Раздел I. Введение в пенитенциарную психологию

Ключевыми целями психодиагностических мероприятий являются решение конкретных практических вопросов, связанных с предсказанием будущего поведения конкретного человека или группы сотрудников УИС в тех или иных жизненных ситуациях, изучение потенциальных возможностей их личностного и профессионального развития для планирования адекватных мер профилактического и коррекционного воздействия. Основные этапы психодиагностического обследования включают:

изучение запроса (жалобы, вопроса или сомнения), в ходе которого создаются общие представления психолога об объекте психодиагностического обследования;

формулирование психодиагностической проблемы (перевод запроса или проблемы на психологический язык);

выдвижение гипотез как центрального звена методологической части программы обследования;

сбор дополнительной информации, включающей изучение специальной литературы, опрос экспертов по имеющейся проблеме, изучение личного дела, проведение предварительных наблюдений, ориентировочных бесед и т. д.;

постановка основной диагностической задачи (или задач);

выбор адекватного методического инструментарий (батареи или пакета методик);

планирование процедуры обследования (способа организации и последовательности использования тех или иных психодиагностических приемов, соблюдение графика намеченных мероприятий);

проведение обследования и первичная обработка информации;

оценка и интерпретация полученных результатов по отдельным методикам;

соотнесение «сырых» данных с соответствующими нормами;

интегральный анализ результатов по всем полученным данным (упорядочивание всех сведений в единую систему);

подготовка психодиагностического заключения или отчета, а также их «перевод на язык» заказчика или инициатора обследования;

планирование программ психологической работы.

непосредственное осуществление конкретных форм и методов психологического воздействия.

Формирование запроса на психодиагностическое обследование. Пенитенциарная практика свидетельствует о том, что правильная организации психодиагностической работы во многом предопределяет эффективность психологического обеспечения деятельности личного состава УИС, а также успешность процесса ресоциализации различных категорий осужденных.

Основными заказчиками или инициаторами проведения психодиагностического обследования в условиях пенитенциарного учреждения, как правило, выступают следующие категории лиц (табл. 1).

Таблица 1

Заказчики или инициаторы обследования

Основные направления работы

Осужденные

Личный состав

Руководство управления

По любому направлению

По любому направлению

Руководство учреждения

По любому направлению

По любому направлению

Воспитательный отдел

Изучение психологических характеристик различных категорий осужденных

Первичное обследование кандидатов в отдел

Начальники отрядов

Изучение личностных особенностей и поведения осужденных, а также малых групп различной направленности

Отдел кадров

Обследование кандидатов на службу; изучение морально-психологического климата в коллективах

Режимная служба

Изучение личностных особенностей осужденных, а также малых групп

Первичное обследование кандидатов на службу; изучение личностных черт сотрудников, изучение состояния морально-психологического климата в коллективе

Оперативная служба

Изучение личностных особенностей осужденных и малых групп

Первичное обследование кандидатов в отдел, изучение социально-психо-логической обстановки

Производственный отдел

Профориентационные консультации, подбор специалистов

Первичное обследование кандидатов, изучение трудовых коллективов

Отдел спецучета

Укомплектование личных дел

Школьная администрация

Изучение личности осужденного

Обследование кандидатов, изучение коллективов

Психиатр

Изучение психологических особенностей осужденных

Осужденные

Психологическая помощь

Родственники осужденных

Консультативная помощь

Персонал (по личным и служебным вопросам)

Консультативная помощь

Важным элементом психодиагностической работы является формирование системы запросов (просьб или обращений различного характера), касающихся проведения конкретного обследования или оказания психологической помощи. Можно рассматривать как совершенно разные ситуации, когда, например, начальник отдела безопасности пенитенциарного учреждения обращается к психологу для обследования своих подчиненных или когда психолог в инициативном порядке пытается обосновать необходимость профилактических мероприятий в том или ином служебном коллективе. Система запросов упорядочивает процесс взаимодействия между сотрудниками тех или иных структурных подразделений пенитенциарного учреждения.

Запросы на проведение определенной работы могут быть оформлены в устном или письменном виде. Они фиксируются психологом в специальный журнал в присутствии заказчика. При обращении сотрудника с личной проблемой запросы учитываются, однако могут не оформляться.

Основными задачами включения в практику заказов на работу психолога являются:

обоснование необходимости проведения психодиагностического обследования;

информирование заказчика обо всех возможных задачах и трудностях психологической работы, а также материалах, которые могут быть предоставлены ему по результатам проведенных мероприятий;

совершенствование системы пенитенциарной деятельности и отчетности психолога;

соотнесение необходимости планируемой работы материальным и временным затратам, которые необходимы для ее выполнения;

привлечение заказчика к активному и конструктивному взаимодействию для развития взаимопонимания и исключения неадекватной трактовки полученных результатов обследования;

повышение значимости психологической работы и формирование у сотрудников позитивного образа психолога;

снижение уровня ресурсных затрат, необходимых психологу для выполнения задач, не связанных с его функционально-ролевыми обязанностями и противоречащих его профессиональной этике.

В любом случае для определения точности запроса и наполнения возникшей проблемы конкретным содержанием желательно проведение уточняющей или ориентированной беседы с человеком, сделавшим такой шаг. Практическое использование указанного подхода имеет и факультативное значение для психолога, поскольку выступает в качестве дополнительного источника получения первичной информации о личности.

На основе запроса или требований необходимо сформулировать конкретную психологическую задачу. В дальнейшем должен быть проделан обратный переход от собственно психологического видения явления к практическим рекомендациям. Первая часть этого процесса сопряжена с возможными причинами проведения психодиагностического обследования, а вторая – с задачами, которые ставятся психологом.

Основными обстоятельствами для проведения психодиагностического обследования сотрудников являются:

поступление на работу (службу) в органы и учреждения УИС;

профессиональный отбор кандидатов или перевод сотрудников на должности, требующие специального учета психологических характеристик;

плановое обследование личного состава или оценка состояния морально-психологического климата в служебных коллективах;

решение вопроса о профессиональной пригодности сотрудника к различным видам деятельности или его соответствия занимаемой должности;

оптимальная расстановка кадров;

подготовка документов к аттестационной комиссии;

расследование чрезвычайных происшествий или иных экстремальных ситуаций;

оказание психологической (консультативной) помощи при решении личных или семейно-бытовых проблем;

предупреждение различных форм деструктивного поведения;

нарушение межличностных отношений в коллективе;

В число приоритетных задач обследования сотрудников входят:

изучение психологических факторов, способствующих или препятствующих эффективному выполнению той или иной деятельности;

определение общей социальной направленности, коммуникативных качеств личности и поведения сотрудника;

диагностика индивидуально-психологических характеристик личного состава структурных подразделений;

изучение особенностей мотивационно-волевой сферы, эмоциональной устойчивости и уровня адаптивных качеств сотрудников;

анализ актуального психического состояния, психических отклонений, степени акцентуации характера;

определение уровня интеллектуального развития, степени психологической подготовленности и работоспособности, основных склонностей и интересов и др.

