Что такое равенство дробей. Основное свойство дроби

Г.

Предмет Математика

Класс 5 – Б класс

Тема урока Равенство дробей

Тип урока Изучение нового материала

Цель урока: Формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы, формирование умения находить равные дроби, применять полученные знания при выполнении упражнений.

Задачи урока:

Образовательные: - ввести понятие равных дробей, основное свойство дроби;

Научить использовать основное свойство дроби;

Сформировать умение применять полученные знания при решении упражнений.

Развивающие: - развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

Развивать устную речь;

Воспитательные: - воспитывать умение высказывать свое мнение;

Воспитание умения участвовать в диалоге;

Формировать способность к позитивному сотрудничеству.

Дидактический материал: слайды с заданиями, карточки для практической работы.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

1.Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока. Желают соседу по парте удачи.

Пожелайте друг другу удачного урока.

Личностные:

самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний

Проверить усвоение рассмотренного ранее материала, подготовить к изучению нового материала

Отвечают на вопросы учителя.

Называют дроби, поправляют друг друга.

Решают устно задачи.

Отвечают на вопросы учителя.

Решают устно задачу.

Что это за выражение? (Слайд 1)

Назовите числитель

Назовите знаменатель

Какая часть круга закрашена? (Слайд 2)

Что означает знаменатель дроби?

Что означает числитель дроби?

Назовите дроби (Слайд 3)

Задача о мышонке и лисе: по рисунку найти части целого. (Слайд 4)

Задача на нахождение части
суток. (Слайд 5)

Найдите дробь от числа (Слайд 6)

Как же найти дробь от числа?

Задача о Гомере: на нахождение дроби от числа. (Слайд 7)

Познавательные:

обобщение знаний.

Логические:

Коммуникативные: инициативное сотрудничество.

3. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся

Дать возможность убедиться в успешности выполнения задания с натуральными числами, увидеть проблему при выполнении такого же задания с рациональными числами

Задает вопросы

Отвечают на вопросы учителя

Записывают тему урока: Равенство дробей

Формулируют цель урока: научиться находить равные дроби

Равны ли выражения? (Слайд 8)

Равны ли дроби 3/ и 4/8?

Как это выяснить?

Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Запишите в тетради число и тему урока

Какова цель нашего урока?

Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели.

Логические: формулирование проблемы.

Регулятивные: целеполагание.

  • 4. Открытие нового знания

Организует учебное исследование (практическая работа) для выделения понятия

Организует проверку выполнения практической работы и даёт учащимся самостоятельно сделать выводы о равенстве записанных дробей.

После выполнения практической работы

Закрашивают части двух фигур и записывают части целого в виде дробей.

Проверяют правильность выполнения практической работы по слайдам и сравнивают полученные дроби. Результат записывают в тетрадь.

Делают выводы: дроби равны.

Выполняют практические задания индивидуально по карточкам: закрасить указанную часть фигуры и записать эту часть в виде дроби (в каждом задании по 2 фигуры).

Проверим, правильно ли вы закрасили и записали свои дроби (Слайд 9-11).

Что вы можете сказать об этих двух дробях?

Запишите полученные результаты в тетрадь.

Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
логические -

анализ объектов с целью выделения признаков.

  • 5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Задаёт вопросы

Помогает сформулировать

основное свойство дроби

Сравнивают разные записи равных дробей, ищут закономерности.

Отвечают на поставленные вопросы.

Самостоятельно формулируют определение, записывают в тетради основное свойство дроби.

Записывают равные дроби.

Но если дроби равны, то почему они так по разному выглядят? (Слайд 12)

Что можно сделать с числителем и знаменателем первой дроби, чтобы получить вторую дробь, равную ей?

Как получить дробь, равную данной?

(Слайд 13)

Таким образом, любая дробь обладает свойством умножения или деления числителя и знаменателя на одно и то же число

(ОСНОВНОЕ СВОЙСТВО ДРОБИ)

Продолжи запись: 1/2 =2/4= …(Слайд 14)

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; логические -

анализ объектов с целью выделения признаков.

  • 6. Физминутка

Сделать перерыв в работе

Хлопают или приседают

Смотрят на слайд:если дробь записана верно , то хлопают руками над головой ; если дробь записана не верно , то приседают (Слайд 15)

6. Первичное закрепление

Выявляет пробелы первичного осмысления изученного материала.

