Международный фонд исследования тенгри. Кто такие ойраты в россии и калмыки в цынзяни кита Сэгэнуты - «третья сила» Предбайкалья

Ойраты (монгольский: «ойрад», «ойрд», Oird; в прошлом также элеуты) — самая западная группа монголов, чей родовой дом находится в Алтайском крае западной Монголии. Хотя ойраты произошли в восточной части Центральной Азии, наиболее заметная группа сегодня находится в Калмыкии, субъекте России, где их называют калмыками.

Исторически ойраты состояли из четырех основных племен: джунгар (чорос или лотс), торгут, дербет и хошут. К малым племенам относятся: хоид, баяды, мьянгад, заххин, баатуд.

Этимология

Название, вероятно, означает «ой» (лес) и «ард» (человек), и они были включены в число «лесных людей» в 13 веке. Второе мнение полагает, что название происходит от монгольского слова «oirt» (или «oirkhon»), означающего «близко (как на расстоянии)», как и «близко / ближе».
Название Oirat может быть получено из искажения оригинального названия группы Dörben Öörd, что означает «Союзническая четверка». Возможно, вдохновленный обозначением Дёрбен Орд, другие монголы временами использовали для себя термин «монахи дочин» («дочин», означающий сорок), но редко было так велико единство среди большего числа племен, как среди ойратов.

Письменная система

В 17-м веке Зая Пандита, монах-гелуг племени хошутов, разработал новую систему письма под названием «Тодо Бичиг» (чистая письменность) для использования ойратским народом. Эта система была разработана на основе более старого монгольского алфавита, но имела более развитую систему диакритических знаков, чтобы исключить неправильное прочтение, и отражала некоторые лексические и грамматические отличия ойратского языка от монгольского.

Система письма Todo Bichig использовалась в Калмыкии (Россия) до середины 1920-х годов, когда она была заменена латиницей, а затем и кириллицей. Это можно увидеть на некоторых общественных знаках в столице Калмыкии, Элисте, и поверхностно преподается в школах. В Монголии он также был заменен кириллицей в 1941 году. Некоторые ойраты в Китае до сих пор используют Тодо Бичиг в качестве основной системы письма, а также монгольский шрифт.
Памятник Зая Пандита был открыт к 400-летию со дня рождения Зая Пандита и к 350-летию со дня его создания Тод Бичиг.


История

Ойраты делятся историей, географией, культурой и языком с восточными монголами и в разное время объединялись под руководством одного и того же лидера, как более крупное монгольское образование — будь то правитель ойратского происхождения или чингиссидов.

Состоящие из этнических групп хошут (монгольский: «хошууд», hoshuud), хорос или Ölöt («,лд», Ööld), торгут (торгууд, торгуд) и дёрбет («дөрвөд», Dörvöd) кал, или куб. Калмак, что в переводе с западных тюркских соседей означает «остаток» или «остаться». В различных источниках также перечислены племена баргутов, бузав, кераитов и найманов, входящие в состав Дёрбенского орда; некоторые племена могли присоединиться к первоначальной четверке только в более поздние годы. Однако это имя может отражать то, что калмыки остаются буддистами, а не обращать их в ислам; или оставшиеся калмыки в тогдашнем Алтайском крае, когда тюркские племена мигрировали дальше на запад.

После падения династии Юань ойраты и восточные монголы развили отдельные идентичности до такой степени, что ойраты называли себя «четырьмя ойратами», в то время как они называли только тех, кто находился под властью каганов на востоке, как «монголов».

Ранняя история

Одно из ранних упоминаний ойратского народа в историческом тексте можно найти в «Тайной истории монголов», хронике прихода к власти Чингисхана в 13 веке. В «Тайной истории» ойраты считаются «лесными людьми» и, как говорят, живут под властью вождя шаманов, известного как беки. Они жили в Туве и монгольской провинции Ховсгёль, а ойраты перебрались на юг в 14 веке.
В одном известном отрывке вождь ойратов, Кудука Беки, использует яду или «громовой камень», чтобы вызвать мощную бурю на армии Чингисхана. Волшебная уловка, однако, имеет неприятные последствия, когда неожиданный ветер уносит шторм обратно в Кудаку.

На ранних стадиях восстания Темуджина Чингиса ойраты под командованием Кудука бекхи сражались против Чингиса и потерпели поражение. Ойраты были полностью подчинены монгольскому правлению после того, как их союзник Джамуха, друг детства Темуджина, а затем его соперник, был уничтожен. Подчинившись хану, ойраты сформировались бы как лояльная и грозная фракция монгольской военной машины.


В 1207 году Джучи, старший сын Чингисхана, покорил лесные племена, включая ойратов и киргизов. Великий хан отдал этих людей своему сыну Джучи, и одна из его дочерей, Чечейген, вышла замуж за вождя ойратов Хутуг-бехи или его сына. В Монгольской империи были известные ойраты, такие как Аргун Ага и его сын Навруз. В 1256 году тело ойратов под командованием Буха-Темюр (монгольское: Буха-Төмөр, Бөхтөмөр) присоединилось к экспедиции Хулагу в Иран и сражалось против хашшашинов, аббасидов в Персии.

Ильхан Хулагу и его преемник Абаха переселили их в Турцию. И они приняли участие во Второй битве при Хомсе, где монголы потерпели поражение. Большинство оставшихся позади ойратов поддержали Арика Бёке против Хублая в Гражданской войне в Толуиде. Кублай победил своего младшего брата, и они поступили на службу к победителю.

В 1295 году более 10 000 ойратов под предводительством Таргаи Хургена (зятя семьи Борджигинов) бежали из Сирии, затем под власть мамлюков, потому что их презирали как мусульманские монголы, так и местные турки. Они были хорошо приняты египетским султаном Аль-Адилом Китбугой ойратского происхождения. Али-паша, который был губернатором Багдада, главой правящей ойратской семьи, убил Ильхана Арпу Кеуна, что привело к распаду монгольской Персии. Из-за того, что ойраты находились рядом с Чагатайским ханством и Золотой Ордой, они имели тесные связи с ними, и у многих монгольских ханов были ойратские жены.

