«Характеристика образа Сергея. Образ Анны Снегиной в поэме Есенина «Анна Снегина Характеристика главных героев анна снегина

» автобиографична, в ее основе лежат воспоминания о чистой и светлой юношеской любви. Правда, личные переживания героя изображаются на фоне политической ситуации в стране.

Главный персонаж произведения – поэт, в котором мы легко узнаем самого Сергея Есенина. А вот прообраз Анны – Лидия Ивановна Кашина. На самом деле во время революции она не покинула Россию. Передав свое имение крестьянам, жила в усадьбе на Оке. Там ее навещал Есенин. Спустя год, в 1918 году Лидия Кашина переехала в Москву, работала машинисткой. Сергей Александрович встречался с ней и здесь. Но художественный образ и не должен повторять всех деталей прототипа, обычно он значительно шире, ярче и богаче. Он не закован в рамки одного биографического факта.

Итак, название поэмы напрямую указывает на то, что в центре произведения стоит образ Анны. Имя это поэтично и содержит в себе много смыслов-символов. Фамилия Снегина сразу вызывает ассоциации с чистотой белого снега, с расцветающей весной белоснежной черемухой. Все приходящие на ум образы навевают грусть ушедшей безвозвратно юности.

Анна - дочь помещицы. Старшая Снегина произносит в поэме лишь несколько отрывистых фраз. Они выдают в ней бедную на чувства и эмоции женщину, которую отличают также самообладание, трезвость и холодность ума.

Анна вышла замуж за белогвардейца и стала важной светской дамой. И выглядит она подобающе новому статусу: богатое белое платье, шаль, перчатки. И движения женщины изящны и красивы.

Но социальные позиции Анны и возлюбленного юности различны. Революция ставит выбор перед поэтом, и он предпочитает крестьян, а не Снегиных.

Героиня видится читателю в двух исторических пластах – далеком романтическом прошлом и суровом революционном настоящем, которое безвозвратно меняет ее судьбу. Овдовев, лишившись состояния, ей не остается ничего иного, как покинуть Россию. К слову сказать, это трагедия коснулась в то время многих русских людей. К крестьянам, благодаря которым она испытывает такое бедственное положение, Анна не чувствует ненависти. Не озлобляется и в эмиграции, даже скорее, наоборот, со светлой грустью вспоминает давно прошедшие на родине дни юности.

Драматизм судьбы главной героини никоим образом не влияет на восприятие ее образа, от этого персонажа веет человечностью и искренней добротой. Чего не скажешь о поэте, который постоянно подчеркивает тот факт, что его душа уже больше не способна воспринимать чувства и прекрасные порывы. И даже читая письмо Анны из Лондона, он остается равнодушным и холодным, даже несколько циничным. Его раздражает сам факт этого, как ему кажется, абсолютно беспричинного письма.

Но все же светлым финальным пятном выделяются воспоминания о юности. Что бы ни случилось, как далеко бы ни были герои, какие бы события им не пришлось пережить, жива память, ее нельзя искоренить. И она будет греть сердце до конца дней, напоминая все чистое и прекрасное, что было в жизни.

гС.А.Есенин

Поэма «Анна Снегина» (1925)

«Анна Снегина» - это поэма о переплетении истории и человеческих судеб, о временном и вечном, о вражде и любви. Однако название поэмы утверждает: жизнь в человеке значительнее, чем жизнь вне человека, всё основное сосредоточено в Анне Снегиной и в тех отношениях, которые связывают с ней поэта. Исторические события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Разговоры с мельником, охота, радость возвращения на родину, встреча с былой любовью – это и более важно, и более значимо, чем разговор о Ленине, митингующие мужики, желание Прона «всех р-раз и квас!»

Россия во времена социальных потрясений. Образ времени – один из центральных в поэме, события охватывают несколько лет: первая мировая война – Февральская революция 1917 года – октябрьский переворот 1917 года – гражданская война - 1923 год, утверждение в России новой эпохи. «Суровые, грозные годы» отразились на частных судьбах всех героев поэмы. С первых строк чувствуется, что покачнулось что-то в устоявшемся крестьянском укладе жизни, что-то надломилось. В мир врывается насилие, оттого и все несчастья («то падёж, то пожар»), оттого и нет мира ни в отношениях людей, ни в их душах:

У нас здесь теперь неспокойно,

Испариной всё зацвело.

Сплошные мужицкие войны –

Дерутся селом на село…

Посыпались все напасти

На наш неразумный народ.

Добро и зло уже неразличимы. Что всегда считалось смертным грехом – убийство, воровство – теперь ненаказуемо, нет внутреннего запрета насилию: Прон Оглоблин, убийца старшины, не только не предан анафеме, но и верховодит мужиками.

