Общий букварь - введение в методику обучения чтению. Запоминаем слоги Прилетела слияние с буквой л

    Структура слог-слияния (С+Г).

    Особенности произношения сливания двух звуков при произношении.

    Термин «слог-слияние». Этимология.

    Схема слог-слияния.

    Языковой материал:

    Слово со слог-слиянием.

    Слово со слог-слиянием.

    Повторение.

Согласные и гласные звуки.

План урока.

Цель урока: изучить понятие звук и понятие «Слог-слияние».

Задачи урока: 1) учить детей делать слого - звуковой анализ слова.

2) познакомить со слог-слиянием.

3) развивать речь .

Ход урока.

    Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Вы за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.

    Повторение.

На доске нарисовать схемы.

Что вы видите на доске?

А какие это схемы? Они похожи?

Как называется 1-я схема?

Что вы можете о ней сказать?

Из скольких слогов она состоит?

Какой слог в этой схеме ударный?

Как называется 2-я схема?

А из скольких звуков она состоит?

Мы можем что-то еще сказать об этой схеме?

А как называется 3-я схема?

Какой 1-й звук? Почему?

Какой 2-й звук? Почему?

Какой 3-й звук? Почему?

Какой 4-й звук? Почему?

Какой 5-й звук? Почему?

Вывесить две картинки (кошка и паук)

Посмотрите на картинки. Кто на них изображен?

Произнесите 1-е слово?

Сколько в этом слове слогов? Подставьте ладошку к подбородку и произнесите его.

Сколько слогов?

Какой 1-й слог?

Какой 2-й слог?

Позовем слово, чтобы узнать на какой слог падает ударение.

Подходит наша 1-я схема?

Почему?

А теперь послушаем, сколько звуков в этом слове. Послушайте, как это делаю я. (к-о-ш-к-а)

Повторим все вместе. Сколько звуков в этом слове?

Какой 1-й звук?

Какой 2-й звук?

Какой 3-й звук?

Какой 4-й звук?

Какой 5-й звук?

Посмотри, подходит ли эта схема ко 2-й схеме?

А теперь мы проверим, подходит ли это слово к 3-й схеме.

Произнесите это слово по звукам.

Какой 1-й звук?

а) Поется/Не поется

Можно ли его пропеть?

Попробуйте.

А какой он?

б) Способ образования звука

Что вы чувствуете?

в) Произношение

Какой 2-й звук этого слова?

Пропойте его.

Что вы почувствовали?

А что это было?

А рот был закрыт?

Мешали ли зубы?

А как был расположен язык?

Что мы узнали о звуке [о]?

Тогда как он называется?

В какой домик мы поселим этот звук?

Правильно. Теперь произнесем 3-й звук.

а) Поется/Не поется

Пропоем его. Можно ли его пропеть?

Почему?

б) Способ образования звука

А теперь, подставьте ладошку к горлу и произнесите его.

Что вы почувствовали?

в) Произношение

А теперь, подставьте одну ладошку к горлу, а другую ко рту. Что происходит?

Что мы слышим?

Значит, что участвует при образовании этого звука?

Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.

Свободно ли проходит струя воздуха?

А почему? Что ей мешает?

Какая возникает преграда?

Назовите 3 признака, которые мы определили.

Тогда как он называется?

В какой домик мы поселим этот звук?

Правильно. Произнесите 4-й звук в этом слове.

а) Поется/Не поется

Можно ли его пропеть?

Попробуйте.

А какой он?

б) Способ образования звука

А теперь подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.

Что вы чувствуете?

Правильно! А как же называется это дрожание?

в) Произношение

А теперь подставьте одну ладошку к горлышку, а вторую ко рту. Что происходит?

Правильно. Воздух проходит через рот, и мы слышим шум.

А что нам мешает при произношении?

Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.

Расскажите об этом звуке. Какой он?

Какие три признака этого звука вы знаете?

А эти признаки, признаки какого звука?

В какой домик мы поселим этот звук?

Выделите 5-й звук этого слова.

Пропойте его.

Можно ли пропеть этот звук?

Подставьте ладошку к горлу и произнесите этот звук.

Что вы почувствовали?

А что это было?

А теперь мы медленно и протяжно произнесем звук [о].

Как были расположены наши зубы?

А рот был закрыт?

Мешали ли зубы?

А как был расположен язык?

Что мы узнали о звуке [о]?

Какой звук [о]? Перечислите его признаки.

Тогда как он называется?

В какой домик мы поселим этот звук?

Теперь вспомним, какой 1-й звук в слове «кошка»?

Какой он?

Какой 2-й звук в этом слове?

Какой он?

Какой 3-й звук в этом слове?

Какой он?

Какой 4-й звук в этом слове?

Какой он?

Какой 5-й звук в этом слове?

Какой он?

Подходит ли нам 3-я схема?

Почему?

Правильно.

    Изучение нового материала.

1) Структура слог-слияния (С+Г) / 2) Особенности произношения сливания двух звуков при произношении.

Что вы можете сказать об этой схеме?

Из скольких звуков она состоит?

Произнесите, как мы говорим это слово?

Как мы произносим звук? По отдельности или вместе?

Мы произносим звук «па» и добавляем «ук».

