Структура самоанализа профессиональной деятельности педагога. Кто строг к себе - тот истинно велик

1 слайд

2 слайд

Требования к уроку 1. Научность. 2. Воспитывающий и развивающий характер каждого урока. 3. Осуществление связи с жизнью, теории с практикой 4. Содержание коллективных форм работы учащихся с групповыми и индивидуальными. 5. Организация активной познавательной деятельности учащихся. 6. Сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению новых знаний и умений применять их на практике 7. Оперативный контроль со стороны учителя за деятельностью класса в целом и отдельных учащихся.

3 слайд

Виды анализа урока Комплексный анализ (полный) Системный (единый) Оценочный(краткий) Структурный (поэтапный) Аспектный (целевой)

4 слайд

Уровни самоанализа урока Эмоциональный - непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку. Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия.

5 слайд

Самоанализ урока Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

6 слайд

А. Каков был замысел, план проведенного урока? 1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока? 1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, т.е. в системе уроков? 1.2. Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? 1.3. Как содержание урока работает на достижение целей последующих уроков? 1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования? 1.5. На формирование каких ключевых компетенций было направлено содержание урока? 1.6. В чем своеобразие урока (его особенное предназначение)? 1.7. Как и почему были выбраны такой тип и форма урока?

7 слайд

2. Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку? 3. Какие задачи решались на уроке? 4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока? 5. Каков характер взаимодействия учителя и учащихся? Как соотносятся между собой на уроке целевой, содержательный и технологический компоненты?

8 слайд

Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным вариантом плана? Если да, то какие и почему? Каков полученный результат? В. Удалость ли решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи и получить адекватные им оценки? Какова общая самооценка урока? Г. Каковы причины успешности урока и причины выявленных недостатков урока? Что следовало сделать иначе? Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?

9 слайд

Самоанализ урока 1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе. Связь его с предыдущими, опора на них. Как этот урок работает на последующие уроки. 2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса. Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока. Была ли опора на диагностику общеучебных, специальных умений. 3. Какие задачи я решаю на уроке, были ли они решены: а) Общеобразовательные б) Воспитательные в) Развивающие Какие задачи были главными, стержневыми и как при этом учитывались особенности класса и отдельных групп школьников. 4. Рациональность выбранной структуры урока. Рациональность распределения времени для опроса, изучения нового материала, закрепления, разбора домашнего задания. Логическая связь между различными этапами урока.

10 слайд

5. На каком содержании (понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли ясно и чётко объект прочного усвоения, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного? 6. Какое сочетание форм и методов обучения выбрано для раскрытия главного материала. 7. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся. В каких нормах, и какими методами он осуществлялся. 8. Как использовался на уроке учебный кабинет и его возможности. Целесообразно ли использовались технические средства обучения, средства наглядности. 9. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока. 10. Как на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чём конкретно проявилась культура общения учителя с классом. 11. Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки. 12. Какие были продуманны запасные ходы для непредвиденных ситуаций. Были ли предусмотрены методические варианты проведения урока. 13. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи. Если не удалось, то почему? Когда планируется выполнение нереализованных задач?

Самоанализ урока

Тип урока: учебно-познавательный


Цель урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Задачи урока:

  • Учебный аспект – изучение внешнего и внутреннего строения тела человека, дать первоначальное представление о работе внутренних органов.
  • Развивающий аспект – развитие устойчивости внимания, долговременной памяти, словесно-логического мышления, повышение познавательной активности.
  • Воспитательный аспект – формирование бережного отношения к своему здоровью на основе полученных знаний.

5. Проектор

Наглядное и техническое оснащение урока:

1.Плакаты

2 . Слайды с иллюстра

7. Дидакти

ческое пособие

3. Презентация

6. Интерактивная доска

4. Компьютер


Структура урока:

Организация начала урока:

  • - Приветствие учителем учащихся на родном языке.
  • - Мотивация к учебной деятельности.
  • - Постановка темы и цели урока.
  • - Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм урока.

ХОД УРОКА:

1. Подготовка к основному этапу занятия.

  • Обеспечение мотивации и формирование учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация учебных знаний и умений.