Организует работу учащихся, консультирует.

Решают задачу

Решают задачу у доски.

№ 762 (в - з ),
764 (в – з),

Решение задачи о грядках (Слайд 16-18)

№ 762 (в - з ),
764 (в – з)
доказывают равенство дробей, используя основное свойство дроби.

Познавательные: выбор способа действий;

логические – подведение под понятие.

Познавательные: находить равные дроби.

  • 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Инициирует рефлексию учащихся по поводу их деятельности.

Осознают свою учебную деятельность на уроке, оценивают результаты своей деятельности и деятельности класса.

На листах с практич. заданием делают соответ. записи

Какую задачу мы ставили?

Удалось ли решить поставленную задачу?

Посмотрите на экран, найдите смайлик, соответствующий вашему настроению. (Слайд 22)

(Какую оценку вы бы себе поставили за урок?

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.

8. Домашнее задание

Даёт пояснения к домашнему заданию

Записывают домашнее задание в дневник.

Стр. 168-169 (до формулы 2), (Слайд 23 )

№ 762 (а,б ),
763 (а,б ),
764 (а, б)

Подробно разобрано основное свойство дроби , дана его формулировка, приведено доказательство и поясняющий пример. Также рассмотрено применение основного свойства дроби при сокращении дробей и приведении дробей к новому знаменателю.

Навигация по странице.

Основное свойство дроби – формулировка, доказательство и поясняющие примеры

Все обыкновенные дроби обладают одним очень важным свойством, которое называют основным свойством дроби. Сформулируем основное свойство дроби : если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится дробь, равная данной.

Запишем основное свойство дроби в буквенном виде: для натуральных чисел a , b и m справедливы равенства и .

Приведем доказательство основного свойства дроби . Равенства (a·m)·b=(b·m)·a и (a:m)·b=(b:m)·a справедливы в силу свойств умножения натуральных чисел и свойств деления натуральных чисел, тогда дроби и , а также и равны по определению (смотрите равные и неравные дроби).

Давайте рассмотрим пример, иллюстрирующий основное свойство дроби. Пусть у нас есть квадрат, разделенный на 9 «больших» квадратов, а каждый из этих «больших» квадратов разделен на 4 «маленьких» квадрата. Таким образом, можно также говорить, что исходный квадрат разделен на 4·9=36 «маленьких» квадратов. Закрасим 5 «больших» квадратов. При этом закрашенными окажутся 4·5=20 «маленьких» квадратов. Приведем рисунок, отвечающий нашему примеру.

Закрашенная часть составляет 5/9 исходного квадрата, или, что то же самое, 20/36 исходного квадрата, то есть, дроби 5/9 и 20/36 равны: или . Из этих равенств, а также из равенств 20=5·4 , 36=9·4 , 20:4=5 и 36:4=9 следует, что и .

Для закрепления разобранного материала рассмотрим решение примера.

Числитель и знаменатель некоторой обыкновенной дроби умножили на 62 , после чего числитель и знаменатель полученной дроби разделили на 2 . Равна ли полученная дробь исходной?

Умножение числителя и знаменателя дроби на любое натуральное число, в частности на 62 , дает дробь, которая в силу основного свойства дроби, равна исходной. Основное свойство дроби позволяет утверждать и то, что после деления числителя и знаменателя полученной дроби на 2 получится дробь, которая будет равна исходной дроби.

да, полученная дробь равна исходной.

Применение основного свойства дроби

Основное свойство дроби в основном применяется в двух случаях: во-первых, при приведении дробей к новому знаменателю, и, во-вторых, при сокращении дробей.

Приведение дроби к новому знаменателю – это замена исходной дроби равной ей дробью, но с большим числителем и знаменателем. Для приведения дроби к новому знаменателю и числитель, и знаменатель дроби умножается на некоторое натуральное число, при этом, согласно основному свойству дроби, получается дробь, равная исходной, но с другим числителем и знаменателем. Без приведения дробей к новому знаменателю не обойтись при выполнении действий с обыкновенными дробями.