Так как мы произносим звуки? Вместе?

Звуки [п] и [а] дружат друг с другом в этом слове и поэтому они произносятся слитно.

Какой 1-й звук?

Какой 2-й звук?

Итак, когда в слове 1-й звук согласный, а 2-й гласный – эти звуки дружат друг с другом и произносятся слитно.

3) Термин «слог-слияние».

При произношении эти 2 звука сливаются в один. И когда в слове слог состоит из согласного и следующего гласного звуков, этот слог мы будем называть слог-слиянием.

4) Схема слог-слияния.

Для обозначения этого слога люди придумали схему. И т.к. они дружат мы их поселим в один двухэтажный домик. Они будут жить в одном домике, но на разных этажах.

На первом этаже будет жить согласный звук, а на втором – гласный.

Каким цветом будет согласный звук?

А гласный?

Так какой 1-й слог?

Из каких звуков он состоит?

Как мы будем его называть?

Почему?

А какой 2-й звук в слове «паук»?

А как он произносится в этом слове?

Произнесите эти два звука.

Сливаются эти звуки или нет?

А как мы их произносим?

1-й слог какой?

А 2-й слог какой?

Итак, в словах встречаются слоги, где 1-й гласный, а 2-й –согласный звуки. Такой слог не сливается.

Эти звуки нам тоже нужно будет поселить в домик. Т.к. эти слоги не сливаются, значит они не дружат и поэтому они будут жить в разных домиках.

Каким цветом будет домик гласного звука?

А согласного?

А теперь составим полную схему слова «паук».

Из скольких слогов состоит схема слова «паук»?

Какой 1-й слог?

Почему?

Какой 2-й слог?

Почему?

А сейчас мы также разберем слово «кошка».

Что мы можем сказать о схеме слова «кошка»?

Из скольких слогов состоит это слово?

Произнесите слово так, как мы его говорим.

Как мы произносим звуки? По отдельности или вместе?

Мы произносим сначала звук «ко», добавляем к нему «ш», а затем «ка».

Так как мы произносим звуки, вместе?

Звуки [к] и [о] дружат и поэтому мы произносим их слитно.

Какой 1-й слог?

Какой 2-й слог?

Что мы можем сказать об этом слоге?

Правильно! И значит мы поселим их?

Молодцы!

Каким цветом мы покрасим комнату 1-го звука? Почему?

А какой 2-й звук этого слова?

Каким цветом мы его покрасим? Почему?

Какой 3-й звук этого слова?

Каким он произносится в этом слове?

Правильно! Значит где он будет жить?

- … подойди к доске и напиши схему этого слога.

Каким цветом мы покрасим его домик?

Какой 3-й слог в этом слове?

Как он произносится?

Какой 1-й звук в этом слоге?

А 2-й?

И значит этот слог?

Правильно!

Куда мы поселим эти 2 звука?

В какой домик?

Каким цветом мы его покрасим?

- … подойди к доске и напиши схему этого слога.

Из скольких слогов состоит схема слова «кошка»?

Какой 1-й слог?

Почему?

Какой 2-й слог?

Почему?

Какой 3-й слог?

Почему?

    Закрепление.

А сейчас послушайте загадку.

Ветви над рекой склонила,

В реку смотрится уныло.

(Ива)

Посчитайте, сколько в этом слове слогов?

Какой 1-й слог?

Какой 2-й слог?

Поставьте ударение в этом слове.

Какой слог ударный?

Из каких звуков состоит 1-й слог?

а) Поется/Не поется

Пропойте этот звук. Его можно пропеть?

б) Способ образования звука

А теперь подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.

Что вы чувствуете?

Значит, какой это звук?

в) Произношение

Определите, с помощью чего образуется этот звук.

Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.

Мешает ли нам что-нибудь при произношении?

Тогда какой это звук?

В какой домик мы его поселим?

- … подойди к доске и напиши схему этого звука.

Из каких звуков состоит 2-й слог?

Какой 1-й звук?

а) Поется/Не поется

Можно ли его пропеть?

Попробуйте.

б) Способ образования звука

А теперь подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.

Что вы чувствуете?

в) Произношение

А теперь подставьте одну ладошку к горлышку, а вторую ко рту. Что происходит?

А что нам мешает при произношении?

Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.

Какие три признака этого звука вы знаете?

А эти признаки, признаки какого звука?

Какой 2-й звук в этом слоге?

а) Поется/Не поется

Можно ли его пропеть?

б) Способ образования звука

Определите, какой это звук. Подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.

Что вы чувствуете?

в) Произношение

А теперь определите, с помощью чего он образован.

Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.

Мешает ли нам что-то при произношении?

Значит какой он?

А теперь назовите 2-й слог слова «ива».

- … подойди к доске и напиши схему этого слова.

    Рефлексия.

Что нового мы сегодня с вами узнали?

Когда это происходит?

Как слог-слияние обозначается на схеме?

30.04.2013 46976 0

Урок 10. гласные и согласные звуки.
слияние согласного звука с гласным

Цели : дать учащимся представление о гласных и согласных звуках; познакомить со слиянием согласного звука с гласным; развивать умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение; развивать речь учащихся.