2. Усвоение новых знаний и способов действий.

  • Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

ПРАКТИКУМ:

  • Физкультминутка.
  • Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

2. Практическая работа (первичное закрепление).

  • Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Реализация внутрипредметных и межпредметных связей.

Заключительный этап:

1. Рефлексия.

Организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

2. Оценка результатов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.


Итоги урока:

1. Подведение итогов занятий. Анализ и оценка достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя.

  • Получение учащимися информации реальных результатов учения.

2. Информация о домашнем задании. Инструкция по его выполнению.

  • Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Словесные

(рассказ,

беседа, лекция)

Контроль

(Устный, письменный,

самоконтроль)

Репродуктивные

(практическая

тренировка,

групповая работа)

Наглядные

(иллюстрации,

демонстрации,

презентации)

организации

Гностические

(мыслительные

операции)

Активные

(опорные сигналы)

Практические

(упражнения, карточки)


Предметные

Здоровье-

сберегающие

Личностно-

ориентированные

Технологии

использованные

на уроке:

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные


Характер общения преподавателя с учащимися:

  • Правильное распределение нагрузки на уроке.
  • Тщательная подготовка к уроку.

Соотношение цели урока и результата:

  • Задачи:________.
  • Цель:_________.

Самоанализ урока по ФГОС II поколения

с учётом системно – деятельностного подхода.

Подготовила Кузнецова Е.В.

учитель начальных классов

МБОУ лицей №4


Подписи к слайдам:

Анализ и самоанализ урока по ФГОС НОО. Подготовила Кузнецова Е.В. учитель начальных классов МБОУ лицей №4 г.Орёл

Самоанализ урока это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения учащихся.

Правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке; - развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей; - формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; - формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока. Самоанализ урока дает возможность:

Уровни самоанализа урока Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность проведенного урока. Оценочный – оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану. Методический – анализируется урок с позиций существующих требований к уроку Рефлексивный – определение причин и вытекающих из них последствий. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.

ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА: - умение учеников работать в парах и в малых группах; - умение детей слушать друг друга и фронтально взаимодействовать; - умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга. 1 . Характеристика класса

характер связи урока с предыдущим и последующим уроками; как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учебный материал. 2. Место урока в изучаемой теме

исходя из требований к результатам освоения основной образовательной программы и учитывая планируемые результаты: личностные; предметные; метапредметные. 3. Характеристика общей цели урока

Анализ каждого элемента урока; - его вклад в достижение результата; - доказательства оптимального выбора каждого элемента урока. 6. Структурный аспект самоанализа урока

Насколько структура урока соответствовала общей цели; - соответствие возможностям класса; - анализ стиля отношений учителя и учащихся; - влияние на конечный результат урока. 7 . Функциональный аспект

Охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения. 8 . Психологический аспект

Формирование универсальных учебных действий на уроке; - определение разрыва между общей целью урока и результатами урока; - причины разрыва; - выводы и самооценка. 9. Аспект оценки конечного результата урока

~ настроение учителя после урока; ~ что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы? 10 . Эмоциональное состояние

Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя БОЛЕЕ 25 ТЫСЯЧ УРОКОВ БОЛЕЕ 10 ТЫСЯЧ УРОКОВ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Презентация по слайдам

Текст слайда: Анализ и самоанализ урока Внутришкольный практико- теоритеческий семинар для учителей с использованием видеосюжетов уроков. (февраль 2009 год) МОУ « Средняя общеобразовательная школа №22» Купчик О.Н.- зам. директора по УВР


Текст слайда:


Текст слайда: …не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут ничего уже не сделаешь. Сделать всегда можно. (Василий Шукшин) На мой взгляд, понятие профессионализма применяется, главным образом, не к работе, а к работнику. Это умение делать свою работу без скидок и ссылок на вдохновение и настроение. «Умри, но сделай и самым добросовестным образом», – вот это и есть профессионализм. Есть вдохновение – прекрасно, нет, – обойдись без. (Борис Натанович Стругацкий)


Текст слайда: Что есть «анализ»


Текст слайда: Нужен ли анализ урока педагогу? Необходим для повышения методологической грамотности педагога и качества обучения учащихся. «Настраивает" мышление и "подсказывает" экономный, быстрый и точный выбор метода, технологии, типа, формы урока. Методологически грамотный учитель


Текст слайда: Формирует аналитические способности Развивает интерес к обучающему процессу Определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания Формирует умение проводить наблюдения за педагогическими явлениями Учит обобщать и делать научно обоснованные выводы Что дает анализ урока педагогу?


