Образ чуба в повести ночь перед рождеством гоголя сочинение характеристика. Н.В

Оксана - главная героиня повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством». Оксана самая красивая девушка не только в Диканьке, где за ней толпами бегают парубки, но и в близлежащих деревнях тоже. Девушка прекрасно понимает свою красоту и происхождение - отец её богатый казак, поэтому она пользуется своей красотой, чтобы повышать самооценку, однако сама ни к одному парубку ничего не испытывает, а лишь тешится их вниманием.

Оксана любит смотреться в зеркало и восхищаться собой: своим курносым носом, чёрными глазами, красивыми бровями и тугой косой. При каждом таком процессе она всё мечтала о том, как хороший муженек будет так же восхищаться ею, как она сама.

Характером девушка была наделена очень сложным: она любила только себя, эгоистично относилась к окружающим, казалась очень высокомерной, гордой и неприступной. Все парубки, которые за ней ухаживали, так или иначе переставали это делать, потому что взаимности никакой они не добивались, Оксанка только тешила своё самолюбие благодаря ним.

Не мог не влюбиться в Оксану и кузнец Вакула, которому девушка изначально не предавала никакого внимания, относилась к нему так же холодно, как и к остальным парням, даже порой усмехаясь. Только Вакула не сдавался, он не переставал любить и ухаживать за Оксаной, он шёл к своей цели, к своей любви. По своей капризности перед Рождеством Оксанка говорит Вакуле, чтобы тот принёс ей черевички, которые носит царица. Конечно, это был вздор, который никто не воспринял бы всерьёз. Но не Вакула, он так сильно любил девушку, что решил идти за черевичками.

По окончании повести мы видим Оксану уже в совсем других тонах: вместо гордости и надменности в ней просыпаются смущение и искренняя радость за то, что Вакула вернулся цел и невредим, да к тому же с черевичками. Конечно, после такого подвига девушка даёт согласие на то, чтобы выйти замуж за Вакулу, да и сама понимает, что любит его, ведь после его пропажи она очень сильно волновалась и тревожилась, а это значит, что ей не всё равно, что будет с кузнецом.

Выводы из этой истории можно делать разные, я же для себя понял, что даже за маской капризной и избалованной барышни может скрываться милое лицо скромной и воспитанной девушки, которая, как и любая другая молодая красавица, хочет любви.

Вариант 2

Оксана – один из центров повести, вокруг которого развиваются и завиваются события. Ведь не пожелай эта капризная красавица показать всем свою власть над кузнецом Вакулой, прошел бы праздник без особенно бурных событий. Действительно, дочь богатого казака Чуба была удивительно красива. Свежее выразительное лицо ее с четко очерченными бровями и блестящими черными глазами, полные губы, румяные щеки… Хороша! Но как же избалована, высокомерна: «если бы ходила не в плахте и запаске, а в каком-нибудь капоте, то разогнала бы всех своих девок». Всего и забот, что смотреться в зеркало, да обновы примерять…Любил богатый казак дочку, что без матери выросла, баловал нарядами да украшениями. Парни ходили за ней толпами, только не выдерживали капризов красавицы и подыскивали девушек, более милосердных и сговорчивых.

И вот вертится Оксана перед зеркалом, любуется собою, глаз отвести не может. А тут и Вакула пришел. Он в любви признается, а Оксана над ним насмехается, говорит, что с подружками ей веселее. Тут и подружки прибежали. При них Оксана с издевкой Вакуле и сказала: «Если принесешь черевички, которые царица носит…выйду за тебя хоть сейчас замуж!» Огорченный Вакула попрощался с парнями, сказав всем, что на этом свете больше их не увидит, посоветовал ветреной красавице искать другого жениха и ушел. С помощью Пацюка, местного знахаря и колдуна, удалось Вакуле поймать черта и заставить его отправиться в царский дворец.

Несколько позже по селу разнеслись слухи, что кузнец то ли повесился, то ли утопился с горя. К ночи новость обсуждало все село. Всю ночь красавица не могла заснуть, вертелась с боку на бок. И не то, чтобы горевала о кузнеце, а жалела бедную себя. Где же она найдет другого преданного жениха, который бы терпел ее капризы и выполнял любые желания? Да еще был силен, красив и обладал немалыми художественными способностями. Она думала всю ночь, ругала себя за холодность. И поняла, что влюбилась. А когда и утром кузнец не появился в селе, она даже молиться в церкви не могла, а только горевала и плакала. Да и все сельчане заметили, что не так церковная служба идет – как будто чего не хватает…И певчие нескладно поют, а с кузнецом-то лучше было. Всех занимал вопрос – куда же пропал Вакула?

