Жилище в монголии. Как живут люди в монголии

Со времен великих подмосковных пожаров 2010 года, которые я благополучно переждал в юрте на берегу Байкала, зародилась мысль создания летнего юрт-лагеря. Не прошло и четырех лет, как мы с группой единомышленников решились сделать первый шаг... Первый блин всегда у русских похож на Колобка, так что граблей и банановых шкурок мы насобирали на своем пути вагон и маленькую тележку. Все лица, имена и фамилии законспирированы потому что... в Бурятии и Монголии все друг-другу родственники, и желая обличить тех, кто нам засовывал палки в колеса, я так или иначе испорчу жизнь тем, кто помогал. Восток - дело тонкое, Петруха!


Началось все с того, что я чуть было не опоздал на самолет в Улан-Удэ... При том, на этот раз, я приехал в аэропорт Шереметьево с получасовым запасом, но очередь на регистрацию была такая, что выстоять ее можно было только при условии приезда за пару часов, о чем мне, с укором, и поведал сотрудник неизвестной службы, к которому я обратился за помощью. Меня буквально за руку проводили в специальное окошечко, где не очень обрадованный моему появлению мужчина выписал мне... билет в бизнес-класс.
Я так и не понял что это было, но подарок судьбы мне пришелся по вкусу. Бизнесом я не летал со времен своего прощания с активной автомобильной журналистикой. Конечно, бизнес-класс авиакомпании "Аэрофлот" ничуть не лучше эконома в Emirates, но с паршивой овцы хоть шерсти клок.
Схожу я весь такой нарядный с трапа самолета, прохожу в индивидуальный микроавтобус, меня подвозят к зданию аэровокзала столицы Бурятии, выхожу в город, и... через полчаса уже трясусь в грохочущей маршрутке по разбитому асфальту в сторону монгольской границы. Так дешевле, нежели лететь в Улан-Батор самолетом. Душно, тошно, тесно и ближе к народу.
Граница пересекается на попутках, за 100 рублей с человека. А может за 200. Микроавтобус SsangYong Istana на монгольских номерах с монголом за рулем курсирует туда-сюда наряду с десятком таких же челноков. Пешком перейти границу нельзя.
Пограничники заинтересовались моим паспортом, долго рассматривали штампы Омана, Эмиратов, Грузии, Украины... Но пропустили. Меняем рубли на тугрики, мы в Монголии! Весь процесс занял часа два.

Монгольскому тугрику, конечно, далеко до узбекского сума, но пачка банкнот не лезет ни в какие карманы. Курс на границе не самый хороший, а у менял менять и вовсе страшно, все они весьма неблагополучного вида. Если вы планируете шопинг в Монголии - лучше отложить обмен до Улан-Батора. По банковским картам курс так же не самый выгодный, но за те несколько лет, что я не был в Монголии, банкоматов развелось множество, что снимает ряд проблем для путешественников.
Так же, во всех населенных пунктах появилось множество гостиниц. Монголия перестает быть дикой, по крайней мере в северной части.

За 500 рублей с человека мы "поймали" тачку до Улан-Батора. За эти деньги у нас не каждый таксист в Шереметьево повезет, а в нашем случае это более 300 км! При том, парень и водит хорошо, и машина не бедная, и бензин дороже чем в России. Я так и не понял экономику процесса...

Прибыли в Улан-Батор, попали сразу под опеку родственников, благо среди них оказалась прекрасная девушка, говорящая по-русски, иначе бы мы вообще не смогли общаться даже меж собой. Монголы не знают русский язык, даже старшее поколение. Многие живут в типовых советских домах, ездят по советским дорогам, но самого главного, языка, они у русских так и не переняли. Английского так же почти никто не знает, и языковой барьер становится тотальным. Особенно в районах.
Юрты можно купить как в специализированных фирмах, ориентированных на иностранного потребителя, так и на рынке. Разница в ценах - двух-трехкратная, как повезет. Мы выбрали эконом-вариант, рынок, Зах по-монгольски. Понятное дело, продавцы по-русски не разумеют, а все детали юрты продаются по отдельности. Это вам не IKEA, тут надо разбираться...

Разбирались с карандашом блокнотиком целый день. Покупка юрты - это как купить Volkswagen Golf у дилера. Базовая комплектация - копеечная. А вот опции могут составить вторую стоимость машины. За минимальные $900-1000 можно купить юрту, да, но летнюю, с самым низкосортным войлоком, с "оцилиндрованными" рейками, с рассыпающимися на ветру решетками, без пола, без печки, без внутренней шелковой отделки, с простейшими накидками и т.п. Не хотите "базовую комплектацию"? В итоге, мы отбраковывали из десятков видов войлок, шелк, накидки, шнуры, веревки, стойки, жерди, кольца, решетки... оно еще же и подойти друг к другу должно. Никаких каталогов и инструкций, понятное дело, нет. Вы что, не знаете как юрта устроена что ли? И все это на тридцатиградусной жаре. Никто никуда не спешит, это вам не Турция. Продавцы не суетятся, все процессы протекают как в замедленной съемке, время бежит, а дела стоят на месте. Вами могут заниматься целый час, и вы можете просто встать и уйти - продавцы не расстроятся, не будут за вами бежать и дергать за рукав. Всем все равно. В следующей жизни они станут не продавцами на Захе, а продавцами в супермаркете. Тоже и с пунктуальностью. Народ, в принципе, слово держит, но тайминг не соблюдает. Верят на слово, готовы для тебя все перетащить в одно место без предоплаты, не подозревают тебя в том, что ты скроешься с товаром, при том именно рынок Улан-Батора славится изобилием карманников, и все предупреждают что утащить могут все что угодно.