Текст слайда: Анализ любого урока представляет собой комплексный подход:


Текст слайда: Цели анализа урока: 1.Контроль, за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся. 2. Контроль, за состоянием учебно-воспитательного процесса. 3. Инструктирование педагога. 4. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством. 5. Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе. 6.Выявление системы работы учителя и др.


Текст слайда: Применяемые термины демократичность, технология, личность, развитие, личностные качества, личностный опыт, субъектность, мотивирование, самоорганизация, самостоятельность, сознание, познавательный интерес, познавательная активность, творчество, рефлексия, релаксация, взаимоконтроль, мышление и т.д.

Слайд №10


Текст слайда: Типы анализа урока Полный - контроль качества организации учебно-воспитательного процесса, изучение стиля деятельности учителя, опыта его работы; Краткий – Общая оценка качества основных дидактических категории; Комплексный - Единство и взаимосвязь цели, задач, содержания, методов и форм организации урока, анализ дидактических, психологических и других основ урока. Аспектный - Более глубокое рассмотрение какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя. Структурный- Выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность.

Слайд №11


Текст слайда: Виды анализа: Дидактический (реализация дидактических категорий -отбор методов, приемов, средств обучения, обработка учебного материала), Психологический (учет психологических особенностей -уровень организованности учащихся, отношения к учению; приемы развития внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.) Воспитательный (анализ формирования на уроке ценностных качеств- воспитательные задачи урока, формирование убеждений, идеалов и мировозрения), Методический (целесообразность отбора методов, их адаптация к возрастным и индивиуальным особенностям учащихся) Организационный (анализ рациональной организации урока- плотность урока,количество и частота чередования видов учебной деятельности).

Слайд №12


Текст слайда: Общая схема анализа урока (работа по бланку анализа) Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке. Тема урока, цель и образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока. Организационное начало урока. Организационная структура урока. Анализ содержания учебного материала урока. Общепедагогические и дидактические требования к уроку Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Выводы. Рекомендации.

Слайд №13


Текст слайда: Дидактические требования к уроку: Четкое определение цели, формирование триединых задач Определение оптимального содержания урока Прогнозирование уровня формирования компетенций и усвоения учащимися ЗУНов Выбор наиболее рациональных методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля Реализация дидактических принципов Создание условий успешного учения учащихся Знание общих закономерностей образовательного процесса

Слайд №14


Текст слайда: Общие закономерности учебного процесса: Постановка целей Уровень развития общества Потребностей общества Требований к процессам образования, воспитания и развития личности

Слайд №15


Текст слайда: уровень развития теории и практики обучения. Индивидуальные и возрастные возможности школьников Цели и задачи обучения Отбор содержания

Слайд №16


Текст слайда: Выбор методов Задачи и содержание обучения Учебные возможности учащихся по реализации выбранных методов

Слайд №17


Текст слайда: Методы обучения Форма организации обучения Содержания обучения Цели и задачи обучения

Слайд №18


Текст слайда: Активность учебной деятельности школьников наличия у них внутренних познавательных мотивов внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов

Слайд №19


Текст слайда: Качество обучения преподавание учение Взаимосвязь процессов

Слайд №20


Текст слайда: Эффективность учебного процесса Уровень подготовленности и умение педагога достигать поставленной цели Условия, в которых протекает учебный процесс

Слайд №21


Текст слайда: Дидактические принципы: (основные положения определяющие организацию учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями) Природосообразности (Я.А. Коменского); Сознательности и активности; Наглядности; Систематичности и последовательности; Прочности; Научности; Доступности; Связи теории с практикой.