Основное свойство дроби позволяет проводить сокращение дробей, и в результате переходить от исходной дроби к равной ей дроби, но с меньшим числителем и знаменателем. Сокращение дроби заключается в делении числителя и знаменателя исходной дроби на любой отличный от единицы положительный общий делитель числителя и знаменателя (если таких общих делителей нет, то исходная дробь несократима, то есть, не подлежит сокращению). В частности, деление на наибольший общий делитель приведет исходную дробь к несократимому виду.

www.cleverstudents.ru

Основное свойство дроби

Чтобы сравнить, сложить или вычесть обыкновенные дроби с разными знаменателями, их нужно вначале привести к одинаковому (одному) знаменателю.

Для этого число, от которого взята часть долями (количество долей числа определяет знаменатель), разбивается на большее число долей так, чтобы все знаменатели дробей были кратны между собой.

Например, нужно сравнить, сложить или вычесть дроби и. Рассмотрим на рисунке дробление на доли (1 разделили на 4 части и 1 разделили на 2 части), за целое принимается 1.

Разделив на 2 доли, получаем наглядное сравнение.

Значит, , так как в доли содержится 2 доли по Запишем: . По правилам арифметики: Выделим простые множители в числителе и знаменателе:

Приведенные рисунки позволяют вывести правило, называемое основным свойством дроби .

Правило. Числитель и знаменатель дроби можно умножать или делить на одно и то же натуральное число, от чего величина дроби не изменяется.

Если числитель новой дроби представить произведением (или частным) первой дроби и любого натурального числа, а знаменатель новой дроби - произведением (или частным) знаменателя первой дроби и того же числа, то новая дробь сохраняет при вычислении произведений (или частных) значение (величину) исходной дроби, поэтому между заданной и полученной дробью можно ставить знак равенства.

Можно записать основное свойство дроби при умножении числителя и знаменателя дроби на число:

Можно записать основное свойство дроби при делении числителя и знаменателя дроби на число:

Сокращение дробей

С помощью дробей одну и ту же часть целого предмета можно записать разными способами.

На рисунке закрашена половина круга

Таким образом, все эти дроби равны.

Дробь

Для удобства дополнительный множитель записывают на наклонной черте справа над дробью.

Вернёмся ещё раз к нашим дробям и запишем их в другом порядке.

Дробь, равную данной, можно получить, если числитель и знаменатель дроби одновременно разделить на одно и то же число, не равное нулю.

Такое преобразование дроби называют сокращением дроби .

Сокращение дроби обычно записывают следующим образом.

Числитель и знаменатель зачёркиваются чёрточками, и рядом с ними записываются результаты деления (частные) числителя и знаменателя на одно и то же число.

Число, на которое делили числитель и знаменатель, держим в уме.

В нашем примере мы сокращали (то есть делили и числитель, и знаменатель) дробь на двойку, которую держали в уме.

Сокращение дроби можно проводить последовательно.

Сформулируем основное свойство дроби.

Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю, то получится дробь, равная данной.

Запишем это свойство в виде буквенных выражений.

, где « a », « b » и « k » - натуральные числа.

Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Равенство дробей.

Равенство дробей.

Данная тема достаточно важна на основных свойствах дробей основана вся дальнейшая математика и алгебра. Рассмотренные свойства дробей, не смотря на свою важность очень просты.

Чтобы понять основные свойства дробей рассмотрим окружность.

На окружности видно, что 4 части или доли закрашены из восьми возможных. Запишем полученную дробь \(\frac \)

На следующей окружности видно, что закрашена одна часть из двух возможных. Запишем получившеюся дробь \(\frac \)

Если внимательно приглядимся, то увидим, что в первом случае, что во втором случае у нас закрашено половина круга, поэтому полученные дроби равны \(\frac = \frac \), то есть это одно и тоже число.

Как же это доказать математически? Очень просто, вспомним таблицу умножения и распишем первую дробь на множители.

Что мы сделали? Расписали числитель и знаменатель на множители \(\frac > >\), а потом разделили дроби \(\frac \cdot \color \). Четыре поделить на четыре это 1, а единица умноженное на любое число это и есть само число. То что мы проделали в приведенном примере называется сокращением дробей .

Посмотрим еще один пример и сократим дробь.

Мы опять расписали числитель и знаменатель на множители и одинаковый числа в числители и знаменатели сократили. То есть два деленное на два дало единицу, а единица умноженная на любое число дает тоже самое число.

Основное свойство дроби.

Отсюда следует основное свойство дроби:

Если и числитель, и знаменатель дроби умножить на одно и тоже число (кроме нуля), то величина дроби не изменится.

