Великая отечественная война великая отечественная войн советского народа. Великая победа в вов Как писать сочинения – эссе

«Уроки Великой Отечественной» - Курск сегодня. Оружие победы. Киев сегодня. Ил-2. В.И. Чуйков. Т-34. Герб Курска. И.С. Конев. Г.К. Жуков. Сталинград сегодня. «Фердинанд». Творцы великих побед. Битва за Сталинград. Контрнаступление Красной Армии под Сталинградом. Сергиево-Казанскийсобор. «Катюша». Накануне решающих битв. К.К. Рокоссовский.

«Участники Курской битвы» - Сонин Иван Егорович. Дети. Историческое значение. Герои Курской битвы. Грозовые военные годы. Куряне. Войска Центрального фронта. Пантера. Тигры. Танковый бой. Ныне живущие рыляне. Руководство войсками. Курская оборонительная операция. Салют. Цитадель. Ломакин Алексей Максимович. Солдат. Боровых Андрей Егорович.

«Сталинградская и курская битвы» - Сражение под Прохоровкой. Соотношение сил также постепенно улучшалось в пользу советских войск. В данные цифры входят убитые, раненые, больные, пропавшие без вести. День первый. Великое танковое сражение под Прохоровкой. Советские армии, понеся большие потери, отступили. Начался кризис профашистских режимов в Италии, Румынии, Венгрии, Словакии.

«Итоги Великой Отечественной войны» - Маньчжурская операция. Потери Красной Армии. Потсдамская конференция. Конференция глав государств. Тула. Брестская крепость. Рокоссовский К.К. Общие принципы политики. Международный трибунал в Нюрнберге. Причины победы. Акт о безоговорочной капитуляции Японии. Итоги войны. Советская делегация. Москва.

«Курская дуга» - Еще большими были потери противника. На Орловском и на Белгородском направлении Красная Армия перешла в наступление. Принято решение оборонительными боями истощить врага, а затем перейти в наступление. Разбитая «Пантера». Курская битва. Перед битвой на Курской дуге. После упорных, кровопролитных боев немецкие войска продвинулись на 10-12 км.

«Битва на Курской дуге» - 1.Сталинградская битва. История России. В феврале началось освобождение Донбасса. Итоги второго периода войны. Уличные бои в Сталинграде. Сталинградская битва. Докажите, что коренной перелом в ходе войны состоялся в 1943 г.? Разгром немецких войск под Сталинградом. В течение месяца были ос-вобождены Харьков, Орел, Белгород.

Всего в теме 22 презентации

Cлайд 1

Cлайд 2

Периодизация Великой Отечественной войны 1 период – 22 июня 1941 года – осень 1942 года – нападение Германии на СССР. Поражения Красной Армии в первые месяцы войны. Разгром фашистов под Москвой. Провал планов немецкого «блицкрига». 2 период – осень 1942 года – 1943 год – коренной перелом в ходе войны. Сталинградская и Курская битвы. Крушение наступательной стратегии Германии и ее сателлитов. 3 период – январь 1944 года – 9 мая 1945 года – завершение ВОВ. Освобождение Европы от захватчиков. Разгром фашистской Германии. 4 период – 8 августа – 2 сентября 1945 года – Разгром и капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны.

Cлайд 3

Итоги Великой Отечественной войны - Победа СССР и поражение Германии и ее союзников. - Сохранение территориальной целостности и суверенитета СССР. - Освобождение народов Европы от германской оккупации и восстановление их государственности. - Искоренение фашизма и нацизма как государственной идеологии и политики. - Вхождение в состав СССР новых территорий (Восточная Пруссия, южная часть Сахалина, Курильские острова). - Повышение международного авторитета СССР. - Наличие у СССР самой мощной армии в мире. - Огромные людские и материальные потери.

Cлайд 4

Cлайд 5

Людские потери в годы Второй мировой войны (погибли на поле боя, умерли от ран, погибли в лагерях смерти)

Cлайд 6

Cлайд 7

Причины непомерно высоких потерь СССР в Великой Отечественной войне. Широкий масштаб военных действий на советско-германском фронте. Политика геноцида германского фашизма в отношении военнопленных и мирного населения на оккупированных совет ских территориях. Низкая боеспособность многих частей Красной Армии, просчеты советского командования. Требования высшего командования выполнять боевые задачи любой ценой, не останавливаясь ни перед какими жертвами (природа советского тоталитаризма).

