Народ валит из бурятии. Нападение на школу в Бурятии

Следственное управление Следственного комитета РФ по Республике Бурятия

Что произошло

О нападении на школу №5 в поселке Сосновый бор города Улан-Удэ стало известно в пятницу утром, 19 января. Девятиклассник зашел в класс, где шло занятие по русскому языку и литературе, и бросил бутылку с зажигательной смесью. Начался пожар, учащиеся в панике стали выбегать из класса. В этот момент школьник начал бить их топором, нанося удары по спине, голове и лицу. При этом пострадала учительница, которая пыталась защитить детей.

В больницу были госпитализированы семь человек, включая нападавшего — он несколько раз ударил себя ножом и пытался выпрыгнуть из окна. По данным РИА новости, одна из девочек находится в очень тяжелом состоянии — у нее диагностирована закрытая черепно-мозговая травма. Остальные получили рубленые и колотые раны.

Это второй за неделю случай жестокого нападения в школе. 15 января двое 16-летних подростков нанесли множественные ножевые ранения ученикам школы №127 в Перми (детям было от 10 до 12 лет) и учительнице. Пострадали 15 человек, 12 из них попали в больницу. После нападения подростки пытались убить друг друга.

Что известно о нападавшем

Ему 15 лет, он ученик 9 класса. Одна из школьниц рассказала «Комсомольской правде» , что отец подростка служит в бригаде ВДВ в звании майора, а сам юноша был тихоней, «склонным к нацизму».

Два одноклассника нападавшего рассказали РБК , что он придерживался националистических взглядов, «пил-курил и вел разгульный образ жизни, ненавидел всех и в подписках во «ВКонтакте» у него была всякая нечисть про маньяков и нацистов».

Мотивы и версии

Мотив школьника неизвестен. По одной из версий, это была месть за плохую оценку в четверти по русскому языку, которая грозила ему недопуском на экзамен.

По другой, подросток может быть связан с «группировкой АУЕ». Об этом радиостанции «Говорит Москва» рассказала мама одного из школьников. «Охрана в школе полностью отсутствует. Есть группировка в школе АУЕ. Мы поднимали неоднократно этот вопрос перед администрацией о том, что это АУЕ до добра не доведёт. Буквально за два дня мы проводили собрание с 11 и 10 классом. Они остались неаттестованными на второй год», — заявила женщина.

«АУЕ», или «Арестантский уклад един», — это предположительно существующее в России неформальное объединение, которое занимается насаждением уголовной идеологии в школах и интернатах. Ему посвящено расследование «Новой газеты» , в котором приводится подробная хроника происшествий, связанных с тематикой АУЕ, а также данные члена совета по развитию гражданского общества и правам человека Яны Лантратовой. Лантратова утверждает, что АУЕ действует в 18 регионах, в том числе в Бурятии. «Существует большое количество групп с лозунгами «Смерть — легавым, жизнь — ворам», с количеством подписчиков от 85 тыс. до 800 тыс. Это дети и подростки. <…> очень качественные видеоматериалы, это записанные саундтреки, это записанные песни и сувенирная продукция, которая производится в этих группах, что дает нам понимание, что за этим стоят очень большие деньги и заинтересованные люди», — утверждает она.

Полпред президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло , что подросток из Улан-Удэ состоял в «закрытой группе» в социальных сетях, и сравнил ЧП с игрой «синий кит», которая распространялась через сообщества в интернете. «Самое главное — понять мотивы. Если мы поймем мотивы, то мы можем воздействовать на эту ситуацию. Я не сомневаюсь нисколько, хотя это следствие покажет, что есть организатор этого дела. Случай-то не единичный, получается», — отметил полпред.

По данным Интерфакса , подростка из Бурятии проверят на приверженность тюремной субкультуре. Кроме того, власти сейчас исследуют возможную взаимосвязь вооруженных нападений в Улан-Уде, Перми и Челябинской области, где 17 января в одной из школ ученик девятого класса ударил одноклассника ножом из-за конфликта на перемене.

Некоторые школьники знали о нападении заранее

По словам мамы одной из учениц школы № 5, к ее дочери накануне подошел ученик старших классов и предупредил: «Не приходи завтра в школу — будет мясо».

Подросток не собирался действовать один и пытался подговорить своих друзей, но те отказались. «Сейчас правоохранительные органы изучают контакты и окружение подозреваемого, чтобы полностью восстановить картину происшествия», — сказал собеседник агентства.