Основные детали производятся на фабриках, но количество ручного труда впечатляет. В Москве монгольская юрта стоит от 120-130 тыс.рублей, и, скажу честно, увидев как это все производится, из какого числа комплектующих состоит, и сколь мудро каждый узел просчитан и устроен, я протестую против покупки простых дачных беседок за сотни тысяч рублей и голосую всеми руками за юрту... Единственный минус - в юртах не бывает окон, а русские дачники любят смотреть на соседей.

Чтобы не думать о стоимости сотовой связи, купили местную симку. Качество связи у Skytel хуже чем у МТС в роуминге MobiCom. На входящих, кстати, я в этот раз не разорился, а значит что-то изменилось в лучшую сторону с 2009 года, когда деньги на телефон утекали рекой.

Пару слов об общепите. Так как все наши движения происходили под чутким руководством местных, то и ели мы в заведениях неизвестных Tripadvisor. И, надо сказать, ни капельки не жалели об этом. Дешево и вкусно, я по приезду в Москву яростно скучаю по общепиту Улан-Батора! Те, кто едет со мной в августе на Волок.Монголия - готовьтесь, гастрономический туризм я вам обещаю!

Ради интереса мы сходили и в самый популярный у туристов ресторан Улан-Батора, где подают... индийскую кухню. Да, вкусно, да, хлеб у них вообще уникальный, но к концу ужина мы уже откровенно скучали по облюбованному подвальчику рядом с рынком!

Покупка юрт заняла трое суток. Несметное богатство было загружено в грузовик, и уже совсем не за копейки отправлено в сторону границы. Мы расслабленно выдохнули, хотя именно в этот день наши приключения вышли на новый виток...
Водитель спрашивал про какую-то декларацию. Что за декларация он объяснить не смог, продавцы про нее тоже не слышали, в Улан-Удэ все знакомые, включая брокеров, так же пожимают плечами.

Конечно, чисто теоретически, проще всего было бы провезти груз через грузовой терминал, но мы же не профессионалы грузоперевозок, а все местные таможенные брокеры совершенно не желают работать с такой мелочевкой. Не желают в типичной бурятской форме - обещают что помогут, но когда приходит время делать, все разбегаются в кусты, ибо очень заняты. У тебя стоит машина на границе, а тебе на том конце провода говорят что перезвонят и не перезванивают, потом просто не берут трубку, а еще через полдня говорят что никого нет дома, и обратитесь к другому брокеру. И это все по рекомендации, знакомые и родственники.
Попытки самостоятельно изучить правила ввоза юрт, да и вообще подобных товаров не привели к какому-то однозначному пониманию правильного алгоритма. Опрос тех, кто когда либо ввозил юрты тоже мало что дал - у каждого своя история.
Решили идти в лобовую атаку, ведь никто не может нам запретить привезти в Россию юрту, а за перевес свыше 50 кг заплатим по обычному тарифу. Как молоды и наивны мы были...

Далее все имена, пароли, явки и лица будут скрыты, потому что все кругом родственники, а кроме отрицательных героев, были и положительные. Хотя так и подмывает сделать пост с фамилиями.
Сперва выступили монголы. Мы на рынке сто раз спросили у всех нами встреченных, существуют ли какие-то специальные документы для вывоза юрт из Монголии. Все дружно пожали плечами. Звонок российским таможенным брокерам дал ответ "нужна какая-либо бумажка-накладная с перечнем товаров, ценой и штампиком". Отлично.
И вот мы с бумажкой и штампиком стоим на монгольской таможне, а они на нас смотрят как бараны на новые ворота, и говорят что им нужны документы... Говорят по-монгольски, нам, говорящим по-русски и чуток по-бурятски. На наше счастье, всевышний приводит нам за руку очередного проводника, знакомую знакомого одного знакомого, которая сама добровольно решает нам помочь, едет с нами в соседний городок имени монгольского революционера, отыскивает контору, которая делает нам липовые документы, декларацию, и сопровождает нас на протяжении всего процесса прохождения монгольской границы... Сами бы мы на этот процесс потратили бы дни, и скорее всего пришлось бы возвращаться в Улан-Батор. А так - всего день.
Снято скрытой камерой