При проведении психодиагностического обследования чрезвычайно важно уметь выделить ключевую проблему, правильно задать вопрос, получить необходимые сведения от сотрудников, проанализировать полученную информацию и сформулировать вывод, содержание которого имеет не просто практическую ценность, но и прогностическую направленность.

Психодиагностические задачи можно различать в зависимости от того, кто и как будет использовать полученные результаты, и какова ответственность психолога при выборе способов вмешательства в ситуацию обследуемого . Рассмотрим наиболее распространенные варианты:

материалы используются должностными лицами, наделенными соответствующими полномочиями для вынесения непсихологических заключений при принятии административных или организационно-управленческих решений. Здесь психолог выносит суждение об индивидуально-личностных чертах сотрудника, а руководство учреждения принимает окончательное решение, за которое психолог не несет прямой ответственности. В данной ситуации психолог обязан следить за тем, чтобы характер использования результатов не выходил за рамки профессиональной этики. С этой целью документ, который готовит психолог для заказчика, должен содержать информацию об ограничениях в использовании результатов;

результаты обследования используются самим психологом для подготовки экспертного заключения, хотя вмешательство в проблемную ситуацию осуществляется специалистами другого профиля. Например, в случае определения психологических причин и обстоятельств чрезвычайных происшествий, адекватные меры по их превенции включают также медицинскую, правовую и социальную составляющие;

полученные материалы используются специалистом психологической службы для постановки психологического диагноза, который служит основанием для выбора адекватных способов оказания психологической помощи. Например, проведение диагностического обследования для консультативной работы с проблемными сотрудниками и членами их семей;

психодиагностическая информация используются обследуемым лицом в целях саморазвития, коррекции собственного поведения. В этой ситуации психолог несет основное бремя ответственности за достоверность и корректность предоставляемых сведений, а также их конфиденциальность.

Хотя не существует жесткого соответствия между характером задачи и применяемыми психодиагностическими методиками, все же можно отметить предпочтительность использования конкретных процедур. Например, методический инструментарий в двух первых ситуациях обследования обязан давать «стратегическую и прогностическую» информацию о клиенте, обеспечивать более или менее долгосрочную оценку его индивидуального поведения. В этой связи наибольшее употребление получили объективные тесты, а также опросники, конструируемые на основе категорий, понятных заказчику.

В третьей ситуации получаемая информация зачастую рассчитана на регулирование тактики работы самого психолога, где соотнесение с «нормой» имеет меньшее значение, поэтому чаще используются идеографические техники, проективные и диалогические методы.

В четвертой ситуации ключевое требование к применяемым методикам заключается в легкости перевода получаемых с их помощью данных на «язык» самого обследуемого. Этому условию удовлетворяет, например, тест 16 PF Кеттелла, но плохо соответствует методика MMPI , диагностическое описание которой рассчитано, главным образом, на психиатров или клинических психологов.

При организации психологической работы необходимо учитывать, чтобы «заказчик» или инициатор обследования включался в сложившуюся ситуацию с более или менее адекватным представлением о целях и возможностях психодиагностических методов. В данном случае пенитенциарным психологам целесообразно развеять некоторые «мифы» относительно возможностей тестирования:

с помощью диагностических методик можно увидеть человека «сразу и насквозь»;

все тесты дают результаты, касающиеся выявления личностных акцентуаций или психических патологий;

результаты тестирования уже сами по себе имеют диагностическое значение;

с практической точки зрения тесты вообще бесполезны и являются не более чем развлечением специалистов.

В пенитенциарной практике нередко приходится сталкиваться с достаточно распространенным смешением житейской и научно-практической диагностики. Основной водораздел между этими взглядами можно проводить по следующим линиям:

ограниченность обыденных психологических представлений личным опытом; психологическая интерпретация может противоречить житейским представлениям;

отсутствие или наличие специфического понятийного аппарата (языка и даже жаргона), посредством которого специалист видит психологический смысл поведенческих проявлений;

отсутствие или наличие специальных методов познания, специфического инструментария профессионала.

При этом у «заказчика или инициатора обследования» должно быть сформировано представление о том, что психологическая интерпретация ситуации не может быть качественно осуществлена без его содействия, как эксперта тех обстоятельств, в которых он находится. Таким образом, собственно процедуры психодиагностического обследования всегда строятся на конструктивном сотрудничестве специалиста психологической службы и «заказчика», то есть на взаимодействии знания житейского или обыденного, специфически профессионального и научного. Представляется, что психолог вряд ли сможет качественно выполнить работу в тех сферах, в которых он не является компетентным (например, педагогическая психодиагностика предполагает знание педагогики, а диагностика в пенитенциарной системе, соответственно – знание специфики условий отбывания наказаний).

Необходимо учитывать, что отношение к психологу со стороны значительной части сотрудников редко бывает адекватным, а его профессиональные способности либо недооцениваются, либо переоцениваются. В последнем случае психолога нередко представляют как чародея или волшебника, который «видит человека насквозь». Поэтому необходимо формировать у «заказчика» или инициатора обследования адекватное представление о содержании психологической работы вообще и функциональных обязанностях конкретного специалиста в частности.

Применительно к основным целям, задачам и условиям своей деятельности психолог обязан выполнять распоряжения администрации, если они не находятся в противоречии с законодательством, принципами профессиональной этики, положениям психологической науки, а также возможностями и средствами, которыми она располагает.

Другим не менее важным моментом является то, что «заказчик» часто сам не представляет достаточно ясно, чего он хочет от психолога, поэтому важной составляющей работы психолога является формирование этого представления. По сути дела принятие запроса часто сопровождается определенным просвещением самого инициатора обследования. Очень важно правильно использовать эту ситуацию и грамотно согласовать его интересы и собственные психологические ресурсы.

Сбор первичной психодиагностической информации. Наиболее распространенными источниками получения значимой информации по возникшей проблеме являются: специальная литература; психологи-исследователи, изучающие те или иные вопросы; специалисты-практики, решавшие или решающие подобные проблемы; психологи из других учреждений, руководители психологической службы территориальных органов УИС и др.

Подготовка психодиагностических методик. Подбор адекватных методов и процедур проведения обследования представляется одним из наиболее трудных этапов диагностической работы психолога. Сегодня в распоряжении пенитенциарных психологов имеется достаточно обширный арсенал методик различного характера, аккумулирующих в себе богатый опыт, накопленный в прикладной психологии, а также смежных с ней научных дисциплинах.

Проблема заключается не в том, хороша или плоха та или иная методика, а в том, насколько уместно ее использование в конкретной ситуации. По существу, каждая методика представляет собой практическое воплощение (в инструментарии) определенной психологической теории. Специалист, проводящий обследование, должен отдавать себе отчет в том, что интерпретация полученных результатов имеет не абсолютный характер, а является адекватной лишь в рамках той концептуальной модели, которой придерживается разработчик методики.

