23.05.2022
«Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла. «Но более всего любовь к родному краю… Но более всего любовь к родному краю
В Рязанском государственном университете им С.Есенина 14-15 октября состоится Всероссийская научно-практическая конференция «Новые технологии внедрения региональных исторических материалов в практику преподавания школьного и вузовского курсов истории России».
Предполагается участие в конференции не только ученых, преподавателей истории вузов и школ Рязани, но и представителей научного сообщества ряда российских городов и даже гостей из-за рубежа, в частности, из Германии. Ведь именно в этой стране в свое время перед историками стояла задача, сходная с нашей, — как изменить отношение общества к прошлому собственной страны, не поступаясь патриотическими чувствами.
Актуальность заявленной темы конференции не вызывает сомнений хотя бы потому, что в последнее время в российском государстве и обществе очевидна озабоченность уровнем преподавания отечественной истории как в школах, так и в высших учебных заведениях. Незнание молодым поколением прошлого России, своеобразный исторический нигилизм достигли своего апогея, подтверждений чему более чем достаточно.
Надо сказать, что наряду с обозначившимися в последние десятилетия проблемами интерпретации собственной истории происходит все-таки немало хорошего. Прежде всего, это касается устойчивого интереса к местной, собственной, даже семейной истории, обозначившегося в последнее время. Именно в последние 15-20 лет краеведческий компонент отечественной истории переживает своеобразный ренессанс: более доступными для краеведческой работы стали архивные фонды, активизировались местные музеи, в том числе и школьные, публикуется все больше книг и исследовательских материалов на тему истории родного края. Ситуация с изучением местной истории сильно напоминает начало
прошлого века. Тогда все хорошо начиналось активизацией краеведческой работы, но быстро завершилось предубеждением советской власти к краеведам. Советской стране была нужна новая, одна на всех история. Местные разночтения и акценты считались излишними и даже вредными.
Теперь все вернулось на круги своя. Историки — профессионалы и энтузиасты-краеведы по крупинкам собирают свидетельства прошлого, большей частью утраченные. Наполняют ими местные музеи и частные коллекции. Готовится рязанский учебник по регионоведению, краеведческий компонент все шире используется в школьных уроках преподавателями истории, которые именно таким образом спасают своих учеников от беспамятства.
В университете, где готовят профессиональных исследователей и учителей истории, также накоплен многолетний опыт научных исследований прошлого земли рязанской, подготовлено немало публикаций, диссертационных исследований на материалах
рязанских архивов и библиотек. Библиотеки, кстати, стали своеобразными центрами изучения местной истории, накопления знаний о ней. Не случайно участие в предстоящей конференции и Рязанской областной библиотеки имени Горького, хранилища и активного пропагандиста огромного массива знаний о прошлом региона.
Как соединить весь накопленный потенциал в один мощный созидательный поток, направленный к конкретной цели? Преподавать историю как предмет и при этом формировать один из элементов социального самосознания общества, передавать позитивные ценности от поколения к поколению, воспитывать позитивное отношение к своей стране и к себе.
Конференция, инициатором которой стала кафедра истории России РГУ под руководством профессора А.Ф. Агарева, начнет свою работу 14 октября в 10 часов утра в конференц-зале Рязанского государственного университета. Об итогах ее работы мы расскажем подробнее.
Ирина Сизова Рязанские ведомоти №192 (10.10.2008)
1 апреля исполняется 95 лет со дня рождения талантливого живописца, заслуженного деятеля искусств Якутской АССР, члена Союза художников СССР Льва Габышева .
Лев Михайлович родился 1 апреля 1923 г. в Якутске в семье известного олёкминского мецената, «якутского Третьякова» в области изобразительного искусства, доктора экономических наук, профессора Михаила Федоровича Габышева . Учился в Московском художественном училище памяти 1905 года, живописном факультете Московского государственного художественного института имени В.И.Сурикова.