Слайд №22


Текст слайда: УРОВНИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА Высший: прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися. Высокий: включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачам урока. Средний: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока. Низкий: организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата.

Слайд №23


Текст слайда: Основные компетенции педагога: умение формулировать цель темы урока; обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока; знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций; умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок; характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке; обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств; психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке; оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока; эффективность выполнения намеченных задач урока; оценка педагогической целесообразности действий на уроке; умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их; обосновывать удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами); сформулировать намечаемые меры по устранению недостатков

Слайд №24


Текст слайда: Сущность самоанализа урока: Самоанализ - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Самоанализ - показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.

Слайд №25


Текст слайда: Уровни самоанализа урока Эмоциональный - непроизвольный уровень, (удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью). Оценочный- оценка соответствия результата урока намеченной цели и триединой задачи. Методический- анализ урока с позиции существующих требований к уроку. Рефлексивный- определяются причинно-следственная связь всех аспектов урока (высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию).

Слайд №26


Текст слайда: САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ Дать краткую характеристику класса, выделить группы учащихся с различным уровнем овладения программным материалом. Охарактеризовать тему урока: степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников. Обосновать постановку цели урока, тип и его структуру. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке. Показать, как другие этапы работали на главный этап. Дать оценку успешности достижения ТДЗ урока, обосновать показатели РР (реального результата). Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.

Слайд №27


Текст слайда: Работа по видео- сюжетам. 1 группа - коммуникативный аспект 2 группа – содержательный аспект 3 группа – психологический аспект (по 4 человека) Дайте характеристику положительных моментов урока. Какой прогназируемый результат Восстановите некие пробелы фрагмента урока. Какие изменения предложили бы вы по данной теме Оставшиеся педагоги (делятся на 2 части) :

Слайд №28


Текст слайда: Коммуникативный аспект Роль учителя и его влияние на ход урока (Кто он? Дирижер, советчик, собеседник) Оптимальность стиля делового общения с учащимися выбранного учителем и его влияние на ход урока. Осуществляется ли учениками диалог, свободное высказывание своего мнения? Создается ли педагогом ситуация успеха для каждого ученика?

Слайд №29


Текст слайда: Содержательный аспект Дается ли учащимся конкретное представление об изучаемом предмете На основе приобретаемых знаний вырабатываются ли соответствующие умения и навыки Как педагог организовал умственную деятельность учащихся Решение поставленной триединой задачи урока

Слайд №30


Текст слайда: Психологический аспект Как стимулируется интерес к содержанию урока, учитывается фон восприятия при изложении материала? Как создается установка быть внимательным, создается установка на восприятие преподаваемого материала? Как контролируется и учитывается точность и полнота формирующихся в сознании учащихся образов? Соответствуют ли управляющие действия учителя на уроке закономерностям мыслительной деятельности учеников?

Слайд №31


Текст слайда: Рефлексия педагога по итогам семинара Для чего необходим учителю самоанализ урока? Назовите основные требования к современному уроку. По каким аспектам можно проводить анализ урока? Назовите основные критерии оценки эффективности урока.

В специальной школе наиболее важным является коррекционно-развивающий аспект. Поэтому на уроках СБО использую коррекционные технологии, технологии компенсирующего обучения. Учитываю индивидуальные особенности развития психических процессов, ведущий канал восприятия (например, если у ученика ведущий канал восприятия – зрительный – обязательно использую наглядные опоры, схемы, а если ученик – кинестетик, то основной акцент - на выполнение практических работ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ учителя СБО

специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска

Комаровой Галины Александровны

Я – Комарова Галина Александровна, работаю учителем социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе - интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г. Саянска. Мой педагогический стаж составляет 25 лет, из них 6 лет работаю с детьми – сиротами. Образование средне-специальное, окончила Иркутское педагогическое училище №2.

Образовательный процесс организую по программе «Социально-бытовая ориентировка» В.И.Романиной и Н.П.Павловой из сборника «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9классы» под редакцией В.В. Воронковой, допущенной МО РФ.

Настоящая программа направлена на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.