В этой связи умение сопоставлять разные теоретические подходы для решения конкретной задачи требуют от психолога построения определенной методологической базы исследования и придают его работе творческий характер. На наш взгляд, применяемый в пенитенциарной практике арсенал психологических методик, соответствует следующим трем диагностическим подходам:

объективным подходом, при котором диагностические процедуры строятся на основе наблюдения реального поведения, замера объективных характеристик состояний субъекта, его деятельности и др.;

субъективным подходом, когда обследование проводится на основе информации, сообщаемой человеком о себе;

проективным подходом, при котором диагностика осуществляется на основе всестороннего анализа особенностей взаимодействия субъекта с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его неопределенности объектом проекции.

В каждом из перечисленных подходов могут быть выделены группы достаточно однородных, близких друг другу психодиагностических методик и процедур обследования.

Выделяют также клинический и статистический подходы. Первый ориентирован, прежде всего, на профессиональный опыт специалиста и его интуицию. Здесь наибольшей популярностью пользуются неформализованные, так называемые проективные методики. Статистический подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей и их последующую статистическую обработку.

Недостатком статистического подхода является измерение всех испытуемых по одному и тому же параметру, без учета индивидуальной, специфической структуры личности. Применяемые методики обеспечивают лишь с вероятной точностью постановку психологического диагноза и оказываются надежными в большей степени по отношению к группе испытуемых (подобной той, на которой тест разрабатывался), чем по отношению к отдельному человеку. При этом результаты здесь, как правило, являются статистически обоснованными и надежными.

Клинические методы, напротив, дают более глобальную, обобщенную информацию, отражающую особенности видения мира и окружающих конкретным человеком. Например, проективные методики измеряют не отдельную психическую функцию, а своего рода модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением . С их помощью можно получить индивидуализированную картину личности, выявить динамику целей, психических состояний, настроений, глубинные слои опыта. Клинические методы основываются на непосредственном изучении человека путем активного взаимодействия с ним, сборе большого числа данных, относящихся к конкретной ситуации.

Однако интерпретация результатов здесь менее стандартизирована и зависит от субъективных предпочтений психолога. Качественное использование клинических методов требует от него значительного опыта работы, компетентности и гибкости мышления. Произвольность или категоричность в суждениях при интерпретации выявленных признаков приводит к ложным диагностическим результатам.

В любом полноценном обследовании необходимо гармоничное сочетание клинического и статистического подходов. Пенитенциарным психологам рекомендуется использовать только стандартизированные и адаптированные тесты, надежность которых подтверждена практикой. Желательно также использовать методики, разработанные научно-исследовательскими центрами и учреждениями, специализирующимися на разработке психологического инструментария.

При организации психологической работы следует остерегаться делать окончательные выводы на основе:

результатов выполнения популярных или развлекательных тестовых методик;

психодиагностических методик, не имеющих норм кроме проведения специальных исследований, направленных на их адаптацию к условиям пенитенциарной деятельности);

методик, группа нормирования которых не соответствует обследуемой популяции;

интерпретации компьютеризированных тестовых методик или программных продуктов, подготовленных сомнительными или неизвестными разработчиками.

Пенитенциарный психолог должен уметь квалифицированно обращаться с инструктивно-методической литературой по психодиагностике. Прежде чем использовать ту или иную методику, необходимо определить целесообразность и обоснованность ее применения соответствующими показателями надежности или валидности. Например, если требуется использовать тест для прогноза индивидуального поведения сотрудника со значительным упреждением, а сведений о проверке прогностической валидности не получено, применяемая методика не может считаться адекватной для решения поставленной задачи.

Параллельно с использованием методики целесообразно анализировать по собранным данным эффективность ее применения в заданной области, надежность получаемых результатов, адекватность предлагаемых норм. Приступая к этой работе, психологу желательно поддерживать постоянные контакты (обратную связь) с разработчиками, передавая им необходимые предложения, копии протоколов и получая взамен инструктивные материалы для совершенствования процедур обследования.

При подборе методик и интерпретации получаемой информации важно учитывать, что поведение человека, самостоятельно обратившегося за помощью, резко отличается от ситуации, когда обследование производится по запросу администрации. Для каждой из возможных ситуаций (экспертизы или консультирования) следует подбирать соответствующие методики и тестовые нормы. Например, если обследование носит экспертную направленность, то это делает проблематичным сопоставление индивидуальных показателей с нормативными значениями, полученными в ситуации доверительного контакта. Для решения экспертных задач различного характера в большей степени отвечают клинические методы или проективные и диалоговые.

В случае проведения консультативной работы к диагностическому инструментарию предъявляются менее жесткие требования относительно его защищенности от фальсификации. Для повышения эффективности профессиональной деятельности применяемые методики должны содержать необходимые компоненты. Нежелательно, в частности, использовать в ходе обследования, небрежно подготовленные стимульные материалы различного характера, клочки бумаги для выполнения тестовых процедур и подсчета результатов.

Для ускорения процесса обработки и исключения ошибок при подсчете необходимо применять ключи. Это представляется особенно важным при недостаточном уровне материально-технического обеспечения, поскольку существенно повышается продуктивность работы психолога.

Психологическая лаборатория каждого пенитенциарного учреждения должна укомплектовываться оптимальными пакетами диагностических методик, направленных на решение поставленных задач и содержащих: стимульные материалы в необходимом количестве; бланки для ответов и первичной обработки данных; заранее подготовленные ключи для подсчета баллов; инструктивно-методические материалы по интерпретации результатов обследования.

Применяемые батареи психодиагностических методик должны соответствующим образом храниться, а полученная с их помощью информация обязана быть недоступной для посторонних лиц. Каждая методика должна включать набор бланков (расходный материал) или специальную матрицу, используемую для тиражирования. При подготовке и тиражировании бланков необходимо учитывать, что от правильной компоновки зависит скорость, точность обработки результатов и качество получаемой информации. Необходимо стремиться исключить возможность совершения ошибок при обработке результатов тестирования. Для этого процесс ручной обработки психологической информации следует сделать максимально удобным, например, минимизировать использование дополнительных записей на отдельных бумажках или оптимизировать промежуточные операции.

Особое внимание необходимо уделить применению компьютерных психодиагностических методик. Они позволяют осуществлять процедуры тестирования как в режиме диалога с обследуемым лицом, так и путем ввода данных с бланка фиксации результатов для их последующей автоматизированной обработки.

В пенитенциарной практике использование программных продуктов представляется перспективным, поскольку это повышает степень доверия и интереса сотрудников к процессу обследования; ускоряет время его проведения; снижает вероятность совершения ошибочных действий; позволяет сохранять и пополнять информационную базу и др.

Формирование набора или батареи психодиагностических методик. Для повышения качества проводимого обследования применяемые батареи методик должны включать несколько тестов, раскрывающих различные аспекты одного личностного качества или социально-психологического явления. При подборе конкретных методик психологу желательно руководствоваться не субъективными предпочтениями и предубеждениями, а исходить из требований максимальной эффективности процедуры диагностики – максимум надежности при минимуме затрат.

