы же остальные! Таким образом, изображая крупным планом семью Туркиных, автор тем самым характеризует невысокий образовательный и культурный уровень городской интеллигенции. Становится ясно, в какую среду попал молодой деятельный врач, который вначале выгодно отличается от городских обывателей своей честностью, трудолюбием, целеустремленностью, желанием заниматься полезным, благородным делом.

Обыватели долгое время раздражали его своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом. Он довольно скоро пришел к выводу, что с подобными людьми можно только играть в карты, закусывать и говорить о самых обыденных житейских вещах, не касаясь сфер политики или науки. Наметившийся конфликт умного, образованного, трудолюбивого человека с убогой обывательской средой, однако, не находит дальнейшего развития в рассказе. Может быть, это происходит от того, что Старцев впервые в жизни пылко и страстно влюбляется в Катерину Ивановну Туркину. Это чувство отодвигает на задний план все остальные проблемы, заставляя молодого человека идеализировать эту миловидную неглупую девушку, выполнять все ее прихоти и капризы. Хотя здравый смысл и подсказывает Старцеву, что Котик не будет ему хорошей помощницей и подругой, именно ее хочет видеть герой своей женой. Он почти не сомневается в том, что его предложение будет принято, размышляя, как сложится его жизнь после женитьбы. И вот тут-то в его мечтах и раздумьях явственно проступают несколько настораживающие мысли о том, что приданого, должно быть, дадут немало, что придется переехать из Дялижа в город и заняться частной практикой.

Значит, доктор Старцев, увлеченный работой в земской больнице, принимающий в ней больных по воскресеньям и праздникам, в случае женитьбы готов без всяких сомнений и сожалений расстаться с делом своей жизни. Этот опасный симптом говорит о том, что популярные идеи, под влиянием которых молодой интеллигент едет служить народу, так и не стали его убеждениями. Поэтому нельзя сказать, что Старцев изменил своим взглядам: их у него просто не было. Обращает внимание то, что герой очень легко идет на компромиссы, сделки с совестью. Он не способен испытать даже настоящее страдание. Ведь после отказа Котика Старцев переживал и мучился ровно три дня, а затем его жизнь вошла в прежнюю колею. Даже воспоминания о горячо любимой девушке ограничиваются ленивой фразой: "Сколько хлопот, однако".

Таким образом, Чехов уже здесь развенчивает своего героя, выявляя удивительное равнодушие и черствость его души, в котором намечается явная тенденция к полному омертвению. Поэтому, по-моему, нет ничего удивительного и неожиданного в последующем превращении героя. Простившись со своей единственной любовью и мечтой о благородном служении людям, Старцев сам сужает круг своих интересов. Подлинное удовольствие доставляют ему только игра в винт и подсчет дневного гонорара. Во время встречи с Котиком через четыре года под влиянием ее нежности, заботы, любви в душе Дмитрия Ионыча все-таки затеплился огонек, он ощутил потребность рассказать о себе. Искренняя горечь слышится в его словах, обращенных к Катерине Ивановне: "Как мы тут поживает? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?" Значит, Старцев прекрасно понимает, что опускается, деградирует, но у него нет ни желания, ни сил бороться с пошлой обывательской средой. Он пассивно подчиняется ей, и через несколько лет в финале рассказа мы уже видим пухлого, красного, страдающего одышкой человека, который бесцеремонно распахивая двери, осматривает дом, назначенный к продаже, хотя у него уже есть два дома в городе и имение в Дялиже. Он совершенно одинок, ничто его не интересует. Жизненный путь героя завершен. Его душа полностью омертвела, из нее выветрилось все, кроме прогрессирующего собственнического интереса.