Оборудование : учебник; картинка с изображением аиста.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока .

II. Актуализация опорных знаний .

Вопрос :

– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений .)

■ Развитие связной речи учащихся.

Работа по учебнику: с. 16–17.

Вопросы :

– Что вы видите на картинке?

– Что делают дети?

– Что делают взрослые?

– Каких животных видите? Что они делают?

– Какое время суток изображено на картинке? Почему так думаете?

Физкультминутка

III. Формирование новых знаний, умений и навыков .

На доску учитель вывешивает рисунок с изображением аиста.

1. Звуко-буквенный анализ слова аист .

Беседа с учащимися по вопросам :

– Давайте произнесем слово аист хором.

– Запишем схему этого слова:

– Сколько слогов в этом слове? (Два.)

– Произнесите первый слог. Сколько звуков вы слышите?

Учащиеся протяжно произносят несколько раз первый слог и делают вывод , что он состоит из одного звука.

– Произнесите второй слог. (-ист.)

– Сколько в нем звуков? (Три.)

– Произнесем этот слог протяжно, замедленно. (иииссст.)

– Какой первый звук? (иии.)

– Какой второй? (ссс.)

– Какой третий? (т.)

– Сколько же всего звуков в слове? (Четыре.)

– Сколько в первом слоге? (Один.)

– Сколько во втором? (Три.)

Слово учителя. Каждый звук обозначаем клеточкой. Клеточки располагаются одна за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяем один слог от другого.

– Какой слог ударный? (Первый .)

2. Представление о гласных и согласных звуках.

Учитель . Произнесите слово аист .

– Как вы думаете, чем отличается первый звук слова от последнего?

Варианты ответов детей.

– При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при произнесении же звука [т] преграда есть – язык и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, поются, – называются гласными .

Те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через преграду, называются согласными .

Постановка целей и задач урока.

● Работа со схемами.

Слово учителя. Для того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их красным цветом.

На наборном полотне выставляются два красных квадратика – обозначение гласных звуков [a] и [и] – и добавляются к ним два белых квадратика – обозначение согласных звуков [с] и [т].

Физкультминутка

3. Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным.

Вопросы по картинке: с. 16–17.

– Какое дерево склонилось над прудом? (Ива.)

– Произнесите первый звук. ([и].)

– Что можете о нем сказать? (Он гласный.)

– Посчитайте, сколько слогов в слове ива ? (Два.)

– Произнесите второй слог. (-ва.)

– Сколько звуков вы слышите в этом слоге? (Два.)

– Какой гласный? (Звук [a].)

Слово учителя. В слоге -ва два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких (даже мельчайших) остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так:

При таком изображении видно, что в слоге -ва два звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием .

Примечание . Аналогичная работа проводится со словом осы .

Физкультминутка

IV. Закрепление пройденного материала .

Работа по учебнику: с. 16.

1) Анализ слова куры .

Вопрос ы и задания :

– Кто это? (Куры.)

– Сколько слогов в слове куры ? (Два.)

– Произнесем каждый слог протяжно. Сколько гласный звуков услышали? (Два.) Назовите их.

– Произнесите первый слог. (Ку-.)

– Что можете о нем сказать? .)

– Произнесите второй слог. (-ры.)

– Что можете сказать о нем? (Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным .)

– Составим схему данного слова:

– Поставьте ударение. (Ударение падает на первый слог.)

– Произнесите слово целиком с ударением на первом слоге.

2) Аналогичная работа проводится со словом гуси .

Вопрос :

– Почему у слов куры и гуси одинаковые схемы? (Оба слова состоят из двух слогов-слияний, ударение падает на первый слог.)

3) Слого-звуковой разбор слова голуби (с опорой на схему).

Вопрос и задание:

– Сравните схему этого слова со схемами предыдущих слов. Укажите их сходство и различие. (Сходство : все слоги – слияния; ударение падает на первый слог. Различие : в словах куры и гуси два слога, а в слове голуби – три.)

V. Итог урока. Рефлексия .

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо за урок.

Обучение чтению детей – процесс непростой и не быстрый. Когда начинать, родители решают самостоятельно для своего ребенка, и каким образом это делать – тоже. Но существуют методики и пособия, помогающие в этом вопросе. Слоговые таблицы для быстрого чтения дают возможность ребенку легко перейти от стадии изучения отдельных букв к непосредственному чтению по слогам.

Многие родители и педагоги, попробовавшие занятия с ребенком по слоговым таблицам, довольны результатами. Но чтобы понять, насколько этот инструмент полезен, важно разобраться как его применять, и какие существуют особенности такого обучения.

Что представляет собой слоговая таблица

Слоговая таблица скоростного чтения для детей – это столбцы гласных букв и ряды согласных, которые при пересечении создают слоги. На строчке с согласной буквой «Н» получились слоги со всеми гласными буквами: «на», «но», «ну» и т.д. Ребенку гласные «поющие» буквы даются гораздо легче, чем согласные. Поэтому выучив одну из них, например, букву «Н», малыш легко сможет прочитать все слоги, которые можно с ней составить.