Также можно дроби числитель и знаменатель делить на одно и тоже число одновременно.
Рассмотрим пример:

Если и числитель, и знаменатель дроби делить на одно и тоже число (кроме нуля), то величина дроби не изменится.

Дроби у которых есть и в числители, и в знаменатели общие простые делители называются сократимыми дробями .

Пример сократимой дроби: \(\frac , \frac , \frac , \frac , …\)

Так же есть и несократимые дроби .

Несократимая дробь – это дробь у которые нет в числители и знаменатели общих простых делителей.

Пример несократимой дроби: \(\frac , \frac , \frac , \frac , …\)

Любое число можно представить в виде дроби, потому что любое число делиться на единицу, например:

Вопросы к теме:
Как вы думаете любую можно дробь сократить или нет?
Ответ: нет, бывают сократимые дроби и несократимые дроби.

Проверьте справедливо ли равенство: \(\frac = \frac \)?
Ответ: распишем дробь \(\frac = \frac = \frac \) , да справедливо.

Пример №1:
а) Найдите дробь со знаменателем 15, равную дроби \(\frac \) .
б) Найдите дробь с числителем 8, равную дроби \(\frac \) .

Решение:
а) Нам нужно чтобы в знаменателе стояло число 15. Сейчас в знаменателе число 3. На какое число нужно умножить цифру 3, чтобы получить 15? Вспомним таблицу умножения 3⋅5. Нам надо воспользоваться основным свойством дробей и умножить и числитель, и знаменатель дроби \(\frac \) на 5.

б) Нам нужно чтобы в числителе стояло число 8. Сейчас в числители стоит число 1. На какое число нужно умножить цифру 1, чтобы получить 8? Конечно, 1⋅8. Нам надо воспользоваться основным свойством дробей и умножить и числитель, и знаменатель дроби \(\frac \) на 8. Получим:

Пример №2:
Найдите несократимую дробь, равную дроби: а)\(\frac \), б) \(\frac \) .

Пример №3:
Запишите число в виде дроби: а) 13 б)123

Урок по теме равенство дробей, 5 класс, учебник Никольский С. М. и др.

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Напоминаем, что в соответствии с профстандартом педагога (утверждён Приказом Минтруда России), если у Вас нет соответствующего преподаваемому предмету образования, то Вам необходимо пройти профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности . Сделать это Вы можете дистанционно на сайте проекта «Инфоурок» и получить диплом с присвоением квалификации уже через 2 месяца!

Только сейчас действует СКИДКА 50% для всех педагогов на все 111 курсов профессиональной переподготовки! Доступна рассрочка с первым взносом всего 10%, при этом цена курса не увеличивается из-за использования рассрочки!

Карточка для практической работы.docx

Карточка 1

Карточка 2

Задание. Посмотрите на рисунки и сделайте вывод о равенстве дробей.

Подсказка 1. Какая часть кругов и квадратов закрашена?

Подсказка 1. Запишите дроби, обозначающие закрашенную часть каждой фигуры.

Подсказка 2. Сделайте вывод о равенстве полученных дробей.

Выбранный для просмотра документ Технологическая карта урока математики в 5 классе.docx

Технологическая карта урока математики в 5 классе

Тема урока: «Равенство дробей» (учебник «Математика 5», Никольский С. М., Потапов М. К. и др.)

Цели (задачи) урока:

познакомить учащихся с основным свойством дроби, показать его применение для сокращения дробей;

— учить сокращать дроби и определять несократимые;

— развивать умение применять математические знания для решения практических задач;

— воспитывать культуру поведения при групповой работе;

— воспитывать интерес к предмету.

— знать основное свойство дроби, определение сокращения дробей и несократимой дроби;

— уметь приводить дроби к новому знаменателю, сокращать дроби;

понимать смысл поставленной задачи; инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

— умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации;

— понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Тип урока, педагогическая технология

Изучение нового, технология проблемного диалога.

Доска, мел, компьютер с мультимедийным проектором, интерактивная доска, раздаточные материалы, ролик с физкультминуткой, листы самооценки

Опорные понятия, термины

Новые понятия и связи между ними

Сократимая дробь, несократимая дробь

Контроль, самоконтроль на уроке

Используемые методы, приёмы, формы

Универсальные учебные действия

I . Организационный момент.

Тетради вы получили на перемене, так как домашнее задание все выполнили и вопросов по нему не возникло.

