Климат Монголии. Географическое положение и интересные факты

Юртой называется мобильное сооружение, в котором живут кочевники. Конструктивно оно состоит из каркаса и покрытия, которое зачастую выполняется из войлока.

Используется кочевниками в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и даже в далеком Тибете.

Конструкция: Монгольский тип юрты строят плоскими, приземистыми, это связано с сильными ветрами в той местности. Настил в форме купола лежит на специальных стенках, расположенных точно в вертикальном положении, форму купола поддерживает каркас из специальных жердей. Сама крыша напоминает конус. В центре монгольской юрты есть опорные столбы.

Преимущества и недостатки: Монгольская юрта выделяется тем, что ее намного легче изготовить и собрать. Что касается стоимости, то она будет ощутимо дешевле тюркской, однако менее практичная. Такие юрты не могут выдерживать больших снеговых нагрузок, а их дополнительные несущие колонны могут причинить некоторые неудобства.


Используется в Казахстане, Узбекистане, Киргизии и Туркменистане.

Конструкция: Ее существенным отличием от монгольской – это форма опорных жердей для поддержки купола. В этом случае они изогнутые, поэтому форма купола представляет собой полусферу и выглядит более изящно. Благодаря изогнутым жердям вес можно перераспределить так, чтобы не было необходимости в установке дополнительных опор. Сами жерди при этом закрепляются на обруче вдоль всех стен. Таким образом, в тюркской юрте получается больше полезной площади и свободного пространства.

Преимущества и недостатки: Тюркская юрта требует специальных профессиональных знаний при сборке и более качественных материалов. Она значительно меньше весит, выше и намного прочнее монгольской. Все эти факторы в совокупности с более сложной технологией сборки, конечно же, повышают стоимость тюркской юрты.

Юртовый войлок

Издревле в качестве настила и теплоизоляционного материала кочевые народы использовали войлок, который производили сами. Сейчас же в этом нет необходимости. Производство юртового войлока поставили «на поток», его изготавливают в промышленных масштабах на профессиональном оборудовании.

Наша войлочная фабрика "Горизонт-Фетр" производит в соответствии с требованиями . Материал толщиной 8 мм и плотностью 0,25 г/см 3 имеет низкую теплопроводность и высокую шумоизоляцию и отлично подходит для утепления юрт. Более подробно о применении юртового войлока можно прочесть

Л.Н.Гумилев пишет: "Самые древние монголы ничего общего не имели с блондинами, населявшими Европу. Европейские путешественники XIII века никакого сходства между монголами и собою не обнаружили". Но, тем не менее, как он обоснованно поясняет, даже не самые "древние монголы (то есть, соплеменники Чингисхана и их предки) были, согласно свидетельствам летописцев и найденным в Маньчжурии фрескам, народом высокорослым, бородатым, светловолосым и голубоглазым. Современный облик, а также язык, который мы ныне называем монгольским, их потомки обрели путем смешанных браков с низкорослыми, черноволосыми и черноглазыми племенами, которых соседи собирательно называли татарами".

Но не все сказал Л.Н.Гумилев, учитывая политическую обстановку в стране, относительно времени, к которому соплеменники Чингисхана "приобрели облик и язык, который мы ныне называем монгольским". Также Великий Евразиец советской эпохи был вынужден смолчать относительно того, все ли представители этноса "древних монголов" приобрели облик, который мы называем "монголоидным" и соответственно халха-монгольский язык.

Поэтому не будем заблуждаться относительно того, что произошло это "изменение внешнего облика и языка" отнюдь не со всеми "древними монголами", или иначе, татарами Чингисхана, и отнюдь не до "эпохи монголов". Эти изменения произошли намного позже того и лишь с отдельными индивидуумами данного этноса, оставшимися после полного уничтожения значительной части этого народа, проживающего в восточной части Евразии, в Китае и Монголии. То есть соответствующие изменения в "облике и языке", полная ассимиляция, произошли с единичными потомками монголо-татар, оставшимися среди "черноволосых и черноглазых племен" Монголии после геноцида, проведенного против этого народа китайцами династии Мин. И происходило это только после распада монгольской державы, точнее, в конце XIV века.

