Шенграбенское сражение кратко. Шенграбенское сражение – кратко Смысл шенграбенского сражения

Одним из ярких эпизодов в романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" стало изображение боевого столкновения вражеских войск при Шенграбене. Подробное, приближенное к реальному, описание автором сражения, предшествующего войне 1812 года, помогает представить события, которые временно или навсегда забрали из мирной жизни людей на фронт. Его участники - это люди разных поколений и должностей: от солдата до генерала, но в канун битвы на лице каждого из них было одинаковое восторженное выражение ожидания начала действий. Вслед за чередой команд они отчаянно, с нетерпением рвутся в бой. Однако время показывает, какие изменения происходят в поведении и характерах людей под влиянием ужасов войны.

Детальное описание расположения военной техники, неравного количества бойцов, портретные зарисовки героев произведения глазами князя Андрея Болконского дают возможность рассмотреть не только людей, находящихся рядом, но и самого его.

Князь, мечтавший о подвигах и славе, не мог представить, каким образом авангард Багратиона сможет по приказу Кутузова задержать противника, какова личная его роль будет в этом. Но он не отступал от мысли любым способом возвыситься в глазах вышестоящего состава, проявляя смелость и бесстрашие, контролируя самостоятельно позиции. Став свидетелем находчивости Тушина, он справедливо защищает его на военном совете.
Истинное лицо присутствующих на поле боя в романе помогает увидеть Шенграбенское сражение и у других героев. Подойдя вплотную к смертельной опасности, многие из желающих победить, испытывая страх, сдают позиции. Мечты о заслуженной в будущем награде остаются несбыточными, например, для Николая Ростова. Его мысли направлены на верность присяге. Однако после ранения в руку, он бросает оружие и сбегает от врага, испытывая панику и непонимание того, как он, любимый всеми, может погибнуть. Именно это сражение стало для него проверкой на мужество. Поведение Николая под вражескими пулями не соответствовало обещаниям, геройскому настрою, о котором он мечтал ранее.

Еще один образ на войне, вполне раскрывшийся как положительный герой - князь Багратион, который поражал своим спокойствием, невозмутимостью. Здравой рассудительностью и энергией он заряжал подчиненных. Рядом с ним солдаты чувствовали себя веселее и увереннее. Даже во время очередной получасовой перестрелки, когда из-за шума и дыма команды были неразборчивыми и ситуация вышла из-под контроля, Багратион показал выдержку и решимость в осуществлении дальнейших планов. Безбоязненно принимая удары французов, князь на личном примере демонстрировал отсутствие страха.

Сражение при Шенграбене раскрывает также образы, которые выражают двоякое отношение к войне. Служить своей стране - патриотическая цель ротного командира Тимохина, который испытывает особое удовольствие от присутствия на поле боя на глазах у командующего состава. Такие попытки совершить отличительные подвиги сопровождаются желанием быть замеченным начальством, чтобы в будущем добиться более высокого положения.

Обратить на себя внимание пытался и Долохов. Добиваясь награды, он храбро вступал в бой, понимая, что на поле каждая минута может стать последней. И это его не останавливало. Но за всеми его поступками скрывалось рьяное желание остаться замеченным князем. Ради награды Долохов настойчиво просит не забыть о его действиях.

Череду неудачных событий, сопровождавших русскую армию, в Шенграбенском сражении помогает завершить поступок маленького с виду, застенчивого капитана артиллерии Тушина. Проявив собственную инициативу, он поджегает населенный пункт, где остановилось большое количество французских солдат. Большая часть времени неприятеля ушло на то, чтоб затушить огонь. Тем самым русская армия выиграла время, чтобы благополучно отступить. За нерешительным видом этого героя романа скрывалась бесстрашная натура. Не задумываясь о себе, он смело выполнял свой воинский долг, проявляя жалость и сострадание к раненым товарищам.

Благодаря реалистичному изображению в романе эпизодов Шенграбенгского сражения, автор противопоставил характеры, мотивы поведения некоторых героев. Сравнение их показало, что правильное решение в сложной ситуации могут сделать только бескорыстные люди, способные на самопожертвование.