Анна Снегина. Само имя героини звучит поэтично и многозначно. Снегина – символ чистоты первого снега, цветение белой, как снег, черёмухи, белое платье той девушки из юности поэта. Тема Анны Снегиной в поэме – тема драматической судьбы человека, лишенного родины, любимого человека, всего, что было дорого. То, что Анна Снегина оказалась вдали от Советской России, - это печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени. В новой России для Анны не оказалось места. Остались лишь воспоминания, то, что никто не в силах отнять, - воспоминания о родине, весне, молодости, любви.

Поэт. Поэт - главный герой поэмы, автобиографический образ, во многом тождественный самому автору. Поэт не принимает в революционном переустройстве деревни непосредственного участия, скорее, наблюдает со стороны, лишь поневоле становясь иногда участником (когда Прон везёт его к Снегиным просить землю). Поэт утверждается не столько участием , сколько именно неучастием – неучастием в войне, в революции, то есть неучастием в насилии. Однако это не означает, что он замыкается на себе, отгораживается от мира - все происходящее вызывает сильный отклик в его духовном мире: чувство упоения жизнью, радость возвращения на родину тут же сменяются горькими размышлениями о бессмысленности и жестокости войны, абсурдности убийства человека человеком:

Как прекрасна

И на ней человек.

И сколько с войны несчастных

Уродов теперь и калек.

Простые человеческие ценности: родина, природа, любовь – для поэта важнее всего.

Прон Оглоблин . Время раскололо целостный мир деревни, разметало людей. В одном лагере оказались Анна и поэт, в другом – Прон и его брат Лабутя. Впервые мы узнаем о Проне из рассказа жены мельника:

Булдыжник, драчун, грубиян.

Он вечно на всех озлоблен,

С утра по неделям пьян.

Таких теперь тысячи стало

Творить на свободе гнусь.

Прон спьяну «в печёнки и в душу костит обнищалый народ», быстро усваивает принцип новой власти – отобрать и разделить, досадует: «Крестьян еще нужно варить», когда те не сразу понимают простоты захвата, простоты силы. Новая власть близка и понятна Прону, потому что она дает свободу «всех р-раз и квас!»

Прон – один из тех, кто делал революцию. В нем воплотилось разинско-пугачевское начало, направленное прежде всего на захват, насилие, не случайно сама фамилия Прона связывается рифмой со словом «озлоблен». Подобные Прону никогда не различали, где правый, где виноватый («В захвате всегда есть скорость, даёшь – а разберём потом»). Прон вызывает сочувствие лишь тогда, когда читатель узнает о его гибели от рук деникинцев во время гражданской войны. Как и многие люди революции, он гибнет в пучине того насилия, которое разжигал сам.

Лабутя. В отличие от Прона, личности сильной и яркой, его брат Лабутя – «хвальбишка и дьявольский трус». Это единственное его определение. Лабутя из тех, кто живет, «не мозоля рук», кто всегда был неуважаемым среди крестьян. Революция подняла прежде всего таких вот «лабуть»: теперь они в Совете, теперь они первыми едут описывать барские дома, а при первой же опасности – думают лишь о себе, всегда находя поблизости «солому», куда можно спрятаться.

Мельник. Есть в поэме герой, чья жизнь построена на прежних, веками выработанных нормах нравственности, - мельник. Всё меняется – лишь мельник и его жизнь неизменны, словно нет войн и революций, нет насилия и разъединяющей вражды. В эпоху разлома и разъединения мельник своей добротой и милосердием соединяет людей. Для него нет «наших» и «ненаших», когда у Снегиных обобрали дом, мельник «хозяек привёз к себе». Он помогает тому, кому помощь нужна, независимо от «классовой принадлежности». И если что-то находит поэт неизменным – то это прежде всего душевная распахнутость, искренняя радость, доброта и хлебосольство мельника. Мельник в поэме становится воплощением самой России, того вечного, коренного в ней, которое не подвержено никаким внешним переменам. Таким образом, Есенин в поэме высказывает концепцию жизни – свой взгляд на мир, на события, на то, что сметается временем, а что остается неизменным и вечным.