Лев Николаевич Гумилев этого не мог в свое время открыто написать.

Но главное, Л.Н.Гумилев все же не смолчал, а указал точку зрения академика В.П.Васильева о том, что Чингисхан происходит "из племени татар", и дал ссылку на работы этого русского академика, чтобы читатели могли лично могли сопоставить их с трудами самого Л.Н.Гумилева.

В.П.Васильев же пишет, что примерно в VI - начале VII веков часть обитателей Маньчжурии, которые жили независимо от киданей, не покоряясь им, мигрировали к горам Иньшань и стали известны под именем татар. Соседи, "окружавшие их черноволосые племена", называли этот народ "желтоголовыми".

"Европеоидная антропологическая раса первого порядка прослеживается в Центральной Азии и Сибири с верхнего палеолита и генетически восходит к кроманьонскому типу, являясь особой ветвью, развивавшейся параллельно с расами Европы и Ближнего Востока" (Л.Н.Гумилев, "В поисках вымышленного царства").

Также Л.Н.Гумилев приводит сведения, что во второй половине I века н.э. после разорения китайцами союзного с хуннами княжества Чеши, располагавшегося в Таримском бассейне (Турфанский оазис - территория современной Уйгурии), "хуннский шаньюй собрал остаток чешиского народа и переселил их на восточную окраину своей державы". Таким образом, среди "подчеркнуто монголоидных народов Амурского бассейна" появился этнос, состоявший из представителей "восточной ветви индоевропейцев".

Видимо, "остаток народа" был все-таки довольно многочисленным, чтобы сохранить свои способности к государственной организации и иные навыки и умения, например, склонность к "хлебопашеству", способности к изготовлению орудий из железа, меди и другие свойства, присущие высокоразвитым в то время народам. Также заметим, что скорей всего этот народ, судя по тому, что был "союзником хуннов", и по языку был к ним близок.

Надо полагать, имели место и смешанные браки между переселенцами с бассейна Тарима и представителями местного населения, предками маньчжуров и халха, но свои антропологические признаки, как и свой язык, и уровень развития и другие свойства этноса предки "древних монголов", как видно, не утеряли. Мигрируя с бассейна Амура на юго-запад, к горам Иньшань, эти "древние монголы" были уже известны их соседям китайцам как татары. И не удивительно, что в то же время они стали союзниками уйгуров и тюрок шато, что может объясняться близостью их языков и схожестью внешнего облика, чем они все отличались от китайцев (ханьцев) и остальных обитателей востока Евразии, предков халха и маньчжуров.

И не только стали союзниками уйгуров и тюрок шато "древние монголы", а начали "смешиваться с ними и сообщили им свое имя", как пишет В.П.Васильев, дав начало рождению нового этноса под тем же названием и самоназванием "татар".

Свои антропологические и иные признаки и свойства, резко отличающие их от обитателей Китая и Монголии, средневековые татары не утратили во времена Чингисхана и много позже. Например, соплеменников Чингисхана "отличали зеленые или синеватые глаза, китайские историки называли их "стеклянными", и светлые с рыжиной волосы", "у Борджигинов (род Чингисхана) глаза сине зеленые, или темно синие, где зрачок окружен бурым ободком". В обоснование приведенного Л.Н.Гумилев ссылается на данные из работы Абуль Гази, переведенной и изданной в 1874 году в Париже, и другие сведения из работ французских историков ориенталистов, опубликованных в 1896 году.

Достаточное представление о внешности представителей этноса монголо-татар можно получить также и по средневековому портрету Чингисхана, на котором он изображен, скорее всего, наиболее похожим на самого себя. Портрет был написан на шелке либо еще при жизни самого Чингисхана, либо в период правления монголо-татар в Китае. И вряд ли кто изобразил бы в то время первооснователя Державы с европеоидной внешностью или внешностью халха (или китайца) в угоду чьих либо политических интересов, но в ущерб истине. Хорошо видно, что на портрете изображен человек с густой бородой и усами, европеоидной внешности. Также внешний вид монголо-татар отражен достаточно отчетливо на рисунках XII-XIII веков.