Cлайд 8

Причины победы СССР в Великой Отечественной войне. - Огромные мобилизационные возможности советского общества. - Единство фронта и тружеников тыла. - Единство народов СССР. - Патриотизм советских людей, массовый героизм на фронте и в тылу. - Полководческий талант советских военачальников. - Помощь союзников по антигитлеровской коалиции. - Огромные пространства и непривычные для противника природно-климатические условия.

Cлайд 9

Значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. - Всемирно-историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне заключается в том, что: 1) была завершена самая кровопролитная война в истории человечества; 2) была устранена угроза установления мирового господства со стороны государств гитлеровского блока; 3) народы Европы обрели свободу и восстановили свою государственность; 4) были ликвидированы диктаторские фашистские режимы.

Cлайд 10

ИТОГИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1. Разгром нацистской Германии, фашистской Италии и империалистической Японии - государств-захватчиков, где сложились тоталитарные режимы. Италия утратила свои позиции в Средиземноморье; Германия, будучи оккупирована и разделена на зоны, перестала на время быть самостоятельным субъектом международных отношений; Япония на Дальнем Востоке и в Азии лишилась тех позиций, которые она завоевывала в течение целого ряда десятилетий. 2. Победила антигитлеровская коалиция - страны, с различными общественными системами, преследующие прямо противоположные цели, сумевшие найти пути для согласованных действий в годы войны. 3. СССР во Второй мировой войне понес наибольшие потери и наибольшие жертвы. Но к концу войны СССР обладал огромной военной силой, и международные позиции его упрочились, вырос авторитет. 4. Победа над фашизмом способствовала подъему национально-освободительной борьбы народов колониальных стран и освобождению их от колониальной зависимости. 5. Европа, пройдя через войну, преодолевала традиционное представление об ограниченной политической роли государства и признавала ответственность государства за поддержание высокого уровня экономического роста для жизнеспособности и безопасности страны.

Cлайд 11

ПОСЛЕДСТВИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1. Огромные жертвы (60 млн. чел.). 12 млн. чел. утратили связь с родиной. 2. Экономическая разруха. 3. Огромное моральное потрясение в результате преступлений против человечности – массовые истребления мирных жителей, издевательства над заключенными, надругательство над демократическими принципами и правами человека.

Описание презентации Великая Отечественная Война Великая Отечественная войн советского народа по слайдам

Великая Отечественная Война Великая Отечественная войн советского народа против аа немецко-фашистских захватчиков (1941- 1945) - война Советского Союза против нацистской Германии и её европейских союзников (Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Хорватии, Испании).

Стремление Гитлера к мировому господству немецкой нации (идея пангерманизма) Необходимость завоевания фашистской Германией природных ресурсов СССР, необходимых ей для продолжения войны против Англии и США Амбиции Сталина, стремившегося распространить свой контроль на всю Восточную Европу. Неустранимые идеологические противоречия между капиталистической и социалистической си

Название « Великая Отечественная война » стало использоваться после радиообращения Сталина 3 июля 1941 года. В обращении слова «великая» и «отечественная» употребляются раздельно.

Вооружённые силы накануне Великой отечественной войны на западной границе СССР Категория Германия и ее союз. СССР (всего) Самолеты 4, 846 8, 974 24, 488 Орудия 42, 601 57, 041 117, 581 Танки 4, 171 13, 924 25,

Военные действия летом 1941 -летом 1942 г. г. Группа Армий Количество \ командующие Ей противостоят советские армии Количество\ командующие Цели «Север» Генерал-фельдма ршал В. Лееба Северо-Западный (ген. Ф. И. Кузнецов), Северный (ген. М. М. Попов) Прибалтика, порты на Балтийском море и Ленинград «Центр» Генерал-фельдма ршал Ф. Бок Западный (ген. Д. Г. Павлов) Минск-Смоленск-Мо сква «Юг» Генерал-фельдма ршал Г. Рундштедт Юго-Западный (ген. М. П. Кирпонос), Южный (ген. И. В. Тюленев) Киев- Крым

Итоги первых месяцев войны. К 1 декабря 1941. потери РККА только пленными составили 3, 5 млн военнослужащих. Германские войска захватили Литву, Латвию, Белоруссию, Молдавию, Эстонию, значительную часть РСФСР, Украины, продвинулись вглубь до 850- 1200 км, потеряв при этом 740 тыс. человек (из них 230 тыс. убитыми). СССР потерял важнейшие сырьевые и промышленные центры: Донбасс, Криворожский рудный бассейн. Были оставлены Минск, Киев, Харьков, Смоленск, Одесса, Днепропетровск. Оказался в блокаде Ленинград. Попали в руки врага или оказались отрезанными от центра важнейшие источники продовольствия на Украине и юге России. На оккупированных территориях оказались миллионы советских граждан. Стратегических целей, намеченных планом «Барбаросса» , достичь не удалось.