После изгнания династии Юань из Китая ойраты возродились в истории как свободный союз четырех основных западно-монгольских племен (Дёрбен Оирад). Альянс рос, захватив власть в отдаленном районе Алтайских гор, к северо-западу от оазиса Хами. Постепенно они распространяются на восток, аннексируя территории, находящиеся под контролем восточных монголов, и надеясь восстановить единое кочевое правление под своим знаменем.
Союз не-чингизидов был сформирован четырьмя ойратами, состоящими из кераитов, найманов, баргудов и старых ойратов.

Единственным правящим племенем борджигидов были хошуты, а остальными правили не-чингизиды. Минские китайцы помогли ойратам прийти к власти над монголами во время правления Императора Мин Юнлле после 1410 года, когда Мин победил Кубилида Олжея Темура, и власть Борджигидов была ослаблена. Боржигидские ханы были вытеснены ойратами с помощью мин и управлялись ими как марионеточные ханы до тех пор, пока мин и ойраты не прекратили союз, когда Император Юнлэ начал кампанию против них.


Величайшим правителем четырех ойратов (монгольский: «дөрвөн ойрд», «дөрвөн ойрaд») был Эсен Тайси, который возглавлял четыре ойрата с 1438 по 1454 год, в течение которого он объединил Монголию (внутреннюю и внешнюю) под своим марионеточным ханом Тохтоа Бух.

В 1449 году Эсен Тайси и Тогтоа Бух мобилизовали свою кавалерию вдоль китайской границы и вторглись в минский Китай, разбив и уничтожив оборону мин у Великой стены и подкрепление, направленное для перехвата кавалерии. В процессе, император Чжентун был захвачен в Туму. В следующем году Эсен возвратил императора после неудачной попытки выкупа. Получив титул хана, на который могли претендовать только прямые потомки Чингисхана, Эсен был убит. Вскоре после этого власть ойрата снизилась.

С 14-го по середину 18-го века ойраты часто воевали с восточными монголами, а также несколько раз воссоединились с восточными монголами во время правления Даян-хана и Тюменского Засагт-хана.

Хошутское ханство

Оираты обратились в тибетский буддизм около 1615 года, и вскоре они стали вовлеченными в конфликт между школами гелуг и карма-кагью. По просьбе школы гелуг в 1637 году Гуси-хан, лидер хошутов в Коко-Норе, победил Чогту Кхонг Тайджи, принца Халха, который поддерживал школу Карма Кагью, и завоевал Амдо (современный Цинхай).

Объединение Тибета последовало в начале 1640-х годов, когда Гюши-хан был провозглашен ханом Тибета 5-м Далай-ламой и основанием Хошутского ханства. Сам титул «Далай-лама» был присвоен Алтану Ханом (не путать с алтанскими ханами Халхи) третьим ламой из линии Гелуг тулку, что в переводе с монгольского означает «Океан мудрости».

Тем временем Амдо стал домом для хошутов. В 1717 году джунгар вторглись в Тибет и убили Лха-бзан-хана (или Хошут-хана), внука Гюши-хана и четвертого хана Тибета, покорившего Хошут-ханство

Империя Цин победила Джунгар в 1720-х годах и провозгласила власть над Ориатами через Маньчжурско-Монгольский Альянс (серию систематических браков между князьями и принцессами Маньчжу с монахами Халха и Монголами-Ориатами, которая была создана как королевская). политика проводилась более 300 лет), а также в отношении контролируемого хошутами Тибета.

В 1723 году Лобзанг Данджин, другой потомок Гюши-хана, захватил Амдо и попытался захватить Хошутское ханство. Он сражался против армии династии Маньчжурия, но потерпел поражение только в следующем году, и 80 000 человек из его племени были казнены армией маньчжуров из-за его «попытки восстания». К тому времени население верхних монголов достигло 200 000 человек и находилось в основном под властью князей халха-монголов, которые были в брачном союзе с маньчжурскими королевскими и дворянскими семьями. Таким образом, Амдо попал под господство маньчжуров.


Джунгарское ханство

17-й век ознаменовался приходом к власти на востоке другой ойратской империи, известной как Джанатское ханство, которая простиралась от Великой китайской стены до современного восточного Казахстана и от современного северного Кыргызстана до южной Сибири. Это была последняя империя кочевников, которой управляли дворяне Чороса.

Цин (или маньчжуры) завоевали Китай в середине 17-го века и стремились защитить его северную границу, продолжая политику «разделяй и властвуй», которую их предшественники династии мин успешно провели против монголов. Маньчжуры закрепили свое правление над восточными монголами Маньчжурии. Затем они убедили восточных монголов Внутренней Монголии представить себя вассалами. Наконец, восточные монголы Внешней Монголии искали защиты маньчжур от джунгар.

По оценкам некоторых ученых, около 80% населения Джунгара было уничтожено в результате военных действий и болезней во время маньчжурского завоевания Джунгарии в 1755-1757 годах. Население Зунгар достигло 600 000 в 1755 году.

Основное население ойратов Чорос, Олот, Хоид, Баатуд, Захчин, сражавшихся против Цин, было убито маньчжурскими солдатами, а после падения Джунгарского ханства они стали небольшими этническими группами. В 1755 году было 600 000 халха-монголов и 600 000 ойратов, и теперь 2,3 миллиона халха и 638 372 ойрата живут в четырех графствах, в то время как в Монголии проживают несколько сотен человек чоро.

Калмыки

Хо Орлок, тайши Торгутов, и Далай Тайиси Дорбец, в 1607 году повели своих людей (200 000-250 000 человек, в основном Торгуты) на запад (река Волга) и основали Калмыцкое ханство. По некоторым данным, это движение было ускорено внутренними подразделениями или племенем хошутов; другие историки полагают, что более вероятно, что мигрирующие кланы искали пастбищные угодья для своих стад, редких в центрально-азиатских нагорьях. Часть племен хошут и Ölöt присоединилась бы к миграции почти столетие спустя.

К 1630 году калмыцкая миграция достигла степей юго-востока Европы. В то время эта область была заселена Ногайской ордой. Но под давлением калмыцких воинов ногайцы бежали в Крым и на реку Кубань. Многие другие кочевые народы в евразийских степях впоследствии стали вассалами Калмыцкого ханства, часть которого находится в районе современной Калмыкии.