Несколько интересных сочинений

  • Тема любви в творчестве Тургенева

    Тема любви занимает центральное положение практически во всех произведениях Ивана Сергеевича Тургенева. Испытав в жизни множество любовных переживаний, автор использует это чувство для того

  • Критика о повести Шинель Гоголя и отзывы критиков

    Произведение является одной из составных частей сборника «Петербурские повести», который представляет собой описание быта и нравов петербургского населения, раскрывая особенности психологических портретов литературных персонажей.

  • Сочинение Примеры настоящего искусства из литературы 9 класс ОГЭ

    Настоящее искусство, всегда имело большое влияние на человека. Ведь человек, начиная с самого своего рождения, начинает воспринимать творчество. Когда мы маленькие, мы знакомимся с творчеством при помощи рисунков

  • Сочинение Роль науки в жизни человека

    Наука играет важную роль в жизни человека. Сложно представить, но еще каких-то 100 лет назад в домах не было электричества, водопровода, не было ни телефона, ни радио.

  • Сочинение Я выпускник

    Сегодня мой последний день учебы в моей родной школе. Я к этому шел очень долго. Впереди меня ждут выпускные экзамены. А далее и сам выпускной вечер.

Шестидесятые годы - время работы Л. Н. Толстого над романом “Война и мир”. В эпопее автор, по его словам, “любил мысль народную вследствие войны двенадцатого года”. “Я старался, - говорил он, - писать историю народа”.
Показав решающую роль народа в исторических событиях общенационального значения, Толстой создал особый жанр романа, грандиозную по охвату жизни и масштабам повествования реалистическую эпопею.
В центре романа “Война и мир” находится изображение Отечественной войны 1812 года, но особенности русской армии, как и характер войны, проявляются еще в предшествующих войнах с Наполеоном.
В романе дано изображение двух войн: за границей в 1805 -1807 годах и в России - в 1812 году.
Изображая войну 1805 года при Шенграбене, Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников. Мы видим героический переход отряда Багратиона к деревне Шенграбен, Шенграбенское сражение, мужество и героизм русских солдат и скверную работу интендантства, честных и мужественных командиров и карьеристов, использующих войну в личных целях.
Типичен для штабных офицеров Жерков, который в разгар боя был послан Багратионом с важным поручением к генералу левого фланга.
“Жерков бойко, не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал. Но едва только он отъехал от Багратиона, силы изменили ему. На него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно. Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал отыскивать генерала и начальников там, где их не могло быть, и потому не передал приказания”.
Приказание было - немедленно отступать. Из-за того что Жерков не нашел генерала, французы отрезали русских гусар, многие были убиты и ранен товарищ Жеркова Ростов.
Как всегда дерзок и храбр Долохов. Долохов “в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера”. Но после этого он подойдет к полковому командиру и скажет: “Я остановил роту... Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить...” Везде, всегда он помнит прежде всего о себе, только о себе; все, что делает, делает для себя.
Здесь, в бою, мы встречаем и двух полковых командиров. Оба они, профессиональные военные, ведут себя в бою весьма недостойно: “...Оба начальника были заняты переговорами, которые имели целью оскорбить друг друга. Полки же, как кавалерийский, так и пехотный, были весьма мало приготовлены к предстоящему делу”.
Они не трусливы эти люди, нет. Но они не могут забыть во имя общего блага себя, свое самолюбие, свою карьеру, свои личные интересы, сколько бы громких слов они ни говорили о чести полка и как бы ни показывали свою заботу о полке.
Но, наряду с людьми типа Жеркова, Толстой показывает и настоящих героев, прекрасных в своей простоте, скромности, находчивости в минуту опасности, стойких и твердых в исполнении своего воинского долга. Рисуя Шенграбенское сражение, Толстой с особой симпатией показывает командира Тимохина, рота которого “одна удержалась в порядке” и, вдохновленная примером своего командира, неожиданно атаковав французов, отбросила их, дав возможность восстановить порядок в соседних батальонах.
А вот другой незаметный герой- капитан Тушин. Это “небольшой, сутуловатый человек”. В его фигуре “было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное”. У него “большие, умные и добрые глаза”. Тушин - это простой и скромный человек, живущий одной жизнью с солдатами. Во время сражения он не знает ни малейшего страха, весело и оживленно командует, в решительные моменты советуясь с фельдфебелем Захарченко, к которому он относится с большим уважением. С горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, Тушин с удивительным мужеством и героизмом выполняет свое дело, несмотря на то что прикрытие, стоявшее подле его батареи, ушло по чьему-то приказанию в середине дела. И его “батарея...не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек”. Только получив приказ отступать, Тушин оставил позицию, увозя два уцелевших в бою орудия.
Итак, изображая военные события, Толстой не только представляет широкие батальные картины Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений, но и показывает психологию отдельной человеческой личности, вовлеченной в поток военных действий. Командующие армиями, генералы, штабное начальство, строевые офицеры и солдатская масса, партизаны - все эти разнообразные участники войны, носители самой разной психологии показаны Толстым с поразительным мастерством в самых разнообразных условиях их боевой и “мирной” жизни. При этом писатель, сам бывший участник обороны Севастополя, стремится показать настоящую войну, без всяких прикрас, “в крови, в страданиях, в смерти”, с глубокой и трезвой правдой рисуя и прекрасные качества народного духа, чуждого показной храбрости, мелочности, тщеславия, и, с другой стороны, наличие всех этих черт у большинства офицеров - дворян.