Проявление доброжелательного внимания.

Проверка наличия учебных средств, рациональное размещение на парте

Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета к уроку.

Готовность учащихся к обучению, деятельности

II . Актуализация знаний

Давайте вспомним то, что мы изучали на прошлых уроках. Что мы изучали? (дроби)

1. Что записывается под чертой дроби?

2.Что он показывает?

3.Что записывается над чертой дроби?

4.Что он показывает?

5.Какое действие заменяет черта дроби?

6. Найти ¼ от 120.

(на сколько частей разделили целое)

(сколько таких частей взяли)

Тестовые задания, ответы даются с помощью сигналов разного цвета

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные : действие смыслообразования, мотивация учения

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Готовность к открытию нового

III . Постановка проблемы

Сейчас я предлагаю вам решить такую задачу-сказку. Проблемная задача

В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь, и было у него три сына. Вот как–то созвал он своих сыновей и говорит: “Сыночки вы мои милые, видно, пришло мне время уходить на покой. Собрал я вас, чтобы разделить между вами наследство, наше царство – государство. Да вот беда – учёные–то наши видно что–то напутали. Тебе, старший мой сын, отписано нашего государства, тебе, средний мой сын, — , а тебе, младшенький мой — ”. Возмутился младший сын: “За что меня–то обделили?” И рассорились братья меж собой. А царь издал указ “Кто сумеет ошибку найти и сынов моих помирить, того ждёт царская награда. ”

Ребята, а мы с вами можем помирить царя и его сыновей? Что для этого нам нужно выяснить?

Значит, чему, вероятно, мы будем учиться на сегодняшнем уроке?

И давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

Откройте свои тетради, подпишите в них число, классная работа и тему урока «Равенство дробей».

(Равны дроби или нет)

(Узнавать, равны дроби или нет)

формулирование цели урока

Постановка проблемы, формулировка цели, темы урока

IV . Планирование решения учебной задачи

А сейчас помогите мне составить план урока, то есть определить то, чем мы будем заниматься.

(1. Научиться определять, равны дроби или нет.

Регулятивные: планирование познавательной деятельности

Составление плана урока

Древняя китайская поговорка гласит: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю». И для того чтобы понять тему сегодняшнего урока, проведем практическую работу.

У каждого из вас на столе лежат карточки.

Возьмите карточку 1.

Поработаем с квадратом. Разделите квадрат на четыре равные части и закрасьте три из них. Какая часть

квадрата оказалась закрашенной?

Каждую четверть квадрата разделите на 4 части. На сколько частей теперь

А сколько таких частей в трех закрашенных четвертях квадрата?

Какая часть квадрата закрашена?

Что же вы можете сказать о дробях ¾ и 12/16?

Возьмите карточку 2 и ответьте на вопросы:

1. Какая часть от целого изображена и закрашена на рисунках? Подпишите под каждым кругом, какая его часть закрашена.

Что вы можете сказать об этих дробях?

Значит, одну и ту же часть можно записать по–разному.

Давайте внимательно посмотрим на эти дроби. Как можно из одной дроби получить другую, например, как из ¾ получить 12/16?

А как из 4/8 получить 2/4, ½?

Делаем вывод, формулируем правило:

Ребята, свойство, которое мы с вами сейчас сформулировали, очень важное и называется оно основным свойством дроби.

Запишите, пожалуйста, с доски правило и формулы.

a, b, c – натуральные. Обратите на это внимание, это очень важно, т. к. на 0 делить нельзя.

(умножить числитель и знаменатель на 4)

(поделить числитель и знаменатель на 2, на 4)

(При умножении и делении числителя и знаменателя дроби на одно и то же число (кроме 0) её величина не изменится .)

Познавательные: сравнение, обобщение, формулирование вывода

Выполнение практической работы. Формулировка основного свойства дроби

VI . Формирование способа действия

Представьте следующие дроби: в виде дроби со знаменателем 12.

Представьте следующие дроби: в виде дроби со знаменателем 3.

Письменно: замените дроби равными им дробями с меньшими знаменателями. Ребята, преобразование, которое мы с вами только что выполняли, называется сокращением дробей .

Запишите с экрана, что такое сокращение дроби.

Разделить числитель и знаменатель одной дроби на одно и то же число, значит сократить её.