"Не ходи, будет мясо": второе нападение на школу за неделю

В поселке Сосновый Бор в столице Бурятии Улан-Удэ совершено нападение на школу. В результате пострадали семь человек, включая учительницу и подростка, который, как сообщается, был вооружен топором. Он был задержан и под конвоем доставлен в больницу.

Как говорится в сообщении регионального управления Следственного комитета России (СКР), утром в пятницу девятиклассник "с топором напал на учеников седьмого класса, а затем при помощи бутылки с воспламеняющейся жидкостью поджег учебное помещение".

Подозреваемый подросток задержан, возбуждено уголовное дело по статьям "Покушение на убийство двух и более лиц, совершенное в отношении малолетних" и "Халатность". Дело, как и инцидент в школе в Перми, будет расследовать центральный аппарат СКР.

  • "Учитель сказал: "Бегите!" И мы побежали". Что произошло в пермской школе
  • Следствие признало резню в Перми покушением на убийство детей
  • Что случилось в пермской школе: драка или нападение?

"Никаких данных о прочих соучастниках возможных пока не подтверждается", - сказал зампред правительства Бурятии по безопасности Петр Мордовской.

Ранее власти республики сообщали, что нападавших было трое, а возгорание произошло перед тем, как на школьников напали с топором.

"В школе они надели маски, злоумышленники бросили в кабинет русского языка и литературы, где проходил урок у учеников 7 класса, бутылку с зажигательной смесью", - говорилось в сообщении на сайте правительства республики.

Когда ученики и учительница выбегали из кабинета, где начался пожар, подростки начали наносить им телесные повреждения, следовало из сообщения.

Один из нападавших, по данным республиканских властей, ранил себя при задержании и под конвоем был доставлен в больницу, поиски остальных нападавших продолжаются.

СКР же настаивает, что нападавший был только один. "Он госпитализирован после попытки суицида", - сказала официальный представитель комитета Светлана Петренко.

Правообладатель иллюстрации ТАСС Image caption Нападавший бросил в класс бутылку с воспламеняющейся жидкостью

Дети, пострадавшие при нападении на школу, получили резаные раны, у одной из девочек ампутирован палец, сообщил журналистам министр здравоохранения региона Дамбинима Самбуев.

"Пострадавшим детям 13 лет, все они учатся в одном классе. Они получили существенные травмы: это резаные раны от топора, ожогов нет. У одной девочки травматическая ампутация второго пальца. У одного мальчика травмы головы, спина повреждена и конечности", - сказал Самбуев.

Всего пострадавших семеро - шесть детей и учительница 44 лет. Все раненые госпитализированы, двое из них - в тяжелом состоянии. Изначально было пятеро пострадавших, "еще двое подошли из дома", пояснил министр.

После нападения из школы были эвакуированы более 500 человек. Министр образования Бурятии Баир Баторов сообщил, что занятия в школе отменены.


Media playback is unsupported on your device

Трагедия в Перми: как предотвратить нападения в школе?

По словам неназванного источника Интерфакса, причиной нападения стал конфликт, который произошел между девятиклассником и его ровесниками по школьной параллели.

По данным агентства, власти не исключают связь между нападением на школу в Улан-Удэ с недавней атакой на школу в Перми, где двое подростков наносили удары ножами ученикам 4 класса и учительнице.

"Правоохранительные органы изучают все версии произошедшего, в том числе и о взаимосвязи всех трех происшествий посредством социальных сетей", - сказал собеседник агентства.

Кроме того, Интерфакс со ссылкой на анонимный источник пишет, что напавшему на школу в столице Бурятии не удалось подговорить других подростков присоединиться к нему: "Перед нападением на школу подросток искал сообщников среди своих приятелей, но в итоге напал на школу в одиночку".

Вопреки распространяющемуся в Бурятии мнению, отчасти правдивому, о “неграмотных” кадровых решениях главы Бурятии и неквалифицированном проведении конкурса по отбору министров, мы наблюдаем сравнительно живую и динамично меняющуюся внутреннюю политику региона. Сейчас в Бурятии уже не существует правящей касты в лице западных бурят, исчезает “носковский”, образовавшийся из “записной книжки” его комсомольских друзей (экс-зампреда правительства Петра Носкова прим. АРД), формат выстраивания кадровой политики. Однако все эти властные группы не исчезнут мгновенно, нам еще предстоит наблюдать некоторые их проявления.

Тем не менее, в Бурятии народная молва правителей особо не жалует, но и сменяемость власти здесь не частая. Поэтому не приходится удивляться, что когда назначаются на государственные должности представители тех или иных властных групп, народ это воспринимает как усиление или, наоборот, ослабление бурятских кланов.