Человек, вначале противопоставленный пошлой обывательской среде, становится ее страшным символом. Этой историей автор хотел сказать о многом: и об убогой, бездуховной атмосфере, которая убивает в молодых людях высокие благородные порывы, и о тех интеллигентах, которые лишены воли, настойчивости, целеустремленности, неспособны к борьбе и отстаиванию своих жизненных позиций. Но главное, по-моему, в том, что Чехов заставляет читателя задуматься над тем, что мешает людям жить полной, насыщенной жизнью, творчески трудиться, искренне и сильно любить. Ведь писатель мечтал именно о такой жизни, о совершенном, гармоничном человеке, в котором "все должно быть прекрасно". Поэтому замечательный чеховский рассказ сохраняет и в наши дни свою актуальность, помогая нам замечать в себе и окружающих черты Ионыча и бороться с ними.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В мае 1898 года, пройдя курс лечения на юге Франции , Чехов вернулся в Мелихово . Рассказ «Ионыч» был написан в паузах между строительными заботами, открытием новой школы и приёмом гостей .

    В своей записной книжке Чехов обозначил контур сюжета, в центре которого, по предварительным задумкам, была семья Филимоновых (в итоговой редакции фамилия изменена на Туркиных) :

    Сюжет

    В губернском городе С. семья Туркиных считалась такой же достопримечательностью, как библиотека, театр или клуб. Глава семьи Иван Петрович устраивал любительские спектакли. Его жена Вера Иосифовна писала романы и повести. Дочь Екатерина Ивановна, имевшая домашнее прозвище Котик, играла на рояле. Даже лакей Павлуша обладал актёрским талантом.

    Отзывы и рецензии

    Одним из первых на рассказ «Ионыч» откликнулся литературовед Дмитрий Овсянико-Куликовский , который, отдав должное «оригинальности и силе дарования Чехова», одновременно отмечал «рискованность приёмов», с помощью которых автор показывает, почему главный герой - человек с изначально возвышенными и благородными намерениями - не протестует против давящей среды, не вступает на борьбу с нею, а, напротив, постепенно врастает в неё .

    Тему «обыденщины», которая засасывает лучших людей, превращая их в «заправских провинциальных обывателей», развил в своей книге «Очерки о Чехове» (1903) литературный критик Александр Сергеевич Глинка : по его мнению, тот «жизненный футляр», в который попал доктор Старцев, не оставил герою шансов для выбора :

    Достаточно жёсткую оценку «страдающе-ноющим интеллигентам господина Чехова» дал критик Евгений Александрович Ляцкий , который в рецензии журнала «Вестник Европы » назвал их «подлинными детищами „толстовско -катковской “ ложно-классической системы», не имеющими ни веры, ни идеалов. Сам рассказ показался критику растянутым и скучноватым; финал вызвал вопросы: радоваться ли за то, что Ионыч остался жить, или же сокрушаться из-за его судьбы? Кроме того, критик отметил недостаточную проработанность образов Ивана Петровича, Веры Иосифовны и их дочери, «личность» которой «намечена самыми общими штрихами» .

    Из более поздних отзывов выделяются заметки Александра Солженицына ; по мнению писателя, рассказ «Ионыч» - очень жизненный, с плотной динамикой. Характеризуя доктора Старцева как человека «с духовным ожирением», а Котика - как «самоуверенную провинциальную девицу», Солженицын задаётся вопросом: действительно ли автор не видел в России деятельных, толковых людей, или же это восприятие жизни возникло у Чехова под влиянием «вождей общества и предшествующих литераторов»? Особо выделяется эпизод, в котором доктор Старцев отправляется на кладбище :

    Эта же сцена произвела большое впечатление на писателя Руслана Киреева : по его мнению, в эпизоде несостоявшегося свидания Ионыча и Котика отразились переживания самого автора, знавшего о своей болезни, внутренне готовившегося к уходу и незадолго до этого побывавшего на русском кладбище в Ницце ; поэтичность описаний не самоцельна - в них содержится «одно из самых главных откровений Чехова, объясняющее - вероятно, с наиболее возможной для него полнотой - его, сугубо чеховское, отношение к смерти» .