При комплектовании оптимального пакета методик необходимо учитывать: цели и задачи планируемого обследования; степень сложности изучаемого явления; прогностические возможности методик и их взаимодополняемость; условия деятельности и специфические особенности объекта изучения; лимит времени, отпущенный на обследование и т. д.

Рекомендуется при выборе психодиагностических методик исходить из характера поставленных задач, а не наличия тех или иных тестов. Их общий арсенал должен быть достаточно обширным и разнообразным. Следует также учитывать, что оторванность психодиагностических обследований от реальных потребностей и личных проблем сотрудников, по запросам которых оно проводится, вызывает неудовлетворенность результатами.

Например, если руководителя подразделения интересует готовность личного состава действовать в тех или иных экстремальных ситуациях, возможность допуска тех или иных индивидов к оружию и спецсредствам, то оптимальная батарея должна, по всей видимости, включать методики, измеряющие такие показатели, как тревожность, нервно-психическую устойчивость, волевой самоконтроль, склонность к риску. Другие же личностные опросники в данном случае не дадут необходимых и надежных сведений.

Организация психодиагностической работы должна всегда отталкиваться от целей, стоящих перед руководством и личным составом органов и учреждений УИС. Проводимые процедуры обязаны быть конкретными и соответствовать поставленным задачам психологического обеспечения деятельности сотрудников.

Важно также принимать в расчет и то обстоятельство, что при постоянном применении одних и тех же методик сотрудники со временем становятся более подготовленными. Например, они приходят в центры психодиагностики со шпаргалками или обмениваются информацией о тестировании, содержании вопросов и ответов, намечают определенные стратегии поведения в ситуации обследования. Для минимизации побочных эффектов следует периодически изменять структурные пакеты применяемых методик, что достигается посредством повышения уровня материально-технической оснащенности практических психологов.

Получение адекватной психологической информации об объекте изучения корреспондируется с количественными и качественными характеристиками методик. Поэтому при их подборе существенным позитивным фактором является не широта охвата, а точность попадания используемых методов в цель. Это возможно только в том случае, если психолог владеет широким диапазоном методик, начиная от традиционных (например, наблюдение, беседа, интервью, контент-анализ документов) до специализированных и стандартизированных тестов различного назначения.

Существенным подспорьем являются методы экспресс-диагностики, а также различные пробы оценки функциональных состояний. Иногда с целью быстрого получения информации о личности сотрудника достаточным бывает проведение цветового теста М. Люшера или рисуночного теста, об особенностях мышления – отдельных субтестов из методик исследования интеллектуальных способностей Векслера или Амтхауэра. В отдельных случаях возникает необходимость разработки или модификации рабочего инструментария, адаптированного к условиям исполнения наказаний (например, социографическое наблюдение, использование фотографий и т. д.).

Можно выделить интенсивный и экстенсивный подходы организации психодиагностического обследования. В первом случае доминирующей составляющей является применение максимального количества методик на меньшем числе обследуемых. В качестве примера можно привести углубленное изучение личности сотрудника с построением подробного психологического портрета.

Во втором случае ограниченный набор методик используется на большой выборке. Для иллюстрации можно привести пример обследования группы сотрудников с целью определения степени выраженности (среднего уровня и внутригрупповой вариации) психической напряженности, нервно-психической устойчивости или агрессивности, изучения их динамических характеристик, например, до и после проведения психокоррекционных, психопрофилактических мероприятий, а также для разработки или адаптации конкретных психодиагностических методик.

Необходимо четко различать задачи, стоящие перед психологом в рамках перечисленных подходов. Поскольку в первом случае требуются существенные затраты времени, а на выходе получаются незапланированные количественные показатели, может возникнуть тенденция к предпочтению экстенсивного метода работы даже в тех случаях, когда в этом нет особой необходимости. В конечном счете это может отрицательно сказаться на качестве психологического обеспечения. Такие обследования, несомненно, дают неплохие внешние показатели, однако, не в полной мере отражают качественную составляющую работы психолога. Кроме того, направленность подобных мероприятий должна исходить из основных проблем учреждения и носить прикладной характер, а не ограничиваться узко исследовательскими целями.

Необходимо учитывать, что чем выше содержательный уровень психологических заключений, тем меньшее количество людей охватывается обследованием и наоборот, чем больше число людей, на которых распространяется индивидуальный подход, тем ниже результативность оказания психологической помощи. Опыт показывает, что для проведения качественного психодиагностического обследования требуется не менее пяти-шести часов (при условии хорошего владения применяемыми методиками), а для группового обследования 30 человек (без написания психологических портретов) – около двадцати часов. В остальных случаях можно говорить скорее о проведении экспресс-диагностических исследований.

Для написания психологического портрета оптимальная батарея взаимопроверяющих и взаимодополняющих тестов должна содержать не менее 4–5 методик. В каждом конкретном случае она формируется в зависимости от задач планируемого обследования на основе базового, используемого в большинстве психодиагностических обследований (например, цветовой тест Люшера, 16 PF личностный опросник Кеттелла и др.), а также дополнительного пакета методик, ориентированного на выявление тех или иных характеристик личности сотрудника и особенностей его поведения.

Следует уделять пристальное внимание стандартности проведения обследования. Для исключения влияния побочных факторов алгоритм обследования должен быть одинаковым для всех испытуемых. Рекомендуется также использовать стандартные бланки фиксации результатов с прилагаемыми ключами.

При комплектовании оптимальной батареи тестов, предназначенных для обследования кандидатов на службу в органы и учреждения УИС, необходимо руководствоваться следующими принципами. Во-первых, помимо определения характеристик, касающихся мотивации и социальной направленности личности, изучению подлежат также сфера нервно-психической устойчивости, интеллектуальных качеств и работоспособности (в данном случае, подбор методик зависит от уровня предъявляемых требований к той или иной должности). Во-вторых, для повышения качества обследования необходимо использовать данные профессионального психологического отбора, которые были получены в период прохождения кандидатом ВВК.

Проведение психодиагностического обследования. Пенитенциарные психологи пользуются преимущественным правом по сравнению с другими лицами на проведение психодиагностических мероприятий и использование протоколов в соответствии с их профессионально-этическими принципами. Они должны не позволять некомпетентным лицам выполнять психологические обследования, за исключением случаев, оговоренных в инструкции о применении психологических методик другими специалистами в ходе выполнения их профессиональной деятельности (например, преподаватели общеобразовательных школ, медицинские работники, социологи, слушатели психологических факультетов).

В соответствии с профессиональной этикой практический психолог должен отказываться от тех требований, которые вынуждают его отступать от принятых норм (например, выполнение распоряжения провести обследование большого числа лиц за слишком короткий срок).

Психологи не имеют права уклоняться от принятых методических стандартов, которые регламентируют процедуру, первичную обработку, интерпретацию получаемых результатов обследования. Недостаток времени или некомпетентность инициаторов обследования (заказчиков) не могут служить основанием для каких-либо упрощений, произвольных изменений заданных разработчиком процедур .