Группа армий «Север» Июль- захват немецкими войсками Прибалтики 8 сентября – захват немецкими войсками Шлиссельбурга 10 сентября- финские войска взяли Выборг

8 сентября войска группы армий «Север» захватили город-крепость Шлиссельбург и вышли на южный берег Ладожского озера, а еще раньше перекрыли железную дорогу Ленинград-Москва. После 900 дней блокады в Ленинграде осталось около 560 тыс. жителей. Остальные почти 2, 5 млн ленинградцев были эвакуированы или погибли в дни блокады от голода, болезней, бомбежек.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня (Таня Савичева, 12 лет)

Группа армий «Юг» 11 июля- 19 сентября 1941 г. — оборона Киева 5 августа- 16 октября 1941 г. — оборона Одессы 30 октября 1941 — 4 июля 1942 г. — оборона Севастополя

Группа армий «Центр» 22 июня- 23 июля 1941 г. — оборона Брестской крепости 10 июля- 10 сентября- Смоленское сражение 30 сентября- наступление немцев на Москву(«Тайфун») 5 -6 декабря – контрнаступление советских войск под Москвой

Битва за Москву Этапы 30 сентября – 5 декабря 1941 Наступление немецко- фашистских войск. Операция «ТАЙФУН»: — тремя группировками войск с районов Клина, Вязьмы и Тулы окружить и захватить Москву. — окружить и уничтожить советские войска в районе Вязьмы и Брянска

Битва за Москву 7 октября 1941 г. окружение 7 советских армий в районе Вязьмы(663 тыс. чел.) 19 октября 1941 г. — введение в Москве осадного положения Октябрь 1941 г. — подтягивание резервов из Сибири, Дальнего Востока, от Ленинграда(58 стрелковых и 15 кавалерийских дивизий) 30 октября 1941 г. – остановлено первое наступление н. -ф. войск на Москву

Битва за Москву 7 ноября 1941 г. — военный парад на Красной площади. принимал парад маршал С. М. Буденый, командовал ген. П. А. Артемьев 15 ноября 1941 г. — второе наступление н. -ф. войск на Москву.

Битва за Москву 5 -6 декабря 1941 — 20 апреля 1942 г. — контрнаступление советских войск Западный фронт (ген. Г. К. Жуков) Калининский фронт (ген. И. С. Конев) Юго-Западный фронт (маршал С. К. Тимошенко) Апрель 1942 г. — освобождение Московской и Тульской областей

Историческое значение битвы за Москву 1. Первое крупное поражение Германии во Второй мировой войне; 2. Провал плана «Барбаросса» ; 3. Япония и Турция отложили дату вступления в войну; 4. Укрепление международного положения СССР. 5. Улучшение морально- психологического настроя советских людей 6. США вступили в войну (Перл-Харбор 7 декабря 1941 г.)

Планы сторон. Зима 1942 г. Немецкое командование: захват Кавказа и Сталинграда. Советское командование: оборонительные сражения, защита Москвы.

Сталинградская битва 17. 07. 1942 -2. 02. 1943 г. г. Этапы: I. 17. 07. — 18. 11. 1942 г. — наступление немецко-фашистских войск (План « Fall Blay ») 28 июля — приказ № 227 «Ни шагу назад!» форсирование н. -ф. войсками Дона 25 августа — начало битвы за Сталинград

Сталинградская битва н. -ф. войска — 6 -я армия ген. Ф. Паулюса, 4 воздушный флот. сов. войска — 62 -я армия ген. В. И. Чуйкова, 64 -я армия ген. М. С. Шумилов, 38 дивизия ген. А. И. Родимцева

Сталинградская битва Наиболее тяжелые бои разворачивались: — За Мамаев курган (высота 100) — За железнодорожный вокзал — За дом Павлова — За здание элеватора

Сталинградская битва II этап 19. 11. 1942 -2. 03. 1943 г. г. (операция «Уран») План. 1. Окружение немецких войск в Сталинграде(силами Юго-Западного-ген. Н. Ф. Ватутин, Донского-ген. К. К. Рокосовский, Сталинградского- ген. А. И. Еременко фронтов) 2. Ликвидация немецких войск в Сталинграде (операция «Кольцо»