Причины недоверия к власти

Описывая свою деятельность, бурятские политики “искренне” напоминают нам об испытываемой ими непременной необходимости служить народу. Как правило, они ярые “противники” всего “враждебного и деструктивного”. Например, оказывается, по мнению некоторых политиков, что кто-то разделяет бурятский народ на две части. Или, например, нерадивый чиновник, естественно принадлежащий к другой политической группе, словно вражеский диверсант, уничтожает республику, город, народ и т.д.

Однако простой анализ владельцев “заводов, пароходов и газет” в республике даст больше информации, чем любой социологический опрос. Он выявит сетку реального состояния общества, градус конфликтов и возможную практику использования острых моментов некоторыми политическими игроками. Примеры: БГУ, Тунка, митинг против прокурора, Баргузин, Еравна...

В свою очередь, данная “сетка” даст Бурятии очень важный инструмент - “общественный алфавит”. Он будет совсем негодный для формулирования чего-либо существенного, но станет реальным словарем, говорящим о процессах, протекающих в республике. И очевидным здесь окажется процесс “гниения с головы”.

В русской классической литературе описано немало ситуаций, когда люди живут в искусственных, но бюджетируемых сословиях. Они получают различные блага только из-за принадлежности к какой-либо группе или сословию. Со временем они начинают считать себя элитой. В такой системе изменения скрытны и не признаны - они скапливаются внутри, словно гной. Вскроешь - будет вонь, оставишь - гниение усилится...

Приехав в республику, Алексей Цыденов столкнулся с аналогичной искусственной средой, которая назвала себя элитой. Но у наших “искусственных” не оказалось внятного ответа ни на один из скопившихся вопросов. Нет ответа в культуре, нет ответа в политике и даже нет ясности в общении.

Таким образом, главе Бурятии при расстановке кадров очень тяжело разобраться в этом политическом однообразии. Слишком сложная внутренняя навигация, выстроенная за столетие и базирующаяся на полунамеках, полумерах и т.д., уже привела Бурятию к ряду системных кризисных явлений.

Всё это “гниение” естественным образом переливается из этого сословия в широкие народные массы. В итоге люди превращаются в партизан запутанной бурятской реальности. А от партизан, как известно, можно ожидать всякого. Поэтому одни и те же “партизаны” становятся инструментом тех или иных политических групп.

Борьба не прекращается

Подобную реакцию вызвала крупная в Улан-Удэ, из-за которой пострадали около 100 тыс. людей. Было заметно, что один из кланов Бурятии набросился на мэра Голкова - включились в процесс все соответствующие механизмы. И шансов выдержать натиск у градоначальника, казалось, не было. Но Цыденову, вероятно, удалось предотвратить политизацию произошедшей аварии.

Тем более, Александр Голков - удобная мишень для критики именно из-за нуждающейся в ремонте коммунальной инфраструктуры Улан-Удэ. А истоками этой самой «неотремонтированности» на самом деле является как раз постсоветская политика управления городом. Основной деятельностью властей была тогда приватизация или вывод в частные руки государственного имущества, отведение земель под коммерческую и жилую застройку и другие более приятные дела. Поэтому винить теперь в случившемся только действующего мэра кажется не очень корректным.

В “сельской политике” Бурятии происходят такие же крупные сдвиги. Очевидно, что в данный момент мы стали свидетелями заката достаточно влиятельной группы спикера парламента Цырена Доржиева. Сам он явно нервничает и, возможно, даже устроил небольшую войну против главы Еравны Цыденжапа Шагдарова. Одновременно с этим, в постоянном режиме цуцванга находится зампред по сельскому хозяйству Даба Чирипов, который тоже относится к группе Доржиева. Сам Чирипов не популярен в селе, не является производственником и сильным аппаратным игроком. И, вполне возможно, в должности зампреда он долго не продержится.

Таким образом, в бурятской политике очень много неясностей. Повсюду идет расстыковка раньше тесно связанных платформ. Происходит разбалансировка прежних политических и социальных порядков. В Бурятии всё явственней ощущается катастрофа правящего прежде класса. Вне зависимости от группировок. Все они одновременно на наших глазах превращаются в “бывших”.

Западно-бурятский формат изжил себя и абсолютно дискредитирован. «Носковская модель» оказалась даже не политической конструкцией, а естественным продолжением старой потаповской модели, которая без самого автора разложилась и перестала работать. А созданные Леонидом Потаповым институты (ВАРК, землячества и т.д.) вместе с автором превратились в дремучего “пенсионера”.