Стандартизация психодиагностических процедур подразумевает унификацию инструкций, бланков и способов регистрации эмпирической информации. При проведении обследования желательно придерживаться следующих принципов:

инструктивные задания (инструкции) на выполнение тестов, как правило, следует предлагать в письменной форме и на языке, понятном для большинства обследуемых;

ни одному из испытуемых в ходе выполнения заданий не следует давать никаких преимуществ перед другими лицами;

в процессе проведения обследования не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;

временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми.

Строгое и последовательное соблюдение вышеприведенных положений создает благоприятные предпосылки для сравнения показателей, полученных другими специалистами-психологами. Это особенно важно при организации групповых обследований и проведении научно-исследовательских работ. Поэтому есть смысл проводить предварительный инструктаж психологов с целью согласования вопросов, касающихся процедуры проведения тестирования.

Психодиагностическое обследование обычно включает два ключевых этапа:

первичное обследование (поисковое или разведывательное), которое проводится в тех случаях, когда нет четкого или однозначного представления об объекте изучения. На этом этапе психологу необходимо уточнить проблему и сформулировать гипотезы, проанализировать доступные источники информации (литература, личные дела, письма, материалы служебных расследований и т. д.), определить особенности сотрудника, которые позволяют уточнить проблемные зоны или уязвимые, качества личности, требующие более глубокого изучения. В ходе первичного обследования может выясниться, что ранее поставленные задачи и выдвинутые гипотезы были недостаточно верны;

специализированное или углубленное обследование, основная задача которого заключается в углубленном изучении тех или иных особенностей личности и поведения, установления причинно-следственных связей или получения более или менее полного психологического портрета обследуемого лица или группы лиц.

При проведении диагностических процедур психологу чрезвычайно важно не просто выступать в роли нейтрального регистратора ответов, а быть доброжелательным и понимающим собеседником. Оптимальное расположение психолога – сбоку, так, чтобы обследуемый видел его периферическим зрением, но не заглядывал в записи. Легче всего установить первичный психологический контакт с сотрудником, если проявить особое внимание к его потребностям, актуальным психическим состояниям, семейному положению и специфике профессиональной деятельности. Обследуемый не должен быть уставшим или пребывать в напряженном состоянии.

Необходимо также уделять особое внимание формированию соответствующей мотивации и поддержанию интереса сотрудников. В этой связи рекомендуется:

по возможности маскировать позицию исследователя, чтобы снизить эффект присутствия наблюдателя. С этой целью моделируется ситуация простой беседы, обращения за какой-либо помощью или советом к сотруднику и т. д.;

в определенной мере занижать значимость обследования, чтобы смягчить страх перед возможными последствиями изучения личности сотрудника;

нейтрализовать представления, согласно которым задачи психологического тестирования заключаются в выявлении психической патологии (смешение понятий «психолог» – «психиатр») или сборе компрометирующих сведений

исключать из поля зрения обследуемого полученные результаты, психологические портреты и прочую рабочую документацию;

объяснять, что психодиагностическое обследование полезно для самого индивида, поскольку предохраняет его от поверхностной, предубежденной оценки со стороны окружающих;

минимизировать различие целей, стоящих перед обследуемым и психологом. Если психодиагностические задачи находятся в определенном резонансе с задачами клиента, то уровень мотивационного напряжения может несколько снижаться;

использовать результаты обследования в индивидуально-психологической работе с сотрудниками;

гарантировать (по просьбе сотрудника) доступ к полученной информации для формирования интереса к особенностям своей личности и изменения нежелательного поведения.

Качественные аспекты поведения человека во время диагностических процедур могут выступать признаками для аргументации выводов, основанных на количественных оценках. Например, чрезмерное увеличение среднего времени тестирования может быть показателем нерешительности, психомоторной заторможенности, замешательства, излишней педантичности или пассивного сопротивления со стороны сотрудников. Чрезмерно быстрое выполнение теста предполагает импульсивность и их недостаточную мотивированность. Если при ответах обследуемых лиц на поставленные вопросы у них часто возникают затруднения типа «не могу сказать», то это означает нерешительность или двойственность характера.

Практика тестирования показывает, что сотрудники весьма чувствительны к личностным особенностям и поведению психолога. В этой связи ему не следует действием (или бездействием) создавать обстановку, провоцирующую агрессию, тревогу и другие эмоции, отрицательно влияющие на результаты обследования. Во время проведения диагностических процедур психологу желательно находиться в одежде гражданского образца, вести себя корректно и доброжелательно.

Правильность психологического заключения является не только функцией удачно подобранных и валидных психодиагностических методов, но и результатом успешного взаимодействия психолога с лицами, включенными в процедуру обследования. При проведении тестирования необходимо использовать коммуникативные приемы и навыки для установления и поддержания доверительного контакта. Психолог, с одной стороны, не должен выглядеть развязно, фамильярно, как «свой парень», а с другой стороны, держаться надменно или проявлять излишнюю настойчивость. В тех ситуациях, когда психолог вынуждает человека чрезмерно раскрываться, это вызывает у обследуемого дискомфорт. Специалист должен «прочувствовать» то психологическое расстояние, на которое обследуемый готов подпустить, иначе поведение психолога, пусть даже дружелюбное, будет воспринято как агрессивно-наступательное.

Заметим, что перед пенитенциарными психологами стоит и другая, не менее серьезная задача – не смешивать свою профессиональную работу с личными взаимоотношениями сотрудников. Психолог несет особую ответственность за последствия своей деятельности и при взаимодействии с людьми он обязан следить за тем, чтобы не выходить за разумные рамки установления доверительных отношений .

Важной составляющей профессионального мастерства практического психолога является свободное владение навыками аудиовизуальной диагностики. Овладение ими зависит от его способности видеть в другом человеке не проекцию своих собственных представлений, а проявление его скрытых чувств и состояний и т. д.

При проведении групповых обследований необходимо добиваться максимальной самостоятельности выполнения заданий, исключив обсуждение стратегии или тактики ответов. Не рекомендуется зачитывать вопросы для всех испытуемых, поскольку это вызывает искажающие эффекты, связанные с групповым влиянием (смех, шутки, сарказм). После предварительного выделения группы уязвимых или проблемных сотрудников необходимо организовать дополнительное их обследование, особенно если батарея тестов была небольшой.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