Шенграбенское сражение (или битва при Голлабрунне) – эпизод австро-русско-французской войны 1805 года (Войны Третьей коалиции). Оно происходило 4 (16) ноября 1805 у местечка Шенграбен, на дороге из Вены в Цнайм. В сражении столкнулись русский арьергард князя Багратиона и часть французской армии, под командованием Мюрата .

После перехода через Дунай в Кремсе и сражения при Дирнштейне, русская армия, под начальством своего престарелого и опытного вождя Кутузова , отступала на Шратенталь и Цнайм к Брюнну, где она должна была соединиться со второй русской армией, с разными другими подкреплениями, шедшими из Галиции и Польши, а также с остатками австрийской армии, которые отступали через Никольсбург к Брюнну после занятия французами Вены и тамошнего моста чрез Дунай. Русскую армию, на пути от Кремса к Брюнну, преследовали корпуса Мортье и Бернадота , которым приказано было частыми стычками задерживать противников, между тем как корпуса Ланна , Сульта и кавалерия Мюрата, под общим начальством последнего, двинулись из Вены прямо на Цнайм, чтоб опередить в этом пункте армию Кутузова.

Вступать с ним в сражение не было никакой возможности: силы союзников были слишком рассеяны, а русская армия чрезвычайно утомлена форсированными переходами. В таком критическом положении оставалось одно средство спасти русскую армию: главнокомандующий отправил к Голлабрунну семитысячный отряд генерала Багратиона, предписав ему держаться у этого пункта во что бы то ни стало, пока главный корпус не минует Цнайма. Таким образом, отряд этот отдавался на почти неизбежную гибель для спасения остальных войск.

Портрет Петра Ивановича Багратиона. Художник Дж. Доу, 1822-1823

Но Багратион поддержал честь русского оружия и оправдал доверие в столь важном назначении. Ему весьма много способствовала и хитрость, при помощи которой Кутузову удалось обмануть Мюрата и протянуть время переговорами. Во время них русская армия безостановочно шла к Брюнну, а арьергард Багратиона оставался у Голлабрунна, нисколько не тревожимый Мюратом. Но Наполеон был проницательнее своего генерала, и с величайшим гневом приказал ему немедленно возобновить действия, сбить русский арьергард, преследовать его и стараться вовлечь русскую армию в общее сражение, к которому подоспеют и прочие силы. Сам Наполеон с гвардией тоже двинулся к Голлабрунну.