"Татарская нация по большей части не великоросла, не выше пяти футов с двумя или тремя вершками, также нет между ними толстых и жирных. Лицо у них широкое, плоское и четвероугольное с выдававшимися скулами" (В.П.Васильев "История и древности восточной части Средней Азии, от X до XIII века").

Отметим, из изложенного никак нельзя делать вывод о том, что татары Чингисхана были "низкорослыми" карликами по сравнению с прочими обитателями средневекового мира, учитывая при этом, что государственный деятель Сунской империи (Южный Китай), чей текст приводит В.П.Васильев, обладал достаточным кругозором и имел, надо полагать, достаточное представление об антропологических признаках многих и многих народов мира. "Пять футов с двумя или тремя вершками" (150-160 см) - это средний рост для рассматриваемого периода. К слову сказать, рыцарские доспехи средневековой Европы рассчитаны как раз на людей примерно такой же комплекции. Объясняется это тем, что в средневековье средний рост людей был значительно ниже, чем у современных их потомков.

Также и Марко Поло оставил ценные сведения о том, что средневековые татары Чингисхана были представителями именно европеоидной расы. Он сравнивает характерную внешность китайцев, относящихся, как известно, к монголоидной расе континентального типа, с внешностью средневековых татар: "китайцы по природе своей без бород, татары же, сарацины (здесь имеются в виду персы) и христиане (европейцы) - с бородами". Здесь "бородатость" упоминается как наиболее важный признак, по которому должны были китайцы отличать своих от чужих во время боевых действий. Так как во время восстания, которое готовили "знатные китайцы" против монголо-татар, повстанцы должны были "перебить всех бородатых" по всему Китаю.

При этом необходимо заметить, что Марко Поло знал множество татар, "рассеянных по всему миру", к тому же прожил и прослужил у татар Великого хана монгольской державы Кубилая в Китае 17 лет, и как видно, научился различать татар и других европеоидов от китайцев и родственных им народов.

Для китайцев же татары казались людьми "весьма отвратительной наружности", скорей всего, именно из-за непохожести на них. К слову, арабы тоже считали, что русские "народ безобразной наружности", различий во внешности тех и других хватает, хотя этих различий гораздо меньше, чем в рассматриваемом случае.

И еще имеется, на первый взгляд, довольно странный факт. В записках Мэн-хуна отмечается отсутствие у татар "верхних ресниц". Много фактов, содержащихся в записках Мэн-хуна, "не замечено" историками европоцентристами, но этот пример "отсутствия верхних ресниц" часто переписывается из одного сочинения "по истории монголо-татар" в другое именно как свидетельство своеобразного "уродства" татар. Никто не может пояснить причину этого "недостатка", но все постоянно цитируют именно это место из-записок Мэн-хуна, никогда не обойдут вниманием.

Скорей всего, именно трудности перевода либо изменение языка по прошествии веков вызвали искажение в переводе точного значения приведенных слов Мэн-хуна об отсутствии "верхних ресниц" татар, соплеменников Чингисхана. В противном случае, китайский военный дипломат, предельно аккуратный, как видно из содержания его записок, не преминул бы пояснить причины этого странного "недостатка" монголо-татар, или сделать оговорку, мол, вот у такой-то группы татар ресницы отсутствуют, а вот у других в наличии.