    Художественные особенности

    Композиция

    Развивая сюжет, Чехов сохраняет ровный, сдержанный тон; ни один из героев не получает от автора каких бы то ни было оценок. В то же время за счёт повтора одних и тех же деталей писатель добивается «нарочитого сгущения красок»: это касается шуток Ивана Петровича; романов, читаемых гостям Верой Иосифовной; музицирования Котика; реплики лакея Павы, который, провожая визитёров, неизменно «становится в позу» и произносит: «Умри, несчастная!»

    Тот же повествовательный принцип (акцент на определённой детали) используется при разработке образа доктора Старцева. Эволюция героя показана через тонкости: сначала он ходит пешком, позже у него появляется пара лошадей, затем тройка с бубенцами и кучером Пантелеймоном; наконец, в финале Чехов рисует «внушительную картину», когда «кажется, что едет не человек, а языческий бог» .

    Герои

    Ионыч впервые посещает Туркиных праздничным весенним днём. Настроение молодого, доброжелательного, наивного земского врача приподнятое, и эта праздничность идёт изнутри, чувствуется в нём самом: герой упивается молодостью, весной, уютом в доме Туркиных и радостью от того, что после долгой работы ему, наконец, выпали часы отдыха .

    Пора влюблённости молодого доктора опять-таки выпадает на праздничный день. В душе́ героя «переливаются и играют томление, желание уединиться с Екатериной Ивановной, трепетное ожидание свидания». В то же время в атмосфере праздника звучат лёгкие, еле уловимые нотки увядания: Чехов напоминает о приближении осени, о ранних сумерках. Ночью, бродя в одиночестве по кладбищу, Дмитрий Ионович начинает терзаться сомнениями: «К чему приведёт этот роман? Что скажут товарищи, когда узнают?» Эта по-беликовски «опасливая оглядка» неожиданно пресекается меркантильными соображениями («А приданого они дадут, должно быть, немало» ) .

    Старцев, по утверждению Овсянико-Куликовского, вызывает неоднозначное впечатление: с одной стороны, он - «человек рутины», с другой - обладатель «просвещённого ума» :

    Екатерина Ивановна, по мнению литературоведа В. А. Михельсона, относится к светлым образам рассказа. Своим страстным желанием убежать из города С., свободолюбивыми исканиями она напоминает сестёр Прозоровых . Если рассматривать её музицирование в контексте времени, то можно обнаружить, что она, вероятно, тяготела к творчеству раннего Метнера , Скрябина и Рахманинова - композиторам, которые были непонятны ни доктору Старцеву, ни родителям девушки .

    Вернувшись домой после краха артистической карьеры, Екатерина Ивановна с теплотой вспоминает о Старцеве - человеке, которым она из-за юношеского эгоизма когда-то пренебрегла :

    История несостоявшейся любви строится, по замечанию чеховеда Владимира Катаева , так же, как в «Евгении Онегине »: вокруг двух признаний. Отличие заключается в том, что «вначале он признается ей в любви и не встречает взаимности, а спустя несколько лет она , поняв, что лучшего человека в её жизни не было, говорит ему о своей любви - и с тем же отрицательным результатом». Ещё одно сравнение - с комедией «Горе от ума » - литературовед приводит, когда поясняет, что Дмитрий Ионович, подобно Чацкому , влюбился в девушку из другого круга; при этом их разделяет не духовный, а «материальный барьер». Получив отказ, Старцев не отправился, как Чацкий, по свету, а по инерции остался жить в Дялиже .

    Город

    Немало страниц в исследованиях посвящено образу города С. Так, драму доктора Старцева литературовед В. П. Рынкевич напрямую связывает с «тотальным провинциализмом, исполнившим до краёв жизнь уездной и губернской России». Эта тема является сквозной в творчестве Чехова: она прослеживается и в письмах, посвящённых родному Таганрогу , и в таких произведениях, как «Огни », «Моя жизнь», «Человеке в футляре », «Невеста ». При этом, подчёркивает литературовед, Чехов ведёт речь не только о географическом, но и о духовном провинциализме - том, «от которого не убежишь на поезде» :

    Однако упрекать одну лишь среду в том, что она способствует перерождению личности, неправильно, убеждён Владимир Катаев. Духовный распад доктора Старцева связан со многими факторами: это и сила времени, и самопоглощённость, и неумение человека угадать то мгновение, которое «решает всю его дальнейшую судьбу» .