Для успешного выполнения образовательной программы, систематически работаю над повышением своего профессионального уровня через прохождение курсов повышения квалификации:

  1. 2008г. ИПКРО г.Иркутск «Основные аспекты коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе»(72часа);
  2. 2009г. курс подготовки по программе превентивного обучения «Полезные навыки» ЦПРК – 16ч.;

Большое место в повышении уровня своего мастерства я отвожу самообразованию. Согласно программе развития наша школа-интернат своей конечной целью ставит формирование личности, обладающей комплексной компетентностью, необходимой для жизни в современном обществе. Для этого в школе создана система сопровождения воспитанников и профессионального взаимодействия педагогов в коррекционно-образовательном процессе, которая представлена Центрами. Я вхожу в состав Центра социально-трудового развития и работаю над созданием условий для формирования соответствующей (т.е. социально – трудовой) компетентности воспитанников. Усвоение социальных норм и правил невозможно вне сферы быта. Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Формирование социально-трудовой компетентности у обучающихся старших классов через развитие бытовых умений при взаимодействии учителя СБО и воспитателя».

Выбор моей методической темы обусловлен не только основными направлениями развития школы-интерната, но и особенностями развития наших воспитанников. Воспитанники с интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности в овладении бытовыми навыками и умениями. У них наблюдается неустойчивость мыслительных операций, узость и недостаток внимания и восприятия, нарушения памяти, недоразвитие устной речи. Дети школы-интерната не могут полностью и самостоятельно понимать, осмысливать и использовать полученные знания в решении социальных и бытовых задач. Время, отведенное на изучение СБО, позволяет, в основном, лишь ознакомить обучающихся с базовыми сведениями социально-бытового характера, отсутствует полноценное закрепление многих знаний и умений. Предполагается, что практические навыки ученики смогут приобрести в семье, во взаимодействии с учреждениями и предприятиями, в ближайшем социуме. Такой возможности лишены дети, воспитывающиеся в школах-интернатах. Дефицит социального опыта приводит к тому, что выпускники подобных учреждений зачастую оказываются беспомощными в самостоятельном жизнеустройстве. Следовательно, необходима организация дополнительной работы учителя и воспитателя по социально-бытовой подготовке. Поэтому мною создана учебно-методическая разработка интегрированных с воспитателем занятий для обучающихся 5-6 классов «Мир, в котором я живу». Их цель - помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из обыденных проблемных ситуаций. На данных занятиях обучение и воспитание идет по следующим разделам: «Питание», «Жилище», « Одежда и обувь», «Личная гигиена».

Методическое и дидактическое обеспечение разделено по блокам: тематические планы, конспекты занятий; занимательный материал; сюжетно-ролевые игры; операционные, технологические и инструкционные карты; мультимедиа и диагностический материал. Диагностику результативности данных занятий осуществляю по параметрам: навыки по уходу за помещением, навыки стирки и утюжки, приготовления пищи и сервировки стола, культурно-гигиенические навыки и уровень самостоятельности учеников при выполнении новых учебных и трудовых заданий Данные по параметрам на каждого воспитанника заносятся в индивидуальную карту сформированности социально-бытовых навыков (1 раз в четверть). Исходя из результатов диагностики, определяю направление индивидуальной работы. Условно выделяю три уровня сформированности умений и навыков:

1-й уровень – низкий, потенциальный;

2-й уровень – средний, реальный;

3-й уровень – высокий, актуальный;

Занятия провожу совместно с воспитателем (один раз в четверть). Они имеют игровую и занимательную форму, ведущих персонажей и направлены на обобщение, систематизацию знаний, умений и навыков, и применение их в обыденных ситуациях.

В течение двух лет апробирования учебно-методической разработки произошел отбор содержания материала, определены задачи для каждого раздела и предполагаемый результат, подобран педагогический и диагностический инструментарий. Занятия позволяют развивать творческие, познавательные способности учащихся, их положительную мотивацию к урокам СБО.

Мониторинг результативности данной разработки показывает положительную динамику.

П\п

Раздел

2008-2009у.г.

2009-2010у.г.