Когда кузнец пришел после обедни просить у Чуба разрешения жениться на его дочери, Оксана от радости была сама не своя. И не черевички ей уже были нужны, а сам кузнец. Глядела на него с любовью и «еще никогда не была так чудно хороша». Из-под маски самовлюбленной равнодушной красавицы наконец показалась обычная добрая и ласковая девушка.

Сочинение про Оксану

«Ночь перед Рождеством» - настоящая рождественская сказка, добрая и веселая, основанная на украинском фольклоре. В повести описывается праздничная ночь небольшого хутора, со всеми народными обычаями и традициями.

В хуторе живет всеми уважаемый состоятельный казак Чуб. У него есть единственная дочь Оксана, молодая девушка семнадцати лет. Она очень привлекательна, и об ее красоте говорят далеко за пределами родного хутора. Все эти рассказы об ее внешности привели к тому, что Оксана превратилась в самовлюбленную, эгоистичную и высокомерную гордячку.

Она постоянно крутится перед зеркалом, любуясь своей красотой. Девушка уверена в том, что будущий супруг должен считать за честь ее выбор, и просто обязан будет всячески ее баловать, потакать ее прихотям, и постоянно восхищаться ее красотой. Капризная девица считает, что в родной Диканьке нет хлопца, достойного ее благосклонности.

В Оксану влюблен кузнец Вакула, сын местной ведьмы Солохи. Он уже давно мечтает о том, чтобы капризная дочь Чуба стала его женой. Ради этой самовлюбленной красавицы, кузнец готов отправиться к самому черту в пекло. Но неприступная гордячка только насмехается над ним, и позволяет только издали любоваться своей красотой. Издеваясь над кузнецом в присутствии своих подружек, Оксана предлагает ему достать ей черевички, достойные царицы. Девушка дает обещание выйти за Вакулу замуж, если он исполнит ее безумное желание. У кузнеца просыпается гордость, и он уже готов выкинуть из головы строптивую девчонку, но тут ему в руки попадается черт, и появляется реальная возможность выполнить глупую просьбу прихотливой красавицы. Верхом на черте, Вакула отправляется прямиком во дворец царицы. А в это время в хуторе распространяются слухи о том, что кузнец наложил на себя руки.

Узнав об этом, Оксана внезапно понимает, что Вакула – единственный хлопец, который по-настоящему ее любил, и был готов ради нее на все, даже терпеть ее капризы. Девушке становится жаль кузнеца, она очень переживает и сожалеет о случившемся, и понимает, что тоже любит его. Когда Вакула возвращается живой и невредимый, счастливая Оксана от смущения превращается в настоящую красавицу, простую влюбленную девушку. Наконец-то поняв и оценив настоящие человеческие чувства, Оксана забыла свое высокомерие и надменность, вышла замуж за Вакулу, и оказалась хорошей женой и заботливой матерью.

Сочинение

Реальные черты характера раскрываются и в образе Солохи, расчетливой и хитрой женщины, ловко управляющейся со своими многочисленными обожателями. Солоха «так умела причаровать к себе самых степенных Козаков (которым, не мешает между прочим заметить, мало было нужды до красоты), что к пен хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и Чуб, и Казак Касьян. И, к чести се сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник… Может быть, эти самые хитрости и сметливость ее были виною, что кое-где начали поговаривать старухи, особливо когда выпивали где-нибудь на веселой сходке лишнее, что Солоха точно ведьма».

Замечательным юмором овеян образ старого ловеласа казака Чуба, человека недалекого, туго соображающего и в то же время упрямого, самоуверенного. Очень выразителен и образ дьяка, занятого поисками земных утех, выступающего в качестве одного ИЗ «солидных» конкурентов в шеренге обожателей Солохи.