Калмыки стали союзниками России, и между Калмыцким ханством и Россией был подписан договор об охране южно-российских границ. Позже они стали именными, затем полными подданными русского царя. В 1724 году калмыки перешли под контроль России. К началу 18 века насчитывалось около 300-350 000 калмыков и 15 000 000 русских.


Царство Русское постепенно отрывало автономию Калмыцкого ханства. Эта политика поощряла создание русских и немецких поселений на пастбищах, где калмыки бродили и кормили свой скот. Русская православная церковь, напротив, оказала давление на буддийских калмыков, чтобы они приняли православие. В январе 1771 года угнетение царской администрации вынудило большую часть калмыков (33 тысячи дворов или около 170 тысяч человек) переселиться в Джунгарию. 200 000 (170 000) калмыков начали миграцию со своих пастбищ на левом берегу Волги в Джунгарию через территории своих башкирских и казахских врагов.

Последний калмыкский хан Убаши возглавил миграцию для восстановления Джунгарского ханства и независимости Монголии. Как отмечает К. Д. Баркман, «совершенно очевидно, что торгуты не собирались сдавать китайцев, но надеялись вести независимое существование в Джунгарии». Убаши-хан отправил свои 30 000 кавалеристов на русско-турецкую войну в 1768-1769 годах, чтобы получить оружие перед миграцией. Императрица Екатерина Великая приказала русской армии, башкирам и казахам уничтожить всех мигрантов, а Екатерина Великая отменила Калмыцкое ханство.

Киргизы напали на них возле озера Балхаш. Около 100 000-150 000 калмыков, которые поселились на западном берегу реки Волги, не могли пересечь реку, потому что река не замерзла зимой 1771 года, и Екатерина Великая изгнала из них влиятельных дворян.

После семи месяцев путешествия только одна треть (66 073) первоначальной группы достигла Джунгарии (озеро Балхаш, западная граница империи Маньчжу-Цин). Маньчжурская империя переселила калмыков в пять различных областей, чтобы предотвратить их восстание, и вскоре погибли влиятельные лидеры калмыков (убитые маньчжурами). После русской революции их поселение ускорилось, буддизм был уничтожен, а стада коллективизированы.

22 января 1922 года Монголия предложила иммигрировать калмыкам во время голода в Калмыкии, но российское правительство отказалось. Приблизительно 71-72 000 (93 000?; Около половины населения) калмыки умерли во время того голода. Калмыки восстали против России в 1926, 1930 и 1942-1943 гг. В марте 1927 года Советский Союз депортировал 20 000 калмыков в Сибирь, тундру и Карелию.

Калмыки основали суверенную республику ойрат-калмык 22 марта 1930 года. У государства ойрат было небольшое войско, и 200 калмыцких солдат разбили 1700 советских солдат в провинции Дурвуд Калмыкии, но государство ойрат было разрушено Советской Армией в 1930 году. Калмыкские националисты и панмонголисты пытались переселить калмыков в Монголию в 1920-х годах. Монгольское правительство предложило принять монголов Советского Союза, включая калмыков, в Монголию, но Россия отказалась от попытки.


В 1943 году все население в 120 000 калмыков было депортировано в Сибирь Сталиным по обвинению в поддержке вторжения армий Оси, атакующих Сталинград (Волгоград); считается, что пятая часть населения погибла во время и сразу после депортации. Около половины (97-98 000) калмыков, депортированных в Сибирь, умерли, прежде чем им было разрешено вернуться домой в 1957 году. Правительство Советского Союза запретило преподавание калмыцкого языка во время депортации.

Основной целью калмыков была миграция в Монголию. Монгольский лидер Хорлогиин Чойбалсан попытался переселить депортированных в Монголию, и он встретился с ними в Сибири во время своего визита в Россию. В соответствии с Законом Российской Федерации от 26 апреля 1991 года «О реабилитации изгнанных народов» репрессии против калмыков и других народов квалифицировались как акт геноцида. Сейчас они пытаются возродить свой язык и религию. В 2010 году калмыками было 176 800 человек.

Синьцзян-монголы

Монголы Синьцзяна составляют меньшинство, главным образом в северной части региона, насчитывающее 194 500 человек в 2010 году, около 50 000 из которых являются дунсянцами. Они в основном являются потомками выживших торгутов и хошутов, вернувшихся из Калмыкии, и чахаров, размещенных там в качестве гарнизонных солдат в 18 веке. Император послал сообщения с просьбой о возвращении калмыков и установил уменьшенную копию Поталы в Джехоле (Чэндэ) (загородная резиденция маньчжурских императоров), чтобы отметить их прибытие.

Модельная копия этой «Маленькой Поталы» была сделана в Китае для шведского исследователя Свена Хедина и была установлена на Всемирной Колумбийской выставке в Чикаго (1893). В настоящее время он находится на хранении в Швеции, где планируется его возведение. Некоторые из репатриантов не зашли так далеко и до сих пор живут, как мусульмане, в юго-западной части озера Иссык-Куль в современной Киргизии.

Алаша монголы

Границу Ганьсу и к западу от реки Иргай называют Альша или Алаша, Альшаа и монголов, которые переехали туда, называют монархами Алаша.

Четвертый сын Тёрбайх Гюши-хана Аюш был против брата хана Байбагаса. Старший сын Аюша — Батур Эрх Джонон Хороли. После битвы между Галданом Бошигт-ханом и Очирту-Сечен-ханом Батур Эрх Джонон Хороли переехал в Цайдам со своими 10000 домашних хозяйств. Пятый Далай-лама хотел получить землю для них от правительства Цин, поэтому в 1686 году Император разрешил им проживать в Алаше.


В 1697 году монархами Алаши управляли в единицах «хошуу» и «сум». Хошуу с восемью суммами был создан, Батур Эрх Джонон Хороли был назначен в Бейл (принц), и Алаша был таким образом «засаг-хошуу». Алаша был, однако, как «аймак» и никогда не управлялся «чуулганом».

В 1707 году, когда умер Батур Эрх Джонон Хороли, его сын Абуу стал его преемником. Он был в Пекине с юности, служил телохранителем Императора, и ему была дана принцесса (Императора), что сделало его «Хошой Тавнан», то есть женихом Императора. В 1793 году Абуу стал Юнь Ван. Здесь несколько тысяч мусульманских алаша-монголов.