Сталинградская битва 19 -20 ноября 1942 г. — советские войска перешли в наступление 23 ноября 1942 г. — окружение 22 немецких дивизий в районе г. Калач 12 -20 ноября 1942 г. — попытки армии «Дон» (фельдмаршал Э. Манштейн) деблокировать окруженные немецкие войска 31 января-2 февраля 1943 г. — капитуляция немецких войск в Сталинграде

Историческое значение Сталинградской битвы 1. Положила начало коренному перелому в ходе II мировой войны 2. Обострила отношения Германии и ее союзников 3. Укрепила моральный дух советского народа 4. Советские войска завладели стратегической инициативой на протяжении всего советско-германского фронта

Курская битва Планы сторон: Немецкие войска: операция «Цитадель» Нанесение встречных ударов группами армий «Центр» (фельдмаршал Г. фон Клюге) и «Юг» (фельдмаршал Э. фон Манштейн) из районов Белгрода и Орла Советские войска: измотать врага в оборонительных сражениях, разбить их в ходе массированного контрнаступления

Техника: НФВ: танки «Тигр» и «Пантера» ШУ «Фердинанд» истребитель «Фокке-Вульф-190 А» штурмовик «Хейнкель-129»

Техника: Сов. войска: танки Т-34 САУ СУ-152 КВ-1 (КВ-1 с) «Зверобой» Самолеты Ла-5 Як-1, 7, 9 американские Bell P-39 «Aircobre».

Курская битва I этап 5 июля- 23 июля 1943 г. : 5 июля – контрартподготовка Центрального (ген. К. К. Рокосовский) и Воронежского (ген. Н. Ф. Ватутин) фронтов задержка наступления НФВ. 9 июля — немецкое наступление на полосе Центрального фронта 12 июля- встречное танковое сражение в районе с. Прохоровка

Битва за Днепр 26 августа — 23 декабря 1943 г Планы сторон: НФВ: оборона «Скорее Днепр потечет вспять, чем русские форсируют его» (Гитлер) Сов. войска: форсировать Днепр, освободить угольные шахты Донбасса, освободить Киев

Битва за Днепр Во время операции линия фронта растянулась на 750 километров, а количество человек, принявших в ней участие с обеих сторон, достигло 4 миллионов. 2438 человек были удостоены звания Герой Советского Союза, что больше, чем за весь предыдущий период начиная с 1939 г. 17500 человек получили награды разного уровня.

Историческое значение 6 ноября 1943 г. освобожден Киев освобождены важнейшие промышленные районы Донбасса и металлургические центры южной Украины Сов. войска приближались к границам Восточной Европы Продемонстрировала мощь партизанского движения («Рельсовая война»)

Наступательные операции советских войск по освобождению территории СССР 1. 3 -13 ноября 1943 г. — Киевская операция (6 ноября освобожден Киев) 2. 14 -27 января 1944 г. — снятие блокады с Ленинграда (операция «Искра») 3. 8 апреля- 12 мая 1944 г. — Крымская операция 4. 23 июня- 29 августа- освобождение Белоруссии(операция «Багратион»)

Наступательные операции советских войск по освобождению территории Европы 1. 17 июля 1944 г. — вступление сов. войск в Польшу (17 января 1945 г. взятие Варшавы) 2. 20 -29 августа- Ясско-Кишиневская операция по освобождению Румынии (31 августа взят Бухарест) 3. 14 сентября- 24 ноября 1944 г. — освобождение Прибалтики

Наступательные операции советских войск по освобождению территории Европы 1. Сентябрь 1944 г. — освобождение Болгарии 2. Октябрь 1944 г. — освобождение Югославии 3. Декабрь 1944 — февраль1945 г. — освобождение Венгрии 4. 13 января- 25 апреля 1945 г. — Восточно- Прусская операция (9 апреля- взятие Кенигсберга) 5. Апрель 1945 г. — освобождение Австрии

Берлинская наступательная операция 16 апреля – 8 мая 1945 г. Планы сторон: НФВ: удержать оборону на Восточном фронте силами групп армий «Висла» (ген. Г. Хейнрици) и «Центр» (фельдмаршал Ф. Шёрнер) и заключить сепаратный мир с Англией и США Сов. войска: штурм Зееловских высот, окружение НФВ силами 1 -го Белорусского(маршал Г. К. Жуков), 2 -го Белорусского (маршал К. К. Рокоссовский) и 1 -го Украинского (маршал И. С. Конев)

Берлинская операция I этап 16 -19 апреля 1945 г. Зееловские высоты — это гряда холмов, расположенная в 50 -60 км восточнее Берлина, на левом берегу Одера. Их протяженность около 20, а ширина — до 10 км. Они возвышаются над долиной реки не более чем на 50 м. (14 стрелковых подразделений, имела более 2, 5 тыс. стволов артиллерии и зенитных орудий и около 600 танков).