  • В. В. Вахнина. Особенности психологического обеспечения при принятии кадровых решений в органах внутренних дел с использованием полиграфного комплекса
  • В. В. Коровин, А. П. Сошников. Способы выявления противодействия полиграфным проверкам
  • В. М. Князев. Квалификация специалиста полиграфа – наиважнейший критерий процедуры полиграфной проверки
  • В. Н. Игнаткин. Способ формулирования контрольных вопросов, учитывающий личностные особенности обследуемых лиц
  • В. Н. Федоренко, В. В. Шапошникова. О состоянии и перспективах проведения психофизиологических исследований с использованием полиграфа в органах наркоконтроля
  • В. Р. Мухаметшин. Создание и результаты работы группы проведения СПФИ в УУР МВД по Республике Татарстан
  • В. С. Симанков, В. Н. Хализев, О. Н. Мызников. О подготовке специалистов по защите информации в КубГТУ
  • Д. В. Кунин. Психофизиологическая диагностика как инструментальный метод работы с идеальными следами
  • Д. Ю. Яковлев. Психологические аспекты проблемы преодоления поведенческого противодействия полиграфным проверкам
  • Е. В. Ясько. Особенности проведения СПФИ в отношении лиц, совершивших преступление, находясь в состоянии алкогольного опьянения
  • И. Н. Николаева, Е. С. Краснокутская. Некоторые методологические аспекты при подготовке и проведении психофизиологических экспертиз
  • Л. Н. Иванов, В. В. Семёнов. Особенности организации кадровых проверок с использованием полиграфа в учебных заведениях МВД России
  • М. Б. Чистопольская, Т. В. Котлярова. Опыт использования полиграфа в ЦПД МСЧ ГУВД г. Москвы
  • М. В. Субботина. Кадровые проверки с применением полиграфа как мера противодействия коррупции
  • Л. Г. Алексеев. Проблемы эффективности и качества технического и методического обеспечения психофизиологического исследования
  • Н. А. Перепёлкина. Причастность или непричастность: некоторые особенности проведения СПФИ с людьми, находящимися в состоянии, близком к психическому истощению
  • М. Ю. Игнатьева, О. А. Степущенко. О ходе эксперимента по внедрению в практику работы экспертно-криминалистического центра МВД по Республике Татарстан производства комплексных психолого-психофизиологических экспертиз
  • Н. А. Суздальцева. Диагностические возможности применения наблюдения при использовании полиграфа в кадровой работе
  • Н. И. Мягких. Экспертные подходы определения критериев оценки фактов немедицинского употребления психоактивных веществ при профессиональном отборе
  • О. А. Филиппова, И. В. Рябчикова. Опыт использования СПФИ в рамках профессионального психологического отбора
  • О. В. Белюшина. Проблемы проведения психофизиологических экспертиз и специальных психофизиологических исследований с помощью полиграфа
  • П. Ю. Андреевский, Л. В. Виноградова. Некоторые аспекты использования специальных психофизиологических исследований (СПФИ) при расследовании серийных сексуальных преступлений
  • Р. И. Могутин. Проблемы современной полиграфологии: информационный аспект
  • Р. Х. Кушхов. Особенности проведения психофизиологической экспертизы с использованием полиграфа в отношении потерпевших
  • С. В. Бражевский. Опыт использования полиграфа в УВД по Хабаровскому краю
  • С. В. Поповичев. Использование косвенных внушений в ходе тестирования на полиграфе
  • С. Л. Николаев, К. Ю. Кривцов, Н. Н. Челяпина. Перспективы использования пошагового анализа результатов тестирования, полученных с использованием аппаратно-программного комплекса MindReader
  • С. Н. Шлык. Теоретические аспекты психофизиологических исследований с использованием полиграфа, касающиеся методики (выявления) скрываемой информации
  • Контакты
  • Наши партнеры
  • Современные представления об аудиовизуальной диагностике при полиграфном обследовании

    Т. Р. Морозова

    психолог, старший научный сотрудник,

    кандидат психологических наук

    г. Киев

    Анализ доступных источников позволяет сделать вывод о том, что исследования проблемы аудиовизуальной диагностики неискренности в целом являются продолжением традиций, наиболее полно отображенных в известной монографии П. Экмана. Однако при ссылке на труд П. Экмана часто игнорируется его общий вывод о том, что далеко не каждый неискренний человек будет ощущать во время обмана какие-то чувства, впрочем, как и правдивый не всегда будет эмоционально возбужденным из-за незаслуженного обвинения. По данным некоторых авторов, эффективность распознавания неправдивых сообщений за поведенческими параметрами партнера по общению, вообще признается как достаточно низкая и составляет лишь около 54% (Bella M., DePaulo, 1996).

    В своей монографии тот же П. Экман указывал, что верификатор может оценивать эмоции человека только на основе знания личности самого подозреваемого, его эмоциональных характеристик для того, чтобы не считать признаками обмана проявления его истинных эмоций. Верификатор должен ясно отдавать себе отчет в возможности собственного предвзятого отношения к подозреваемому и не забывать о возможности того, что эмоция является не признаком обмана, а лишь реакцией на подозрение в нем (Экман П., 2000).

    По мнению одних специалистов, методику аудиовизуальной диагностики неискренности целесообразно использовать во время предтестовой беседы, путем анализа видеозаписи обследования (Степанов А. А., 2000). Предназначение аудиовизуальной диагностики в рамках полиграфного обследования они в основном видят в возможности получения дополнительной информации о психических состояниях обследуемого, которые он переживает при предоставлении неправдивой информации, а также о том, какими изменениями в поведении и вещании эти состояния сопровождаются. К преимуществам такого подхода можно отнести профессиональность в реализации методики аудиовизуальной диагностики, создания, на основании анализа поведенческих паттернов обследуемого, необходимой почвы для последующей работы с ним. К недостаткам подхода, особенно из расчета загруженности специалиста-полиграфолога, относится необходимость значительных часовых затрат не только на изучение видеозаписи обследования, но и на организацию подготовки к полиграфной проверке.

    Другие специалисты считают, что при тестировании, наблюдая за обследуемым, специалист-полиграфолог должен, в первую очередь, фиксировать те движения, которые могут внести серьезные изменения в характер кривых, которые регистрируются, и тем самым вызывать так называемый «артефакт». При этом они отмечают, что при осуществлении аудиовизуальной диагностики полиграфологам следует анализировать лишь те информативные признаки, которые не нуждаются в непрерывном, тщательном наблюдении, так как на полноценную процедуру у специалиста-полиграфолога нет времени (Варламов В. А. и др., 2003).

    Противоположное мнение относительно значения аудиовизуальной диагностики в процедуре полиграфного обследования выражают специалисты, которые указывают, что в процессе опроса с использованием полиграфа используют дистанционные методы оценки правдивости информации, которая сообщается обследуемым. Базируются эти методики преимущественно на интерпретации невербального поведения и используются в качестве дополнительного канала определения неискренности обследуемого. Данные исследователи считают, что при условиях учета ситуации, в которой человек сообщает информацию, и его отношения к этой ситуации, на основе диагностически значимых вербальных характеристик можно с достаточно высокой точностью определить достоверность этой информации (Жбанкова О. В., Герасимова Т. В., 2006). При этом остается непонятным, каким образом сторонникам такого подхода удается установить, как обследуемый в действительности относится к ситуации, в которой вынужден предоставлять информацию специалисту-полиграфологу. Непонятно также, каким образом выделяются диагностически значимые вербальные и невербальные проявления неискренности у конкретного обследуемого, как осуществляется необходимое предыдущее изучение свойственных ему сугубо индивидуальных, личностных поведенческих реакций.