Эжине монголы

Монголы, жившие вдоль реки Эцзинь (Руо Шуй), произошли от Равжира, внука Торгутского хана Аюка из Волги.

В 1678 году Равжир со своей матерью, младшей сестрой и 500 людьми отправился в Тибет, чтобы помолиться. Когда они возвращались через Пекин в 1704 году, правитель Цин, император Канси, позволил им остаться там на несколько лет, а затем организовал для них «хошуу» в месте под названием Сертей и сделал Равжира губернатором.


В 1716 году император Канси отправил его со своими людьми в Хами, недалеко от границы Китая Цин и Зунгарского ханства, для сбора разведывательных данных против ойратов. Когда Равжир умер, его старший сын Дензен стал его преемником. Он боялся Зунгара и хотел, чтобы правительство Цин позволило им отойти от границы. Они поселились в Далан-Уул-Алтан. Когда Дензен умер в 1740 году, его сын, Любсан Дарья, стал его преемником и стал Бейлем. Сейчас в Эджине Торгутс около 5000 человек.

В 1753 году они поселились на берегах реки Эджин, и таким образом была образована река Торгхут «хошуу».

Ойратские племена

Сартские калмыки и синьцзянские ойраты не являются волжскими калмыками или калмыками, а калмыки являются подгруппой ойратов.

Абаев Н.В., г. Кызыл

До сих пор в отечественном монголоведении остаются спорными и не до конца ясными главные этнополитонимы эпохи Чингис-Хаана, явно связанные с древнейшими эпонимами предшествующих периодов истории тюрко-монгольских народов. К таковым относится, например, этнополитоним нирун , разделивший всех монголов на «коренных», степных (дарлекины ), и на «хребетных», т.е. горно-таежных, составивших и «становой хребет» Империи «Хамаг Монгол-Улс», которые произошли из «чистых чресел» Прародительницы чингисхановского «золотого рода» Кият-Борджигин – Алан-Гоа, и которые проживали, в отличие от степных дарлекинов, на возвышенных местах в горной местности.

Мифологема Алан-Гоа (тув. Алан-Хоо; як. Алан-Куо) тем самым разделила складывающийся тэнгрианский суперэтнос на дарлекинов , которых трактуют как «все остальные» родственники (монг. турулэхин; мне кажется, что здесь имеются в виду не «подавленные», «притесняемые» – от бур.-монг. «дарха», «давить», а дарханы , т.е. особая каста кузнецов, тув. дарган, бур.-монг. Дархан, пл. дархаты), и на «чистых», «арийских» (другой вариант имени Алан – Арун//Арюун//Аригун, т.е. «чистая», «непорочная», что связано с генеалогической легендой царского рода Кият-Борджигин о том, что их предок Бодончар родился из чистых, непорочных чресел Алан-Гоа от «желтого пса», который проникал к ней в юрту в виде луча света.

Получается, что трое сыновей, в том числе Бодончар, от которого произошел род Борджигин (здесь «бор» – «волк»; ср. тюркск. «бёрю» – «волк»), и все нируны родились после смерти мужа Алан-Гоа (Добу-Мерген , вариант – «Добун-Мэргэн», т.е. тув. Довуу-Мергена, что, вероятно, указывает на этническую связь Довун Мэргэна с племенем Тоба//Тува//Тумат). Как пишет по этому поводу Сайшиял, «после смерти Довун Мэргэна его вдовая Хатун Алан Гуа без мужа родила еще трех сыновей. На самом деле известно, что они родились от незаконного мужа Алан Гуа, бывшего ее слуги Магалиг Баягудайя, с которым она сошлась. В то же время как бы в качестве «тайны» отмечается в «Сокровенном сказании», что в каждую ночь какой-то белоликий человек светлым лучом пробирался к ней через притолоку ее чертога, проникал в живот и оттого она забеременела» .

Все это дело, судя по всему, происходило на территории Древнего Танну-Урянхая, поскольку Маалих-Баяудаец был из племени Баят «лесных урянхов» (тув. «Аргы-Арыг урянх»), у которых Добу-Мерген считается общим с монголами Чингис-Хаана предком, и вообще урянхайцев можно считать «старшими предками» монголов. А «старшими родственниками» именно Темуджина были тайджиуты, в своем названии тоже подчеркивающие сугубо тэнгрианский характер своего этноса (по нашей интерпретации, этноним-политоним «тайджиут» происходит от общетюркского и тувинского «даг дагыыр» – «делать тэнгрианский обряд на вершине горы», т.е. «тайи – чи – гут» можно перевести как «люди, поклоняющиеся Небу на вершине Священной Горы»; еще ближе к монгольскому варианту «тайи» – хакасский вариант «тигир тайии» – «небесное жертвоприношение» ).

Т.Д. Скрынникова выдвигает предположение, основываясь на генетической связи между тайджиутами и нукузами (Нукуз – один из двух легендарных прародителей тюрко-монголов, вышедших из Эргенекона; як. Эркен-Кюн – «Сияющее Солнце»; вариант «Кюн-Эрген» – «лучи солнечного света»; тув. «Эртенги-Хун» – «Восходящее Солнце», «Урянхай» – «Страна Восходящего Солнца» – Н.А.), что в основе этнонима тайджиут лежит саяно-алтайский, тюркский термин «таичи//тоичи», означающий какой-то вид волка . При этом автор опирается на интерпретацию имени Нукуза как «собака» или «Небесный волк» (ср. бур.-монг. «нохай» – «собака», «ногай» – тюркское племя), причем Нукуз, согласно генеалогической легенде монголов Чингис-Хаана, считался братом Кияна, убежавшим в горную котловину, которую тюрки называли Эргенекон, а монголы, видимо, опираясь на это более древнее тюркское название, – Эргунэ-Хун.