Берлинская операция II этап 19 – 25 апреля 1945 г. 22 апреля- начались уличные бои в Берлине 23 апреля кольцо вокруг Берлина сомкнулось 25 апреля- встреча советских и американских войск на р. Эльба в районе г. Торгау

Берлинская операция III этап 26 апреля- 8 мая 1945 г. 27 апреля- взятие Потсдама 30 апреля- штурм рейхстага (разведчики М. А. Егоров и М. В. Кантария водрузили Знамя Победы над рейхстагом) 2 мая- капитуляция Берлинского гарнизона

Историческое значение Поражение во второй мировой войне германии Ускорила окончание второй мировой войны Укрепила международный авторитет СССР

Война с Японией Причины вступления в войну СССР: 1. Безопасность границ СССР на Дальнем Востоке 2. Обязательства СССР, взятые на Тегеранской конференции

Война с Японией Для устрашения Японии США подвергли их атомной бомбардировке: 6 августа- Хиросиму, 9 августа — Нагасаки

Война с Японией Силами Забайкальского (маршал Р. Я. Малиновский) 1 -го Дальневосточного (маршал К. А. Мерецков) и 2 -го Дальневосточного (ген. М. А. Пуркаев) захватить Манчжурию и Корею

Война с Японией Апрель 1945 г. — советское правительство денонсировало советско-японский пакт о нейтралитете 8 августа- заявление о том, что с 9 августа СССР будет считать себя в состоянии войны с Японией 17 августа – приказ командования Квантунской армии о прекращении сопротивления

Война с Японией 2 сентября – подписание акта о капитуляции на борту линкора «Миссури» . Окончание II мировой войны.

Класс: 10

Презентация к уроку































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Форма урока – комбинированный урок с компьютерной поддержкой в системе интерактивного обучения.

Методы обучения: методы критического мышления, эвристический, частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский, кейс-стадия.

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Межпредметные связи : география, краеведение, всеобщая история, информатика.

Цель урока – формирование представления у учащихся об основных событиях заключительного этапа Великой Отечественной войны и Второй мировой войны и роли СССР в этом периоде.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать представление о военно-политической обстановке в Европе в 1944-1945 гг.;
  • Познакомить с датами основных исторических событий заключительного периода войны: июнь-август 1944, февраль 1945, апрель-май 1945, 8 мая 1945;
  • Познакомить с понятиями “котел”, капитуляция, “10 сталинских ударов”, денацификация, демилитаризация;
  • Определить источники и причины победы советского народа в Великой Отечественной войне;
  • Выяснить значимость субъективных причин победы: роль Сталина, военачальников, мужество воинов, стойкость тружеников тыла.

Развивать и формировать у учащихся навыки и умения:

  • Сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность;
  • Работать с исторической картой, с интерактивными ресурсами (задания, карты, схемы и т.д.);
  • Анализировать и обобщать факты; составлять сводную таблицу;
  • Строить логическое рассуждение, применяя установление причинно-следственных связей;
  • Работать с исторической картой и интерактивной картой;
  • Совершать логические операции мышления (анализ, синтезе, обобщение, сравнение, конкретизация) в работе с историческими документами, иллюстративным материалом, видеоматериалом.

Воспитательные:

  • Развивать чувство патриотизма, гордости за подвиг советского народа;
  • Подвести учащихся к пониманию причин победы советского народа во Второй мировой войне;
  • Осознавать свою идентичность как граждан страны; осваивать гуманистические ценности и традиции общества.

1. Организационный этап.

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксирование отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. Учащиеся поделены на 4 группы, их задачей на этом этапе является заполнить Листы самооценки выбрать лидера группы. Приложение 1.

2. Актуализация знаний. Повторение.

Группы получают разные задания, способствующие повторению знаний по пройденным этапам Великой Отечественной войны. Приложение 2

  • 1 группа – задание на соотнесение дат и событий.
  • 2 группа – на определение терминов.
  • 3 группа – работа с картами битв.
  • 4 группа – работа с источниками (определение военной операции или события).

После выполнения задания каждая группа показывает свои результаты. Все задания транслируются на интерактивной доске. Задания выполнены в программе SmartNotebook.

3. Мотивационный этап.