    Удивительная вещь — классика! Перечитывая произведения мастеров слова на новом этапе своей жизни, не перестаешь удивляться тому, что заново открывается в процессе чтения. Примером могут стать рассказы Чехова. Они дают возможность оценить нынешнее время, критерии, которыми определяются жизненные интересы, действия, когда материальные ценности берут верх над духовностью, когда ради наживы человек не жалеет даже себя самого. Особенно интересен в этом плане рассказ «Ионыч». Написан он в 90-е годы XIX века. В это десятилетие в творчестве Чехова все слышнее мотивы движения, перемен.

    Герои Чехова испытываются причастностью к жизни, своей способностью услышать время, понять вопросы времени, определяются качеством мечты и способами ее реализации. Но ведь все это проблемы и нашего времени. Поэтому подходы к изучению рассказа -Ионыч», пониманию сути главного героя могут быть разными. Если каждое художественное произведение мы оцениваем с позиции единства содержания и формы, то, говоря о содержании, можно поставить следующую цель: проследить, как человек, поднимаясь по ступеням вверх по лестнице материального благополучия, еще быстрее катится вниз к моральному опустошению; проследить, как меняется его отношение к людям; увидеть картины падения человека, чтобы не повторять его ошибок.

    События излагаются в хронологической последовательности, их разделяют незначительные сроки, но за эти маленькие промежутки времени происходят большие перемены в жизни и облике героя. Сюжет развивается тем быстрее, что фон (город С. и семейство Туркиных), на котором развертывается действие, остается совершенно неподвижным от начала до конца. Время идет, а жизнь в доме Туркиных стоит, как заколдованная, точно время минует их.

    Уже в первой главе настораживает замечание автора о главном герое, что он поддается общему увлечению, оценивая мастерство Котика. Кажется, ничто пока еще не предвещает краха, но это слово невольно обращает на себя внимание, как другие замечания автора: своих лошадей у него еще не было; «Когда еще я не пил слез из чаши бытия … » (строки из романса). Будут и лошади, притом тройка с бубенчиками, и кучер в бархатной жилетке, и будут слезы. Но это потом. А пока он молод, здоров, у него интересная работа, благородная цель — помогать страдальцам, служить народу. Он полон надежд, ожидания счастья, не чувствует усталости. Это то, что называют ароматом молодости. Хотя эпиграфом по всему повествованию лучше всего подойдут слова самого Ионыча: «Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся».

    Их скажет герой чуть позже, когда еще не потеряет способности давать честную оценку своим действиям. В рассказах Чехова часто встречаются интересные характеристики жизни: сонная, куцая, бескрылая, бесцветная. Думается, что все они точно выражают тот процесс, что происходил с молодым доктором. Если в 1 главе, которую можно назвать экспозицией, дается только намек, то во второй он уже жертва, хотя до гибели еще далеко. Сцена несостоявшегося свидания на кладбище дает понять, что иллюзия кончилась. «Я устал», — говорит он, и читателю становится грустно, обидно и жаль Старцева, который еще так недавно возвращался домой улыбаясь. Нам не хочется прощать ему ни его рассудительности, ни его солидности, и становится досадно, что он утратил прежнюю свежесть и непосредственность.

    Глава 3 — это новый и переломный момент в жизни доктора: начало заката его молодости и обозначившейся меркантильности, когда он думает не о любимой, а о приданом, когда предает юношескую мечту и идею, заложенную в его профессии («К тому же, если ты женишься на ней, < … > то ее родня заставит тебя бросить земскую службу и жить в городе … Ну, что ж? В городе, так в городе»). Автор обращает внимание и на то, как был одет Старцев («Одетый в чужой фрак и белый жесткий галстук, который как-то все топорщился и хотел сползти с воротничка, он в полночь сидел в клубе … »), Автор не щадит Старцева, потому что он больше не любит своего героя, вступившего в новую фазу своей жизни. Его слова о любви, сказанные Котику, совсем не сходились с мыслями о приданом, которые крутились в его голове, когда он нанес визит Туркиным, чтобы сделать предложение.