Таким образом, сегодняшняя политическая ситуация в Бурятии напоминает времена фундаментальной смены элит. В истории республики такая мощная смена происходила всего один раз - в период образования Бурят-Монгольской АССР. Именно с 1923 - 1936 г.г. в Бурятии была спроектирована и сформулирована “сословная” модель общества, которая разрушилась только в наши дни.

Все эти факторы стали надежным индикатором того, что бурятскую политическую модель в ближайшем будущем ожидает фундаментальное переформатирование. Это как раз и оказывается поводом для столь неординарного в Бурятии формирования Алексеем Цыденовым своего правительства. Очевидно, что не все люди, которые приходят во власть, останутся там надолго. И в скором времени нужно ожидать, что Цыденов продемонстрирует массу гибких или, наоборот, твердых решений.

Пятница, 07 Февраля

13-й лунный день с элементом Огонь. Благоприятный день для людей, родившихся в год Лошади, Овцы, Обезьяны и Курицы. Сегодня хорошо закладывать фундамент, строить дом, копать землю, начинать лечение, покупать лекарственные сборы, травы, проводить сватовство. Отправляться в дорогу – к увеличению благосостояния. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Тигра и Кролика. Не рекомендуется заводить новые знакомства, обретать друзей, начинать преподавательскую деятельность, устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников, покупать скот. Стрижка волос – к счастью и успешности.

Суббота, 08 Февраля

14-й лунный день с элементом Земля. Благоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Тигра и Кролика. Сегодня хороший день для того, чтобы просить совета, избегать опасных ситуаций, проводить обряды для улучшения жизни и для богатства, выдвигаться на новую должность, покупать скот. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Мыши и Свиньи. Не рекомендуется писать сочинения, издавать труды по научной деятельности, слушать поучения, лекции, начинать задуманное дело, устраиваться или помогать устроиться на работу, нанимать работников. Отправляться в дорогу – к большим неприятностям, а также к расставанию с близкими. Стрижка волос – к приумножению богатства и скота.

Воскресенье, 09 Февраля

15-й лунный день с элементом Железо. Благодетельные поступки и греховные деяния, совершённые в этот день, приумножатся в сто раз. Благоприятный день для людей, родившихся в год Дракона. Сегодня можно строить дуган, субурган, закладывать фундамент дома, строить дом, начинать задуманное дело, учиться и постигать науку, открыть вклад в банке, шить и кроить одежду, а также для жесткого решения некоторых вопросов. Не рекомендуется переезжать, менять место жительства и работы, приводить невестку, отдавать дочь в невесты, а также проводить похороны и поминки. Отправляться в дорогу – к плохим вестям. Стрижка волос – к удаче, к благоприятным последствиям.

Друзья задержанного школьника рассказали, как и почему он устроил побоище

Очередное ЧП в школе. На этот раз место действия - Бурятия.

Ученик 9 класса Андрей (имя изменено) принес в учебное заведение в поселке Сосновый бор (пригород Улан-Удэ) «коктейль Молотова», топор, нож.

Итог - ранена учительница русского языка, под замес попали ученики 7 класса - одной из девочек подросток отрубил палец, другой задел щеку, третей попал по голове. Потом нанес ранение себе и выпрыгнул в окно, после чего и был обезврежен.

Была ли в школе охрана? Что говорил подросток после расправы и знал ли парень о подобном прошествии в Перми? «МК» пообщались с одноклассниками нападавшего и выяснили некоторые детали трагедии.

На данный момент о нападавшем Андрее известно немного. Ученик 9 класса. Отец - военнослужащий. До поры до времени родители держали парня в строгости. Долгое время мальчик занимался. Потом бросил, переключил свое внимание на другое увлечение - оружие. Кардинальные изменения заметили в нем полтора года назад. Сложный подростковый возраст дал о себе знать. Именно тогда, Андрей пристратился к курению и алкоголю. Правда, его знакомые отмечают, что все было в пределах нормы, выпивал по праздникам. И чтобы родители не засекли. Так, ради хайпа, похвастаться перед друзьями, что стал взрослым.

Андрея я хорошо знаю, хотя мы не учимся в параллельных классах, - начал разговор знакомый нападавшего. - Не общался с ним тесно уже года два, так привет-пока. Дело в том, что мне было неприятно общение с ним.

- Почему?

Он вел себя не совсем адекватно. Нет, он никого не бил, не унижал, а просто постоянно веселился и бесился. Очень странное поведение. Неадекватное. Мне было не комфортно с ними даже рядом находится.

- Вы были в школе, когда все произошло?