Если числитель и знаменатель дроби не имеют общих простых делителей, то эта дробь называется несократимой.

Выполняют задания. Записывают в тетради, что такое сокращение дробей и что такое несократимая дробь

Регулятивные: коррекция действий и результатов

Первичное усвоение и применение основного свойства дроби, определения сокращения дробей, несократимой дроби

VII . Формирование новых знаний и способов действия

Давайте теперь вернёмся к плану нашего урока. Что мы уже сделали? Что ещё нужно сделать?

Отлично. Сейчас я предлагаю вам немножко поиграть.

Объединимся в две группы. Первая группа (I ряд) из всех предложенных дробей

выберет дроби, равные 1/2, а вторая группа (II ряд) — дроби, равные 1/3.

А теперь проверим, как вы справились с заданием.

Теперь вернёмся к сказочной задаче, которая вызвала у нас затруднения в начале урока. Скажите, теперь вы можете ответить на вопрос задачи: напутали ли что-то советники царя?

А сейчас ещё немного потренируемся. Возьмите в руки листочки с тренировочными упражнениями, внимательно прочтите задания и выполняйте их.

(Научились определять, равны ли дроби. Нужно потренироваться)

(Теперь можем. Наследство поделили поровну, т. к. представленные дроби равны)

Тренировочные упражнения на карточках

Работа с интерактивной доской. Работа в группах

Коммуникативные: определение целей и функций участников в группе; инициативное сотрудничество; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Применение и отработка новых знаний и способов действия

VIII . Подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание

Данная тема достаточно важна на основных свойствах дробей основана вся дальнейшая математика и алгебра. Рассмотренные свойства дробей, не смотря на свою важность очень просты.

Чтобы понять основные свойства дробей рассмотрим окружность.

На окружности видно, что 4 части или закрашены из восьми возможных. Запишем полученную дробь \(\frac{4}{8}\)

На следующей окружности видно, что закрашена одна часть из двух возможных. Запишем получившеюся дробь \(\frac{1}{2}\)

Если внимательно приглядимся, то увидим, что в первом случае, что во втором случае у нас закрашено половина круга, поэтому полученные дроби равны \(\frac{4}{8} = \frac{1}{2}\), то есть это одно и тоже число.

Как же это доказать математически? Очень просто, вспомним таблицу умножения и распишем первую дробь на множители.

\(\frac{4}{8} = \frac{1 \cdot \color{red} {4}}{2 \cdot \color{red} {4}} = \frac{1}{2} \cdot \color{red} {\frac{4}{4}} =\frac{1}{2} \cdot \color{red}{1} = \frac{1}{2}\)

Что мы сделали? Расписали числитель и знаменатель на множители \(\frac{1 \cdot \color{red} {4}}{2 \cdot \color{red} {4}}\), а потом разделили дроби \(\frac{1}{2} \cdot \color{red} {\frac{4}{4}}\). Четыре поделить на четыре это 1, а единица умноженное на любое число это и есть само число. То что мы проделали в приведенном примере называется сокращением дробей .

Посмотрим еще один пример и сократим дробь.

\(\frac{6}{10} = \frac{3 \cdot \color{red} {2}}{5 \cdot \color{red} {2}} = \frac{3}{5} \cdot \color{red} {\frac{2}{2}} =\frac{3}{5} \cdot \color{red}{1} = \frac{3}{5}\)

Мы опять расписали числитель и знаменатель на множители и одинаковый числа в числители и знаменатели сократили. То есть два деленное на два дало единицу, а единица умноженная на любое число дает тоже самое число.

Основное свойство дроби.

Отсюда следует основное свойство дроби:

Если и числитель, и знаменатель дроби умножить на одно и тоже число (кроме нуля), то величина дроби не изменится.

\(\bf \frac{a}{b} = \frac{a \cdot n}{b \cdot n}\)

Также можно дроби числитель и знаменатель делить на одно и тоже число одновременно.
Рассмотрим пример:

\(\frac{6}{8} = \frac{6 \div \color{red} {2}}{8 \div \color{red} {2}} = \frac{3}{4}\)

Если и числитель, и знаменатель дроби делить на одно и тоже число (кроме нуля), то величина дроби не изменится.

\(\bf \frac{a}{b} = \frac{a \div n}{b \div n}\)

Дроби у которых есть и в числители, и в знаменатели общие простые делители называются сократимыми дробями .