В качестве мотивации используется метод кейс-стадия . Учитель зачитывает фрагмент из “Альпийской баллады” В.Быкова: сцена разговора двух пленников - русского солдата и итальянской девушки. Эта сцена может быть подготовлена заранее, тогда ее представят двое учащихся. Приложение 3

После знакомства с “кейс-историей” учитель задает ряд вопросов ученикам:

  • Какие чувства вызвала у вас эта сцена?
  • Почему девушка не верит в Победу?
  • Что она слышит в ответ от русского солдата?

Задание на урок: доказать фразу советского солдата, что Россия “раздавит” Гитлера.

Учитель: Мы знаем о том, что СССР в период “коренного перелома” перешел в наступление. Однако Германия была еще сильной и боеспособной страной. Сегодня нам предстоит изучить завершающий этап Второй мировой войны. Нам предстоит изучить основные события этого периода, показать роль СССР в Победе над Германией. И только тогда мы сможем доказать или опровергнуть слова советского солдата.

Перед учащимися поставлены цель и задачи урока – охарактеризовать основные события завершающего этапа войны, а также определить цену Победы СССР во Второй мировой войне.

4. Изучение нового материала.

Работа в группах. Каждая группа получает свое задание. Содержание заданий соответствует основным событиям завершающего этапа войны. Учащимся предложены решить эти вопросы в разных формах и при использовании разных методов. Приложение 4

1 группа: Анализ военно-стратегической обстановки и обороноспособности СССР к началу 1944 года. Группе предлагается работать с графиками и таблицами, на основании которых они должны сделать выводы.

2 группа: “10 сталинских ударов”. Учащимся предложен текст с перечисленными военными операциями, вошедшими в истории войны, как “10 сталинских ударов”. Задача группы – отметить на карте эти операции.

3 группа: “Крымская и Потсдамская конференции”. Для решения этого вопроса учащиеся работают с текстом учебниками и заполняют сводную таблицу, где сравнивают эти конференции.

4 группа : “Война с Японией”. Учащиеся этой группы получают задание – написать историю одной медали. В качестве экспоната им предложена медаль “За освобождение Японии” (из школьного музея). Используя текст учебника, они должны кратко рассказать об истории этой медали.

По окончании выполнения заданий, каждая группа представляет свои результаты . Задания транслируются на интерактивной доске. Учащиеся показывают свои варианты решения и делают выводы.

Выступают в такой последовательности:

  • 1 группа рассказывает о готовности и состоянии СССР на завершающем этапе войны.
  • 2 группа отмечает на интерактивной карте “10 сталинских ударов”.
  • 3 группа рассказывает о решениях Крымской и Потсдамской конференции.

В ходе рассмотрения данной темы акцентируется внимание на участие земляков в операциях завершающего этапа Великой Отечественной войны. Например, презентация ученика своей исследовательской работы “Мой прадед воевал за то, чтоб я на свет родился”. Ученик рассказывает о своем прадеде - танкисте, который был участником событий 1944–1945 гг., а также принимал участие в освобождении Европы (Польша, Чехословакия). Учащимся показывается письмо, фотографии военных лет, демонстрируется фильм о прадеде.

На основе воспоминаний прадеда учащегося ученики узнают об основных этапах и боях при освобождении Европы из первоисточника. Ученики осознают принадлежность своих семей к вкладу в Великое дело Победы.

Просмотр видеоролика “Берлинская операция”. ( )

Перед просмотром фильма учащимся ставится проблемный вопрос к нему: “Почему Берлинская операция считается одной из самых сложных операций в войне?” Вспомогательные вопросы к фильму:

  • Какими укреплениями был защищен Берлин от реки Одер?
  • Какие планы были по захвату Берлина?
  • Кто командовал операциями?
  • Кто водрузил знамя на здание рейхстага?

Анализ исторического источника “Акта о капитуляции Германии” по предложенным вопросам:

  • Стороны договора;
  • Дата прекращения военных действий;
  • Условия договора для Германии;
  • На каких языках был составлен Акт?

Выступление 4 группы . Ребята рассказывают полученную информацию о медали “За победу над Японией”. Материал берется из учебника: дата войны, краткий ход военных сражений, итоги войны, подписание Акта о капитуляции Японии, конец Второй мировой войны.

5. Обобщение пройденного материала.

Используется стратегия “Рамка” (или “Пишем статью”). Учащимся раздаются фотографии военных лет (фронт и тыл), портреты полководцев и И.В. Сталина, вырезки газет “Вечерняя Москва”, текст об итогах войны, источниках и цене Победы (подобранные учителем). Приложение 5 . Задание для учащихся: составить статью “Цена великой Победы”. Для этого они вырезают нужную им информацию, приклеивают на листок, могут подписывать свои аргументы и выводы. Затем демонстрируют свои статьи, обосновывают составленные варианты.