Творческая биография Л.М.Габышева началась в годы Великой Отечественной войны. Его сатирические плакаты, рисунки, карикатуры, агитплакаты на страницах газет «Кыым» и «Социалистическая Якутия» являлись орудием борьбы юного художника против фашизма. В 1944 г. состоялась первая персональная выставка работ Льва Габышева, где земляки узнали его и как автора пейзажной живописи.
Постепенно его занятия живописью начали сочетаться с искусствоведческими интересами. С 1952 по 1975 гг. становится директором Якутского республиканского музея изобразительных искусств, является активным организатором художественной жизни республики. При его содействии в 1962 году в собрание музея поступил безвозмездный дар – коллекция отца, профессора М.Ф.Габышева. Это собрание, в составе которого более 250 произведений западноевропейского искусства ХVI-ХIХ веков, послужило основой для открытия Музея западноевропейского искусства в столице республики.
Лев Михайлович был пропагандистом изобразительного искусства, выступал в печати, на радио и телевидении. Ему принадлежит исследование о малоизвестных якутских косторезах XIX-начала XX веков; совместно с сотрудниками центральных художественно-реставрационных мастерских он установил авторство нескольких работ, благодаря чему возникновение живописи Якутии было отодвинуто на целое столетие назад.
Сегодня Национальный художественный музей – бесценная национальная сокровищница Республики Саха (Якутия), где имеются шедевры мирового и отечественного искусства. В этом огромная заслуга Льва Габышева, замечательного художника и подвижника музейного дела.
Среди известных работ Льва Михайловича вы могли видеть «Ленские дали», «Старая деревня на берегу Лены», «Осень в Юнкюре» и другие. В фондах Олекминского музея бережно хранятся картины «Таёжная краса», «Якутский всадник», «Портрет мужчины», в которых он передал любовь к родному краю и красоту якутской природы.
В скором времени работы Льва Михайловича и работы других якутских художников займут достойное место и будут представлены посетителям в новом здании Олёкминского музея истории земледелия.
Юлия ЕРКО ,
хранитель Олёкминского музея истории земледелия.
На фото: Л.М.Габышев; в кругу семьи; работы художника: портрет мужчины; Таёжная краса: Якутский всадник.
Посвящается П.Чагину
Я о своем таланте
Много знаю.
Стихи - не очень трудные дела.
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Стишок писнуть,
Пожалуй, всякий может -
О девушке, о звездах, о луне...
Но мне другое чувство
Сердце гложет,
Другие думы
Давят череп мне.
Хочу я быть певцом
И гражданином,
Чтоб каждому,
Как гордость и пример,
Был настоящим,
А не сводным сыном -
В великих штатах СССР.
Я из Москвы надолго убежал:
С милицией я ладить
Не в сноровке,
За всякий мой пивной скандал
Они меня держали
В тигулевке.
Благодарю за дружбу граждан сих,
Но очень жестко
Спать там на скамейке
И пьяным голосом
Читать какой-то стих
О клеточной судьбе
Несчастной канарейки.
Я вам не кенар!
Я поэт!
И не чета каким-то там Демьянам.
Пускай бываю иногда я пьяным,
Зато в глазах моих
Прозрений дивных свет.
Я вижу все
И ясно понимаю,
Что эра новая -
Не фунт изюму вам,
Что имя Ленина
Шумит, как ветр, по краю,
Давая мыслям ход,
Как мельничным крылам.
Вертитесь, милые!
Для вас обещан прок.
Я вам племянник,
Вы же мне все дяди.
Давай, Сергей,
За Маркса тихо сядем,
Понюхаем премудрость
Скучных строк.
Дни, как ручьи, бегут
В туманную реку.
Мелькают города,
Как буквы по бумаге.
Недавно был в Москве,
А нынче вот в Баку.
В стихию промыслов
Нас посвящает Чагин.
"Смотри, - он говорит, -
Не лучше ли церквей
Вот эти вышки
Черных нефть-фонтанов.
Довольно с нас мистических туманов,
Воспой, поэт,
Что крепче и живей".
Нефть на воде,
Как одеяло перса,
И вечер по небу
Рассыпал звездный куль.