Динамика

5-ый класс

6-ой класс

Навыки по уходу за помещением

Навыки стирки и утюжки

Навыки приготовления пищи и сервировки стола

Культурно-гигиенические навыки

Уровень самостоятельности

Опыт работы по данному направлению был представлен в 2008году на областном семинаре «Формирование социально-трудовой компетентности воспитанника специальной (коррекционной) школы-интерната в процессе психолого-педагогического сопровождения»; педагогическом совете в 2009 г. «Взаимодействие учителя и воспитателя в формировании коррекционно-образовательной среды школы».

В специальной школе наиболее важным является коррекционно-развивающий аспект. Поэтому на уроках СБО использую коррекционные технологии, технологии компенсирующего обучения. Учитываю индивидуальные особенности развития психических процессов, ведущий канал восприятия (например, если у ученика ведущий канал восприятия – зрительный – обязательно использую наглядные опоры, схемы, а если ученик – кинестетик, то основной акцент - на выполнение практических работ). Наиболее эффективными методами и приёмами считаю те, которые требуют включения различных анализаторов, как слуховых, так зрительных и тактильных (например, при изучении в 6 кл темы «Крупы. Виды блюд из круп» не только показываю сами крупы, проговаривая их названия, но и даю их пощупать, понюхать, определить цвет). Для реализации коррекционного компонента разработала и использую задания и упражнения по коррекции и развитию зрительно-пространственного восприятия (например, среди буквенного текста вставлены слова. Ученик должен найти и подчеркнуть эти слова. Пример: Иглабдниткауцнаперстокджножницыгш;Свеклашщперецждкартофельэыморковьгн), памяти («Цепочка» например, называю одно транспортное средство, ребенок повторяет его и добавляет свое и т.д.), внимания (например, «Посмотри и запомни», с вариантами усложнения игры, в которых предлагаю неверный ответ);

координации движений (например, упражнение на пришивание различными способами пуговиц, плетение различных видов косичек) , речи (например, б еру три слова из темы урока, ученики составляют как можно больше предложений, включающих эти слова) ; мышления («найди товар, неверно завезенный в магазин» - например, карандаши, тетради, тарелка, пластилин; найди и исправь ошибку в плане работы по наложению заплаты)

Для формирования положительной мотивации к изучению материала урока, психологического настроя на работу применяю занимательный материал - загадки, кроссворды, использую игровые, коммуникативные технологии - ситуационные задачи, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования. Для формирования понимания необходимости уроков СБО, для лучшей ориентировки в быту, формирования умения ориентироваться в записях и пополнять их по мере необходимости ведутся рабочие тетради воспитанников, которые называются «Энциклопедия ведения домашнего хозяйства». После окончания школы ученик забирает тетрадь и может вносить в нее дополнительную информацию, использовать как справочник.

Игровые технологии, помогают мне осуществлять обучение в более доступной и привлекательной форме, сделать его более активным. Использую режиссерские игры, когда ребенок управляет игрушками, моделями, действует через них; сюжетно-ролевые, где роли исполняются самими детьми; проблемные ситуации, требующие применения знаний и умений в измененных условиях (создаются в процессе сюжетно-ролевых игр, моделирования реальных ситуаций и т. д.); имитирующие игры, когда имитируется какой-то процесс (стирка одежды, чистка обуви, пришивания пуговиц и так далее).

Использую лабораторный метод, например, наблюдение за обезжириванием поверхности тарелки под воздействием жидкости для мытья посуды, за результатами замачивания белья перед стиркой, выведение домашними средствами пятна с одежды, измерение температуры воды, приготовление маринада для консервирования и т. д.

Используя программированный метод обучения, применяю созданные мною таблицы и алгоритмы; перфокарты, дающие возможность правильного выбора ответа из серии предложенных, позволяющие осуществить самопроверку и взаимопроверку; перфоконверты развивают письменную речь и способствуют выработке навыков самоконтроля.

Используя технологии дифференциации и индивидуализации (индивидуальная работа, в парах, группах), я включаю в урок задания различной сложности по содержанию и объему материала; провожу разноуровневые, вариативные контрольные работы, тесты. С целью приобщения учащихся к чтению дополнительной литературы и развития их творческого потенциала я практикую разные типы творческих заданий: рефераты, сообщения.