«Анна Онегина» - лирико-эпическая поэма С. Есенина. Она была начата поэтом в ноябре 1924 года, а завершена в январе 1925-го. Эту поэму можно назвать поэмой- воспоминанием. Нет, не детства - юности. Они живы в памяти, те «суровые, грозные годы». Деревня накануне революции - растревоженная, бурлящая. Горящие взгляды мужиков: «Настает наше времечко!» И тут же - голубая дорожка, запах жасмина, белая накидка, мелькнувшая за палисадником: «Припомнил я девушку в белом».
В «Анне Снегиной» изображены события и показаны судьбы героев, относящиеся к 1917-1923 годам, раскрыты настроения крестьян, их отношение к буржуазной революции, Временному правительству, Октябрьской революции.
В поэме деревня уже не представляется поэту как раньше единым сообществом тружеников, он видит в ней богатых и бедных, угнетателей и угнетенных. Как предвестие развернувшихся в стране событий, звучат начальные строфы поэмы, в которых раскрыто вопиющее социальное неравенство крестьян двух деревень - Радово и Криуши. В Радове жизнь хорошая:
Богаты, мы лесом и водью,
Есть пастбища, есть поля.
И по всему угодью
Рассажены тополя.

Мы в важные очень не лезем,
Но все же нам счастье дано...
В Криушах - нужда, бедность, голод:
Житье у них было плохое -
Почти вся деревня вскачь
Пахала одной сохою
На паре заезженных кляч.

Каких уж тут ждать обилий, -
Была бы душа жива...
Развертывая сюжетную линию поэмы, С. Есенин создает образ деревенского вожака - Прона Оглоблина, воплотившего в себе вековой гнев народа против притеснителей и мироедов, своего рода Пугачева.
Поэту близки раздумья земляков, деятельность Прона Оглоблина, в которой он видит единственный путь устранения исторической несправедливости, утвердившихся в деревне порядков. Вместе с земляками поэт приветствует Октябрьскую революцию.
Мельник предстает перед нами как эдакий кряжистый, еще в силе старик. Обнимет - «заревет как медведь». Умеет ладить и с помещицами, и с крестьянами. Расторопен - не по годам - в делах: и гостя обслужит, позаботится о помещицах, оставшихся без земли и усадьбы, не поленится письмо послать давнишнему другу в Питер...
В радости - подвижен, суетлив.
В поэме мы не видим нерасчлененной крестьянской массы, нет идеализации пахаря. Есенин увидел жадность возницы, готового обобрать гостя за пустячную услугу, оттенил гостеприимство и добродушие мельника, подчеркнул трусость и бахвальство брата Прона Оглоблина, Лабути. Но выделяя недостатки земляков, их грубость, невежество, бескультурье, мы видим, что в центр своего повествования поэт ставит пафос революционных настроений крестьян, справедливость их борьбы. Именно революционные события определили судьбы всех героев поэмы: Прона Оглоблина, Онегиных, Лабути, мельника и самого по- эта. Тз.кжб в свете революционных событий развивается и получает завершение другая линия сюжета: история любви лирического героя к Анне Снегиной. Само заглавие поэмы не случайно. Оно ассоциируется у Есенина с метельной черемухой, с девушкой в белом, память о которой он сохранил с ранних юношеских лет, с ее нежной холодностью в отношении к нему.
Прообразом Анны Снегиной является помещица Кашина, в которую в юности Есенин был влюблен.
Юношеская любовь поэта к этой девушке была довольно глубокой, и несомненно любовь к ней сыграла большую роль в создании поэмы.
Анна - дочь помещицы, ставшая женою белогвардейца. Мать Анны - старая помещица - произносит в произведении еще несколько слов. За ними - самообладание, трезвость, сухость, жесткость.
Рыдай - не рыдай, - не помога...
Теперь он холодный труп... -
«утешает» она дочь, долучившую весть о гибели мужа.
При встрече с Сергеем Анна говорит:
Давненько я вас не видала,
Теперь из ребяческих лет
Я важная дама стала,
А вы - знаменитый поэт...
Она и в самом деле внешне выглядит светской дамой. Белое платье, шаль, перчатки. Движенья изящны: «лебедя выгнув рукой», «тело ее тугое немного качнулось назад».
Но ее социальные интересы разошлись с интересами поэта. И когда революция поставила С. Есенина между Снегиными и крестьянами, он предпочел пойти с последними: криушане ему были намного ближе.
Язык поэмы конкретен, выразителен, богат красками, историчен. Он впитал в себя и опыт классического творчества, и опыт речевого общения крестьян. Наиболее отчетливо особенности поэтической речи поэмы заметны в изображении картин природы, монологах и диалогах персонажей.
В создании картин природы в этом произведении Есенин достиг необычайной лаконичности, простоты и яркости. Природа поистине прекрасна, политая потом и кровью родная земля и «равнинная тихая звень», деревенская даль под золотою порошею луны. Природа живая, трепещущая. В первоначальной свежести, с неповторимыми звуками, красками, запахами. Ее дыхание чувствуется во всей атмосфере поэмы. Есенину чуждо бездумное умиление пейзажем, через него поэт как бы ощущает - каждый раз заново - свою связь с миром. Все безобразное чуждо гармонии природы, оскорбляет ее и потому не может не быть отвергнутым.
Поэт говорит о красоте родной земли, ее вечно обновляющейся природе, прекрасной, целомудренной, в чистом сердце рожденной любви, красоте человека, который борется за счастье людей, за свободу.
По свидетельству С.А. Толстой-Есениной, поэма «Анна Снегина» имела большой успех у небольшого числа читателей, а литературной средой и критикой поэма была встречена равнодушно и даже отрицательно. На С. Есенина это произвело тяжелое впечатление.