Все монголы поделились на две ветви: потомки Добун-Мергена на монголов – «нирунов», к ним относятся: тайджиуты, барласы, уруты, мангуты, джаджараты и кыят-борджигины, катакин (катаган) и салджиут. Все остальные – на монголов «дарлекинов», потомков Нэкуза. Племена нирунов занимали кочевья в нынешней Северной и Северо-Восточной Монголии и Южном Забайкалье у рек Онон и Керулен. По соседству проживали племена: тюрки-кираиты (позже влились в состав Монгольской империи), тюрки – меркиты (часть была уничтожена, часть ушла на юг нынешнего Казахстана, часть слилась с монголами) и тюрки-татары (сохранили свое название по имени древнего предка Татара). Татары были более многочисленные племена в степи, часть была уничтожена, другая часть покорилась Чингисхану. Татары сначала были в сфере влияния чжурчженей (потомки их маньчжуры), затем киданей (потомки – каракитаи). С легкой руки китайцев всюду степные народы стали называться татарами, в том числе на Руси и в Европе. Кераиты проживали к западу от монгол-нирунов на равнинах Центральной Монголии от среднего течения Селенги до верховьев Керулена и Онона. Меркиты проживали севернее монголов, в Забайкалье. Истинные татары занимали обширные территории к востоку и юго-востоку от Монголов, район озера Би-Нур, реки Халхин-Гол и восточную половину Китайского автономного района – Внутренняя Монголия. До XII века языки народов так называемой алтайской языковой семьи почти не отличались ввиду их родственных связей и этнической близости (древнетюркско-го происхождения). Происходило смешение племен и народов, большое влияние оказывали многочисленные племена Китая. Лингвисты ныне делят алтайскую (тюркскую) семью, в зависимости от сложившейся взаимосвязи, на 3 племенные группы: тюркскую, монгольскую и тунгусо-маньчжурскую. Хотя сами монголы и татары, по сведениям историка Абулгазы, являются тюрками. Язык истинных монголов, очевидно, получил значительные изменения под влиянием чжурч-женьских, джунгарских и др. племен, которые переселились на монгольские земли. Поэтому современный тюрок-якут не понимал маньчжура-монгола, хотя прежние тюрки и монголы Чингисхана говорили на одном языке, каждый из них обязательно знал имена предков до 7-го колена. Не случайно историки говорят о запутанности родоплеменных отношений у тюрко-монгольских народов Великой степи. Жили тогда совместно разные племена: джуркинцы, хонгираты (конраты), тайтджиуты, джалаиры, кыят-борджигины, кият-джуркины, кыят-кураласы и другие.

В 7-ом колене родоначальником киятов был хан Хабул (Ка-был). Он родился около 1100-го года. В 1122 г. господство в восточной части Великой степи делили мугулы и татары. В 1129 г. корпус чжурчженей императора Укимая преследовал киданей, бежавших на запад, их остановил монгольский ха-ган Хабул. В 1139 г. Кабыл разбил войска чжурчженей вождя Холу. В 1150 г. новый император Китая Дигунай приказал напасть на мугул. Вождем татар на тот период был хан Нор-буюрик, а ханом кераитов – Маркуз, которого предательски убили. После смерти хагана Кабыла мугульские племена возглавил его племянник Ианбахай (Амбагай) из племени тайши. В этот период чжурчженская держава Чин (Цинь) постоянно нападала на татар и мугулов. Был захвачен чжурч-женями в плен хан монголов Амбагай, который был приколочен к деревянному ослу и убит. Собрались все мугулы и племя тайшы, выбрали нового хана Хутулу (Котора, котыр – в болячках), сына Кобыла. В 1161 г. он был убит приближенными императора Дигунай империи Цинь. Мугулское ханство распалось, военным предводителем стал Есугей-багатур, сын Буртана и внук Кабыл-хана из племени кыят. Его племя называли боржыган-кыятами. У Есугея от Оэлун кроме Темуджина было еше 3 сына: Хасар – 1164 г. р., Хачи-ун – 1166 г. р., Тэмуге – 1169 г. р. и дочь Тэмулун-1170г. р., от второй жены два сына: Бектер, Бельгутай. Ханом Есугей не стал, его успели отравить татары. После чего татары стали кровными врагами детям Есугея.

Гильом де Рубрук монголов в XII веке называл «Моалы», которые безвластно жили рядом с кераитами, среди них жил Темуджин, который воровал скот у Унка (Уан), брата Кенхана. Тот собрал войско, стал именовать себя ханом и пошел войной на моалов, ища Темуджина, тот сбежал к татарам и там спрятался. Затем Темуджин напал на Унка, тот убежал в Китай. Та земля, где жили моалы и двор Темуджина, называлась Онанкеруле, но приобретенный Каракорум стал их царственным городом. Каракорум стоит на землях Керея и Уака, в горах южнее земли уйгуров, которые являются главными писцами. Моалы заимствовали у них письменность. Мыцолы или мугулы у Рубрука получили название «моалы».