Характерная особенность «Ночи перед Рождеством» состоит в том, что наряду с образами, взятыми из народной среды, здесь показаны столичные верхи, рядом с фантастикой нарисованы реальные исторические фигуры. Включение в повесть картин, изображающих Петербург, несомненно, содержит в себе определенное сопоставление их со сценами и образами народной жизни. Вакулу более всего поразило в Петербурге обилие «панства». «Господ, в крытых сукном шубах, он увидел так много, что не знал, кому шапку снимать. «Боже ты мои, сколько тут панства!- подумал кузнец.- Я думаю, каждый, кто ни пройдет по улице в шубе, то и заседатель, то и заседатель! а те, что катаются в таких чудных бричках со стеклами, те, когда не городничие, то верно комиссары, а может еще и больше». В первоначальной редакции «Ночи перед Рождеством» впечатление Вакулы от Петербурга было выражено несколько острее: «и в друг увидел в крытых сукном тубах, что не знал, кому шапку снимать. «Боже ты мой! Сколько (чиновничества) панства тут»,- подумал кузнец».
Иронический тон Гоголь сохраняет и при описании придворной знати, подчеркивая то соединение надменности и раболепия, высокомерия и трусливого заискивания, которое характерно для знатных особ. «Минуту спустя, вошел в сопровождении немой спиты количественного росту довольно плотный человек в гетманском мундире, в желтых сапожках. Волосы на нем были растрепаны, один глаз немного крив, па лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях видна была привычка повелевать. Все генералы, которые расхаживали довольно спесиво в золотых мундирах, засуетились и с низкими поклонами, казалось, ловили его слово и даже малейшее движение, чтобы сейчас лететь выполнять его».

Потемкин нарисован в «Ночи перед Рождеством» властным и хитрым сановником, лукавым царедворцем. Заранее дав «наставления» запорожцам о том, как и что им говорить на приеме у царицы, он зорко следит за исполнением своего «режиссерского» плана. В повести содержится ясное указание на то, что приезд запорожцев в столицу связан с уничтожением Запорожской Сечи, прежних казацких вольностей. Это придает образу Потемкина, так же как и образу Екатерины II, отнюдь не «благостный» облик. Вместе с тем очевидно, что писатель не стремился нарисовать портрет Екатерины II в обличительном духе.

Сопоставление картин народной жизни и картин сановного Петербурга в «Ночи перед Рождеством» широко не развернуто, и тем не менее оно весьма существенно как выражение общей направленности «Вечеров». Тут мы видим развитие тех идей, которые высказаны от имени Рудого Панька в его «предисловии» к «Вечерам», когда «издатель» повестей сравнивал народный быт с бытом и жизнью знати.

В «Ночи перед Рождеством», так же как и в других повестях, Гоголь широко использовал народные легенды и сказания. В сравнении с «Майской ночью» и «Сорочинской ярмаркой» фантастика в «Ночи перед Рождеством» представлена более широко. И в то же время здесь с большей выразительностью и силой осуществлено ее «снижение», развернуто своеобразное ее «обытовление». Переключенная в «бытовой» план, показанная в юмористическом освещении, фантастика теряет свои очертания необычного, страшного и непонятного, становясь чем-то смешным и забавным. Фантастические фигуры и образы предстают в «Ночи перед Рождеством» и качестве носителей мелочных житейских страстей и стремлений. «Одна только ночь оставалась ему (черту) шататься на белом свете; но и в эту ночь оп выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу. И для этого решился украсть месяц… Таким-то образом, как только черт спрятал в карман свой месяц, вдруг по всему миру сделалось так темно, что не всякий бы нашел дорогу к шинку, не только к дьяку. Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее пол, руку и пустился нашептывать па ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду».

Другие сочинения по этому произведению

Ночь перед Рождеством Характеристика образа Вакула кузнец Соединение реального и сказачного в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рожднством» (2) Что мне понравилось в повести «Ночь перед Рождеством» ЛЮБОВЬ ТВОРИТ ЧУДЕСА (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»)

Анализ произведения

Повесть “Ночь перед Рождеством” также принадлежит к цик­лу “Вечера на хуторе близ Диканьки”. События в повести необыч­ны, фантастичны, похожи на сказку. Повествование насквозь пропитано духом фольклора, сказочных преданий и легенд. Ос­новное действие сосредоточено вокруг жителя Диканьки – куз­неца Вакулы, “силача и детины хоть куда”, и героя всех русских поверий – беса. Завязкой повести можно считать разговор Окса­ны, первой красавицы села, с Вакулой, влюбленным в нее до беспамятства. Оксана

дает кузнецу обещание выйти за него за­муж, если он принесет ей черевички – такие, какие носит сама императрица. Кульминационным моментом повести, бесспорно, является чудесный полет Вакулы на черте до Петербурга и об­ратно. В результате он добывает своей возлюбленной башмачки. В развязке Вакула мирится с отцом Оксаны, с которым был не в ладах, и берет замуж красавицу.