    Страдал Старцев после отказа Котика всего три дня: «Сердце его перестало беспокойно биться и, видимо, навсегда». Четыре последующих года (всего четыре!) принесли Старцеву большую практику, тройку лошадей с бубенчиками. Он не ходит среди людей, а ездит мимо них. В Пантелеймоне, как в зеркале, расплывчато отражается Старцев: чем больше (Пантелеймон) рос в ширину, тем печальнее вздыхал, — не то же ли происходило и со Старцевым?

    Только Старцев молчал, не вздыхал и не жаловался — жаловаться было некому и даже просто поговорить было не с кем. В гостях «Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт, и когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать, то он садился и ел молча, глядя в тарелку; и все, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо. Он чувствовал раздражение, волновался, но молчал».

    Каковы его новые развлечения, если от театра, концертов он уклонялся? Самым сильным, кроме карт, было развлечение, в которое он втянулся незаметно, это — по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой. Семь строк, — а какая картина нравственного падения человека! А каков запах денег! Здесь и горе, и страдание, и слезы, и тревоги, и надежды, и смерть. Он копит деньги, а не впечатления от жизни. Он не читает в них страницы человеческих судеб, он их считает. В этом полное отчуждение от людей. И это страшно. Что пока еще осталось от прежнего Старцева?

    Безусловно, ум, который выделяет его из числа обывателей; остались убеждения, но он их хоронил в глубине души; осталось трудолюбие, но оно теперь стимулировалось не благородными стремлениями, а интересами наживы, о чем он сам говорит так: «Днем нажива, а вечером клуб». Лечение сельских больных стало второстепенным, здесь он принимал спешно, а главное — городские больные, которые платят наличными. Осталась энергия, но она обратил ась в суету в погоне за наживой (каждое утро уезжал, а возвращался домой поздно ночью). Осталась способность наслаждаться. Но чем? В молодости — природой, беседами с Котиком, любовью к ней, позднее — удобствами, а теперь пороками: игрой в карты и стяжательством.

    Понимает ли Старцев, что с ним происходит? Дает ли отчет своим действиям? Пожалуй, да. Когда Котик, вернувшись из Москвы, стала говорить, что она неудачница, что жила иллюзиями, а у него настоящая работа, благородная цель в жизни, что она помнит, как он любил говорить о своей больнице, что это счастье — быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу, он вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас. Теперь уж точно навсегда.

    В последней главе автор показывает нам, насколько изменился Старцев не только внешне, но и внутренне. Он потерял всякое уважение к людям, он бесцеремонен, когда обходит дом, назначенный к торгам, когда кричит на пациентов и стучит палкой в пол. Десятиклассники хорошо понимают, зачем он купил два дома и присматривается к третьему.

    Но на вопрос, совместимы ли труд врача и коммерция в том виде, что показана через Ионыча, не все могут ответить, так как нынешние дети не видят минусов в таком союзе. А Чехов еще в 90-е годы XIX века заставлял думать об активной гражданской позиции, об ответственности человека за свой труд, профессию, место в жизни и обществе. Это хорошо понимал Горький и писал Чехову: «Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказиками — возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни … » Рассказ «Ионыч» актуален по всем статьям. Труд врача и нажива — понятия несовместимые.

    Так должно быть, хотя обратных примеров наша сегодняшняя жизнь дает много. Отсюда и равнодушие, доходящее до бездушия, черствость — до жестокости, грубость до хамства. В эпоху нынешних перемен можно увидеть все, и задача учителя состоит в том, чтобы ученики поняли и оценили не только героя, не только его принципы, но и соотнесли бы с тем, что встречается в жизни все чаше и чаще.