Но я готов поклясться
Чистым сердцем,
Что фонари
Прекрасней звезд в Баку.
Я полон дум об индустрийной мощи,
Я слышу голос человечьих сил.
Довольно с нас
Небесных всех светил -
Нам на земле
Устроить это проще.
И, самого себя
По шее гладя,
Я говорю:
"Настал наш срок,
Давай, Сергей,
За Маркса тихо сядем,
Чтоб разгадать
Премудрость скучных строк".
Другие статьи в литературном дневнике:
- 27.10.2012. ***
- 25.10.2012. ***
- 23.10.2012. ***
- 16.10.2012. Xnj, s nj pyfxbkj
- 15.10.2012. ***
- 11.10.2012. Из собственных жизненных наблюдений.
- 02.10.2012. Шота Руставели. Витязь в тигровой шкуре.
- 01.10.2012. Сергей Есенин.
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".
С. Есенин
К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни, грустные и раздольные, отразились в его стихах. Тема Родины- ведущая тема в творчестве Есенина. Сам Есенин говорил: "Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве". Для него вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. Вне России Есенин просто не мыслил себя. Но тема Родины в творчестве поэта имеет свою эволюцию. Сначала она была почти несознательной, детской, безмятежной.
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,
Колыбель колдовная счастье мне пророчила.
И костер зари, и плеск волны, и серебристый лунный свет, и шелест тростника с годами отлились в стихотворениях Есенина всей своей красотой.
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
В сердце Есенина с юных лет запала русская земля, ее рустные и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский рязанский дух, веселый девичий смех. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Он восклицает:
Но более всего любовь к родному краю
Меня томила, мучила и жгла.
Поэт любовно описывает и поэтизирует приметы родной страны.
Свет луны, таинственный и длинный.
Плачут, вербы, плачут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
Любимым образом Есенина является образ березы. У него береза- "девушка", "невеста", она олицетворение всего чистого и красивого:
Я навек за туманы и росы
Полюбил и березки стан,
И ее золотые косы,
И холщовый ее сарафан.
По поэзии Есенина можно изучать нашу историю. Вот 1914 год. Война. И стихи поэта отражают боль эпохи. В стихотворении "Русь" Есенин передает боль и грусть за судьбу страны, тревогу за жизнь крестьян, вовлеченных в водоворот мировой войны:
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны.
Машет саваном пена с озер.
Есенину дорога и близка эта Русь. В самое трудное время поэт всей душой, всем сердцем рядом с народом.
Ой ты, Русь, моя родина кроткая.
Лишь к тебе я любовь берегу.
Чем безрадостнее картины русской действительности, тем сильнее привязанность поэта к Родине. С приходом революции начинается новый этап в творчестве Есенина. Судьба Родины, народа в бурную революционную эпоху - вот что теперь волнует его:
О, Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь,
Есенин приветствовал революционное обновление Родины, но когда началось преобразование деревни, поэт воспринимал вторжение в деревенские просторы городской цивилизации как приход враждебного "железного гостя".
Значительную роль в творческом развитии поэта сыграла его зарубежная поездка в 1922-1923 годах. После нее Есенин "разлюбил нищую Родину". Поэт с радостью описывает перемены, которые произошли в жизни русского крестьянства. Он теперь всем сердцем принимает и готов воспеть красоту рождающейся "стальной" Руси, потому что за ней будущее.
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам, и тополям.
Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь.
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.
В книгах Есенина, которые выходят в 1924-1925 годах,- голос новой России, ее мечты, надежды, тревоги, в них душа народа, душа поэта. Облик родного края, исторические судьбы Родины и народа - эти важнейшие темы Есенин решает в высшей степени своеобразно, художественно, ярко.
Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле. Поэзия Есенина пробуждает в нас все лучшие человеческие чувства. Из далеких 20-х годов поэт незримо шагнул в наше время и дальше в будущее. "Чем он дальше от нас уходит, тем становится ближе нам",- справедливо сказал о Есенине поэт Луговской.