Мюрат, получив это приказание и имея до 25 тысяч войска, решил, несмотря на приближение ночи (4 ноября), немедленно атаковать слабый русский отряд, который расположился к сражению за деревнями Шенграбен и Грунд, укрепил наскоро последнее селение и поставил на самом шоссе позади дефиле сильную батарею. Мюрат хотел частью сил ударить на Багратиона с фронта, а другая часть должна была обойти правый фланг русских и отрезать им отступление. Для обхода была назначена большая часть корпуса Сульта. Корпус Ланна построился в две колонны против центра и правого крыла русских, а дивизия Вандамма следовала в резерве.

Маршал Иоахим Мюрат. Портрет работы Ф. Жерара, ок. 1808

После кратковременной перестрелки, гренадеры Удино стремительно двинулись вперед на центр русских, но были мужественно отражены. Сражение шло посреди уже наступившей ночной темноты. Пожар деревень Шенграбена и Грунда по временам освещал французов, а от них наши войска скрывал дым. Упорный бой завязался в Грунде: дивизия Леграна уже обошла русских в тыл, но мрак и дым вызвали в ней величайшее замешательство.

Шенграбенское сражение. Художник К. Буйницкий, 1899

Багратион, будучи не в состоянии держаться дольше, собрал все свои силы, ударил на Леграна в штыки и, открыв себе дорогу, отступил в порядке к тому пункту, где соединялись дороги, ведущие от Кремса и Вены к Брюнну, и который уже миновали главные русские силы. Упорный бой окончился в одиннадцать часов ночи. Французы послали кавалерию преследовать русских до Гунтерсфорфа; но она не могла поколебать отступающих. В славном бою при Шенграбене арьергард князя Багратиона, выдержав восемь часов упорной схватки против вчетверо сильнейшего неприятеля, лишился почти половины своих людей, но зато дал русской армии возможность беспрепятственно соединиться с прочими войсками.

Шестидесятые годы – время работы Л. Н. Толстого над романом «Война и мир». В эпопее автор, по его словам, «любил мысль народную вследствие войны двенадцатого года». «Я старался, - говорил он, - писать историю народа». Показав решающую роль народа в исторических событиях общенационального значения, Толстой создал особый жанр романа, грандиозную по охвату жизни и масштабам повествования реалистическую эпопею.

В центре романа «Война и мир» находится изображение Отечественной войны 1812 года, но особенности русской армии, как и характер войны, проявляются еще в предшествующих войнах с Наполеоном. В романе дано изображение двух войн: за границей в 1805 -1807 годах и в России – в 1812 году. Изображая войну 1805 года при Шенграбене, Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников. Мы видим героический переход отряда Багратиона к деревне Шенграбен, Шенграбенское сражение, мужество и героизм русских солдат и скверную работу интендантства, честных и мужественных командиров и карьеристов, использующих войну в личных целях. Типичен для штабных офицеров Жерков, который в разгар боя был послан Багратионом с важным поручением к генералу левого фланга.

«Жерков бойко, не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал. Но едва только он отъехал от Багратиона, силы изменили ему. На него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно. Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал отыскивать генерала и начальников там, где их не могло быть, и потому не передал приказания».

Приказание было – немедленно отступать. Из-за того что Жерков не нашел генерала, французы отрезали русских гусар, многие были убиты и ранен товарищ Жеркова Ростов.

Как всегда дерзок и храбр Долохов. Долохов «в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера». Но после этого он подойдет к полковому командиру и скажет: «Я остановил роту… Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить…» Везде, всегда он помнит прежде всего о себе, только о себе; все, что делает, делает для себя. Здесь, в бою, мы встречаем и двух полковых командиров. Оба они, профессиональные военные, ведут себя в бою весьма недостойно: «…Оба начальника были заняты переговорами, которые имели целью оскорбить друг друга. Полки же, как кавалерийский, так и пехотный, были весьма мало приготовлены к предстоящему делу».

Одним из ключевых моментов войны 1805 года, описываемой Л. Н. Толстым в романе “Война и мир”, было Шенграбенское сражение. Чтобы спасти свою армию от разгрома, Кутузов послал небольшой авангард генерала Багратиона для задержания французов. Разутые, голодные солдаты, измученные длительным ночным переходом по горам, должны были остановить армию неприятеля, в восемь раз сильнейшего. Это дало бы время основным нашим силам занять более выгодную позицию.