Практически все читатели, когда-либо окунавшиеся в сказоч­ный мир “Вечеров на хуторе”, отмечали необыкновенную поэтич­ность, обаяние текстов Н. В. Гоголя. Откуда берет писатель такой колорит, такое мастерство? Отличительной особенностью повес­ти, как, впрочем, и всех повестей цикла, является широкое ис­пользование фольклора. Это проявляется, прежде всего, в самих событиях и образах произведения. Из народных представлений черпает Гоголь образы черта, задумавшего украсть месяц, ведь­мы, вылетающей через трубу, изображает их полет, баловство ведьмы со звездами. Исследователи творчества Гоголя проводят параллели и между волшебным полетом Вакулы и народными ле­гендами. В повести Гоголь воспроизводит дух украинской глубин­ки, дает, по словам А. С. Пушкина, “живое описание племени поющего и танцующего, свежую картину малороссийской приро­ды, этой веселости, простодушной и вместе лукавой”.

Н. В. Гоголь обладает удивительным свойством сочетать реаль­ное со сказочным, вымышленным. Перед нами возникает особый мир со своими правилами и законами, со своими традициями: парни и девушки по старинному веселому обычаю в ночь перед Рождеством идут колядовать, они поют песни-колядки, желают хозяину и хозяйке здоровья и богатства, уважаемые и почита­емые казаки ходят друг к другу в гости. И в этот вполне реаль­ный мир настолько органично вливается мир сказочный, что ка­жется, будто так и должно быть. Эти два мира в повести сливают­ся в единое нерасторжимое целое. И вот уже кажется, что нет ничего обыкновеннее ведьмы, вылетающей в трубу, месяца, пля­шущего в руках черта, да и самого черта… Образ беса в повести наделен вполне конкретными чертами, как внешними, так и внут­ренними. Автор объясняет нам его поступки, рассказывает о его мыслях, кроме того, он наделяет его особым обаянием, которое, вопреки народным традициям, не вызывает у нас чувства отвра­щения или страха.

Созданию сказочной атмосферы помогают природные зарисовки. Многие явления природы оживают в этом зачарованном мире. “Гля­нули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру”.

Герои повести – самые обыкновенные люди, которых вы, казалось бы, можете встретить, лишь только завернете за угол. Это свойство В. Г. Белинский считал “первым признаком истинно художественного произведения”. Со всеми героями “Ночи перед Рождеством” вы как будто давно знакомы. Но эти люди с такой теплотой и любовью описаны автором, что невольно залюбуешься ими. Однако это вовсе не значит, что перед нами проходит гале­рея идеальных людей. Нет. Гоголь наделяет своих героев качества­ми обыкновенными. Вот красавица Оксана. Ну чем не идеал? А между тем она спесива, своенравна, капризна, самолюбива. Ува­жаемый всеми голова, почитаемый Чуб – похаживают к Солохе.

Да и сам Вакула часто несдержан. Так, например, он готов “отло­мать с досады бока первому попавшемуся человеку” после разго­вора с капризной Оксаной.

Все дело в том поэтичном слоге, которым повествуется о жи­телях Диканьки.

Язык произведений Гоголя требует особого внимания. Именно с помощью колоритного, насыщенного лиризмом языка писатель рисует в своих произведениях картины украинской жизни. А сколь­ко восторга, сколько упоения в его рассказе, сколько любви и нежности!