На уроках использую здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии: кинезотерапию, позволяющую активизировать межполушарное взаимодействие; физминутки; упражнения для глаз (на концентрацию «Письмо носом», для отдыха, движения в различных направлениях «сквозь пальцы»); комплексы пальчиковых гимнастик; комплексы дыхательных упражнений.

Успешному обучению способствует полноценная предметно-развивающая среда, созданная в школе – интернате. Кабинет СБО оформила с максимальной приближенностью к домашней обстановке, организовала различные зоны для практической и теоретической работы.

Я провожу различные внеурочные мероприятия и занятия. Это и участие в традиционном конкурсе «Мисс осень» в этапах «Хозяюшка», «Модельер одежды»; инсценирование сказок («Сказка о девочке-грязнуле», «Заюшкина избушка»); праздники («Чудо овощ - картофель», «Парад овощей»); конкурсы стенгазет и рисунков («Чистота – залог здоровья», «Нет - сигаретам»).

Реализуя принцип межпредметной связи, практикую интегрированные уроки: например, СБО+ОБЖ («Правила поведения на воде» в 6кл.), СБО+ русский язык («Учреждения и организации.Трудоустройство»в 9кл.) СБО+математика («Бюджет семьи» в 8кл.), СБО+ биология (« Лекарственные растения » в 7кл), СБО+история («Одну меня не съешь никогда,а без меня не вкусная еда. Соль» в 9кл), СБО+география («Родными тропами. Путешествие по родному краю» в 9 кл); РКИ+СБО («Питание. Приготовление блюд из рыбы», «Рецепты приготовления блюд русской кухни»; «Чайные посиделки») «Имидж молодого человека», «Береги платье снову». Занятия с использованием современных информационных технологий содержат в себе разнообразные наглядные мультимедиа-учебники, интерактивные задания-упражнения, справочные материалы, диагностические, обучающие и игровые задания. Я подобрала ряд учебных и развивающих компьютерных программ («Электронная кулинарная книга», «Дизайн одежды», «Иллюстрированная энциклопедия молодого человека», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Одежда. Человек и его здоровье» «Домоводство»).

Для мониторинга результативности коррекционно-образовательного процесса применяю технологию Галеевой Н.Л., наблюдая динамику изменений основных параметров учебной зоны развития учащихся: сформированность ОУУН (мыслительные, коммуникативные, организационные и информационные), уровень обучаемости (4группы по В.В.Воронковой), степень обученности (СОУ). Для определения уровня владения учащимися мыслительными ОУУН ежегодно провожу специальные КМС.Остальные ОУУН оцениваю по результатам наблюдений на уроках. Группу обучаемости ученика определяю, исходя из итогов КМС, спроектированных мною. Степень обученности каждого воспитанника определяю соответственно группе обучаемости. Все эти данные заношу в Карту индивидуального стиля учебной деятельности

Проводя качественный и количественный анализ контрольных работ, выявляю типичные и нетипичные ошибки учащихся, исходя из этого строю последующую работу: фронтальную и индивидуальную. Отслеживаю результативность своей работы, проводя сравнительный анализ по годам.

показатели

Классы

2007 – 2008г.

2008 – 2009г.

2009 – 2010г.

Динамика

СОУ

5класс

74,6%

75,9%

80,9%

6,3%

6класс

75,9%

77,8%

84,8%

8,9%

7класс

75,8%

12,2%

8класс

82,5%

90,5%

9класс

82,9%

85,9%

91,2%

12,8%

итого

78,4%

80,4%

8,6%

% кач -ва

5класс

100%

100%

6класс

100%

100%

100%

7класс

100%

8класс

100%

3,5%

9класс

100%

итого

91,4%

94,5%

100%

8,6%

ОУУН

5класс

6класс

7класс

8класс

9класс

итого

Таким образом, применение различных технологий, методик, методов и приемов на уроках дает постоянные неплохие показатели по различным параметрам мониторинга коррекционного обучения.