    Но при осмыслении рассказа «Ионыч» можно продумать и другой аспект, связанный с его художественным своеобразием, построив разговор на изучении времени. Категория времени может быть выделена даже как основная. Если ученик поймет движение времени, то все, что происходит со Старцевым, он тоже поймет.

    Итак, в рассказе использовано время в 10 лет. На поверхности ясно видно будто бы поступательное движение: молодой герой -возмужание — старость. А в глубине обратное движение: от живых реакций к омертвению, потере нормальных человеческих чувств.

    И заглавие предвосхищает финал. Повествование рассказа ведется в главе V, последней, в настоящем времени, а в главах
    I-IV — в прошедшем. Это композиционное построение тоже интересно, так как именно в главе V временной центр повествования. Здесь наиболее ярко выражено отношение автора к герою. В главах I-IV — экскурс в прошлое, где анализируется обстановка жизни и
    внутренние ресурсы доктора Старцева, которые привели его к Ионычу.

    В рассказе постоянно повторяются слова: еще, уже, прежде, теперь, повторяются ситуации, поступки, движения и мысли. Например, время оставляет свою печать на внешнем облике Веры Иосифовны; Иван Петрович совсем не меняется, он застыл и физически, и духовно. Более сложными оказались отношения со временем у Котика: меняется и ее внешность, и внутренний мир, произошла переоценка ценностей. Она смогла понять свою ординарность, но отношение ее к Старцеву прежнее: желаемое принимается за действительное.

    Почему наибольшему испытанию временем подвергается главный герой? Старцев не выдерживает испытания временем, не
    выдерживает проверки на сопротивляемость футлярной среде, хотя считает, что на обывателей не похож (глава IV: «Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но ни с кем не сходился близко. Обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его». И в конце главы IV — о семье Туркиных: «Все это раздражало Старцева. Садясь в коляску и глядя на темный дом и сад, которые были ему так миль! и дороги когда-то, он вспомнил все сразу — и романы Веры Иосифовны, и шумную игру Котика, и остроумие Ивана Петровича, и трагические позы Павы, и подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город).

    Имел ли он право на такое мнение в 1 главе? Да. В главе 1 отношение автора к происходящему совпадает с отношением Старцева. Он упоения в отношении к Туркиным не испытывает. У него есть свои идеалы, мечты. А вот в главе IV Старцев теряет это право, он только по инерции отличает себя. Он не видит изменений в себе. Он застывает во времени, как и каламбуры Ивана Петровича. Именно в этот период жизни проходит Старцев испытание на любовь. Из всего потока времени, отпущенного на жизнь Старцева (10 лет), автор выделяет два дня, страницы из глав 2-3, где он рассказывает о любви героя.

    Именно в эти два дня проявились те свойства натуры, которые могли бы вывести его из среды обывателей, и те, которые не смогли противостоять («Я не видел вас целую неделю, < … > а если бы вы знали, какое это страдание! < … > я не слышал вас так долго.»). Я страстно хочу, я жажду вашего голоса». «Она восхищала его своею свежестью, наивным выражением глаз и щек … она казалась ему очень умной … С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно … ». И в этой же главе чуть дальше: » … К лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать … делать глупости …

    К чему поведет этот роман? Что скажут товарищи, когда узнают?»). Когда человек начинает задавать подобные вопросы, значит, в отношениях что-то не так, как должно быть, если это любовь. И не удивляет финал главы 2: «Я устал … Ох, не надо бы полнеть!», Невелика глава, но как емко сказано о переменах в докторе Старцеве, об обозначившихся противоречиях. В главах 2-3 автором внимательно исследуется кульминационный момент, связанный с любовью героя, потому что для чеховских героев именно любовь часто становится испытанием на прочность, на звание личности. Любовь — это выход в мир, так как в любви человек становится внимательнее к жизни вообще. Так и влюбленного Старцева начинают волновать философские вопросы, состояние души. Он не только открывает мир, но и сам доступен миру. Но огонек гаснет.