Далее можно переходить к следующей согласной букве и подставлять к ней гласные. Обучение будет проходить легко, ведь табличка наглядная и простая к запоминанию. Для удобства ребенка гласные буквы обозначены красным цветом, а согласные – синим. Ведь цветовое восприятие ребенка тоже будет полезным при изучении слогов и правил чтения.

Во время занятия ребенок обязательно заметит, что в некоторых ячейках стоит прочерк вместо слога. Важно объяснить ему, что такого сочетания букв, как при пересечении столбца и строчки, не бывает. Например, «ЖЫ» никогда не употребляется, после шипящей согласной всегда ставится гласная «И».

Елена, мама шестилетней Вари: «Я принципиально не учила дочь раннему чтению, как это делали многие знакомые. И хотя мне все вокруг говорили, что потом будет сложнее, что надо начинать пораньше, я решила дать ребенку возможность больше играть а не учиться. А в 5 лет мы начали учиться читать по слоговым таблицам. Варя выучила буквы за несколько недель, потом за пару занятий по таблицам научилась проговаривать целые слоги, и сейчас читает на уровне первоклашек совершенно самостоятельно» .

Как правильно и эффективно пользоваться таблицей

Многие родители, решившись попробовать обучение чтению при помощи слоговых таблиц, интересуются, как пользоваться этим инструментом, и сколько раз в день нужно заниматься с ребенком. Обучение делится на этапы:

  1. Изучение букв.
  2. Складывание их в слоги на пересечении строк и столбцов таблицы.
  3. Чтение слогов, образованных от одной согласной, то есть все слоги из одной строчки.
  4. Распечатка таблицы и вырезание отдельных слогов на карточках.
  5. Чтение слогов вразброс с разных карточек.
  6. Соединение нескольких слогов в простые слова.

Периодичность и длительность занятия зависят от возраста ребенка. Некоторые родители предпочитают раннее обучение, когда ребенку исполнилось 3 или 4 года, но делают это больше для себя, чем для него. Оптимальный возраст для обучения чтению 5-6 лет, когда начинается подготовка к школе. Тогда заниматься можно дважды в день по 10-15 минут утром и вечером.

А У О Ы И Е Я Ё Ю Э Ь
Н НА НУ НО НЫ НИ НЕ НЯ НЁ НЮ НЭ НЬ
М МА МУ МО МЫ МИ МЕ МЯ МЁ МЮ МЭ МЬ
Т ТА ТУ ТО ТЫ ТИ ТЕ ТЯ ТЁ ТЮ ТЭ МЬ
К КА КУ КО - КИ КЕ - КЁ - КЭ КЬ
Х ХА ХУ ХО - ХИ ХЕ - - - ХЭ ХЬ
Б БА БУ БО БЫ БИ БЕ БЯ БЁ БЮ БЭ БЬ
В ВА ВУ ВО ВЫ ВИ ВЕ ВЯ ВЁ ВЮ ВЭ ВЬ
Г ГА ГУ ГО - ГИ ГЕ - ГЁ - ГЭ ГЬ
Д ДА ДУ ДО ДЫ ДИ ДЕ ДЯ ДЁ ДЮ ДЭ ДЬ
Ж ЖА ЖУ ЖО - ЖИ ЖЕ - ЖЁ - - ЖЬ
З ЗА ЗУ ЗО ЗЫ ЗИ ЗЕ ЗЯ ЗЁ ЗЮ ЗЭ ЗЬ
Л ЛА ЛУ ЛО ЛЫ ЛИ ЛЕ ЛЯ ЛЁ ЛЮ ЛЭ ЛЬ
П ПА ПУ ПО ПЫ ПИ ПЕ ПЯ ПЁ ПЮ ПЭ ПЬ
Р РА РУ РО РЫ РИ РЕ РЯ РЁ РЮ РЭ РЬ


Польза и результаты обучения

Как сказал однажды выдающийся педагог-новатор и писатель Василий Сухомлинский: «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».

Таблицы скоростного чтения обладают множеством преимуществ для обучения детей. К ним можно отнести не только умение читать весь слог, а не его отдельные буквы, но и способность ориентироваться в таблице и быстро находить нужные слоги. Самый сложный этап в обучении чтению – преодолеть барьер между изучением всех букв и умением читать их слитно, а не по отдельности. Использование таблицы поможет перескочить этот этап.

С первого дня обучения при помощи таблиц ребенок будет иметь понятие, что такое открытый слог, как он формируется и как читается. Регулярные занятия помогут за короткий период освоить навык, и уже в скором времени можно переходить с ребенком на чтение первых книжек по слогам.

Обучающее видео

Обучение грамоте как особая ступень выступает в качестве введения ученика в систематическое изучение курса русского языка. Именно в этот период ученики обращаются к звуковому, фонетическому устройству слова.

Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты письменной речи.

Д.Б. Эльконин подчеркивал: “От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамотности, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии” .

То, что часто кажется элементарным взрослому, не всегда доступно ребенку. Усвоение новых фонетических понятий осуществляется чаще всего на уровне первичного и общего представления. Поэтому, обучая ребенка грамоте, заметную помощь оказывает применяемая в ходе игровой учебной деятельности опорная наглядность. Это зрительные образы – символы “звуковых человечков”.