Сколько существует гениальных, поучительных и невероятно интересных произведений, вышедших из-под пера знаменитых русских писателей и поэтов. Многие зарубежные граждане восторгаются ими и читают, как принято говорить, взахлеб. А вот русские люди изучают их в большинстве своем еще в школе, забывая со временем и главных героев, и сюжет, и важную мысль классической литературы.

В этой статье нам хотелось бы вспомнить Сергея Александровича Есенина. В частности, его автобиографическую поэму, которую он назвал «Анна Снегина». Повествует она о юношеской влюбленности известного поэта и его родном селе в эпоху Октябрьской революции. Также в ней можно проследить и отношение самого Сергея Александровича к событиям того времени и их последствиям.

Крылатое выражение гласит: «Человек без прошлого - как дерево без корней». Именно поэтому игнорировать свою историю нельзя ни в коем случае. Ведь человек, отказавшийся от своего прошлого, рискует тем, что потеряет себя. Вот почему так важно непрерывно стремиться в глубину веков, впитывая в себя новые потоки информации.

Однако большинство учебников истории написаны сухим языком, поэтому далеко не каждый человек решится изучить их на досуге. Зато читать литературные произведения — одно удовольствие. И окинув хотя бы беглым взглядом краткое содержание и анализ произведения Сергея Есенина «Анна Снегина», в этом можно будет убедиться.

Ранние годы будущего поэта

Большинство современных школьников знают Сергея Александровича Есенина лишь благодаря тому, что он писал в свое время стихи с нецензурными словами. Вот только классиком русской литературы его считают совсем за иные заслуги. Но за какие же? Ответить на этот вопрос смогут единицы.

Родился знаменитый поэт третьего октября 1895 года. Семья его жила, как принято говорить в настоящее время, за чертой бедности. Положение Есениных улучшилось лишь тогда, когда они переехали в Москву, и глава семьи занял должность приказчика. Однако счастья это не принесло. Маленького Сережу взяли на попечение трое дядей, которые воспитывали его в весьма своеобразной манере. Что не могло не сказаться на формировании личности будущего поэта. Мать, не выдержав постоянных задержек мужа на работе, вернулась в село Константиново под Рязанью, где они проживали ранее. И попыталась устроить свою жизнь с другим мужчиной. Так у Сергея Александровича появился брат Саша. Но потом женщина вновь вернулась к мужу.

Образование будущий русский классик получил в Константиновской земской школе в его родном селе, о котором он расскажет в поэме «Анна Снегина». Есенин в школьные годы заслужил репутацию второгодника с отвратительным поведением. Но потом перешел в церковно-приходское образовательное учреждение и вроде бы исправился. Дальше будущий поэт учился в земском училище и учительской школе, где у него впервые проснулась тяга к написанию стихотворений и поэм.

Первый поэтический опыт Есенина

Как нам известно, учителя из Сергея Александровича не получилось. Он вообще очень долго определялся с местом работы, безуспешно пытаясь найти себя. Когда Есенин работал корректором, познакомился с поэтами, а после стал вольным слушателем Московского городского университета.

Первым опубликованным произведением Сергея Есенина было стихотворение «Береза». Начинается оно следующими словами: «Белая береза под моим окном...» Произошло это знаменательное для поэта событие в 1914 году. Примерно за одиннадцать лет до того, как изучаемая поэма Есенина «Анна Снегина» была написана. В дальнейшем мировоззрение, взгляды, характер, а соответственно и художественный стиль поэта значительно изменялись. И это легко прослеживается в его творчестве даже на примере указанных выше произведений.

Личная жизнь Есенина также заслуживает внимания. Ведь он был в официальном браке с тремя женщинами и имел четверых детей. Но больше всего запечатлелись в памяти современников его романтические отношения с известной американской танцовщицей Айседорой Дункан. Она была значительно его старше, но паре это абсолютно не мешало.