    5 / 5. 1

    Огромное Вы делаете дело вашими маленькими рассказиками —возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумёртвой жизни — чёрт бы её побрал.
    М.Горький

    В рассказе «Ионыч» губернский город С. описывается всего несколькими фразами, из которых понятно, что это самый обычный город: в нём есть общедоступная библиотека, театр, клуб, городской сад с оркестром, кладбище и т.д. Для жителей города устраиваются любительские спектакли с благотворительными целями, балы, концерты. Но автора интересует не сам город, а жители, и даже не все городские обыватели, а только городская интеллигенция, к которой принадлежит главный герой рассказа — доктор Старцев.

    Местная интеллигенция описывается двумя способами: во-первых, ей даётся общая характеристика; во-вторых, подробно рисуются самые талантливые и образованные люди города — семья Туркиных. Общая характеристика даётся от лица автора. Изображая людей, среди которых живёт Старцев, писатель замечает: «...пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чём-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик и заводит такую философию, тупую и злую, что остаётся только рукой махнуть и отойти» (IV). Далее приводится пример этой примитивной «философии». Когда Старцев говорил, что человечество становится всё более гуманным и со временем будет обходиться без смертной казни, «обыватель глядел на него искоса и недоверчиво и спрашивал: "Значит, тогда всякий может резать на улице кого угодно?"» (IV). Мещанин даже не желает понимать, что смертная казнь никогда не останавливала убийц, а пожизненное заключение для преступника может быть потяжелее смертной казни, с моральной точки зрения.

    Семья Туркиных — гордость города С. — описывается в рассказе четыре раза: коротко в начале первой главки — от лица автора; потом подробнее — через восприятие Старцева, впервые попавшего к ним в дом; в четвёртой главке, через пять лет после первого визита, — снова через восприятие Старцева; а в самом финале — опять с точки зрения автора.

    На первый взгляд Туркины действительно отличаются от городских обывателей: Иван Петрович знает много анекдотов и любит пошутить, Вера Иосифовна сочиняет романы, Екатерина Ивановна играет на фортепьяно. Но близкое знакомство с этой семьёй благодаря непосредственному наблюдению «свежего» в городе человека (молодого земского врача) заставляет усомниться в «талантах» каждого из Туркиных. Остроумие Туркина-отца «весьма сомнительного свойства»: это какой-то «попугайский язык» со словами и оборотами, употребляемыми невпопад: «здравствуйте пожалуйста», «вы не имеете никакого римского права» и т.п. Романы Туркиной-матери — выдуманные истории о любви прекрасной молодой графини с прогрессивными убеждениями и странствующего художника. Фортепьянная игра Туркиной-дочери свидетельствует о хорошей технике и гибкости пальцев, но ведь в музыке важны выразительная мелодия, передача настроения и музыкального образа. Во время игры Котика в голове Старцева сложилось болезненное впечатление:«... с высокой горы сыплются камни, сыплются и всё сыплются...» (I). Первый вечер земского врача у Туркиных закончился обильным и вкусным ужином.

    Благодаря подробному описанию этого визита проясняется мысль автора: «талантливые» хозяева недалеко ушли от рядовых обывателей города С. Шутки Ивана Петровича не смешны и не имеют ничего общего с настоящим остроумием. Романы Веры Иосифовны слушать приятно и покойно, но они никак не обогащают, не заставляют читателя думать. Котик, которая, по её собственным словам, безумно любит, даже обожает музыку, совершенно не понимает этой самой музыки. Шутки, романы, музыкальные упражнения — всё это внешние отличия, а суть жизни Туркиных та же, что и у других городских мещан, — еда и безделие. Справедливости ради стоит сказать, что Екатерина Ивановна всё же мечтает о другой, интересной жизни, поэтому хочет ехать в Москву и серьёзно учиться музыке в консерватории. А в остальном Туркины, как и все обыватели в городе С., серьёзно «не делали ничего и не интересовались ничем» (IV). У них нет ни нужды, ни потребности работать, так как они и без труда живут припеваючи в собственном каменном доме с садом, рядом с губернатором. Когда Старцев спросил Веру Иосифовну, печатает ли она свои романы, то услышал красноречивый ответ: «Нет, я нигде не печатаю. Напишу и спрячу у себя в шкапу. Для чего печатать? Ведь мы имеем средства» (I).