Внешний вид каждого их них логически связан с определенными характерными звуковыми свойствами. Зрительные символы “звуковых человечков” быстро запоминаются, однозначно ассоциируются, помогают усвоить необходимые фонетические сведения, легко сопоставляются с буквами – значками русского алфавита, которые могут менять свой облик – одежду “платьица”:

Зрительные образы гласных “звуковых человечков” в первую очередь помогают отрабатывать их артикуляцию, так как в основе письменных форм речи лежит позиционный принцип, и мы, обучая ребенка, учим ориентироваться прежде всего на гласный звук.

Ведь именно на этом в последствии мы будем строить прием орфографического проговаривания артикуляционными единицами:

  1. слияние (согласный + гласный)
  2. примыкание (звуки вне слияния)

Гласные звуки (фонемы) имеют круглую форму – они как “горошки” свободно проходят через все преграды речевого аппарата; они красного цвета – как фундамент (кирпичики) звукобуквенного домика “Азбуки”, ведь их главная роль, как магнитиком, прочно удерживать согласный в слиянии и слоге. Красный цвет - главный! (Красная площадь - главная площадь страны из красных кирпичиков)

(Красный гласный звук – красивый, певучий, притягивает к себе другие звуки).

У каждого гласного “звукового человечка” красный “говорящий рот”, по которому мы легко угадываем его звук – песенку.

Звук “И” - волшебный, у него есть зеленый цвет Волшебника Изумрудного города, он очень добрый, всегда улыбается, в слиянии с согласным возвращает его в детство - волшебный, мир сказки, делает добрым, маленьким, нежным, мягким.

Согласные звуки имеют квадратную форму, потому что своими уголками цепляются за рот, зубы, нёбо, язык, губы – встречают преграду.

Они разного размера и цвета.

Большие – синие (строгие, холодные как льдинки) – твердые ;

Маленькие – зеленые (добрые, нежные, как травка весной) – мягкие ;

С колокольчиками звонкие ;

В шляпке глухие .

Рассказывая детям “Сказку по Й” А. Шибаева знакомим с “йотиком” - который очень хотел быть и гласным - как волшебный “И”, и согласным. Поэтому его круглая форма напоминает форму гласных, а цвет весь зеленый – волшебный, как у согласных, обозначающих мягкие звуки, вверху особые “рожки”, которыми он цепляется при прохождении речевого аппарата, и поэтому мы его все-таки соотносим с группой согласных звуков. Он сильно визжит, хочет протянуть свою песенку. Голос у него звонкий, почти как у гласной “И” -но ничего не получается, он быстро обрывается и поэтому соответствующую ему букву так и назвали И- краткое.

рис. 12 а, б

Буквы, не имеющие звуков “Ъ” и “Ь”, представлены как пустые сосуды – прозрачные, но со вспомогательными рисунками.

Когда звуки отворачиваются, то по их “спинкам” - цвету мы можем рассказать, где гласные – где согласные, где согласные твердые – где согласные мягкие.

По мере знакомства с новыми согласными звуками дети легко сами выбирают и определяют их образы.

Следующие таблицы показывают образование артикуляционных единиц: слияние, примыкание.

Хитрые гласные (двойные) второго разряда представлены особо.

Рассказывая сказку об их хитростях, на “звуковых человечках” наглядно демонстрируем (закрываем), как убегает “Йотик” и остается один звук.

Позже закрепим с детьми, в слиянии хитрые гласные обозначают 1 звук, а в примыкании 2 звука.

Если видим А, О, Э, У, Ы

Звуки слышим твердо мы!

Если вижу Е, Ё, И, Ю, Я

Звуки слышу мягко я.

На место звука ставим ее графический знак – букву и, ориентируясь на букву, и “говорящий ротик” соответствующего знака начинаем читать.

Одновременно по мере изучения все буквы заселяем в звукобуквенный (динамический) домик “Азбуки”.

В фундаменте два этажа. 1 этаж – гласные 1 ряда (они обозначают твердость согласного звука в слиянии). 2 этаж – гласные 2 ряда (они обозначают мягкость согласного звука в слиянии).

Хитрые Е, Ё, Ю, Я, волшебная И имеют особые зеленые пометы, которые помогают детям вспомнить об их “секретах”.

Выше на синих и желтых этажах живут согласные буквы. На синих – звонкие с колокольчиком (такие как сосульки, весенние ручейки, железный дровосек), на желтых – глухие со шляпкой (деревянные, как Буратино, соломенные, как Страшила”).

Особо живут парные согласные по звонкости – глухости. Окна спаренные.

В каждом окне буквы вывесили свои звуковые (цветные) шторы – зеленого, синего цвета, или только зеленые, или только синие (указывающие на характеристические свойства твердости и мягкости).

Буквы не обозначающие звуков Ь, Ъ живут на крыше. У каждого своя труба. У “Ъ” - труба с синей обводкой. У “Ь” - труба с зеленой обводкой.

Познакомив детей со слиянием и примыканием, закрепляем чтение артикуляционных единиц через разнообразные виды работы с кубиками.

Постепенно в курсе изучения русского языка вводи “Сигналы орфографии”.