Отличительной особенностью повести является присутствие живительного и бодрого смеха. И действительно, как много ко­мичных по своей природе сцен в “Ночи…”! Разве не смешон по­чтенный житель села, всеми почитаемый богатый купец Чуб, в ночь перед Рождеством при всем честном народе вылезающий из мешка! Достоин улыбки и голова, также попавший в мешок. Ну как не рассмеяться от души над тем странным диалогом между ними: “А позволь спросить тебя, чем ты смазываешь свои сапоги, смальцем или дегтем? – Дегтем лучше! – сказал голова”. Юмо­ром пропитано, казалось бы, все повествование: описание чуда­честв ведьмы, черта, перебранка баб, не на жизнь, а на смерть спорящих о том, как умер кузнец, утонул или повесился. Здесь смех Гоголя еще далек от той неизменной формулы, которой при­выкли называть его художественный метод – “смех сквозь сле­зы”. Это придет к нему позднее. А пока мы смеемся до слез над простодушными героями его “Вечеров на хуторе близ Диканьки”.

В повести “Ночь перед Рождеством” есть одна особенность, которая отличает ее от других повестей цикла. Здесь присутству­ет вполне определенный исторический фон. В тексте встречают­ся реальные исторические лица: князь Потемкин, Екатерина II, Фонвизин, он угадывается, но не называется прямо. Все это по­зволяет говорить о примерных временных рамках произведения. Это вторая половина XVIII века.

План

1. Экспозиция. Появление черта и ведьмы. Черт крадет месяц.

2. Разговор кузнеца Вакулы с красавицей Оксаной. Оксана про­сит черевички, какие сама царица носит. За это обещает выйти замуж за Вакулу.

3. Вакула идет за советом к Пацюку, запорожцу.

4. Вакула подчиняет себе черта и летит в Петербург.

5. Вакула у императрицы.

6. Возвращение кузнеца и счастливое объяснение с Оксаной.

Глоссарий:

  • ночь перед рождеством анализ
  • план ночь перед рождеством
  • план рассказа ночь перед рождеством
  • анализ произведения ночь перед рождеством
  • ночь перед рождеством анализ произведения

Другие работы по этой теме:

  1. Наверное, мало сейчас на свете людей, которые бы не были знакомы с гениальным произведением Николая Васильевича Гоголя “Ночь перед Рождеством”. По этой повести советские и...
  2. Повесть “Ночь перед Рождеством” также принадлежит к циклу “Вечера на хуторе близ Диканьки”. События в повести необычны, фантастичны, похожи на сказку. Повествование насквозь пропитано духом...
  3. Этой повестью открывалась вторая часть “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, вышедшая в свет в 1832 году. Однако написана была “Ночь перед рождеством” в своей первоначальной...
  4. События в повести описываются параллельно, в этом заключается своеобразие сюжета. Отношения между героями построены на тройном конфликте: между Вакулой и Чубом; Вакулой и Оксаной; Вакулой...
  5. “… да тут чудасия, мосьпане!” Н. Гоголь Повесть Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” полна самых невероятных, фантастических и комических событий. Здесь чудеса, здесь все...

Повесть «Ночь перед Рождеством» также принадлежит к цик-лу «Вечера на хуторе близ Диканьки». События в повести необыч-ны, фантастичны, похожи на сказку. Повествование насквозь пропитано духом фольклора, сказочных преданий и легенд. Ос-новное действие сосредоточено вокруг жителя Диканьки — куз-неца Вакулы, «силача и детины хоть куда», и героя всех русских поверий — беса. Завязкой повести можно считать разговор Окса-ны, первой красавицы села, с Вакулой, влюбленным в нее до беспамятства. Оксана дает кузнецу обещание выйти за него за-муж, если он принесет ей черевички — такие, какие носит сама императрица. Кульминационным моментом повести, бесспорно, является чудесный полет Вакулы на черте до Петербурга и об-ратно. В результате он добывает своей возлюбленной башмачки. В развязке Вакула мирится с отцом Оксаны, с которым был не в ладах, и берет замуж красавицу.

Практически все читатели, когда-либо окунавшиеся в сказоч-ный мир «Вечеров на хуторе», отмечали необыкновенную поэтич-ность, обаяние текстов Н. В. Гоголя. Откуда берет писатель такой колорит, такое мастерство? Отличительной особенностью повес-ти, как, впрочем, и всех повестей цикла, является широкое ис-пользование фольклора. Это проявляется, прежде всего, в самих событиях и образах произведения. Из народных представлений черпает Гоголь образы черта, задумавшего украсть месяц, ведь-мы, вылетающей через трубу, изображает их полет, баловство ведьмы со звездами. Исследователи творчества Гоголя проводят параллели и между волшебным полетом Вакулы и народными ле-гендами. В повести Гоголь воспроизводит дух украинской глубин-ки, дает, по словам А. С. Пушкина, «живое описание племени поющего и танцующего, свежую картину малороссийской приро-ды, этой веселости, простодушной и вместе лукавой».