Интерпретация этнонима тайджиут Т.Д. Скрынниковой как «волки» имеет право на существование, но с лингвистической точки зрения здесь скорее прослеживается этноним «тожу», происходящий от тотемного таз//тас – «лось», что более логично, поскольку тоджинские «лесные урянхаты» входили в племенной союз тайджиутов, ареал распространения которых тянулся от Восточной Тувы (Тоджа) и Тофаларии до бассейна Селенги, хотя этнически тувинцы-тоджинцы не являются ни тюрками, ни монголами, а скорее самостоятельным этносом, имеющим многообразные этнические связи – самодийцы, кеты, восточные хакасы из племени Хаас, манси, уйгуры, саха-якуты, туматы, буряты, басмылы (милиге ), владения которых назывались Бома, «Пегие лошади» – бур.-монг. Алагуй , и простирались до Прибайкалья). Но учитывая сугубо тэнгрианский характер зарождающейся Империи, получившей Небесную харизму от самого Хухэ Мунхэ Тэнгэри, «сыном» которого стал Чингис-Хаан, предлагаю, тем не менее, остановиться на вышеприведенной интерпретации этнонима – политонима – эпонима Тайджиут: «тайи» – «совершать обряд поклонения Небу на Священных Горах» + «чи» – «те, которые [совершают этот тэнгрианский обряд]», т.е. субъекты культа гор и неба, «ут» – множественное число .

Вместе с тем, в своей интерпретации генеалогического мифа о происхождении царского рода Чингис-Хаана Т.Д. Скрынникова в целом права, например, в том, что преемственность передачи этнонима Кият-Борджигин осуществлялась только по женской линии, причем подчеркивалось, что только потомки Алан-Гоа, которые рождены после смерти Добу-Мэргэна могут считаться настоящими монголами, т.е. «нирунами». Сам этноним «монгол» впервые упоминается в соответствии с женской линией – в имени Монголджин-Гоа, а этноним Кият стал передаваться через патрилинейную систему родства только после Кабул-Хана, когда его дети стали называться «киятами», особенно – дети одного из его сыновей Бартан-Бахадура, который был дедом Темуджина.

Сам этноним «монгол», в нашей интерпретации «Змей-Дракон», уходит своими корнями, во-первых, к жужаням (по Байжумину Ж., сакский род сасан//сазан, ср. династия Сасанидов , по нашей первоначальной интерпретации – «су-зон», «суган», название горы и племени Соян и к обским уграм); в монгольской литературе считаются тоже «нирунами», во-вторых, к их реальному родоначальнику Моголюю, имя которого В.С. Таскин раскладывает на две части – «могэ» (бур.-монг. «Змей//Змея», от Аварга-Могэ, гигантский Мировой Змей, оттуда происходит этноним авар//абры, эпоним Апроксай//Арпоксай, общий предок туранцев, т.е. тюрков и монголов, по-ирански – Афрасиаб) и «гулюй», искаженная китайская транскрипция от тюркского «курт» – «червяк», т.е. «змейка».

Вот почему китайцы называли еще жужаней «жуань-жуанями», т.е. согласно иероглифам «червяками». В-третьих, он связан с тюрками- мангытами и с «мангыс» – от Амарга-Моос (вариант – тувинский этноним Монгуш, который еще древнее Мангыт, поскольку окончание «т»//»д» появилось позже «с»-«ш»). В тувинском Амарга-Моос – то же самое, что и Амарга-Чылан, где «чылан» – «змея».

Но самым прямым предшественником этнонима Монгол (тув. Моол; другие варианты – Могол//Могул//Могор//Мунгал) является бурят-монгольское племя Мангут (кит. «мэнгу»), входящее в племенной союз булагатов (от «булан» – «лось» в тувинском). Вероятно, этнические наименования булагат-булгар-болгар-билиге (милиге)-билер-биляр имеют общий корень, что подтверждается названием болгарской царской династии Асеней (от тюркского каганского рода Ашина – «Неба» и «аже»// «аше» – другое наименование тюрко-монгольского племени Тогон, тугю//тугухунь, произошедшего от ирано-арийского названия Дракона-Змея «Ажи-Дахака», с которым через этноним восточных хакасов Хаас связаны как имя Гэсэр, так и само название царского рода Ашина – Хашин). Бурят-монгольский и ойратский вариант имени этого Дракона – «Ажирай-Бухэ», соединяющий иранских гневных божеств асуров и Ажи-Дахаку с уйгурским «бюке»// «бёгу»// «бого» и тувинским «могэ» – «силач»; «богатырь», одновременно является и наименованием Змея-Дракона тайных мужских воинских союзов, распространенных среди всех «лесных народов».

У саха-якутов он назывался Азырень, видимо, тоже от парного общеалтайского «Азар-Хазар», обозначающего чудовищных собак, охраняющих Врата Ада, где властвует Эрлик-Хан. В тувинском Азар – просто «небо», а главным Драконом-Громовержцем является Хайракан, где хай//кай – змея, которому соответствует якутский Кайракан и бурят-монгольский Хайрхан (у гуннов – Куар).

Об этом небесном покровителе «кочевников», который имеет тотемистическое происхождение, Ж. Байжумин пишет: «Образ мифического дракона, как ни один другой, одновременно олицетворял собой «небесную» сущность культурного типа кочевников и их земное могущество. Вместе с тем этот огнедышащий небесный зверь символизировал собой огненную стихию, с которой, как и с небесной, связывается происхождение «мужского начала», а также полную адаптированность этого фантастического «природного универсала» и к водной среде. Именно дракон являлся главным символом известной кочевнической концепции «верховной власти, санкционированной Небесами» .

В связи с этим представляется вполне закономерным, что сам Темуджин был объявлен своим придворным тэнгрианским жрецом Тэб Тэнгри-Хухэчу Бухэ после «подавления» кереитов в 1203 г. (по китайским записям), а по данным Джувейни – в 1202 г. «по воле Верховного Небесного Бога Хормусту-Тэнгри (Хор-Мазд)» «Чингисханом», одновременно одновременно Темуджин получил титул «Хажир Чингис-Тэнгри» – «Суровый Небожитель Чингис» . «Хажир» считался «самым свирепым небожителем», имеющим гневную асурическую природу (асуры – гневные небожители древнеарийской мифологии), которому соответствует бурят-монгольский Ажирай-Бухэ , Небесный Змей-Дракон, тэнгрианский тотемный покровитель мужских воинских союзов, связанный с древнеиранским Змеем-Драконом Ажи-Дахакой.