Внезапная кончина великого русского классика

У Есенина была непреодолимая тяга к спиртному. И об этом знали не только его близкие, но и обыватели. Сергей Александрович ничуть не стыдился и не смущался своего поведения и частенько появлялся на публике в непотребном виде. В 1925 году он даже был отправлен в Московскую клинику на лечение. Когда оно закончилось или, как гласят некоторые источники, было прервано поэтом, он переехал в Ленинград. И вроде бы жизнь Сергея Александровича пошла на лад, но 28 декабря этого же года страну ошеломило почти безумное известие о его смерти.

Причина внезапной кончины русского классика до сих пор покрыта мраком. Существует даже версия о том, что Есенин покончил с собой и написал своей кровью прощальное стихотворение. Однако фактов, подтверждающих ее, до сих пор нет. Поэтому потомкам остается лишь гадать и теряться в домыслах.

Темы и проблемы в поэме Есенина «Анна Снегина»

В изучаемом произведении, помимо любовной, революционной и военной тем, ярко раскрывается тема Родины. И это улавливается в многочисленных описаниях пейзажей родного села, в которых главный герой ищет спасения, утешения. Здесь же, в глуши, у него появляется и глубокое чувство патриотизма и любви к своей Отчизне. Особенно это чувствуется в концовке поэмы. Ведь Сергуша не отправился вслед за Снегиной на чужбину, он выбрал Родину. Которую для него олицетворяет не огромная Москва с ее политическими интригами, а тихое, отдаленное село с красотой русских просторов. Также в произведении важную роль играет дорога, как символ пути, помогающий читателю познать внутренний мир рассказчика через его размышления.

Анализ поэмы «Анна Снегина» Есенина не может обойти вниманием и поднимаемые автором проблемы. Многие из которых читатели улавливают самостоятельно. Однако мы все равно раскроем каждую из них. Во-первых, это тема неравенства сословий. Ведь именно она стала ведущей причиной революции и развела по разным сторонам двух любящих людей — рассказчика и Анну. Во-вторых, тема Первой мировой войны, в которой солдаты не были заинтересованы и шли на смерть за чужие интересы. В-третьих, проблема долга, по причине которой Снегина не может быть с Сергушей. Ведь так она предаст покойного супруга. Но и самим поэтом движут противоречивые мысли. Это становится очевидным, когда он отказывает в помощи Анне, поддерживая тем самым крестьян. В-четвертых, проблема дьявольской трусости, что демонстрирует нам автор на примере образа Лабути. На его примере раскрывается и пятая проблема — предательства. В-шестых, проблема несоответствия поступков собственным идеалам. Ведь большевики вовсю пропагандировали всеобщие равенство и справедливость. Но несмотря на это, все же причиняли вред другим людям — знати. И даже выгнали из собственного дома несчастную вдову, бросив ее на произвол судьбы. Ну и, в-седьмых, проблема власти, которой нет дела до нужд простого народа. Есенин так формулирует свои мысли, передавая их читателю через возницу, который везет главного героя в родное село: «Раз — власти, на то они власти, а мы лишь простой народ».

Вот что хотел донести до людей замечательный поэт, таковы проблемы «Анны Снегиной» Есенина.

Особенности структуры поэмы

Согласно историческим сведениям, поэму «Анна Снегина» Сергей Есенин закончил незадолго до своей смерти. А начал ее тогда, когда отправился во вторую поездку на Кавказ. По некоторым данным, это место имело огромное значение для поэта. Ведь именно там протекал самый яркий творческий период Есенина. Сам он говорил, что пишет с безумным упоением, практически залпом, получая небывалую радость от самого процесса. И это ощущается при чтении поэмы. Ведь ее можно сравнить с целой книгой, вмещающей в себя два литературных рода:

  • любовные переживания героя — лирику;
  • события, внешние по отношению к герою — эпос.

Но особенным считается не только это. Также примечателен и стихотворный размер поэмы Есенина «Анна Снегина». Ведь в этом произведении поэт использует стиль, любимый Николаем Некрасовым. А именно трехстопный амфибрахий, в котором ударение падает на третий слог («СелО, значит, нАше — РадОво, дворОв, почитАй, два стА»…).

Многие критики, в том числе и современные, отмечают, что в произведении Есенин сумел показать переход страны от Российской Империи к Советской республике. А также судьбу маленького человека в период Гражданской войны и Первой мировой.

Кроме того, необходимо отметить, что сюжет поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина», как частенько отмечают в современных произведениях, основан на реальных событиях. Село Радово является прообразом места, где проживал сам поэт. Поэтому его упоминание имеет огромное значение для создания так называемого метафорического пространства.