6. Рефлексия.

Каждый ученик получает “три звездочки” и пишет внутри нее, что ему понравилось на уроке, что не понравилось, что заинтересовало. Приложение 6

7. Самооценка.

Учащиеся заполняют Листы самооценки. Оценивают себя, лидер группы оценивает участников.

8. Домашнее задание.

Дифференцированное домашнее задание:

  • 1 уровень – параграф 34
  • 2 уровень – заполнить таблицу в Рабочей тетради к параграфу 34;
  • 3 уровень – написать эссе “Источники и цена Великой Победы”

Список использованной литературы и интернет-источников.

  1. Аствацатуров, Г.О. Модульно-редуктивное обучение на уроках истории и обществознания, - Волгоград: изд-во “Учитель”. - 2009. – 187 с.
  2. Данилов, А.А., Косулина, Л.Г., М.Ю. Брандт, История России. XX – начало XXI вв. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.:”Просвещение”. – 2013. – 383 с.
  3. История. 5-11 классы: технология современного урока/ авт.-сост. В.В. Гукова и дру. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.
  4. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2011. – 128 с.
  5. Поливанова К.Н.. Проектная деятельность школьников/ К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
  6. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2014. – 176 с.
  7. Степанищев, А.Т, Методика преподавания и изучения истории, - М.: “Владос”. – 2002.
  8. Студеникин, М.Т., Современные технологии преподавания истории в школе/ М.Т. Студеникин. – М.: ВЛАДОС, 2007. 79 с.
  9. http://www.9may.ru/
  10. http://www.pobediteli.ru/
  11. http://victory.rusarchives.ru/
  12. http://militera.lib.ru/1/cats/wars/20/1941-1945.html
  13. http://bigwar.msk.ru/ Великая Отечественная война (1941–1945) - История, Фотографии...
  14. podvignaroda.mil.ru/. Общедоступный электронный банк документов "Подвиг народа"
  15. http://www.youtube.com/watch?v=coJogXUQykQ (фильм “Штурм Берлина”)
  16. https://disk.yandex.ru/client/disk%7Cslider/disk/%D0%90.%D0%A1%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B5%D0%B5%D0%B2%20%D0%9C%D0%91%D0%9E%D0%A3%20%D0%A1%D0%9E%D0%A8%20%E2%84%9616%20%D0%B3.%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE.mpg (Фильм, подготовленный учащимся о своем прадеде, участвовавшем в Заключительном этапе войны)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Причины, цена и значение Великой победы
Выполнили ученицы 11 «А» класса Лазутина Александра, Виноградова Юлия Руководитель: Никитишина И.В.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 93 с углубленным изучением отдельных предметов

Слайд 2

План урока:
Потсдамская конференция Парад Победы в Москве Причины победы Цена Победы и итоги войны Послевоенное урегулирование
«Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен». Вечный огонь у Кремлевской стены. Москва.

Слайд 3

Потсдамская конференция
С 17 июля по 2 августа 1945г. в Потсдаме проходила конференция с участием глав государств антигитлеровской коалиции – И.В.Сталина, Г.Трумэна, У.Черчилля (в ходе конференции его сменил новый премьер К.Эттли). Г.Трумен, в отличие от Ф.Рузвельта, проводил дипломатию давления и угроз. К.Эттли, не обладавший опытом У.Черчилля, был склонен слепо поддерживать позицию США по всем спорным вопросам. Однако, не смотря на разногласия, участникам конференции удалось прийти к согласию по многим вопросам.

Слайд 4

Гарри Трумэн
Трумэн Гарри (1884-1972), американский государственный деятель, 33-й президент США (1945-53), от Демократической партии; вице-президент с января - апрель 1945. Отдал приказ об атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. Один из инициаторов создания НАТО. С его именем связано как продолжение социально-экономических реформ в духе «нового курса» Ф. Д. Рузвельта, так и начало «холодной войны». Трумэн выступал за жесткое противостояние СССР и силам коммунизма (политика «сдерживания») и утверждение единоличного лидерства США по всему миру.

Слайд 5

Общие принципы политики в отношении Германии:
«Четыре де-»: Демилитаризация - ликвидация всех вооружений стратегического характера Декартелизация - роспуск промышленных объединений, производивших вооружение Денацификация - ликвидация остатков нацизма Демократизация - перестройка политической жизни на демократических началах
Как же решили вопрос о границах?