Таким образом, бурят-монгольский титул воинского божества «Ажирай» в варианте «Хажир» (Ажар; ср. Азар-Хазар, Гэсэр, племенное название хазары и т.д.) был присвоен Чингис-Хаану его придворным тэнгрианским жрецам Тэб-Тэнгэри, который перед этим «советовался» с Хормуст-Тэнгри. В тэнгрианских призываниях эхиритов и булагатов Прибайкалья, посвященных «Черноконным всадникам», говорится: «Хан баабай Ухэр, Ухэрэй хубуун Ажарай бухэ» – «Бог-Отец – Бык, а сын Быка – Ажарай бухэ» [см. «Хухэ Мунхэ Тэнгэри». – том 1.-Улан-Удэ, 1996, с. 103-104, 137], причем «главным», «верховным» Богом называется Хормуст-Тэнгри – «Ахалха хан Хирмас тэнгэри». Село Улей Осинского аймака, в котором жили «многотумэнные онхотоевцы» («олон тумэн Онхотой»), этнически наиболее тесно связанные с якутами, уйгурами, баргутами и ойратами, упоминают также в своих призываниях особо почитаемых ими божеств из пантеона героического эпоса Абай-Гэсэр и Алан-Гуа. Интересно, что с. Улей знаменито наличием огромного количества чертей, но, вместе с тем, имеет множество памятных мест, связанных с именем Гэсэра.

Все это свидетельствует о том, что Ангарско-Ленский субрегион был одним из важнейших центров этнокультурогенеза монголов Чингис-Хаана, который складывался на пересечении тюрко-уйгурского и бурят-монгольского миров, где происходило интенсивное взаимодействие различных духовно-религиозных традиций, базируясь на которых тюрко-монгольское тэнгрианство становится Общеевразийской и Мировой религией, благодаря которой Чингис-Хаан и объединил родственные этносы, которые уже в глубокой древности имели общую религию. Эта духовно-культурная общность не только сохранилась в эпоху Чингис-Хаана, но и укрепилась еще больше, поскольку ее объединяла общая культовая система.

Кстати, когда уже в середине 18 в. якуты и буряты отражали нападение казаков в районе Верхоленского острога, на помощь им, согласно легендам и историческим преданиям, пришли 60 ойратских богатырей на черных конях во главе с Ажирай-Бухэ и его «побратимом» Харамцагай-Мэргэном (оба имени, видимо, являются псевдонимами, которые должны были поддержать моральный дух Черноконных всадников и их союзников из местных племен, считавших Ажирай-Бухэ грозным и непобедимым Богом Войны и вождем тайных военных союзов межплеменного характера, объединявших эхиритов, булагатов, хонгодоров, саха-якутов, хоринцев, ойратов и др., а Харамцагай вообще является именем нарицательным, означающим «помощник»).

Бурятский георический эпос «Шоно-Батор» – «Волк-богатырь» гласит, что сам ойратский хан Эрхэ Тайжа в период джунгаро-халхасских воин, устраивал в этих краях («в долине Священной Зулхэ», т.е. Лены), облавную охоту вместе со своим лучшим воином Болэном Батором-Бухэ, хозяином Черного Пса, победившим с помощью своего пса страшного волка, с которым не могли справиться воины Эрхэ Тайжа. В награду Болэн Батор был назначен джунгарским ханом, у которого родились 2 сына, и младшим был Шоно-Батор (умер в октябре 1729г). Все это были реальные исторические лица, стало быть, реальными были походы Западных монголов, т.е. ойратов, которые считали себя братьями бурят-монголов («Ойрат и Бурят – два брата», гласит народная традиция обеих народов). Реальны были и Черноконные всадники (хара-моритон), которые участвовали во всех боевых действиях своих племен и образовывали особые этносоциальные группы в рамках отдельных племен; у хонгодоров, например, одно из родо-племенных подразделенийтак и называлось – «хара-моритон буруутхан », что буквально означает «черноконные бурууты», а у булагатов были всадники на «синих (буланых) конях». Реальны были и «Черноконные всадники», которые поклонялись Ажараю-Бухэ, и самые серьезные информаторы, например, С. Ангархаев, известный бурятский писатель родом из Тункинских хонгодоров и Б. Антонов знаменитый мастер боевой школы «Черных Всадников», впервые в Советском Союзе под запретом начавший обучать этому военно-прикладному искусству, сообщали, что родовые подразделения «Хара-моритон» были связаны с тайными воинскими союзами, причем не только с эхиритскими и хоринскими, но и с булагатскими, хонгодорскими и монгольскими (особенно – с ойратскими, поскольку близость «лесных народов» наиболее остро ощущалось во время джунгаро-халхасских войн того времени, переросших в китайско-маньчжурскую агрессию против всех монголов, причем ойраты боролись за восстановление «Хамаг Монгол Улс», а халхи – служили маньчжуро-китайцами, которые так и уничтожили почти весь ойратский народ, истребив около милиона человек).

Ойратские Черноконные богатыри в союзе с местными племенами, среди которых были свои последователи культа Ажарай-Бухэ, по-видимому, проиграли ту Верхоленскую компанию, и возле «Шаманского камня» ниже Верхоленска, как пишет Д.В. Цыбикдоржиев, «были убиты вожди бурят племени эхирит Ажарай-Бухе и Харамсай-мэрген» . Правда, не очень понятно, были ли они действительно убиты казаками во время осады Верхоленска в 1648 г., т.к. в другом месте автор пишет, что они были застрелены из луков халхасскими «степными» воинами, которые были посланы в погоню за хоринцами и эхиритами (?) после их «удачного набега» на Халху и перебили уже на Лене (??) бурятскую дружину, а Ажарай-Бухэ и Харамсай выжили и бросились в Лену, но «степным воинам все же удалось застрелить предводителей Черных всадников» .

Автор явно игнорирует «ойратский след» во всей этой истории, а также то, что именно ойраты в тот период пытались привлечь на свою сторону в борьбе за общемонгольское дело бурят, алтайцев, хакасов, тувинцев (конный корпус тувинцев даже воевал в Тибете, совершив беспрецедентный переход по непроходимым горам и внезапно ворвавшись в Тибет с запада, откуда их не ожидали, сначала в западную провинцию Уй, а затем в Центральный Тибет с артиллерией и подступив к Лхасе).