С новым пакетом документов прибываем к вечеру на границу, достаточно быстро проходим все проверки, но оформление затягивается потому что... бумагомаратели чудовищно невнимательны. Сколько раз они все переписывали, путались в бумажках, что-то забывали - это ни в сказке сказать, ни пером описать. Мы сперва терпели, потом меж собой негодовали, затем искрили в бешенстве, но вскоре поняли что монголам по-барабану, и они иначе не умеют. Это обычный процесс, делопроизводство так сказать. Надо отметить, что граница не круглосуточная, и монгольская сторона прекращает работу в 19:00, а российская в 20:00. Если бы не время бежать домой к семье и детям, наша уважаемая таможенная оформительница вообще бы не имела стимула шевелиться. А так - суета, бежим туда, сюда, бумажка в одно окошка, забрать нужно из другого, какие-то копии, пошлины, декларации... Голова кругом. Одно радует - на российской стороне позвонили "кому надо" и нас уже ждут...
Ждут, и правда ждут. Пятеро таможенников чуть ли не с кулаками нападают на нас причитая "какого черта вы под закрытие приперлись", потом говорят что мы не можем везти юрты через обычный, пассажирский терминал, так как они подозревают что они, юрты, для коммерческого использования и нам надо выезжать назад в Монголию, переоформить документы и въезжать через грузовой терминал. А впереди праздники, банки уже не работают, и заплатить пошлину безналом мы сможем только после великого праздника, Дня России, т.е... 16 июня. А дело было 11-го. Начинаем разбираться, единственное условие провоза юрт через обычную таможню - у каждого из нас должна быть земля в собственности, на которую, якобы, и везем мы эти юрты. Ни у кого из нас с собой, понятное дело, таких документов нет. Приехали...
Товар вместе с машиной ставим на СВХ (склад временного хранения), забираем монгольского водителя с собой, и отбываем врассыпную за документами. Мое свидетельство летело из Москвы через специальную службу авиакомпании S7, так как никакой DHL на праздниках не работает...

Не унываем, коротаем тихие бурятские вечера в Кяхте, катаемся встречать самолеты в Улан-Удэ на маршрутках, и вообще отлично празднуем День России и день города Кяхта. Кстати, ровно год назад в этот день вы с Казбеком стартовали в - рекордный забег Мурманск-Магадан... Кто бы знал что будет через год.

На сбор документов со всех концов страны ушло два дня. Вдохновленные скорым финалом затянувшейся эпопеи приезжаем из Улан-Удэ в Кяхту (230 км), подходим к границе, а погранцы нам говорят, что нам нужен пропуск на СВХ, а пропуск делается в Улан-Удэ... Добиваемся чтобы они связались с таможней, к нам выходит самый главный таможенник, проверяет документы и бракует одно из свидетельств. После некоторого нажима, и требования написать письменный отказ "вдруг" документ становится уже нормальным. Большой начальник говорит чтобы мы на "челноке" проехали на таможню, так как ходить пешком по территории границы нельзя.
Ловим монгола-челнока, стоим на жаре полчаса в очереди, подъезжаем к будке пограничника, протягиваем документы, он в них смотрит... и спрашивает где наши визы. Отвечаем, что нам на таможню. А он говорит что не может нас пустить без пропуска, а пропуск можно оформить в понедельник в Улан-Удэ... У меня падает маска сварщика на глаза, и я начинаю требовать мне начальника таможни и начальника погранперехода. Сперва нас пытаются вытолкать из ворот, но я запрещаю монголу-челноку отъезжать, тем самым блокирую движение через КПП, а сам начинаю снимать все объявления, таблички, бейджики, лица, при том, что съемка на границе официально законодательно запрещена (я проверял). Это дает эффект - начальство бежит на место ЧП. Главный таможенник только всплескивает руками, но по делу ничего сказать не может, а главный пограничник говорит спокойно и взвешенно, ФСБ есть ФСБ, что так мол и так, с таможней они не знакомы, никак не связаны, и он, конечно, попробует сделать запрос верховному начальству, чтобы нас пропустили, но за результат не ручается. Я ему рассказываю что нам таможня предложила проехать "на монголе", на что он заявляет что это запрещено и является нарушением государственной границы... Тут я не выдержал, и брякнул что одним полушарием - журналист, и все что происходит ляжет на страницы СМИ. Не моргнув и глазом (профи!) главный пограничник просит подождать какое-то время. А время то идет, таможня работает до 20:00! Стою под палящим солнцем без панамки. Наблюдаю как пограничники в кооперации с ГАИ вяжут молчаливого монгола-менялу, расхаживавшего меж машин с голым пузом и каске, на манер фашистской времен Великой Отечественной. На его китайском чоппере нет номеров. Пока они разбирались, другой монгол прикрутил к чопперу номер и конфликт был исчерпан.
Вымораживает до нервного тика хамское обращение погранцов с людьми, стоящими в очереди на границу... Время перевалило за 16 часов. Ко мне выходит девушка-пограничник, и говорит что начальник просил передать что в пропуске нам отказали, приходите в понедельник. Благодарю сердечно и ухожу в кафе кушать бурятские позы. Занавес.

Сидим, горюем, носы повесили. Скрипим вилками по дну тарелок, утираем слезы-сопли, допиваем чай с молоком, обсуждаем что на таможне нужно развесить такие вот аппараты, которые есть во многих монгольских гостиницах, здесь они нужней. "Доколе! Нет, доколе кровопийцы-таможенники и полицаи-пограничники в нашей Великой стране будут разлагать торговлю и дружбу российского и монгольского народов?! А? Я вас спрашиваю!"
Импровизированный митинг прервал телефонный звонок. Наши телефоны к этому моменту знали все таможенники, пограничники, администрации сел и городов, и даже руководство Бурятии, как мне кажется. А по поводу моей личности и вовсе, как потом оказалось, развернулось целое расследование под девизом "Что это за москвич у вас там?..."
Через полчаса, уже в 18 часов вечера, мы пешком (!) без всяких челноков были отконвоированы в здание таможни.