Объезжая войска перед сражением, прибывший в распоряжение Багратиона князь Андрей с недоумением отмечал, что чем ближе к неприятелю, тем организованнее и веселее становился вид войск. Солдаты занимались своими будничными делами так спокойно, будто все это происходило не на глазах у врага и не перед сражением, где половина из них будет убита.

Но вот французы открыли огонь, битва началась, причем все происходило совсем не так, как представлялось князю Андрею, как преподавалось и говорилось в теории. Солдаты сбиты в кучу, но тем не менее отбивают атаку за атакой. Французы подходят все ближе, готовится очередная атака. И в этот решающий момент Багратион лично ведет солдат в бой и сдерживает неприятеля.

Наблюдая за действиями Багратиона во время сражения, Болконский замечал, что генерал почти не отдавал приказов, но делал вид, что все происходит “согласно с его намерениями”. Благодаря выдержке Багратиона его присутствие чрезвычайно много давало и командирам, и солдатам: при нем они становились спокойнее и веселее, щеголяли своей храбростью.

Не умаляя значения Багратиона в исходе Шенграбенского сражения, Толстой показывает, что основную роль в этом бою все же сыграли простые и незаметные воины, такие как ротный командир Тимохин. Не численное превосходство, не стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление и бесстрашие ротного, увлекшего за собой солдат, повлияло на ход сражения. Тимохин с такой отчаянной решимостью, с одной шпажкой, бросился на неприятеля, что французы в испуге побросали оружие и побежали.

В этом сражении отличился разжалованный в солдаты Долохов. Он убил одного француза, взял в плен сдавшегося офицера и, получив ранение, остался в строю. Но после этого он докладывает полковому командиру о своих заслугах, просит запомнить их. Это характерно для Долохова он прежде всего думает о себе. Даже геройский поступок он совершает, движимый корыстными побуждениями.

Другой истинный герой Шенграбенского сражения - артиллерийский капитан Тушин. Толстой с нескрываемой симпатией рисует его портрет. Маленький, застенчивый, с большими умными и добрыми глазами, с высоким голосом, поразившим князя Андрея своей задушевностью, человек этот производил впечатление совершенно не военное и даже несколько комическое. Но именно этот маленький скромный капитан со своими артиллеристами решает исход Шенграбенского сражения.

Действуя по собственной инициативе, Тушин поджег деревню Шенграбен, где были сосредоточены большие массы неприятеля. Это остановило движение французов, которые вынуждены были тушить пожар, быстро разносимый ветром, что давало время для отступления нашим войскам. В ответ на действия Тушина неприятель выставил против его батареи десять орудий. Но батарея продолжала стрелять, хотя осталась без прикрытия, которое ушло по чьему-то приказанию в середине боя. Французы предполагали, что именно здесь были сосредоточены главные силы русских. Они и представить себе не могли “дерзость стрельбы четырех никем не защищенных пушек”.

Но вот сражение окончено. Начальники частей со своими адъютантами и штаб-офицеры собрались у Багратиона разбирать подробности боя. Все приписывают себе небывалые подвиги, подчеркивают свою роль в сражении, при этом более других бахвалятся самые трусливые. Вызванный же “на ковер”, Тушин получает от Багратиона выговор за то, что оставил на поле боя орудия, хотя мог бы их взять, используя прикрытие. Тушин не оправдывается тем, что никакого прикрытия не было, боясь этим подвести другого командира. И лишь Болконский возражает Багратиону, высказывая свое мнение, что успехом дня наша армия “более всего обязана действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой”.

Описывая в романе капитана Тушина, ротного командира Тимохина и других рядовых воинов, Толстой показывает, что от воли и усилий таких вот простых, обыкновенных, бескорыстных людей, а не от самодовольных и тщеславных начальников, мечтающих лишь о наградах и карьере, во многом зависит исход исторических событий.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.