Автор уделяет явно преувеличенное внимание походам хоринцев на Халху, не смущаясь тем, что их союзникам эхиритам Халха была вовсе не нужна, т.к. хватало своих проблем (да и где жили эхириты, а где Халха?), которая, конечно, была ближе к хоринцам, а ойраты их вообще не волновали.

Насколько мне известно, хоринцы, конечно, помогали западным бурятам в отражении казачьих набегов. Но ойратское присутствие в бассейне Ангары и даже Лены, а также в Восточном Саяне, среди хонгодоров, через земли которых, собственно, пролегали самые прямые и удобные пути в бассейн Ангары, особенно к ее левобережным притокам (р. Оса, Куда и др.), а потом и далее на Лену.

Мой дед из племени Онхотой, клан Мангут, племенной союз Булагат, живший в Осинском аймаке, с. Улей, говорил мне, что наш предок – Шоно-батор, наш бурхан – Буха-Нойон-баабай, общий с хонгодорами, а Верховный Бог – Хормуст-тэнгри, наш герой и сын Бога Небесного – Абай Гэсэр-хубуун, и мы живем на земле Гэсэра, а вокруг Улея кругом памятные места, связанные именем Гэсэра. И само название Улей происходит от ойратского племени Олёт, к которому принадлежал легендарный прародитель якутов Эллэй; позднее я выяснил, что когда Эллэй шел на Лену (из Хакасии, предположительно), он явно прошел через наши земли, т.к. в Эллэйаде упомянуты наши роды Онгой и Онхотой (як. Оногой), описываются методы психофизической тренировки и воспитания молодых воинов, упомянуты тувинские хотогойты и бурятские хоринцы и т.д. Тут возникает вопрос, зачем противопоставлять хоринцев и булагатов, ведь даже этноним-эпоним Хор, я думаю связан с общими предками хакасов, уйгуров, урянхайцев и хори-туматов (от тувинских древних туматов, я думаю, и от Дабу-Мэргэна), в том числе Алан-Гоа, а также с именем Верховного Бога Хормазд (Хан Хюрмас, Хирмас, Хурмас, Курбусту)?

Почему автор так взъелся на Халху, я не знаю, возможно, тут есть какие-то свои родоплеменные предпочтения, но меня сильно позабавило, что в цитируемой книге он приписал мне то, что «известный поход Ажарая-Бухэ на Халху у Н.В. Абаева превратился в пришествие оттуда Черных всадников, название хара моритон » искусственно притянуто к делению булагатов (?) или (?) хонгодоров на черноконных и белоконных» . По поводу «деления булагатов» я вообще ничего не писал в том кратком предисловии в книжке по китайским ушу [!!] c переводом классических трактатов с древнекитайского. Я прекрасно знаю, как обстояли дела у булагатов с родины моего деда (с. Улей) с культом Ажарая (в прошлом обстояли очень хорошо, что позволило булагатам стать «большими булгадаями», «большими брацкими людьми», по словам казачьих атаманов, иметь кыштымов до Енисея и далее, ходить военными походами на Якутский, Братский и др. остроги и стать, по словам великого бурятского ученого Цыдендамбаева Ц.Б., родом из хори-бурят, «бурятами №1».

Со слов Б. Антонова, который тогда позиционировал себя как аларский хонгодор (про его Ольхонское происхождение я впервые прочитал у Цыбикдоржиева Д.В.), и Ангархаева А., когда он еще жил в Тунке, я действительно упомянул вскольз о «черноконных буруутхан», не делая никаких выводов относительно их связей с тайными воинскими союзами и культом Ажарай-Бухэ. Но сейчас должен заметить, что такие союзы существовали практически у всех тюрко-монгольских племен и сам Темуджин, безусловно, в нем состоял и достиг высшей ступени искусства, что позволило ему завалить других самых крутых Драконов, предводителей неукротимых татар, найманов, кереитов, меркитов и т.д.

Поэтому неправильно, что только хори-туматы имели такие союзы, их имели все, кто со времен Хунну носил оружие, а оружие имели все, кто носил пояс (тув. кур). Кстати, знаменитые тувинские дургуны-богатыри «Алдан-Маадыр», поднявшие восстание против могущественной маньчжуро-китайской империи, называли себя буквально «60 богатырей», поэтому совпадение количества баторов-маадыров с Черноконными всадниками, видимо, имеет сакральный эзотерический смысл – созвучие цифры 60 с «Алдын-баштыг Амырга Чылан» – «Златоглавой (или 60-тиглавой) Царицей Змей». Образ этой «златоглавки» я видел, что у ней в действительности одна голова, увенчанная золотой («Алдын») короной. Алдан-маадыры собрали в свою «сечь» почти все племена Тувы, а вообще «сечевой» принцип (чус орда) был широко распространен у уйгуров, и северные уйгуры составляют почти все роды и племена Танну-Тувы за исключением туматов, теле и урянхайцев, да и то у последних правящие кланы имеют уйгурское происхождение.

Особенно возмущает слово «Халха», поскольку я вообще про нее ничего не писал, а написал «Монголия», но ведь все знают, что ойраты живут в Западной Монголии, бывшей Джунгарии. Про походы хоринцев (вместе с эхиритами) в Халху в указанное время я ничего, честно признаться, не знаю, но знаю, что Бурятия вообще-то называлась «Ара-Халха», т. е. Северная Халха, и локальные разборки хоринцев с кем бы то ни было мало интересны в свете глобального и трагичного конфликта между халхами и ойратами, в котором тувинцы, хакасы, алтайцы и урянхайцы приняли самое непосредственное участие, потерпев огромные потери (хакасы потеряли почти все боеспособное население в результате угона 1703 г.). Но и после истребления ойратов тувинцы, хотогойты (принц Чингунжав) и даже сами халхи поднимали неоднократные восстания против Цинов. В конце – концов восстали даже те, кто служил Цинам верой и правдой, огнем и мечом насаждая среди соплеменников маньчжуро-китайское иго.