Пример сократимой дроби: \(\frac{2}{4}, \frac{6}{10}, \frac{9}{15}, \frac{10}{5}, …\)

Так же есть и несократимые дроби .

Несократимая дробь – это дробь у которые нет в числители и знаменатели общих простых делителей.

Пример несократимой дроби: \(\frac{1}{2}, \frac{3}{5}, \frac{5}{7}, \frac{13}{5}, …\)

Любое число можно представить в виде дроби, потому что любое число делиться на единицу, например:

\(7 = \frac{7}{1}\)

Вопросы к теме:
Как вы думаете любую можно дробь сократить или нет?
Ответ: нет, бывают сократимые дроби и несократимые дроби.

Проверьте справедливо ли равенство: \(\frac{7}{11} = \frac{14}{22}\)?
Ответ: распишем дробь \(\frac{14}{22} = \frac{7 \cdot 2}{11 \cdot 2} = \frac{7}{11}\) , да справедливо.

Пример №1:
а) Найдите дробь со знаменателем 15, равную дроби \(\frac{2}{3}\) .
б) Найдите дробь с числителем 8, равную дроби \(\frac{1}{5}\) .

Решение:
а) Нам нужно чтобы в знаменателе стояло число 15. Сейчас в знаменателе число 3. На какое число нужно умножить цифру 3, чтобы получить 15? Вспомним таблицу умножения 3⋅5. Нам надо воспользоваться основным свойством дробей и умножить и числитель, и знаменатель дроби \(\frac{2}{3}\) на 5.

\(\frac{2}{3} = \frac{2 \cdot 5}{3 \cdot 5} = \frac{10}{15}\)

б) Нам нужно чтобы в числителе стояло число 8. Сейчас в числители стоит число 1. На какое число нужно умножить цифру 1, чтобы получить 8? Конечно, 1⋅8. Нам надо воспользоваться основным свойством дробей и умножить и числитель, и знаменатель дроби \(\frac{1}{5}\) на 8. Получим:

\(\frac{1}{5} = \frac{1 \cdot 8}{5 \cdot 8} = \frac{8}{40}\)

Пример №2:
Найдите несократимую дробь, равную дроби: а)\(\frac{16}{36}\), б) \(\frac{10}{25}\) .

Решение:
а) \(\frac{16}{36} = \frac{4 \cdot 4}{9 \cdot 4} = \frac{4}{9}\)

б) \(\frac{10}{25} = \frac{2 \cdot 5}{5 \cdot 5} = \frac{2}{5}\)

Пример №3:
Запишите число в виде дроби: а) 13 б)123

Решение:
а) \(13 = \frac{13} {1}\)

б) \(123 = \frac{123} {1}\)

Равенство дробей

Для любой дроби можно указать сколько угодно ей равных дробей.

Например, или

Это можно объяснить так: если отрезок разделить пополам, а половину также пополам, то ясно, что половина отрезка равна двум его четвертям, т. е. Также можно показать, что половина равна трем шестым и т. д. (рис. 4.4).

Можно еще сказать, что дроби и определяют одно и то же число; записанное в разных формах. Дроби и так же определяют одно и то же число, записанное в разных формах, и т. д.

Если числитель и знаменатель дроби умножить на одно и то же натуральное число, то получится дробь, равная данной , т. е. выполняется равенство

Это свойство называют основным, свойством дроби . С его помощью можно получать дроби, равные данной дроби.

Например,

Равенство (1) можно записать и в обратном порядке:

В таком виде левая часть равенства есть дробь числитель и знаменатель которой имеют общий множитель n.

Если n > 1, то говорят, что можно дробь сократить на n и получить дробь . Говорят еще, что можно разделить числитель и знаменатель на общий множитель n.

Поэтому основное свойство дробей можно сформулировать по-другому:

Если числитель и знаменатель дроби имеют общий множитель, отличный от 1, то дробь можно сократить на этот множитель. При этом получится дробь, равная данной.

Пример. Сократить дроби

Если р-натуральное число, то справедливо равенство

Действительно,

Дробь называется несократимой , если ее числитель и знаменатель не имеют общих простых делителей.

Например, дроби несократимые дроби, так как числа 1 и 2, 3 и 4, б и 7, 11 и 8 не имеют общих простых делителей.

Для каждой дроби существует единственная равная ей несократимая дробь.