Слайд 6

Изменение границ в Европе:
Польше передавались Силезия и Померания, часть Восточной Пруссии СССР сохранял за собой Прибалтику, Зап. Украину и Зап. Белоруссию, Молдавию. Также часть Вост. Пруссии (ныне Калининградская обл.) и Закарпатскую Украину Решения Мюнхенской конференции 1938г. отменялись. Чехословакия стала единым, целостным государством В прежние границы возвращались Венгрия, Румыния, Болгария, Греция, Албания Италия лишилась всех своих колониальных владений С учетом огромных потерь, понесенных СССР во Второй мировой войне, 50% репараций, выплачиваемых Германией, отдавались СССР.

Слайд 7

Парад Победы в Москве
24 июня 1945г. в Москве состоялся Парад Победы, в котором приняли участие представители всех фронтов и войск, участвовавших в войне. Командовал парадом К.К.Рокоссовский, а принимал его Жуков. Это было торжественное завершение Великой Отечественной войны: к кремлевским стенам были повержены знамена войск Третьего рейха.

Слайд 8

Задание классу:
Используя материалы учебника, запишите в тетрадь причины Победы СССР во Второй мировой войне.

Слайд 9

Причины Победы
Главное действующее лицо и победитель ВОВ - многонациональный народ СССР. Именно он обеспечил историческую Победу. Это - героизм на фронтах и на оккупированных территориях, самоотверженный труд в тылу, преданность и доверие советских людей руководству страны (прежде всего - И.В.Сталину), его высокий патриотический подъем. Важным условием достижения Победы была ускоренная мобилизация экономики, ее перевод на военный лад, что позволило обеспечить выпуск намного большего количества военной техники, по сравнению с Третьим Рейхом.

Слайд 10

Важное условие Победы - альянс СССР, Великобритании и США в борьбе с фашистской агрессией. Большую роль сыграли военные поставки в СССР по линии ленд-лиза, совместные действия союзников в вопросах дипломатии и в военных операциях. Значительную роль в достижении Победы сыграло военное искусство выдающихся советских военачальников: К.К. Рокоссовского, Н.Ф.Ватутина, И.С. Конева, А.М. Василевского, И.Х.Баграмяна, Ф.И. Толбухина и др.

Слайд 11

Задание для самостоятельной работы:
Используя учебник и дополнительную литературу, подведите итоги жертв, потерь и разрушений в Великой Отечественной войне для советского народа.

Слайд 12

Цена Победы
Вторая мировая война была самой масштабной и разрушительной в истории человечества Наибольшие потери: Китай – 35 млн. погибших СССР - ок. 27 млн. чел. Польша - ок. 6 млн. чел. Югославия - гок. 1,8 млн. чел. В СССР было полностью разрушено 1710 городов и поселков, 48 тыс. км железной дороги, 1870 мостов, 427 музеев, 1670 церквей

Слайд 13

Итоги войны
Разгром держав, которые встали на путь откровенной агрессии Признание значимости таких ценностей, как гуманизм, свобода и равноправие народов Укрепился авторитет СССР, возросло влияние на международной арене
16 октября 1946г. Международный трибунал вынес смертный приговор высшим руководителям фашистской империи Война подорвала основы существования колониальных империй

Слайд 14

Послевоенное урегулирование
16 октября 1946 года в г. Нюрнберг начал работу Международный трибунал по осуждению главных преступников нацизма. Высшим руководителям Третьего рейха был вынесен смертный приговор, к ответственности были привлечены лица, сотрудничавшие с оккупационными властями. Страны антифашистской коалиции изложили свои взгляды на принципы послевоенного миропорядка в уставе Организации Объединенных Наций (ООН), принятом делегациями 50 государств на конференции в Сан - Франциско (апрель - июня 1945 г). Какие принципы провозглашал Устав ООН?

Слайд 15

Принципы, провозглашенные Уставом ООН: Необходимость уважения прав и достоинства человека Равенство малых и больших наций Соблюдение международных обязательств и международно-правовых норм Приверженность участников ООН социальному прогрессу и улучшению условий жизни людей.

Слайд 16

Левитан – акт подписание об капитуляции Германии
ЛЕВИТАН Юрий Борисович (1914, Владимир -1983, Москва), диктор Всесоюзного радио (с 1931), народный артист СССР (1980). Родился в семье портного. Читал важнейшие официальные сообщения, прославился в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В творчестве Левитана органично соединились гражданская, публицистическая и актерская выразительность.
Акт о подписании капитуляции Германии

Слайд 17

На стенах рейхстага: подписи и автографы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.