Над нами взяли шефство несколько таможенников, и буквально под диктовку мы оформили все юрты. Там же, краем глаза, я увидел такое вот извещение о размере таможенной пошлины. Как ни считал, у нас вышла совсем иная сумма, нас считали по весу. А это отдельная пытка, о которой стоит рассказать.
Грузчиков на границе нет. А груз есть. Кто будет выгружать более тонны комплектующих из грузовика для подетального (!) взвешивания и фотографирования (!!!) каждого аксессуара? А потом загружать назад в фургон? Конечно же хозяева груза. Из всей нашей команды, таскать тяжелое мог я один. К счастью, водитель-монгол, фура которого попала в заложники на СВХ, оказался парнем отзывчивым, и сам вызвался помочь, безвозмездно . Понятное дело, я не мог его потом не отблагодарить, но этот жест очень не русский. Наш бы наверняка сказал "я чо вам грузчик штоль" и ушел бы в кабину спать.
В конечном итоге, все в мыле, в 19:55, за пять минут до закрытия таможни, мы выехали на свободу. Нас к этому моменту уже знала каждая собака, а на КПП и вовсе прощались как с родными.

Пройдя всю эту пытку, я прихожу к выводу, что процесс ввоза юрт, да и вообще товаров из Монголии в Россиию похож на такую вот корягу. Несколько витиеватый. Цена же юрты выросла вдвое от закупочной.

Еще пару дней я потратил на то чтобы освоить монтаж юрт. Задачка не сложная, если знать ньюансы. А если не знать - получится криво, косо, или будет протекать и продуваться всеми ветрами. Чтобы освоить этот процесс, по-хорошему нужно собрать их не один десяток. Детали меж собой не стыкуются, все нужно подгонять по месту, подрезать или подтачивать, подвязывать и утягивать. Настоящий handemade...

И, что приятно, в отличии от беседки или гостевого домика, юрту всегда можно собрать и убрать. У нас процесс установки от А до Я занял полдня. Разбирать, понятное дело, быстрее.

Перед вами одна из собранных юрт, привезенных собственными руками и установленная в с. Турка, на берегу озера Байкал. В настоящее время собирается еще пять юрт. Таким образом, у нас теперь есть летний юрт-лагерь на Байкале, и если соберетесь в те края этим летом - не проезжайте мимо. Меня там не застанете, но теплый прием я вам обещаю. (не реклама)

Все совпадения, имена, фамилии, населенные пункты, страны, объекты и события вымышленные, не более чем научная фантастика и бред сумасшедшего увиденный во сне и тщательно записанный на бумагу. Иллюстрации к публикации заботливо отрисованы в редакторе photoshop, а все указанные даты провел на даче, ловил рыбу, катался на велосипеде и собирал слизняков с ботвы картофеля...

Юрта (гэр) – традиционное монгольское жилище. До народной революции в Монголии (1921-1924) в юртах жила основная часть населения. И сейчас юрты широко распространены, особенно среди сельских жителей. Ведь монголы всегда были скотоводами-кочевниками и остаются ими до сих пор. Многие из них живут в юртах, не относясь к какому-либо населенному пункту и не имея прописки. Однако юрты также распространены и в городах и даже в столице Улан-Баторе.


Устройство монгольской юрты

Войлочная юрта идеально подходит для кочевой жизни. Ее можно свернуть примерно за час и перевести с помощью простого транспорта на новое место. Разворачивается юрта также быстро.

Состоит юрта из деревянного остова и войлочного покрытия (иногда в два слоя), поверх которого может быть намотана ткань для защиты войлока от дождя и снега. Юрта может иметь подпорки внутри, а вся ее конструкция стягивается вокруг поясами, которые закрепляются по бокам двери.


Раньше вход делали из стеганного войлока, сейчас в основном используют двери. В зимнее холодное время к входу могут пристроить теплый деревянный тамбур. Окон в юрте нет, свет в жилище попадает через круглое отверстие в центре кровли (тоно) и через открытую дверь в летний период.

Традиционно вход в юрту обращен на юг. С помощью солнечного луча, проникающего в дверь, монголы определяли время. Сейчас за этой традицией следят мало, главное, чтобы вход был удобно расположен для семьи.


В юрте нет ничего лишнего, всё имеет строгое предназначение. Площадь юрты используют очень экономично и рационально.

В центре юрты находится печь. Благодаря круглой форме, тепло распространяется по жилищу равномерно.

Восточная часть юрты считается женской, а западная – мужской. В женской части храниться посуда и сундуки с тканью, одеждой и украшениями, а в мужской инструменты, седла и охотничий инвентарь.


Обычаи и правила поведения в монгольской юрте

  1. Нельзя заходить в юрту без приглашения хозяев
  2. Не входите в юрту тихо. Необходимо подать голос, чтобы оповестить хозяев
  3. Не принято здороваться через порог
  4. Порог юрты - это символ благосостояния семьи. На него нельзя наступать и садиться
  5. Не свистите в юрте, это сигнал, вызывающий злых духов
  6. Нельзя отдавать огонь очага в другую юрту
  7. Не входите в юрту с пустой посудой или лопатой. По монгольским приметам пустая посуда - к несчастью, а лопата – к покойнику
  8. При застолье гостям нельзя меняться местами

Самая большая монгольская юрта в мире

Самая большая юрта, построенная по монгольским технологиям, находится в туристическом комплексе «Ставка Чингисхана». Владеют этим комплексом прямые потомки великого завоевателя.