Сотрудничаю с коллегами, принимаю участие в предметных неделях, в рамках которых провожу открытые уроки и занятия, выпуск газет, ежегодные выставки и ярмарки работ воспитанников. Мои ученики - участники городского конкурса «Пожарным можешь ты не быть» -2 место 7-й класс: Полозов Иван, Ушакова Екатерина, Райкова Дарья (2007г.); городской конкурс «Юные поварята» - 2 место 9-ый класс: Новикова Ольга, Семенова Кристина, Богдан Анна(2008г); городской конкурс «Безопасное колесо» 6-й класс-1 место - Дубинина Анастасия, 2 место - Бабаев Роман (2008г.); городской конкурс заготовок овощей «Дары осени» - дипломант – ученица 9 класса Коробкова Жанна (2009г.); 2009г. - диплом за активное участие в городском конкурсе кулинаров, посвященный Дню Защитников Отечества – 8-ой класс: Шмакова Елена, Комисарова Яна, Люкшин Иннокентий, Шептаев Александр; городская выставка сувениров на тему «Рождество Христово» 3-е место 7-й класс Устюжин Марк, Курганов Сергей – 2010г.

Являюсь классным руководителем 8 класса. На данный момент уровень психологической атмосферы оценивается как благополучный (по результатам социометрического опроса). Большинство ребят входят в благополучные статусные категории (звёзды, принимаемые). Есть и те, которые не получили выбора, но несмотря на это, все ребята удовлетворены взаимоотношениями (КУВ высокий- 72,7%) и свой класс они оценивают как дружный (по результатам анкеты «Межличностные отношения»). Изучила интересы, склонности и личные качества учащихся своего класса (анкета «Твои увлечения», игра «Путешествие по морю любимых занятий») и составила карту интересов и увлечений. Для формирования классного коллектива провела мастерскую общения «Давайте жить дружно!», классный час «Погружение в мир своего Я», оформляем альбом-эстафету «Наш класс». Для создания благоприятной эмоционально-психологической атмосферы класса провожу праздники именинников, походы на природу, купание в бассейне, экскурсии на выставки, в музеи, еженедельные «Часы общения» в соответствии с тематическим планированием.

Ученики моего класса активно участвуют в региональных, областных, городских и школьных конкурсах, соревнованиях: региональный туристический слет «Земляничная поляна» команда 6 класса 1место (2007г); городские соревнования по тяжелой атлетике (2, 3 место) 2008г.; областные соревнования по боксу – Токарь Игорь -1место, Решетников Дмитрий – 3место(2008г.); региональные соревнования по боксу г.Томск –Токарь Игорь 4место (2008г.); городская спортивно–патриотическая игра «Зарница» 2009г - 3 место; городские соревнования по плаванию – Устюжин Марк, Дубинина Анастасия – 2,3 места (2007-209гг.); региональный конкурс «Воспитатель года» команда 7 класса «Экипаж» - 1 место (2010г); команда класса - призер областных соревнований по легкой атлетике на приз губернатора; городские соревнования по футболу среди образовательных учреждений (2 место) 2010г.;

Активно распространяю свой педагогический опыт. Выступала с докладами и сообщениями на методических объединениях, педсоветах: 2007 г. «Экскурсии как средство расширения социокультурного опыта воспитанников школы-интерната»; 2008 г. «Досуг в системе социокультурной адаптации личности воспитанников школы - интерната».

Основной проблемой для учителя СБО, на мой взгляд, является отсутствие методических, информационных материалов, программ, пособий для работы с данной категорией детей. Приходится корректировать и адаптировать существующий материал по технологии, домоводству и ОБЖ для общеобразовательных школ.

Перспективы моей дальнейшей деятельности:

  1. доработка учебно-методической разработки «Мир, в котором я живу» для обучающихся 7 -9 классов;
  2. апробация и рецензирование учебно-методической разработки;

    Подписи к слайдам:

    Презентация учителя СБО специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г. Саянска Комаровой Галины Александровны

    В специальной школе наиболее важным является коррекционно-развивающий аспект

    Учебно-методическая разработка интегрированных с воспитателем занятий для обучающихся 5-6 классов «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

    Занятия провожу совместно с воспитателем 1 раз в четверть.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.