Эта же цветовая гамма и сигналы орфографии используются в схеме “Ошибкоопасных мест русского языка”

Идея таблицы заимствована из “схемы минного поля” Т.В. Шкляровой “Как научить Вашего ребенка писать без ошибок” (пособие для родителей)

Таблицы из сборника орфограмм уточняют и помогают закреплять в зрительной памяти школьников законы русского правописания.

Использование зрительных символов (знаков), опорных схем и представленной наглядности:

    • улучшает восприятие звуков речи;
    • способствует нормализации произношения;
    • обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза;
    • совершенствует внимание и память; тренирует мышление;
    • повышает готовность к обучению чтения и письма;
    • предупреждает об ошибкоопасных местах в слове;
    • развивает орфографическую зоркость;
    • активизируют умственную деятельность;
    • помогают сделать первый доступный и уверенный шаг на пути к усвоению письменной речи (чтения и письма)
    • предупреждают смешение понятий звуков и букв.
    • помогают усвоить:
  1. что между отличными двумя явлениями – звуками и буквами существуют определенные связи и зависимости;
  2. что звуки не совпадают с их буквенными обозначениями и могут передаваться различными буквами, и в то же время одна и та же буква может служить способом графического обозначения разных звуков;
  3. что многие существенные свойства (характерные качества) отдельных звуков графически передаются не одной, а несколькими буквами, помогают систематизировать фонетические и фонологические знания учащихся

Обучение ребенка чтению. Запоминаем слоги. Обучение чтению слога. Слияние букв в слоги. Слогослияние. Как научить ребенка читать слоги. Переход от буквы к слогу.

В настоящее время рынок детской учебной литературы наполнен разнообразными азбуками и букварями для дошкольников. К сожалению, многие авторы не дают методических указаний по способам обучения чтению. Первые страницы пособий знакомят детей с некоторыми буквами, затем родителям предлагается совместное с детьми выполнение заданий типа "сложи слоги с буквой А и прочитай их", "составь, запиши и прочитай слоги", а иногда и не имеют таких пояснений, а просто на страницах для чтения появляются слоги. Но как ребенку прочитать слог?

Так, Н. С. Жукова в своем "Букваре" иллюстрирует слияние согласного и гласного с помощью "бегущего человечка". Предлагает показать карандашом (указкой) первую букву, передвигая карандаш (указку) ко второй букве, соединять их "дорожкой", при этом тянуть первую букву до тех пор, пока "ты с человечком не добежишь по дорожке до второй буквы". Вторую букву нужно прочитать так, чтобы "дорожка не разорвалась".

Еще один способ облегчения слогослияния находим к книге Ю. В. Тумалановой "Обучение детей 5-6 лет чтению". В методической части книги предложены разные варианты сопровождения слогослияния:

Взрослый держит в руках одну букву, ребенок читает, одновременно издалека подносится другая буква, а первая "падает", ребенок же переходит к чтению новой буквы,

Взрослый держит в руках буквы, одну высоко, другую ниже, ребенок начинает читать верхнюю букву, медленно приближаясь к нижней, и переходит на чтение нижней,

Взрослый держит в руках карточку, где написаны буквы с обеих сторон, ребенок читает букву на одной стороне, взрослый переворачивает карточку другой стороной, ребенок продолжает читать.

На страницах, предназначенных для работы с ребенком, видим следующие оригинальные изображения слогов:


Изложенные выше приемы относятся к звуковому аналитико-синтетическому методу обучения чтению. "Буква И после согласного обозначает его мягкость, значит, в сочетании ВИ буква В обозначает мягкий звук. Получается ВИ". Примерно так выглядит цепочка умозаключения при чтении слога посредством звуко-буквенного анализа. А какая же будет цепочка при чтении, например, слова КРОКОДИЛЫ? Может ли ребенок легко освоить чтение таким "длинным" способом? Да, есть дети даже младшего дошкольного возраста, которые благодаря высокой организации аналитико-синтетического мышления способны успешно освоить чтение таким образом. Но для большинства детей этот способ слишком трудный. Он не соответствует возрастной организации познавательной деятельности. Даже при использовании вспомогательных приемов, изложенных выше, чтение по звуковому аналитико-синтетическому методу дети пока еще освоить не могут, или же формирование навыка чтения происходит трудно, теряется интерес к занятиям, формируются психологические проблемы (заниженная самооценка, протестные реакции, замедление развития познавательных процессов, свойственных данному возрасту).

Попробуйте прочитать любое предложение и при этом понаблюдайте, как из букв получаются слова. Вы просто по памяти воспроизводите разные типы слогов и осмысливаете их комбинации! Именно припоминание помогает нам читать быстро, минуя этап построения цепочек умозаключений о звуко-буквенном составе слова.

Исходя из этого, можно понять, что проще для ребенка научиться читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний. Наиболее успешным такой способ обучения чтению будет для детей старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте наиболее активно развивается и совершенствуется память, все ее виды (слуховая, зрительная, память "на движения", комбинированная, смысловая и др.) и процессы (запоминание, хранение и воспроизведение информации).

Заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв:

Многократное называние слога взрослым;
- поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием;
- самостоятельное называние - "чтение" слога.