Еще в начале двадцатого века путешественники называли Монголию «страной войлочных юрт». В то время на ее территории из капитальных строений встречались только культовые сооружения – храмы и монастыри. Все население страны вело кочевой образ жизни, перемещаясь по просторам степей и склонам гор. Стоит признать, что подавляющее большинство сельского населения и в наши дни каменным домам предпочитает проверенные временем монгольские юрты.

Строение кочевого жилья

Юрты идеально приспособлены для кочевого образа жизни. Легкая конструкция быстро устанавливается и легко сворачивается. На новом месте дом вырастает примерно за час. Для этого необходимо собрать воедино основные элементы конструкции:

  1. деревянный каркас . Его решетчатая конструкция идеально приспособлена для быстрого монтажа и демонтажа. Складные секции принято называть «ханы». Их количество определяет размеры временного жилья. Стандартная юрта собирается из 4-6 ханов;
  2. уни – деревянные жерди, из которых собирается наклонная кровля. Один конец деревянного элемента заострен и упирается в тоно (центральный круг кровли). К другому окончанию привязана небольшая петелька, которая упрощает крепление жерди к основанию. Так обеспечивается надежное сцепление отдельных элементов и равномерное распределение веса войлока;
  3. центральные опоры. Их может быть несколько. Устанавливаются очень редко в качестве подпорки под тоно с целью повышения прочности конструкции;
  4. вход закрывался стеганым войлоком. Дополнительно он, как и отверстие в вершине юрты, служил для вентиляции помещения и доступа света.

Внутреннее убранство полностью зависело от достатка семьи и назначения самой юрты. Стоит отметить, что у монголов кроме чисто кочевых вариантов жилья есть гостевые юрты. Естественно, что последние выглядят намного богаче и убраны наилучшими коврами.

Разделение монгольской юрты

Левая от входа половина считалась мужской. Она также использовалась для содержания новорожденного молодняка. Это объясняется тем, что уход за приплодом всегда возлагался на главу семьи. Считалось, что мужчины наилучше готовят кумыс. Это еще одна причина, по которой молодняк размещался на мужской половине.
Традиционно здесь хранилась сбруя, оружие, ящик с инструментами. Сундук с походными принадлежностями находился в изголовье кровати, которая устанавливается вдоль стены юрты. Музыкальные инструменты и борцовские трофеи висели над кроватью на фоне вышитого ковра. Огнестрельное оружие, порох и патроны закрывались в сундуке, который устанавливался под кроватью или использовался в качестве подставки под другие предметы интерьера.
Правая от входа часть юрты используется под женскую половину. Центральное место в ней отводится сундуку, в котором хранятся украшения, шелка, праздничные одежды и принадлежности для рукоделия. Он устанавливается возле кровати у изголовья, что подчеркивает его важность.

«Часовой механизм» юрты

Юрта всегда устанавливается входом на юг. Строгое расположение помогает кочевым народам ориентироваться во времени. Внутрь жилья солнечный лучик попадал через отверстие на вершине конструкции. Проходя по стенкам жилища, он пересекает вертикальные жерди, которые служат временными ориентирами.


Независимо от количества ханов функция солнечных часов выполняется только четырьмя боковыми стенками. Каждая из них имеет строго 14 точек соединения с жердями наклонной кровли. Если учитывать еще 4 уни, которые отходят от дверного проема, то всего получается 60 точек отсчета (4*14+4). Это число имеет для монголов особое, сакральное значение.
День принято разделять на восемь периодов по два часа. Каждый промежуток имеет свое имя и назначение. Разделение можно описать так:

  1. 4-6 часов утра. Время тигра. Посвящается утренней дойке;
  2. 6-8. Час зайца. Домашний скот выгоняется на пастбище;
  3. 8-10. Час дракона. Кипятится молоко и убирается дом;
  4. 10-12. Час змеи. В это время готовится домашний сыр, и сушатся пенки;
  5. 12-14. Час лошади. Обеденная дойка овец;
  6. 14-16. Час овцы. Посвящается этот период разным делам по дому;
  7. 16-18. Час обезьяны. Домашний скот пригоняется с пастбища в стойло;
  8. 18-20. Час курицы. Вечерняя дойка скота.

Начало отсчета времени стартует с мужской половины и заканчивается в женской.

Табу для посетителей

В самом центре монгольской юрты под отверстием для выхода дыма разводится очаг. Мебель устанавливается полукругом под стенками юрты. Основной сундук занимает место напротив входа в северной части жилища. На нем устанавливают статуэтки святых, жертовные чашечки, молитовники и другие религиозные принадлежности.