Начинается и заканчивается изучаемая поэма одинаково. В обоих случаях повествование ведется о том, как главный герой приехал в родное село. Благодаря этой особенности, композиция произведения имеет цикличное строение.

Всего в поэме пять глав. В каждой из них содержится свой особенный этап формирования новой страны:

  1. Первая рассказывает о том, какое негативное влияние оказывает на жителей Первая мировая война. Ведь вся страна вынуждена работать лишь для того, чтобы прокормить русскую армию. Которая участвует в нескончаемой кровавой бойне. По этой причине главный герой и решил дезертировать с фронта и немного отдохнуть.
  2. Вторая, по сути, представляет собой комментарий автора к бедствиям, постигшим страну. В ней же главный герой вспоминает о юношеской влюбленности, а позже встречает Анну Снегину, которая ныне является женой другого и проводит в разговорах с ней целый день.
  3. Третья глава поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина» повествует об отношениях главных героев. Вспоминая о прошлом, они понимают, что их симпатия взаимна. Но ситуация значительно усложняется известием о смерти мужа Снегиной. Она обвиняет главного героя в трусости, разрывая всякие отношения с ним. В это же время в стране происходит революция, простые люди жаждут получить земли во всеобщее пользование.
  4. В четвертой главе Анна и Сергуша все же мирятся. Женщина признается главному герою в своих чувствах. В деревне вовсю идет передача знатного имущества государству. Поэтому в конце этой части рассказчик уезжает в Петербург, дабы разузнать ситуацию.
  5. Пятая глава описывает окончание гражданской войны. Страна обнищала, вокруг процветает криминал, Сергуша возвращается в родное село, но не застает Анны. Главный герой по-прежнему ее любит, но Снегина эмигрировала в Лондон, а Сергуша не в силах оставить свою страну.

Согласно словам друзей Сергея Александровича, в свои последние годы он стал пересматривать взгляды на жизнь и ситуацию в стране. Он устал от богемной жизни, ему надоело бунтовать, и именно поэтому он отправился на Кавказ, чтобы вдохнуть "провинциального" воздуха. И это ощущается при прочтении произведения Есенина «Анна Снегина». Ведь женщина олицетворяет сожаление поэта об утрате юности, символизирует желание вернуться к человеческим ценностям. Но предстает словно мираж, и меланхоличность Сергея Александровича довольно неуместна. Страна разваливается, и уже ничего не будет так, как прежде.

Рассказчик как прототип Сергея Есенина

В поэме Сергея Есенина «Анна Снегина», анализ которой мы производим в данной статье, героев всего шесть. Самым главным среди них является рассказчик, за личиной которого скрывается сам поэт. Он выходец из крестьян, обладает отличным умом и проницательностью. Его история — полное отражение жизни Сергея Александровича. Он тоже поднялся с низов и стал известным литературным деятелем. Но прошел тяжелый путь. Его характер сильно изменился, он потерял всякую веру в порядочные качества человечества и стал циником. Поэтому на первых этапах общения с Анной рассказчик держится несколько поодаль от нее, больше упиваясь дивными пейзажами вокруг и мыслями о прошлом.

Происходящее в стране удручает героя. Он не видит никакого смысла в жутком кровопролитии, злится из-за того, что богатые живут не зная бед и отсиживаются в безопасности, а люди с меньшим достатком — народ - идут на смерть («Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес»). Именно по этой причине Сергуша сбегает в родное село, желая абстрагироваться от реальности и погрузиться в думы и мысли о былом. Так и начинается поэма Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина».

Также важно упомянуть следующее: критики и литераторы отмечают, что события в стране воспринимаются главным героем критично, с болью и возмущением. И он бы хотел воспротивиться действительности, взбунтоваться, но усталость, печаль и некий страх все же берут свое. Выражаясь в стремлении укрыться от бессмысленной войны и революционных противоборств, ностальгируя о прошлом. И вроде бы рассказчик хочет разобраться в ситуации, противопоставляет, сравнивает прошлое и настоящее. Но сил двигаться дальше нет, и он остается с прошлым.

Анна Снегина как образ реальной возлюбленной Есенина

В анализе «Анны Снегиной» Есенина невозможно умолчать о том, что под личиной героини, именем которой названо произведение, скрывается Лидия Ивановна Кашина. Она была дворянкой, но несмотря на это, в юности у нее с будущим поэтом была большая любовь. Ничего серьезного из глубокой привязанности не вышло. Сергей выбрал жизнь поэта, а девушка - семейную жизнь. И довольно выгодно вышла замуж за белогвардейца Бориса.