проживают на территории Китая, в России и в Монголии. около 10 миллионов человек считают себя монголами. Большая часть проживает в Монголии и китайских регионах. В России монголов можно встретить в Калмыкии, Бурятии, в Забайкальском крае. Современная территория Монголии простирается на 156 тыс кв. км. Однако плотность населения невысока: на просторах Монголии проживает около 2,5 млн. человек. Национальный язык, соответственно, монгольский и основное население – монголы. Кроме них здесь проживают , байты. В Монголии насчитывается около 20 этнических групп, самые многочисленные – это халха-монголы . Территория формирования этноса халха относится к междуречью Онона и Керулена .


От Чингисхана до республики

Европейцы считали монголов одними из самых суровых завоевателей в мире. История этой нации началась в 11 веке, когда возникли первые княжества. Мудрый вождь Темучин в 13 веке создал могучий союз, объединив монгольские племена. За дальновидную мудрость благодарные монголы прозвали своего предводителя Великим, что звучало, как Чингисхан . С эпохой правления Чингисхана связаны важнейшие территориальные захваты. Так завоевателям покорились Китай, Персия и Киевская Русь. Но как только монголы остались без предводителя вся былая слава и мощь пошли на убыль. В 1480 году Московское княжество поработило монголов и захватило большую часть их земель. Основными датами в истории Монгольского государства стали 1924 год (образование Монгольской народной Республики ) и 1991 год (Республика Монголия ).

Быт и нравы монголов

Монголы не были оседлыми племенами, поэтому постоянно двигались по бескрайним степям. Кочевой образ жизни наложил отпечаток на духовный и культурный облик народа. Чтобы прокормиться в суровых степях, активно разводили скот. Как только пастбища опустошались, монгольские семьи собирали свои пожитки и отправлялись в путь в поисках новых мест пропитания для скота. Из-за частых переездов основательных жилищ у монголов не было. Национальная юрта «гэр » разбиралась и возводилась за короткое время. Внутри войлочной хижины было два помещения: мужская территория и женская комната. Кушать еду можно было только правой рукой, так как местные считали левую нечистой. Любят монголы и погреться за чашкой ароматного чая. Любовь к этому напитку напрямую связана с территориальной близостью к Китаю. Монгольский чай специфичен, в него добавляют молоко и варят специально к приходу гостя. В чай идут коренья и травы.

В простом сложное – культура монголов

Религиозная культура монгольского народа – это сложная система многовековых воззрений и ритуалов. Предки монголов обожествляли природные объекты. Особо почиталось небо. В мифических представлениях этноса Небо было посредником между высшим миром и обычным житейским существованием. Камни – другая святая стихия этого народа. Твердость, мощь и непоколебимость веры ассоциировалась с горами, камнями, землей. Традиция возведения каменных пирамид у монголов называется Ово . Груда камней и энергетика, получаемая от строительства такой конструкции, у монголов воспринимается с почтением. Вблизи Ово не шумят, практически не разговаривают, ведь это место для свободы мысли. Разрушить священную пирамиду – великий грех. Не с меньшим уважением монголы относятся и к огню. Костер, подобно семейному очагу, собирает вокруг близких и отгоняет нечисть. Пламя костра не заливают водой, не касаются острием ножа. Старую и грязную одежду, ненужный мусор никогда не сжигают, чтобы не оскорбить Дух огня.

В монгольской юрте

В монгольской юрте хоть все и просто, но довольно экзотично для любого туриста. Яркая национальная одежда, обереги, гостеприимство хозяина юрты подкупает любого гостя. Потомки Чингисхана дружелюбны со всеми, кто пришел к ним в дом. В случае надобности помощи, монгол окажет ее в полном размере и никогда не попросит за это оплату. Но, собираясь в гости в юрту, захватите с собой подарки. При встрече хозяин укажет вам на место, куда следует сесть. Не стоит дарить все сувениры сразу. У монголов принято растягивать это удовольствие. Одаривайте гостинцами поэтапно, сначала вручите подарок хозяину, через некоторое время хранительнице очага, а напоследок шумной детворе. Захватывающие зрелище понаблюдать за массовыми плясками. Под национальную музыку монголы могут исполнить национальный танец, который больше напоминает обряд, охотничью пляску или ритуал охотника.