Северная половина является почетным местом и используются для приема уважаемых гостей. Нельзя туда заходить без приглашения хозяина. До сегодняшних дней сохранились древние правила хорошего тона посетителей. Согласно им не рекомендуется:

  1. входить в юрту без приглашения. Принято считать, что тихо вошедший гость имеет дурные намерения по отношению к семье владельца юрты или его имущества;
  2. обмениваться приветствиями через порог. Считается, что так можно лишить жилище благосостояния;
  3. наступать на порог. Это неуважение к членам семьи. Был период, когда в такой способ члены разных кланов объявляли друг другу войну;
  4. вносить внутрь жилья оружие и поклажу. В знак добрых намерений их нужно оставить снаружи. Категорически неприемлемо вносить в юрту пустую посуду или землеройное орудие. В первом случае считается, что дом лишится счастья, а второй предвещает покойника;
  5. в жилище запрещено свистеть. Этот сигнал, по мнению монголов, привлекает злых духов;
  6. из юрты запрещается выносить и дарить молоко, огонь костра или острые предметы. Каждый путник или гость должен это учитывать, обращаясь с просьбой к хозяину.

Монголы недоверчиво относятся к посторонним людям, однако всегда соблюдают правила гостеприимства и никак не выражают своих эмоций, чтобы не обидеть человека. А если прохожий выражает уважение к хозяевам и соблюдает правила этикета этого народа, то он станет желанным гостем в монгольской юрте.

Гэр представляет собой переносное жилище круглой формы, которое использовалось с тех пор, как предки монголов научились делать войлок в бронзовом веке более трех тысяч лет назад. В китайской летописи, датированной 629 годом до н.э., написано, что монгольские племена до хуннского периода жили в таких круглых жилищах.

В степях Центральной Азии с экстремальным резкоконтинентальным климатом, где летом жара достигает более 30 градусов по Цельсию, а в морозную зиму опускается до более чем -30 градусов, юрта идеально подходит для жизни кочевых скотоводов, которые каждый год переезжают в разные кемпинги в поисках лучшего пастбища.

Гэр легко переносится, собирается и разбирается, летом сохраняет прохладу, а зимой хорошо удерживает тепло, поэтому считается самым естественным жильем на земле.

Следует отметить, что монгольский Гэр зарегистрирован ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) как объект мирового культурного наследия человечества.

Благодаря своим уникальным характеристикам, гэр по-прежнему используется в настоящее время не только традиционными кочевниками в обширной сельской местности Монголии, но и жителями Улан-Батора и других городов.

Так в чем же секрет такой долговечности и стойкости монгольского гэра, возникшего в эпоху бронзы? Можно сказать, что секрет заключается в его следующих уникальных особенностях.

Простота дизайна и мобильност ь

Конструкция и структура гэра очень просты и состоят из нескольких частей, таких как деревянные тонкие палки (унь), стены (хана-решетки, соединенные вместе), две колонны-столбы (багана), пол (шал), дверь (хаалга) и круглая корона сверху (Тооно), войлочные крышки (дээвэр, туурга) и длинные канаты из шерсти (бүслүүр).

Стенки решетки могут быть сложенными до небольших размеров, их можно легко переносить руками. То же самое можно сказать о соединении частей пола.

Несмотря на то, что юрта выглядит довольно маленькой и имеет только одну комнату, наиболее распространенный современный гэр с пятью складными стенами просторнее и имеет площадь почти 32 квадратных метра с диаметром 6,2 метра.

Два человека могут собрать или разобрать такой гэр в течение часа. Весь гэр весит около 250 килограммов и может перевозиться на двух верблюдах или на тележке.

Российский этнограф и географ, директор Музея кочевых культур в Москве Константин Куксин полагает, что по сравнению с юртами тюркских народов Центральной Азии, монгольские гэры более просты и совершенны в технике и гораздо более устойчивы к плохой погоде.

В монгольском гэре нет окон, а свет проходит через корону (Тооно) в центре потолка. Но поскольку корона-тооно и все 88 палок-унь окрашены в красный цвет, внутри гэр светло. Кроме того, для того, чтобы свет распределялся равномерно и не слишком ярко, палки на стыке с короной-тооно окрашиваются спокойным зеленым тоном.

Стабильность и безопасность

В Центральной и Восточной Азии ветер преобладает на севере и северо-западе. Поэтому дверь монгольского гэра всегда смотрит на юг, то есть на подветренную сторону.

Благодаря низким стенам и обтекаемой круглой аэродинамической форме, гэр может противостоять свирепым штормовым ветрам, которые нередки в степях Монголии.

И так как войлок является быстросохнущим материалом, во время дождливой или снежной погоды внутри гэр сухо и комфортно.

Кроме того, гэр из-за его несплошной структуры может выдержать сильное землетрясение. Даже если он рухнет, из-за легкой крыши не будет большого урона, и гэр можно быстро собрать снова.

Воздухообмен, нагрев и охлаждение

Еще одна уникальность монгольского гэра - это циркуляция воздуха в нем, которая позволяет постоянно удерживать свежий воздух.

Богатый кислородом свежий воздух всегда тяжелее используемого воздуха с двуокисью углерода. Поэтому свежий воздух, поступающий через дверь, полностью выталкивает плохой воздух через корону (тооно) на самой верхней части потолка. И так как гэр имеет круглую форму без углов, нет никакого накопления использованного воздуха с плохой энергией.

В гэр потери тепла значительно меньше, чем в прямоугольных домах. Кроме того, очаг расположен в самом центре, что позволяет равномерно распределять тепло. Особую роль в сохранении прохлады летом и тепла зимой играет фетровая крышка гэр.