Н. В. Гоголь обладает удивительным свойством сочетать реаль-ное со сказочным, вымышленным. Перед нами возникает особый мир со своими правилами и законами, со своими традициями: парни и девушки по старинному веселому обычаю в ночь перед Рождеством идут колядовать, они поют песни-колядки, желают хозяину и хозяйке здоровья и богатства, уважаемые и почита-емые казаки ходят друг к другу в гости. И в этот вполне реаль-ный мир настолько органично вливается мир сказочный, что ка-жется, будто так и должно быть. Эти два мира в повести сливают-ся в единое нерасторжимое целое. И вот уже кажется, что нет ничего обыкновеннее ведьмы, вылетающей в трубу, месяца, пля-шущего в руках черта, да и самого черта… Образ беса в повести наделен вполне конкретными чертами, как внешними, так и внут-ренними. Автор объясняет нам его поступки, рассказывает о его мыслях, кроме того, он наделяет его особым обаянием, которое, вопреки народным традициям, не вызывает у нас чувства отвра-щения или страха.

Созданию сказочной атмосферы помогают природные зарисовки. Многие явления природы оживают в этом зачарованном мире. «Гля-нули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру».

Герои повести — самые обыкновенные люди, которых вы, казалось бы, можете встретить, лишь только завернете за угол. Это свойство В. Г. Белинский считал «первым признаком истинно художественного произведения». Со всеми героями «Ночи перед Рождеством» вы как будто давно знакомы. Но эти люди с такой теплотой и любовью описаны автором, что невольно залюбуешься ими. Однако это вовсе не значит, что перед нами проходит гале-рея идеальных людей. Нет. Гоголь наделяет своих героев качества-ми обыкновенными. Вот красавица Оксана. Ну чем не идеал? А между тем она спесива, своенравна, капризна, самолюбива. Ува-жаемый всеми голова, почитаемый Чуб — похаживают к Солохе.

Да и сам Вакула часто несдержан. Так, например, он готов «отло-мать с досады бока первому попавшемуся человеку» после разго-вора с капризной Оксаной.

Все дело в том поэтичном слоге, которым повествуется о жи-телях Диканьки.

Язык произведений Гоголя требует особого внимания. Именно с помощью колоритного, насыщенного лиризмом языка писатель рисует в своих произведениях картины украинской жизни. А сколь-ко восторга, сколько упоения в его рассказе, сколько любви и нежности! Материал с сайта

Отличительной особенностью повести является присутствие живительного и бодрого смеха. И действительно, как много ко-мичных по своей природе сцен в «Ночи…»! Разве не смешон по-чтенный житель села, всеми почитаемый богатый купец Чуб, в ночь перед Рождеством при всем честном народе вылезающий из мешка! Достоин улыбки и голова, также попавший в мешок. Ну как не рассмеяться от души над тем странным диалогом между ними: «А позволь спросить тебя, чем ты смазываешь свои сапоги, смальцем или дегтем? — Дегтем лучше! — сказал голова». Юмо-ром пропитано, казалось бы, все повествование: описание чуда-честв ведьмы, черта, перебранка баб, не на жизнь, а на смерть спорящих о том, как умер кузнец, утонул или повесился. Здесь смех Гоголя еще далек от той неизменной формулы, которой при-выкли называть его художественный метод — «смех сквозь сле-зы». Это придет к нему позднее. А пока мы смеемся до слез над простодушными героями его «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

В повести «Ночь перед Рождеством» есть одна особенность, которая отличает ее от других повестей цикла. Здесь присутству-ет вполне определенный исторический фон. В тексте встречают-ся реальные исторические лица: князь Потемкин, Екатерина II, Фонвизин, он угадывается, но не называется прямо. Все это по-зволяет говорить о примерных временных рамках произведения. Это вторая половина XVIII века.