Конечно, ребенку должно быть интересно заниматься. При ознакомлении ребенка со слогами можно использовать короткие сказки, составленные по одному и тому же принципу: согласная буква, путешествуя, встречает на своем пути гласные буквы все по очереди, они в паре поют "песенки" - слоги. Согласная буква может "отправиться в лес за грибами", может "кататься на лифте", может "ходить в гости к подружкам - гласным буквам" и еще многое другое, на что способна ваша фантазия. Можно изготовить большие вырезанные из цветного картона буквы с лицами и ручками, тогда гласная и согласная буквы еще и "за ручки берутся и поют вместе песенку" (слог). Не думайте, что вам придется сочинять такие сказки для каждой согласной буквы. Ребенок вскоре сам сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть даже новые слоги по аналогии с теми, чтение которых он уже освоил.

Порядок ознакомления со слогами не принципиален, его определит та азбука, которую вы выберите для обучения чтению ребенка. Некоторые азбуки задают последовательность изучения согласно частотности употребления букв в языке, другие в соответствии с последовательностью формирования звуков у детей, третьи - по замыслу авторов пособий.

После первичного ознакомления ребенка со слогами, которые можно составить с помощью согласного, нужно создавать ситуации, где ребенок будет искать заданный взрослым слог. Напишите слоги на отдельных листочках, разложите перед ребенком:

Попросите привезти на грузовике "кирпичик" КА, или КО, или КУ и т. д.;

- "превратите" листочки со слогами в конфетки, угостите куклу "конфеткой" КИ, или КЕ, или КО и т. д.;

Поиграйте "в почтальона" - разносите "письма"-слоги членам вашей семьи, например: "Отнеси бабушке КУ", "Для папы отнеси письмо ПЕ" и т. д.;

Разложите слоги на полу, "превратите" ребенка в самолетик, командуйте, на какой аэродром приземлиться.

Искать заданный слог можно и на страницах азбуки или букваря. При этом игровая ситуация может выглядеть как обучение любимой игрушки чтению ("Покажи Буратино слог ПУ!", а сразу после показа - "Скажи ему, какой это слог").

Можно разрезать написанные на листочках слоги по горизонтали или диагонали (но не по вертикали, иначе слог будет разделен на буквы). Вы даете ребенку верхнюю часть слога, называете слог, просите найти нижнюю часть, затем составить половинки и назвать слог.

Если ребенок уверенно держит карандаш в руке и умеет писать или обводить буквы, напишите пунктирной линией слоги, которые заучиваете с ребенком, предложите обвести названный вами слог, можно разные слоги обводить карандашами разного цвета.

Всегда после выполнения заданий на поиск слога спрашивайте ребенка, какой это слог (но не "Прочитай, что написано! "). Ребенку в данных учебных ситуациях нужно только припомнить, задание с каким слогом он выполнял, вы сами этот слог называли, когда давали задание. Если ребенок не может вспомнить слог, предложите ему на выбор несколько вариантов ответов: "Это ГО или ГУ?", "ЛЕ? BE? СЕ?". Так вы оградите ребенка от вынужденного побуквенного анализа слога ("Г и О, будет... Будет... Будет..."), который вызовет у него отрицательные эмоции, так как осложнит процесс чтения. Дети, которые привыкают "видеть" в слоге отдельные буквы и пытаются их "складывать", часто длительное время не могут перейти к слоговому чтению и чтению целыми словами, "складывание" слов из букв не дает им возможность увеличивать скорость чтения.

Стоит ли с одинаковым упорством заучивать все слоги? Нет! Обратите внимание на слоги, которые редко встречаются в русском языке (чаще с гласными Ю, Я, Э), не настаивайте на уверенном чтении этих слогов, если ребенок их трудно запоминает. Слова РЮША, РЯСА, НЭЦКЕ и подобные не так часто встречаются в книгах!

Своеобразным экраном успехов в обучении чтению ребенка может стать Слоговой домик, который будет "строить" сам ребенок по мере изучения слогов-слияний. Для его изготовления потребуется большой лист бумаги (ватман, обои), фломастеры или краски, клей и цветная бумага или картон. На большом листе бумаги нужно изобразить "каркас" дома: внизу по горизонтали напишите гласные буквы (можно изобразить их в арках-подъездах), по вертикали снизу вверх напишите согласные буквы в том порядке, который предлагает ваша азбука или букварь (интереснее будет, если согласные буквы будут "стоять на балкончиках"). Каркас готов. Теперь на отдельных листочках бумаги - "кирпичиках" - напишите изучаемые в настоящий момент слоги. Попросите ребенка найти слоги по вашему заданию, определите место этого "кирпичика" в доме (по горизонтали - "этаж", по вертикали - "подъезд"), приклейте слог на его место. Теперь можно после занятий с группой слогов вклеивать их в этот домик. Так домик будет расти этаж за этажом, а ребенок будет видеть свои успехи в освоении чтения.


Фактически Слоговой домик - аналог таблицы для чтения по методике Зайцева. Но в этом варианте перед глазами ребенка будут только те слоги, которые он уже начал осваивать, а порядок слогов определяете вы сами (по своему усмотрению или по порядку появления букв в азбуке).