Войлок из овечьей шерсти - это «умный» материал, который может приспособиться к изменениям погоды. В жаркую погоду микросферические микроны расширяются, что позволяет воздуху проникать внутрь, тем самым охлаждая его. И когда становится холодно, микроны наоборот сжимаются и сохраняют в гэре больше тепла.

Экологичность и здравоохранение

Монголы, которые уважают мать-землю, всегда жили в гармонии с природой и не наносили вреда окружающей среде. И даже их жилище - гэр не нарушают экологический баланс.

Поскольку монголы перемещались несколько раз в год из одного места в другое, земля, где они клали гэр раньше, быстро восстанавливалась. Перед переездом монголы обязательно очищали место, где они находились, и не оставляли мусора после себя.

Говорят, что монголы - энергичные люди. Возможно, одна из причин заключается в том, что они берут энергию непосредственно с неба и земли даже в своих гэрах,в которых раньше не было пола.

С древних времен монголы использовали сухой навоз крупного рогатого скота в качестве топлива для очага. Оказывается, что в сухом навозе накапливается серебро (химический элемент Ag), который обладает свойством интоксикации и нейтрализации различных ядовитых веществ.

Как упоминалось ранее, дверь монгольского гэра всегда смотрит на юг. Монголы спят ногами к двери, то есть головой к северу. Для Центральной Азии север - это сторона, где лежит геомагнитный центр.

В последнее время считается, что, поскольку человек, живущий в монгольском гэре, спит головой к геомагнитному центру, он не подвергается сердечно-сосудистым заболеваниям.

Гэр как уникальные солнечные часы

У предков монголов с древних времен был свой календарь и часы дня, основанные на их глубоком знании астрономии, накопленные в результате наблюдений за движением Солнца и других небесных тел. Монголы использовали лунный календарь с 12-летним циклом, а время суток делилось на 12 часов.

Пропорции и соотношение гэра воссоздают модель солнечных часов. Точное время суток определялось в том месте, где солнечный луч упал в гэр. Внутреннее планирование гэра условно разделено на 12 частей в соответствии с 12-летним календарным циклом.

Первый солнечный луч падает через корону-тооно на западную (правой) сторону двери в час зайца (05.40 - 07.40), и последний - на восточную (левой) сторону двери в час курицы (17.40 - 19.40).

Если час зайца считается временем, чтобы привести скот к пастбищу, то час петуха - это время вечернего доения.

Возможно, в мире нет другой национальности, кроме монголов, чьи жилища сами служат часами.

Жилищем тюркских и монгольских кочевников с древних веков служит юрта. Из чего сделана она? Путешественники называли Монголию «страной войлочных юрт». Вот вам и ответ на вопрос. Но конечно же, пережив десятки веков, это переносное жилище имеет ряд особенностей и приспособлений, помогающих быстро собрать и разобрать ее. Поэтому однозначный ответ здесь будет неуместным. Давайте попробуем разобраться, из чего сделана юрта - дом монгольских и тюркских кочевников.

Жилище скотоводов кочевников

До средины ХХ века в Монголии у населения практически не было постоянных домов, исключение составляли религиозные сооружения, то есть храмы, монастыри и другие. Жители страны для проживания использовали переносные монгольские юрты, которые устанавливали на новых пастбищах для скота. К слову сказать, юрты использовались не только в Монголии, но и в Казахстане, Киргизии, Туркмении, Туве и Бурятии.

Для кочевых народов более удобного и комфортного жилища не найти. Теплая, она убережет от морозов, холодных степных ветров. Защитит от знойного южного солнца. Юрта устроена таким образом, что ее довольно просто разобрать, погрузить на верблюдов или конную повозку, чтобы перевезти в другое место. В настоящее время им на замену приходят автомобили.

История появления юрты

Время появления юрты принято относить к бронзовому веку, XII-IX векам до н. э. Это подтвердить могут статуэтки, найденные в захоронениях I тысячелетия н. э. В арабских, среднеазиатских, китайских миниатюрах можно увидеть изображения навьюченных верблюдов, перевозящих детали юрты. С течением веков юрты не претерпели какие-либо изменения. Они остались практически неизменными.

Различия между монгольскими и тюркскими юртами

Принцип устройства юрты (жилища многих азиатских народностей) идентичен, но у каждого народа есть свои особенности и отличия. Они происходят в основном из-за природных условий. Например, казахские юрты ниже, чем киргизские. Это объясняется тем, что в Казахстане очень часты более сильные степные ветра, чем в горной Киргизии. Юрты монголов, бурятов и тувинцев еще ниже. Это можно объяснить строением потолка. Туркменские и татарские юрты имеют деревянные двери, а казахские и монгольские - полог из простеганного войлока.

Юрты может строить не каждый. В Монголии это делают специальные мастера, которые передают свое ремесло из поколения в поколение. Монгольские юрты признаны самыми удобными и «технологичными». Каркас для них изготавливается из тоненьких жердочек, которые специальным способом вытачиваются из лиственницы. В настоящее время процесс изготовления автоматизирован. Юрты киргизов изготавливают из молодых ивовых прутьев, поэтому они получаются воздушными и высокими. Их делают вручную, и стоят они намного дороже.

Из чего сделана юрта?