Вновь встретились герои поэмы лишь в период революционных действий. Когда сословное различие стало особенно ощутимо. Анна сильно изменилась, и главный герой едва узнает в ней прежнюю простую девушку. А ей льстит не только знакомство с известным поэтом, но и юношеская любовь, которой когда-то пылало его сердце. Она начинает кокетничать с Сергушей, и он, невзирая на значительные перемены в характере и манере поведения девушки, все же вновь влюбляется в нее.

И тогда ему кажется, что Анна по-прежнему чиста и белоснежна. На это намекает и ее фамилия, и наряд. Настолько, что мысли о бессмысленной войне, о нескончаемых потоках крови народа отступают на второй план. В главной героине Сергуша видит символ былой страны, он погружается в мир прошлого, позволяя себе забыться.

Однако дальнейший сюжет поэмы Есенина «Анна Снегина» повествует нам о том, что отношения главных героев не складываются. Ведь девушка обвиняет Сергушу в трусости и дезертирстве. Особенно ситуация усугубляется, когда с фронта приходит весть о смерти мужа Анны. Тем не менее в конце произведения герои примиряются и даже признаются друг другу в своей любви. Но девушка эмигрирует в Лондон, потому как не может найти себе место в Новой России.

Именно этим и отличаются реальные события и те, что изложены Есениным в сюжете «Анны Снегиной». В жизни Лидия Кашина отправляется в Москву, предварительно передав поместье крестьянам. Приспосабливается к Советской России и становится машинисткой.

Прон Оглобин как воплощение односельчанина Есенина

Начнем с того, что этот герой — отрицательный. Но в нем поэт представляет читателю революционера мечтателя и романтика, который одержим желанием радикальных перемен и искренне верит, что добиться их можно только восстанием. Он большевик, стремится к народному равенству, всеобщей справедливости, социализму. И остается верным своим суждениям до конца. Поднимает бунт, но погибает от рук белогвардейцев.

Его характер списан с Петра Яковлевича Мочалина. Вот только некоторые черты значительно преувеличены. Ведь Прон — грубиян, нахал и драчун, любящий выпить. Более того, у него есть склонность к агрессии, насилию. И это доказывает тот факт, что в прошлом за убийство он был сослан на каторгу.

Однако отличается образ от реального персонажа не только преувеличенным характером, но и судьбой. Ведь Петр Мочалин не умирает, а устраивается вполне неплохо и занимается партийной работой.

Лабутя как пример неоднозначности революции

Этот герой - важный участник повествования. Поэтому краткое содержание поэмы Есенина «Анна Снегина» без него теряет свой особенный смысл. Итак, Лабутя — брат Прона. Но несмотря на это, является полной его противоположностью. Ведь он труслив, что доказывает эпизод расстрела Прона большевиками, в котором Лабутя прячется за сеном.

До идей революции ему дела нет, более того, он их не разделяет. А вот желание получить выгоду и не упустить свое горит в нем огнем. И это становится очевидным, когда читатель доходит до момента, в котором Лабутя спешит как можно скорее описать дом и имущество Анны.

Путем противопоставления Прона и Лабути Есенин хотел продемонстрировать неоднозначность революции. Ведь в идеологической борьбе участвовали разные люди, поэтому переворот получился разносторонним. А не конкретно плохим или хорошим.

Мельник как образец национального характера

Большинство читателей даже краткого содержания «Анны Снегиной» Есенина отмечают, что этот герой самый добрый, милосердный, позитивный и душевный. Он умеет с улыбкой воспринимать все тяготы судьбы и не делит людей на богатых и бедных, знать и крестьян, белых и красных. И это видно по его поступкам. Например, он угощает Сергушу, да и Анне с ее матерью в трудный момент предоставляет теплый кров. Тем самым демонстрируя черты характера истинного христианина.

Критики солидарны с мнением читателей, однако добавляют, что в образе Мельника Есенин продемонстрировал широту русской души и лучшие качества нашего народа.

Мать Анны Снегиной

Последний персонаж поэмы «Анна Снегина» Есенина в кратком содержании упоминается редко. Потому как произносит всего несколько коротких фраз. Но даже несмотря на это, читатель улавливает, что же представляет собой мать Анны Снегиной. Во-первых, женщина довольно скупа на чувства и эмоции. И это не удивительно, учитывая соответствующие жизненные условия. Во-вторых, она обладает трезвым умом и самообладанием. Благодаря чему не только относительно спокойно принимает смерть зятя, но и дочке помогает смириться с неожиданным ударом судьбы.

В поэме Есенина «Анна Снегина» и кратком содержании чувствуется дух самопожертвования. Ведь главный герой, как и сам Сергей Александрович, не смог принять новой агрессивной России, где родные враждуют и постоянно сталкиваются лбами. Но и оставить ее не смог. И предпочел предаться ностальгии о прошлом, мирной патриархальной России, которую уже не вернуть. Ее символизирует Анна Снегина. Которая осталась лишь в мечтах поэта.