Работа с таблицей на этом не заканчивается. По таблице проводятся следующие упражнения:

Поиск слога по заданию (взрослый называет, ребенок находит, показывает, называет);

Чтение цепочек слогов - по гласной (МА - НА - РА - ЛА - ПА -...), по согласной (ПА-ПО-ПУ-ПЫ-...);

Чтение слогов с договариванием до слова (КА - каша, КУ - курица,...);

В дальнейшем по таблице можно загадывать ребенку слова, показывая их по слогам, или ребенок по своему замыслу или заданию взрослого сможет сам составлять слова. В такой таблице ребенок увидит отсутствие некоторых "кирпичиков" - ЖЫ, ШЫ, ЧЯ, ЩЯ, ЧЮ, ЩЮ. Возможно, это станет первым шагом в освоении русской орфографии.

Довольно редко, но все же встречаются в книгах-тетрадях такие задания. Ребенку нужно раскрасить картинку, разделенную на части. Каждая часть подписана слогом. Каждый слог раскрашивается своим цветом.


При выполнении такого задания возникает естественная возможность многократного называния слога, а значит, и его запоминания. Работайте над задание последовательно: сначала один слог, затем другой... Сначала сами покажите и назовите слог, определите цвет для его закрашивания, затем, когда ребенок будет находить и закрашивать соответствующую деталь картинки, спрашивайте, какой слог здесь написан.

Слог + картинка

На этапе самостоятельного чтения используется упражнение "Слог + картинка". Такого рода задания редко встречаются в учебных пособиях, но они очень полезны, так как способствуют раннему формированию осмысленного чтения.

Ребенку предлагается соединить картинку со слогом, на который начинается ее название.

ВНИМАНИЕ! Обращаем ваше внимание на то, что в этом и последующих упражнениях слова надо подбирать такие, в которых произношение 1-го слога совпадает с его написанием (например, слово "вата" годится, а "вода" нет, т.к. произносится "вада").

В другом варианте задания под каждой картинкой подписаны различные слоги, ребенку нужно выбрать правильный первый слог названия предмета, изображенного на картинке.

Можно самостоятельно изготавливать такие задания: используйте ранее написанные вами слоги и подбирайте к ним соответствующие картинки из любой настольной игры или из лото.

Наиболее сложными при обучении чтению дошкольников являются слоги-слияния, о которых мы говорили выше, но в русском языке кроме слогов-слияний существуют и другие типы слогов - обратный слог (AM, АН...), закрытый слог (СОН, КОН...), слог со стечением согласных (СЛО, СКО...). Каждый из этих типов слогов требует отдельного внимания при обучении, тренироваться в их назывании-прочтении необходимо для упрощения дальнейшего перехода к чтению словами.

Так, нужно предупредить неправильное чтение обратного слога: они состоят, так же как и слияние, из согласного и гласного, и дошкольник может прочитать обратный слог как слияние, переставив буквы местами при чтении (ТУ вместо УТ). Полезным будет сравнение и прочтение пар слогов - слияния и открытого, состоящих из одинаковых букв (МА - AM, МУ - УМ, МИ - ИМ и т. д.).

При обучении чтению закрытого слога предлагайте ребенку читать пары и цепочки таких слогов, схожих по входящему в их состав слиянию (ВАМ - ВАС - ВАК - ВАР - ВАН и т. д.) или по "причитываемому" согласному (ВАС - MAC - ПАС, МОС - МУС и т. д.). Аналогичную работу необходимо проводить и при обучении чтению слогов со стечением согласных (СКА - СКО - СМУ - СПО, СКА - МКА - РКА - ВКА - ЛКА и т. д.) Упражнений данного содержания, которые представлены в выбранном вами учебном пособии, может быть недостаточно, такие цепочки вы можете составлять сами. Иногда детям такой вид работы не нравится из-за некоторой его монотонности, в таком случае предлагайте не только читать слог, но и договаривать его до слова (СКО - скоро, МОС - мост...). Такое упражнение не только увлекательное, но и развивает фонематический слух ребенка, а также в дальнейшем будет способствовать осмысленному чтению слов.

Итак, при обучении чтению слога помните!

Особенностью детей дошкольного возраста является физиологическая неготовность к усвоению правил слогослияния и их использования при чтении.

Прежде чем ребенок сам сможет назвать слог-слияние, ему нужно многократно услышать его название, поупражняться в поиске слога по вашему заданию.

Если ребенок затрудняется в назывании слога, в качестве помощи предложите ему несколько вариантов ответа, не позволяйте тем самым перейти на побуквенное чтение слога.

Самыми сложными для запоминания являются первые группы заучиваемых слогов, далее ребенок по аналогии начинает называть схожие по гласной или согласной слоги.

Темп освоения слогов должен соответствовать возможностям ребенка. Лучше освоить меньшее количество согласных и соответствующих слогов, но автоматизировано узнавать-читать слоги.

Навык чтения слогов разного типа способствует быстрейшему обучению ребенка чтению целыми словами.

Вы найдете онлайн букварь (азбуку), игры с буквами, игры на обучение чтению слогов, игры со словами и целыми предложениями, тексты для чтения. Яркие, красочные картинки, игровая форма подачи материала сделают занятия по обучению чтению дошкольников не только полезными, но и интересными.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.