Например,

Левые части равенств-данные дроби, а правые равные им несократимые дроби.

Чтобы получить несократимую дробь, равную данной дроби, надо сократить данную дробь на наибольший общий делитель ее числителя и знаменателя. Часто наибольший общий делитель числителя и знаменателя указать трудно. В этом случае сокращение дроби выполняют постепенно.

Пример. Сократить дробь


Конспект урока Равенство дробей в 5 классе

в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

УМК «С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н.Н. Решетников, А. В. Шевкин»

учителя математики

БОУ г. Омска «Лицей № 149»

Спириной Веры Николаевны

Тема : Равенство дробей Тип урока : Урок первичного предъявления новых знаний
Планируемые результаты: Личностные (ЛР): -готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика. -выражение устойчивого учебно- познавательного интереса. Метапредметные (МПР) : Регулятивные 1.Ставить цель учебной деятельности на основе преобразования практической задачи в познавательную: Выполнять действия: -разграничения знания и незнания; -формулирования ответа на вопрос о содержании незнания; -формулирования цели по образцу под руководством учителя в проблемнойситуации. 2. Планировать пути достижения цели; 3.Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия; 4. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение. Познавательные 1.Анализировать и осмысливать текст задачи; 2. Давать определение понятиям; Коммуникативные 1 . Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; 2. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и в сотрудничестве с партнером. Предметные (ПР): -знать понятия: равные дроби, сократимые дроби, несократимые дроби, -формулировать и записывать с помощью букв основное свойство обыкновенной дроби, -преобразовывать обыкновенные дроби, сравнивать и упорядочивать их, - находить дробь, равную данной.

Цель урока: 1. Обеспечить усвоение понятий: равные дроби; основное свойство дроби. 2. Развить умение определять равные дроби, использовать основное свойство дроби, выполнять задания с использованием новых понятий; 3. Воспитание внимательности, наблюдательности, аккуратности.
Основные понятия: натуральное число, рациональное число, дробь, равные дроби, основное свойство дроби, сокращение дробей,
Межпредметные связи: биология, литература
Место урока в разделе : второй урок, глава 4: «Обыкновенные дроби» Всего часов 65
Оборудование: интерактивная доска SMART Board + учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, авторы С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н.Н. Решетников, А. В. Шевкин, М. Просвещение. 2012.

Этап

урока

К бабушке на дачу приехали внуки Ваня, Петя и Коля, чтобы помочь прополоть грядки. Грядки все ровненькие, совершенно одинаковые. Бабушка дала внукам задание:Ваня должен прополоть 4/6 грядки с морковью,Петя должен прополоть 6/9 грядки с луком,Коля должен прополоть 8/12 грядки с чесноком.Через час бабушка увидела результат. Какой?Работая в парах, покажите на рисунке (макет грядки) часть выполненной работы каждым внуком.1 ряд: Ваней2 ряд: Петей3 ряд: Колей

Что получили? Кто из внуков выполнил большую часть работы?Какую часть грядки прополол каждый внук?Какой вывод мы можем сделать?

Но если дроби равны, то почему они выглядят, как неравные, по разному?Как каждую представить в виде 2/3?Найдите НОД числителя и знаменателя каждой дроби

Что можно сделать с числителем и знаменателем каждой дроби?(записывает на слайде) Какие дроби получили?Деление числителя и знаменателя дроби на одно и то же число называют сокращением дробей. Можно ли дробь 2/3 снова сделать в виде разных числителя и знаменателя? Как?
Таким образом, любая дробь обладает свойством умножения или деления числителя и знаменателя на одно и то же число(ОСНОВНОЕ СВОЙСТВО ДРОБИ)Составьте основное свойство дроби, заполнив пробелы в тексте


Использованные источники и литература:
http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://zastroyka.biz/uploads/posts/2012-01/1326074803_6.jpg&imgrefurl=http://zastroyka.biz/dachnye-domiki/62-dachnyy-domik.html&h=413&w=500&sz=70&tbnid=ZQyK05o0M1NHuM:&tbnh=97&tbnw=118&zoom=1&usg=__jT6xMOoH6ufZsnbdZaE8VzvIctU=&docid=peVXU9NJz5rvZM&hl=ru&sa=X&ei=EOkUUZiuI6mj4gSFgIF4&sqi=2&ved=0CEQQ9QEwAA&dur=195
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.