План

  1. Экспозиция. Появление черта и ведьмы. Черт крадет месяц.
  2. Разговор кузнеца Вакулы с красавицей Оксаной. Оксана про-сит черевички, какие сама царица носит. За это обещает выйти замуж за Вакулу.
  3. Вакула идет за советом к Пацюку, запорожцу.
  4. Вакула подчиняет себе черта и летит в Петербург.
  5. Вакула у императрицы.
  6. Возвращение кузнеца и счастливое объяснение с Оксаной.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • тема повести ночь перед рождеством
  • м.в.г. ніч перед різдвом
  • рассказ про оксану в рассказе ночь перед рождеством
  • план произведения гоголя ночь перед рождеством
  • смех гоголя в ночи перед рождеством

Произведение «Ночь перед Рождеством» в значительной степени базируется на любимом писателем украинском фольклоре, в этой истории отчетливо видны повседневная жизнь народа Украины, его обычаи, поверья, традиции, приуроченные к рождественскому празднику.

Главный герой повести, молодой, искренний и жизнелюбивый кузнец Вакула давно мечтает о женитьбе на дочери уважаемого в селе крестьянина Чуба Оксане. Как рассказывает сам парень, в этой девушке для него заключается весь мир, она является для него и матерью, и отцом, и абсолютно всем, чем он дорожит на свете.

Оксана еще очень юна, ей пока не исполнилось и семнадцати лет, но и в ее родной деревне, и за ее пределами все не перестают говорить об ее необыкновенной красоте, что неминуемо развивает в девушке такие качества, как крайний эгоизм, самовлюбленность, высокомерие по отношению к окружающим.

Автор упоминает о том, что местные молодые люди всячески пытаются ухаживать за нею, однако чрезмерно гордая и недоступная красавица резко отталкивает всех, не видя в этих юношах ни одного, кто был бы действительно ее достоин.

Дочь Чуба нередко часами стоит перед зеркалом, восхищаясь собственной привлекательностью и разглядывая себя. Девушка нисколько не сомневается в том, что, выйдя замуж, она окажет будущему супругу огромную честь и тот впоследствии станет баловать ее всеми способами и от души любоваться ее внешностью.

Заносчивая Оксана на протяжении длительного времени просто не замечает влюбленных глаз кузнеца Вакулы, постоянно устремленных на нее. Предложение парня стать его женой девушка воспринимает с откровенной насмешкой, она вовсе не собирается соглашаться, абсолютно не считая обыкновенного деревенского юношу подходящей партией для себя.

Желая подшутить над парнем, Оксана требует доставить ей те черевики, которые носит сама императрица, только в таком случае она немедленно обвенчается с Вакулой. Девушке даже не приходит в голову, что отвергнутый ею жених решит хотя бы попытаться выполнить ее условие, она почти сразу же забывает о своих словах.

Сам кузнец, услышав распоряжение Оксаны, делает вывод о том, что избалованная красавица нисколько его не любит, а лишь без стеснения издевается и над ним самим, и над его чувствами к ней. Вакула уже готов отказаться от дочери Чуба, убеждая себя в том, что в деревне имеется немало и других симпатичных и добросердечных девушек, тогда как Оксана любит только наряжаться и никогда не сумеет стать хорошей хозяйкой. Тем не менее, юноша не в силах забыть эту девушку, в его ушах постоянно звучит ее жизнерадостный смех.

В то же время Оксана, услышав о том, что Вакулы якобы уже нет в живых, неожиданно для себя не может уснуть на протяжении всей ночи, и к утру она понимает, что по-настоящему влюблена в этого молодого человека, хотя прежде и демонстрировала ему свое презрение. Ведь, несмотря на весь свой эгоизм и гордость, Оксана остается и обычной сельской девушкой этого времени, которая представляет себя в дальнейшем супругой и матерью, добросовестно занимающейся домашними делами.

На следующий день, стоя в церкви, она испытывает самую различную гамму чувств, среди которых и печаль, и тревога, и надежда на то, что кузнец на самом деле все же жив. Когда Вакула вновь приближается к ней, Оксана в смущении опускает глаза, и все признают, что признанная деревенская красавица еще никогда прежде не была настолько хороша.

Девушка твердо уверена в том, что она наконец встретила свою судьбу и настоящую любовь, и читатели многих поколений не остаются равнодушными к ее красоте и обаянию, что особенно ярко проявляется в заключительных сценах повести.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.