Страна обладает богатейшими природными запасами и интереснейшими архитектурными памятниками. Туристы с удовольствием отправляются в путешествие, чтобы прикоснуться к прошлому Золотой Орды..

Термин монголы впервые встречается в китайских хрониках VII-X веков. В XIII веке несколько племён, живших на территориях современной и северо-восточного , объединилась под властью Чингисхана. Они быстро подчинили себе ряд соседних племенных немногочисленных народов, в результате чего образовалась небезызвестная Золотая Орда.

В XVвеке монголы разделились на западную и восточную группы, а в следующем столетии восточная группа распалась на северную и южную. Северные Монголы, населявшие территорию с 16 века, стали называться халха (ныне их потомки составляют более 80% населения). Южные Монголы впоследствии оказались на территории Китая. Западные Монголы (ойраты) образовали в 17 — середине 18 века Джунгарское ханство.

Традиционное занятие монголов кочевников — скотоводство: лошади, овцы, козы, верблюды, крупный рогатый скот (коровы, яки, сарлаки). Жилище кочевников — разборная переносная юрта, состоящая из деревянного каркаса покрытого войлоком. Она разделена на несколько частей: северная часть — для гостей, восточная — женская, западная — мужская.

Традиционная мужская и женская одежда — халат (дэли) запахивается слева направо, застёгивается у ворота и на правом боку, перепоясывается шёлковым поясом. Обувь — сапоги (гутулы) с загнутыми вверх носами из прочной кожи на толстой подошве.

Традиционная пища — мясо (в основном баранина, реже говядина или конина), суп с лапшой и овощами (картофель, капуста, репа),мягкие сыры, сухой творог.

Среди праздников выделяется надом (конские скачки, стрельба из лука, борьба). Развито песенное и танцевальное искусство, жанры устного народного творчества.

С типом монголов европейцы познакомились, по-видимому, не ранее IV века (эпохи нашествия гуннов) и в особенности ХIII-го века (эпохи нашествия монголо-татар). Начало научных наблюдений над монголами относится лишь к XVIII веку и связывается с именами Кампера, Блуменбаха, Палласа.

На основании всех этих наблюдений монголам была дана следующая характеристика: роста среднего, чаще низкорослые, чем высокорослые; волосы на голове черные, прямые, довольно жесткие и толстые, средней густоты; плешивость очень редка, даже в глубокой старости. Борода и усы пробиваются только в возрасте около 25 лет, достигают к 40 годам малой величины, а после 40 лет - средней, состоя из довольно редких волос.

Цвет кожи отнюдь не «желтый», как иногда называют монгольскую расу, а светлый, особенно на закрытых частях тела, немногим смуглее европейского. Радужная оболочка глаз обыкновенно каряя, иногда черная. Монголы отличаются большой остротой зрения и обыкновенно дальнозорки.

Нос довольно длинный, широкий, плосковатый во своей верхней части, с широкими ноздрями; губы средней величины, как и уши, которые обыкновенно несколько отогнуты наперед и в нижней своей части вытянуты по направлению к углам нижней челюсти. Грудь монголов обыкновенно широка; окружность груди у мужчин почти всегда превышает величину полуроста, таз тоже широкий.

Признаки монгольского типа встречаются и за пределами собственно монголии у восточных тюркских племен (особенно у ), у тунгусов; вариации его характеризуют также японцев, китайцев, сиамцев. Некоторые монгольские признаки, например, узкоглазость (складка у внутреннего угла глаза), плосконосость и т. д., встречаются часто в младенческом возрасте и у европейской расы. В смешении с другими типами монгольский отличается живучестью и дает себя знать у помесей черными и прямыми волосами, жидкой бородой, скуластостью и т. д.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.