Я сидел на уроке на третьем этаже - именно там все произошло. Но в другом кабинете. Вроде Андрей сначала поджег один класс. Когда началась эвакуация, я увидел, что все в дыму. Мы выбежали из аудитории. На первом этаже я увидел девочку, всю в крови, она сильно кричала, закрывала лицо руками. На улице уже все выяснялись некоторые детали - Андрей принес в школу топор, нож, коктейль Молотова. Ранил учительницу и девочек из младшего класса. которые случайно попали под его горячую руку.

- Говорят, у Андрея были сообщники?

Да, называют его друзей. Одного, Алексея (имя изменено) вроде даже задержали. Но это ошибка. Я хорошо знаю Лешу. Он был ярым сторонником ЗОЖ, адекватный, положительный парень в отличии от Андрея, который и пил, и курил. Ходят слухи, что перед нападением, парни закинулись наркотой, вроде что-то курили, и у них сорвало крышу. Так же говорят, что зачинщиков было даже четверо. Не знаю. Во всяком случае, в нападении принимал участие один Андрей. Просто остальные могли знать и никого не предупредили. Может, решили, что их приятель пошутил? Поэтому их и считают сообщниками.

- Что делал в момент ЧП «положительный» Алексей, которого допрашивают вместе с организатором нападения?

Сидел спокойно на уроке. Его все видели. После всего случившегося он побежал домой, рассказал все маме и вскоре за ним приехали из полиции

- Правда, что Андрей был сторонников АУЕ? Существует подобное движение в вашем поселке?

Я уверен, что АУЕ - проблема любой школы России. Где-то движение развивается сильнее, где-то слабее. Кстати, у нас оно не очень развито, во всяком случае, подобных нападений никогда не было, на улице у прохожих ничего не отбирали. Случалось, что ребята из АУЕ приставали к нам, но слава богу, не избивали. Мы таких ребят стороной всегда обходим. Не связываемся с ними. Андрей если и состоял в АУЕ, то недавно. Ранее я за ним подобное не замечал.

- Охрана в школе есть?

Вы смеетесь? Какая охрана в сельской школе? Не было никогда у нас охраны.


- Даже бабушка на входе не сидит?

Бабушки есть. Сидят вахтёрши на входе. Им уже под 70 лет вроде. Но когда я прибежал на первый этаж после эвакуации, увидел, что какой-то мужчина принес раненую девочку с третьего этажа. Если я не ошибаюсь, он был обычный ремонтник.

- Правда, что Андрей отрубил палец девочке?

Да, одной девочке отрубили палец, потому что она одна из первых хотела выбежать из класса. Андрей ее таким образом остановил. Другой он ударил топором по спине, третий по голове. В плане у него не было рубить семиклассников, он это сделал из-за учительницы, которая вела урок в том классе. Она ему «двойку» поставила. Он решил отомстить.

- Девочки случайно стали жертвами?

Конечно. Он пришел мстить учительнице. Ну а девочки закричали, нервировали его.

- Может, это пошла цепная реакция после пермских событий?

Нет, это ерунда. Андрей давно планировала нападение. Про Пермь мы ничего не знали - новости других регионов не читаем, телевизор не смотрим. Про ту трагедию все узнали только сегодня. Наши одноклассники стали живо интересоваться теперь пермской историей. Андрей тоже вряд ли знал про то происшествие. Газет он ни читал, как и книжек. Новости тоже не смотрел. Компьютерные игры - его страсть.

- Долго длилось нападение, быстро полиция приехала?

Все спецслужбы приехали очень быстро и их было много, но почему-то везде говорят, что их вообще не было. Произошло на втором уроке в 9.30 утра. События развивались молниеносно. Но мало кому удалось их разглядеть, потому что Андрей кинул в класс коктейль Молотова, и весь этаж был в дыму.

Вот, что рассказывает еще один одноклассник Андрея.

- В машине он говорил, что сожалеет о содеянном, спокойный был или нервничал?

В машине он был абсолютно спокойный. Никаких сожалений не высказывал.

- Его целью была учительница?

Да, учительница русского и литературы. Он напал на нее то ли из-за «двойки» по русскому в четверти, то ли из-за не допуска до экзамена по литературе. Видимо, родители ему «вставили» прилично, вот он и решил со всем этим закончить.

- Что известно о пострадавших?

Одной девочке, у которой множественные травмы, в том числе и головы нужно переливание крови. Редкая у нее. Четвертая отрицательная. Сейчас доноров ищут. Учительницу прооперировали срочно и отвезли в городскую больницу. Весь поселок молится об их выздоровлении.

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.