Жилище кочевых народов полностью соответствует их образу жизни. Она практична, быстро разбирается и собирается. Детали для ее устройства легкие, что делает удобной перевозку. Войлок не пропускает дождь, он довольно прочный,а самое главное - он обладает высокими тепловыми качествами, что делает жилище теплым. Для перевозки достаточно двух верблюдов, один из которых перевозит каркас, а другой - войлок, его покрывающий.

В крыше юрты делается отверстие, через которое она освящается днем. Оно также служит для устройства очага. Основные части юрты изготовлены из дерева. Покрытие делают из валяной овечьей или верблюжьей шерсти.

Основные части

В описании юрты можно заметить, что в монгольской и тюркской практически одинаковые основные части каркаса, к ним относятся:

  1. Складные стенки, которые представляют собой решетки и называются кереге (канат).
  2. Жерди для купола. Один их конец заострен, а на другом имеется небольшая петелька - уук (уык).
  3. Круг для отверстия, куда вставляются жерди - тюндюк (шанырак).
  4. Входная дверца - ергенек.
  5. Войлочное покрытие - кошма.

Несмотря на то что юрте уже не одна сотня лет, она и поныне используется жителями Монголии, Казахстана, Киргизии, Бурятии и Тувы. При этом многие городские жители, имея в городе квартиры, пользуются юртами. Из чего сделан вывод, что и в наше время эти жилища не утратили своей актуальности. Для перевозки ее в настоящее время используются автомобили.

Особенности юрты

Кроме того что юрта защищала своих жителей от мороза и зноя, у нее были свои особенности. Через верхнее решетчатое отверстие (тундюк / шанырак) выходил дым от очага, не попадая в помещение. После того как наступала ночь, отверстие затягивалось при помощи аркана, а с наступлением дня применялось для освещения юрты.

Чтобы проветрить юрту в жаркий летний день, достаточно поднять боковые войлочные полотна, покрывающие решетчатые стенки, свежий воздух поступит в помещение. Фома юрты обтекаемая. Именно такая форма позволяет выдержать большие ветровые нагрузки.

Расположение юрты

Монгольская юрта всегда ставится входом на юг. Это правило. Если рассмотреть фото юрты, то можно увидеть, что напротив входа (с северной стороны) располагалось изображение божества, которому поклоняются хозяева. Сюда сажали самых почетных гостей. В центре юрты располагается очаг. Условно вся площадь помещения разделена на две части. Восточная часть - женская половина, а западная - мужская, где рядом с дверью находится постель старших хозяев и все самое ценное: седла, упряжь, оружие.

С другой стороны от двери находится посудный шкаф и символ достатка семьи - взбивалка для кумыса. Как мы видим на фото юрты, внутри все деревянные конструкции, стойки, решетки окрашиваются в яркие тона. Чаще всего в красный или оранжевый. Пол юрты покрывается войлоком, который нередко расписывается ярким орнаментом.

Юрта - часы

Все внутреннее помещение условно делится на 8 частей. Это делается неспроста. Мы говорили о том, что юрта ориентирована на юг. Тут дело в том, что свет, проходя через отверстие в потолке, падает на один из секторов, позволяя хозяевам определить время. Это своего рода часы, только вместо циферблата выступают части юрты. Они носят весьма своеобразные названия.

Время, когда необходимо было доить животных, носило название «тигр» и равнялось 4 часам. Время, когда нужно было выгонять скот на пастбище, называлось «часом зайца» и равнялось 6 часам. В восемь часов наступает «час дракона», когда кипятят молоко. В 10 часов (название: «час змеи») делали сыр. В «час лошади», в 12 часов, нужно провести дойку. В 14 часов, в «час овцы», занимались домашними делами. В 16 часов, «час обезьяны», скот возвращался с пастбищ. 18 часов, «час курицы» - пора последней за день дойки.

Обычаи, связанные с посещением юрты

С давних пор сохранилось множество традиций и обычаев, связанных с посещением монгольских юрт, несоблюдение которых может быть расценено хозяевами как знак неуважения к ним. Например, если вы увидели в степи юрту, то не рекомендуется:

  1. Входить внутрь юрты без разрешения хозяина.
  2. Не подъезжать близко к юрте на автомобиле. Нужно остановить машину недалеко от строения и позвать хозяев, попросить их, чтобы они убрали собак.
  3. Не здороваться с хозяевами через порог. Приветствовать их необходимо внутри юрты.
  4. Нельзя наступать на порог юрты. Нужно сначала просунуть голову, позвать хозяев, а потом переступать через порог.
  5. При входе в тюркскую юрту необходимо разуваться.

Чтобы вас не заподозрили в дурных намерениях, категорически запрещается:

  1. Тихо заходить в юрту. Перед этим нужно позвать хозяев.
  2. Не вносить с собой пустую посуду, лопаты, мотыги, все приспособления, которыми обрабатывают землю.
  3. В монгольскую юрту нужно заходить с пустыми руками, всякую ношу оставить на улице.
  4. Монголы никогда не отдают из очага огонь или молоко. По поверьям, когда отдаешь эти вещи, то из дома уходит счастье.
  5. Нельзя свистеть. Свист сзывает злых духов.
  6. Нельзя заносить огонь из другой юрты.

Эти поверья и обычаи пришли из древности, поэтому необходимо уважать и чтить их.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.