    Второй вечер у Туркиных (через пять лет) производит ещё более удручающее впечатление. Он только в деталях отличается от первого: Вера Иосифовна постарела, Екатерина Ивановна из наивной, капризной барышни превратилась в красивую молодую женщину, мальчик-слуга Пава стал усатым молодцом. Во второй раз Старцев уже не церемонится с оценками. О романах Веры Иосифовны он отзывается, конечно про себя, очень решительно: «Бездарен, — думал он, — не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого» (IV). После, как всегда, шумной и продолжительной игры Екатерины Ивановны на фортепиано главный герой решил: «А хорошо, что я на ней не женился» (IV). Раздражённый Старцев уезжает, не дожидаясь обычного вкусного ужина, и в этот момент автор доверяет ему высказать одну из основных идей рассказа: «... если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город» (IV).

    Изображение города, то есть городского общества, выполняет в рассказе важную, но всё-таки не главную функцию. Главное для писателя — показать, как герой подчиняется «среде» (постепенно становится похожим на обычных городских обывателей) и сам превращается в яркого представителя этой «среды», воплощая в себе все её недостатки. Если в начале рассказа именно земский врач критически оценивает общество города С., то через пять с небольшим лет он признаётся Екатерине Ивановне: «День и ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днём нажива, а вечером клуб, общество картёжников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу» (IV). И именно этот умный, наблюдательный человек, занятый благородным делом—лечением больных, превращается в обывателя, ещё более отвратительного, чем Туркины. Старцев деградирует катастрофически быстро. Если раньше он по году не мог вырваться в город С., потому что с утра до вечера был занят с больными в земской больнице, то теперь работает ради денег, которые стали для него единственным жизненным интересом. Во время приема в больнице и в частной практике пациенты только раздражают его.

    Итак, на первый взгляд рассказ «Ионыч» написан на традиционную для русской литературы тему о том, как «среда заела свежего человека». «Свежий человек» в названном произведении — земский врач Старцев, но не только он: Екатерина Ивановна после возвращения из консерватории явно чувствует себя чужой и в родном доме, и в родном городе. «Среда» — это «интеллигентное» общество города С., в которое попадает главный герой и в котором в конце концов пропадает, то есть духовно погибает. Действительно, Старцев и Екатерина Ивановна несмогли противостоять обывательскому болоту. Земский доктор в начале рассказа отличался от городских мешан, а в конце стал таким же, как они. Он перестал быть для окружающих Дмитрием Ионовичем, «поляком надутым» (IV), чужим человеком с непонятными идеями о необходимости труда, о жестокости смертной казни, а стал для всех Ионычем, то есть совершенно своим среди губернских обывателей: теперь у него те же жизненные интересы, что и у них, — деньги, обжорство, карты. Правда, в Старцеве всё названное представлено в гипертрофированном виде, и поэтому он выглядит более отвратительным, чем обыкновенные мещане. Туркины со своими плоскими шутками, «недурственными» романами, гостеприимством, сердечной простотой, заботой друг о друге кажутся даже симпатичными людьми в сравнении с Ионычем, который теперь больше похож на «языческого идола» (V), чем на человека.

    Но почему общество города С. показано только в чёрных красках? Неужели жизнь русской провинции не имеет «светлых» сторон? Разве в губернском (большом) городе нет людей лучше, чем Туркины, настоящих интеллигентов, чья жизнь подчинена высокой идее и благородному труду? Наверное есть, но писатель выбрал предметом своего изображения жизнь героя, который не смог противостоять мещанской среде. Иными словами, Чехов написал свой рассказ о том, что обычно, хотя и не всегда бывает в жизни. В этом состоит отличие небольшого чеховского произведения от романов Веры Иосифовны Туркиной, которые длинно живописуют то, чего никогда не бывает в жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.