    Подытоживая вышеизложенное, хочется обратить внимание на то, что игнорирование основных принципов методики осуществления аудиовизуальной диагностики неискренности может привести не только к снижению ее информативности, но и к получению неверных результатов (Аликина Н. В., Ковалева З. С., 1999; Носенко Е. Л., Егорова С. Н., 1996; Носенко Е. Л., Нестеренко М. В., 2000). Не хотелось также, чтобы увлеченность безаппаратной методикой выявления неискренности среди полиграфологов достигла того уровня, что приходилось бы советовать некоторым «специалистам» просто не забывать заглядывать в графики.

    В целом, сужение применения аудиовизуальной диагностики к выявлению маркеров неискренности, обедняет возможности методики, особенно для специалистов-полиграфологов, которым доступная объективная, аппаратная методика установления истины. Более результативным для полиграфологов было бы рассмотрение аудиовизуальной диагностики как методики, предназначенной для определения стабильных черт личности, особенностей психических процессов и текущего психического состояния, путем зрительного и слухового наблюдения за объектом заинтересованности (Морозов А. М., 2007). Именно разработка специального алгоритма аудиовизуальной диагностики у незнакомого человека его стойких психических свойств, текущего психического состояния и на основании этого прогнозирование его реакций в разных условиях превратит аудиовизуальную диагностику в эффективный практический инструмент для специалистов-полиграфологов. Указанный алгоритм аудиовизуальной диагностики личности должен обязательно предусматривать анализ физических кондиций, внешнего вида человека (совокупности анатомических, функциональных и социальных признаков, доступных конкретному чувственному отображению), выявления стигматизаций характера, наличия эпилептоидного или шизоидного радикалов, признаков психического инфантилизма, пограничных психических расстройств, психического неблагополучия, установление уровня энергетического потенциала головного мозга, волевых качеств, устойчивости к стрессу, маркеров низкого интеллектуального развития человека, признаков психического истощения и т. д.

    Таким образом, анализ роли и места аудиовизуальной диагностики в процедуре полиграфного обследования позволяет сделать следующие выводы:

    1. В ходе изучения специальной литературы установлено, что большинство исследователей, которые занимались проблемой аудиовизуальной диагностики неискренности, экспериментально установили отсутствие типичного поведения для людей, предоставляющих неправдивую информацию.

    2. В стандартных условиях проведения полиграфного обследования результаты аудиовизуальной диагностики не могут расцениваться как дополнительный, равнозначный канал регистрации неискренности из-за высокой степени риска субъективизма исследователя, отсутствие необходимой информации о личности обследуемого, свойственных ему типичных реакций в стрессогенных ситуациях.

    3. Перспективным для оптимизации полиграфного обследования представляется развитие аудиовизуальной диагностики как методики, предназначенной для определения стабильных черт личности, особенностей психических процессов и текущего психического состояния, обследуемого.

    Уже давно известно, что особенности характера любой личности проявляются внешне. Критериями оценки здесь служат мимика, жесты, одежда. Для систематизации индивидуальных проявлений психологи придумали термин - акцентуация. Это личностные особенности психики, не выходящие за пределы клинических норм.

    Однако в реальной жизни характерные черты выделить бывает непросто, так как любой человек имеет несколько моделей поведения. Поэтому, как правило, диагност определяют ту модель, которая доминирует в конкретной ситуации. А чтобы оценка не оказалась ошибочной, во главу угла ставятся поступки, так как внешность и слова могут ввести в заблуждение.

    Рис. Определяем свойства характера через визуальную диагностику

    Но в любом случае существуют люди с усиленными чертами характера. Именно эти личности и являются той базой, на которую опираются специалисты визуальной диагностики. Они разработали методику, благодаря которой, можно распознать психологические особенности человека, наблюдая за его поведением, манерой общения и внешним видом. Ниже приведены 7 разнообразных личностных типов, которые наиболее часто встречаются в реальной жизни.

    Целеустремлённый или паранойяльный тип

    В данном случае подразумеваются люди с сильной внутренней убеждённостью в чём-либо. Вся жизнь таких личностей посвящена отстаиванию какой-то идеи. На первом плане стоит их личное мнение. Они хорошие стратеги, но плохие тактики. Обладают повышенной требовательностью как к себе, так и к другим. К стрессам, практически, не чувствительны. Их можно причислить к сильным личностям.

    Говорят всегда уверенно, и в основном только на те темы, которые интересны лично им. В своих изложениях последовательны и логичны. Ведут себя уверенно и властно. Жесты указывающие и широкие. В одежде предпочитают общепринятый классический стиль. Имеют хороший вкус и не допускают никаких излишеств во внешнем виде. Общаться с ними людям более низкого статуса сложно.

    Демонстративный или истероидный тип

    В данном случае доминирует желание нравиться окружающим. Представители демонстративного типа считают, что наделены незаурядным актёрским талантом. На жизнь они смотрят как на театр, а окружающих считают зрителями. Всегда искренне верят в то, о чём говорят, если даже информация довольно сомнительная. В общении манерны и излишне говорливы. Данную публику можно отнести к слабым личностям.

    Речь большей частью эмоциональная, жесты картинные, смех громкий, улыбка широкая. Одежда всегда яркая с экстравагантными аксессуарами. Женщины носят яркий макияж и много бижутерии. Мужчины также не чураются украшений. На пальцах носят кольца, а на шее платок. Эффективно общаться с таким собеседником можно только в роли слушателя. Если такого человека постоянно хвалить, то он будет лучшим другом.

    Возбудимый или эпилептоидный тип

    Эпилептоидный тип подразумевает жёсткость и даже жестокость. Такие люди любят порядок, спорт, короткую стрижку и спортивную одежду. Они выделяются среди окружающих аккуратностью и опрятностью. Нередко циничны, а в средствах неразборчивы. Часто импульсивны и непредсказуемы. Их можно отнести к сильным личностям.

    Мимика, как правило, скованная, взгляд направлен в глаза собеседнику. Жесты неторопливые и уверенные. Разговор ведут в жёсткой и медленной манере. Одежда может быть классической либо спортивной. При общении с такими личностями необходимо держать дистанцию и ни в чём не уступать, иначе сразу начнут подавлять. Эпилептоида нельзя доводить до срыва, так как можно спровоцировать трудно прогнозируемые действия.

    Странный или шизоидный тип

    Это творческие люди с богатым внутренним миром. Сами устанавливают себе законы, по которым нужно жить. Внешне выглядят угловато, гротескно и нескладно. Отличаются непредсказуемым поведением и тяготеют к творчеству без стереотипов и шаблонов. Шизоидный тип специалисты относят к слабым личностям.

    Жесты неловкие и угловатые, речь перенасыщена энциклопедическими терминами, взгляд направлен мимо глаз собеседника. Одежда самая разнообразная. Она может быть мешковатой, неаккуратной, негармоничной, что подчёркивает отсутствие чёткого и ясного образа. Общаться с такими людьми тяжело, так как они тяготеют к одиночеству. Их нельзя критиковать в глаза, так как шизоидный тип чрезвычайно обидчивый.