Как прекрасна

И на ней человек.

Поэма “Анна Снегина” - одна из лучших в творчестве Сергея Есенина. Это и эпическое произведение, так как раскрывает судьбы народа в революции, и лирическое, отражающее суть человеческих переживаний, внутренний мир героев.

Поэма полна драматических коллизий, связанных с судьбой народа. Кульминационная сцена поэмы - тревожный, заинтересованный разговор радовских мужиков с поэтом о земле.

Кричат нам,

Что землю не троньте,

Еще не настал, мол, миг.

За что же тогда на фронте

Мы губим себя и других?..

Есенин изображает революционные события с исторической точки зрения. С этими событиями связаны и судьбы героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, хутор которой во время революции крестьяне “забрали в волость с хозяйками и со скотом”; крестьянина-бедняка Оглоблина Прона, борющегося за новую власть и мечтающего скорее открыть “коммуну в своем селе”; старика-мельника и его жены - доброй, ворчливой хлопотуньи; рассказчика-поэта, земляка Прона, вовлеченного революцией в “мужицкие дела”.

Не слышно собачьего лая,

Здесь нечего, видно, стеречь -

У каждого хата гнилая,

А в хате ухваты да печь.

Гляжу, на крыльце у

Прона Горластый мужицкий галдеж:.

Толкуют о новых законах,

О ценах на скот и рожь.

В поэме русский народ разобщен. Поэт показывает разных “мужиков”: крестьяне - труженики горячо приветствуют революцию, но есть и такие, которых, по выражению Прона, “еще нужно варить”, есть закоренелые собственники, вроде “отвратительного малого” - возницы, есть крикуны и бездельники, как Лабутя, ищущие в революции “легкой жизни”. По-разному воспринимают ломку старой жизни и другие герои поэмы.

Анна Снегина, когда-то мечтавшая с юным поэтом о славе, выбита революцией из привычного уклада помещичьей жизни.

“Когда-то я очень любила

Сидеть у калитки вдвоем.

Мы вместе мечтали о славе…

И вы угодили в прицел,

Меня же про это заставил

Забыть молодой офицер...”

На что-то надеясь, она отправляется искать счастья на чужбине. Последняя встреча героя поэмы с Анной Снегиной происходит “на расстояньи”, как бы незримо. Но от этого значение ее нисколько не снижается, а становится заглавно-ключевым.

В самом деле, еще раз вдумаемся в строки лондонского письма героини, по легкости слога, казалось бы, такого беспечного. Оно не только наполнено горькими раздумьями-воспоминаньями о безоблачных днях юности, но и суровыми, бескомпромиссными оценками своего жизненного пути.

Я часто хожу на пристань

И, то ли на радость, толь в страх,

Гляжу средь судов все пристальней

На красный советский флаг.

Теперь там достигли силы.

Дорога моя ясна...

В путях и перепутьях по чужим городам и весям Анна Снегина не утратила в сердце главного - любви к Родине. Поэтому она приходит в порт, издали с тоской и волнением смотрит на красный флаг: это частичка утраченной ею, но не забытой отчизны.

Конечно, все не так просто! Поэт это прекрасно осознает. " Красный флаг - символ новой России - радует ее, но и страшит. Она не забыла, что ей пришлось пережить. Когда-то на вопрос поэта она ответила молчанием, в котором угадывалась не только боль утраты, но и осознание исторической справедливости народного возмездия.

“Скажите,

Вам больно, Анна,

За ваш хуторской разор?”

Но как-то печально и странно

Она опустила свой взор...

С каждым годом эта новая Россия становится для Анны Снегиной все ближе. Мечты, думы об этой, казалось бы, утраченной навсегда и вновь обретенной Родине - это единственное, что согревает ей душу, удерживает на этой грешной земле.

Теперь на чужбине для героини все роднее и ближе становится образ человека, любовь которого она отвергла дважды. Узнав, что человек, некогда любивший ее, жив, находится по-прежнему на Родине, Анна отправляет ему письмо, в котором открывает свою душу.

Так часто мне снится ограда,

Калитка и ваши слова…

Но вы мне по-прежнему милы,

Как родина и как весна.

Скорее всего, она не ждет ответа на свое письмо, да и сама не будет больше писать. Все необходимое она уже высказала, облегчила душу, а возврата к старому нет, время не может бежать вспять.

Эта поэма Есенина поражает глубиной содержания при внешней простоте повествования. Она подтверждает гениальность и мастерство поэта.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.