    Жизнерадостный или гипертимный тип

    Такие люди наслаждаются жизнью, какой бы она не была. Они оптимисты и даже в негативе находят много положительного. Им несвойственно унывать, а контакты с другими людьми поддерживают с удовольствием. У них , а поведение всегда адекватное. Любят экстремальные виды отдыха. Данный психологический тип считается сильным.

    Походка бодрая, жесты быстрые. В движениях наблюдается непоседливость. На улице эти люди сталкиваются с прохожими, натыкаются на углы, роняют предметы и вещи. В одежде преобладают удобство и практичность. Общаться с представителями гипертимного типа можно открыто и свободно. Они доверчивы и легко идут на контакт.

    Чувствительный или эмотивный тип

    Тут смело можно говорить о доброте и сопереживании. Такие люди очень внимательны к окружающим. Они любят сочувствовать другим, но в силу своей эмоциональной пассивности избегают личных проблем и переживаний. Именно данный психологический тип любит смотреть сериалы и сентиментальные романтические фильмы. Данную группу людей специалисты относят к слабым личностям.

    Жесты у них плавные, во время беседы часто поглаживают руки. Разговаривают тихо, возражают и спорят чрезвычайно редко. Врать, практически, не умеют. Мимика выражена слабо. В одежде предпочтение отдаётся удобству, комфорту и мягкости. При общении с такой публикой важно найти какие-то общие увлечения и интересы.

    Боязливый или тревожный тип

    Тут следует указать на повышенную тревожность и страх перед ошибками. При общении с другими людьми может наблюдаться волнение. Характерны пунктуальность и неукоснительное следование правилам. В высказываниях явно проявляются сдержанность и осторожность. Данный психотип относится к слабому.

    Для определения и разработки эффективных методов обслуживания и диагностики аудиовизуальной техники необходимо провести анализ основных существующих методов технической диагностики, учитывая применяемые методы на сегодняшний день, а также другие современные и быстроразвивающиеся мировые методики. Проведенный анализ литературы показывает, что мировая тенденция в методах технической диагностики идет по пути стандартизации. В каждом направлении созданы рабочие группы – международные технические комитеты (МТК), а в каждой отдельной стране создаются локальные технические комитеты (ТК). Почти все рабочие группы имеют идентификационный номер (например, МТК-183 – международный комитет по вибродиагностике и вибромониторингу, а ТК-183 – локальная российская рабочая группа), IORS:2010 и пр. Большинство методов технической диагностики утверждены рабочими группами в рамках аутентичных стандартов ISO, TUF, IORS и др. В силу своей новизны и широкого применения тепловизионный метод технической диагностики в большинстве направлений исследований на сегодняшний день не стандартизирован, что дает большие перспективы для развития этого метода во всех сферах жизнедеятельности человека.

    Техническая диагностика – это установление и изучение признаков, характеризующих наличие дефектов в технических объектах (узлах), для предсказания возможных отклонений в режимах их работы. В таблице 3 приведены основные методы технической диагностики и неразрушающего контроля (ТДиНК).

    Таблица 3. Методы технической диагностики, применяемые для определения технического состояния объектов.

    МЕТОД ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОБЪЕКТЫ Вибродиагностика и вибромониторинг (виброналадка: центровка BALTECH, балансировка Протон-Баланс) Энергомеханическое объекты с движущимися частями Акустико-эмиссионная диагностика Сосуды давления, резервуары, трубопроводы, несущие конструкции Трибодиагностика (анализ качества смазки (масла) и выявления частиц износа прибором BALTECH CSI 5200) Трущиеся элементы (подшипниковые узлы, ответственное энергомеханическое оборудование) Тепловидение и термография (BALTECH TR-0140) Электромеханические объекты, теплообменное оборудование, теплоизоляция, котлы, печи и др. Анализ токов и электроимпульсное тестирование (BALTECH CSI 2130) Токопроводящая часть и изоляция оборудования Аэроультрозвуковой контроль утечек (вакуумные утечки) Компрессионное оборудование Ультразвуковая дефектоскопия Состояние и толщина стенок трубопроводов, сосудов и резервуаров Параметрическая диагностика технологического процесса Технологическая или механическая деградация, коррозия и пр.

    Суть методов технической диагностики заключается в оценке и прогнозе технического состояния объекта диагностики по результатам прямых или косвенных измерений параметров состояния или диагностических параметров. Чтобы оценить техническое состояние объекта необходимо знать не только фактические значения параметров, но и соответствующие им нормируемые значения . Разница между фактическим Θфакт и нормируемым Θнорм значением называется диагностическим симптомом . Основная сложность в определении критичности диагностического симптома заключается в отсутствии в большинстве случаев норм или эталонов исследуемых параметров (например, порога температур для тепловизора), а также отсутствие всех известных видов дефектов объекта и его диагностических признаков.

    Принимая во внимание, что все методы технической диагностики, используемые в мировой практике, очень тесно граничат с теорией вероятности и имеют теоретическую достоверность 92-96% (например вибродиагностика BALTECH), а практическая достоверность любого метода технической диагностики находится в диапазоне 80%-90%, автором данной работы (Романов Р.А.) были сделаны выводы, что для повышения достоверности диагностики и локализации дефекта необходимо использовать несколько методов технической диагностики (например, термография и вибродиагностика или трибодиагностика) или несколько разных научных методик одного направления технической диагностики (например, термографические методы преобразования и анализа теплограмм) применительно к аудиовизуальной технике. В каждом направлении российской и мировой технической диагностики есть идеологи, точки зрения которых, близки автору данного реферата (Романов Р.А.).

    В современной мировой киноиндустрии сегодня происходит переход на цифровую аппаратуру, где значительно снизилось количество механических пар трения и увеличилось число электрических элементов, поэтому в данной работе проводятся исследования на базе современных термографических методов анализа термограмм объектов киноиндустрии, сделанные тепловизорами серии BALTECH TR. Простейшие средства контроля тепловых полей: контактные и бесконтактные термометры (пирометры BALTECH TL), ввиду низкой информативности не рассматриваются в данном реферате. Список терминов по термографии приведен в Приложении 2.

    Преимуществами тепловизионной диагностики (термографии) применительно к аудиовизуальной технике является:

    Проведение технического контроля дистанционно в рабочем режиме

    аппаратуры в операторской при проведении киносеанса;

    Безопасность персонала при проведении измерений;

    Не требуется отключение киноаппаратуры (бесконтактный контроль);

    Не требуется специальных помещений и подготовки рабочего места;

    Большой объём выполняемых диагностических работ за единицу времени;

    Возможность определение дефектов кинотехники на ранней стадии развития;

    Диагностика всех типов киноаппаратуры;

    Малые трудозатраты на производство измерений;

    Достоверность, точность и наглядность получаемых сведений и отчетов.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.