Восставал, например, даже Хурулмай, верный сатрап Цинов и халхов в Западной Туве, восстал его сюзерен Бубей, и после поражения восстания «5 хошунов Бубея» (Бубеэн Табан Хошуун) через Тоджу ушли в Бурятию. Интересно, что в западных аймаках Республики до сих пор много людей с фамилией Бубеев(а), а в с. Байтог есть даже целая улица, называемая Джунгарской. Про родину своего деда Абаева Р. И. из Осинского клана Махутовых – село Улей я уже писал, надо еще раз напомнить, что с тувинскими Северными уйгурами, хори-туматами, хакасами и кыргызами из страны Хоров – Хоорай (Хонгорай), с хоро-монголами, алтайцами и др. хуннусскими этносами, булагатов роднят фундаментальные концепты – Хормуст-Тэнгри, Абай Гэсэр-Хан, Небесный Дракон Ажарай-Бухэ и в целом вся тэнгрианская религия, сейчас соединившаяся у монголов, тувинцев и хоринцев с Северной Махаяной в традиции Тибето-монголо-уйгурского буддизма, который еще в Кушанский период проник к согдийцам и родственным им Западным уйгурам, внесшим неоценимый вклад в развитие Махаяны сначала в Тибете и Тангутском государстве, а затем у монголов и других подданных Хамаг Монгол Улс.

Мы уже писали, что Учение Будды началось с «Чаттари Арья саччани» – «Четырех Арийских истин» и наряду с зороастризмом, брахманизмом, «бурханизмом», даосизмом, бон, синтоизмом и др. ветвями общей арийско-туранской мировой религии, это Учение стало подлинно Евразийской религией, которая, соединившись с родственным тэнгрианством, фактически вернулась на свою историческую родину – Сибирский Шумер, на Священную гору Сумеру, в страну Ибир-Шибир. И отделившийся от сибирских скифов-саков род Сакья (хакасы-сагайцы, саха-якуты, тувинский род Саая и др. потомки «царских скифов»), в составе других «кочевых» ариев в свое время покорил Индию, чтобы дать толчок к новому взлету духовности в традициях арийско-туранской религии.

Что касается злополучного «предисловия», в котором я бегло, попутно (в связи с китайскими школами и стилями ушу) упомянул «кара-кюреш», и «ламскую кюреш» тувинцев, буквально перечисляя их, а также школу «синсимак» в Бурятии, которую в то время возглавлял мой друг Широков Г.И., в том же 1989 г. написавший ряд статей при моем участии, и в одной из них проскользнуло замечание об «ойратском ламе», возглавившем поход 60-ти богатырей на Лену. Возможно, это послужило основанием более поздним популяризаторам определить хара-моритон как «единоборство на буддийской методике», в чем меня обвиняет автор указанной книги. Но такую чушь я просто не в состоянии был написать, поскольку написал ряд статей и книг по глубинным основам как даосских, так и буддийских систем психорегуляции, а к теме «шаманских» (точнее тэнгрианских) методов тренировки в сопоставлении с буддийскими я более подробно коснулся вместе с Цоктовым Б. Б.-Ц. в статье «Сравнительный анализ «шаманских» и буддийских боевых искусств» («Социальные процессы в современной западной Сибири». –Горно-Алтайск: ГАГУ, 2001), а также в статье: Абаев Н.В. «Небесный Змей-Дракон в воинских культах тюрко-монгольских народов Саяно-Алтая и Центральной Азии». //Сб. ст. «Г.Н. Потанин и народы Алтае-Саянского горного региона: через поколение в будущее». Горно-Алтайск, 2005).

Литература и источники

  1. Абаев Н.В. Психофизические упражнения ушу. «Ушу – традиции и современность». – Улан-Удэ: «Бурятское книжное издательство», – 1989.
  2. Алмас Тургун. Уйгуры. – Алматы, 2008
  3. Байжумин Ж. История рождения, жизни и смерти пастуха Авеля. Арийский лексикон. – Алматы, 2009. Кн.2.
  4. Бутанаев В.Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. – Абакан, 1999.
  5. Ксенофонтов Г.В. «Эллэйада». Мат-лы по мифологии и легендарной истории якутов. – М., 1977.
  6. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Тексты и исследования. – Новосибирск, 1989.
  7. Сайшиял. Сказание о Чингисхане. – Агинское-Улаанбаатар, 2009.
  8. Skrynnikova T. Genealogy of “The Golden Clan” as Chinggis-Khan as Codification of Marriage Partnership. – “Mongolica”. – Vol. 22(43), 2009.
  9. Таскин В.С. Материалы по истории древних кочевых народов группы Дунху. – М., 1984.
  10. Тайжиуд Аюдайн Очир. Монголчуудын гарал, нэршил. – Улаанбаатар, 2008.
  11. (0)

Согласно легендам бурят, несшим персонифицирующий характер, когда все племя именовалось от легендарного первопредка, таковым был Барга-баатар, т.е. лидер племени баргутов.

Его сыновьями были Илюдэр, Буряадай и Хореодой. От первого произошли олеты (ойраты), от второго - буряты (эхирит-булагаты), от третьего - хори-монголы. Легенда эта появилась гораздо позже другой, согласно которой бурятские племена появились от животных-тотемов. Так или иначе, любопытен тот факт, что олеты в этом мифе про трех братьев, неотделимы от бурят, коими тогда считались только эхириты и булагаты, и хори-монголов. И этому есть причины.

XVII и XVIII века были драматичными и трагическими для народа ойрат, или джунгаров. Они пережили битвы в казахских степях, несколько миграций, вплоть до берегов Каспия и обратно, братоубийственные войны с халхасцами, геноцид от цинского императора.

Сегодняшние калмыки составляют лишь часть народа ойрат, составлявшего некогда войска левой руки Их Монгол улс (зуун гар, или джунгар).

Не собираясь затрагивать всю историю этого народа, хотелось бы остановиться на ойратах, поселившихся на западной стороне Байкала.

Основную волну миграции джунгаров в Предбайкалье (территория нынешнего Усть-Ордынского округа и ряда районов Иркутской области) историки датируют временами ойрат-халхасской войны 1688 года. Времена «Сайн-хана смятенья, Бушагты наступленья». Тогда, спасаясь от кровопролития, на север ушли многие рода как халхов, так и джунгаров. И если халх-монголы в основной массе своей осели на территории нынешней Южной Бурятии, то ойраты ушли дальше, на земли реки Куды, Лены и Киренги. По направлению миграционного потока, это были в основном выходцы с Саяно-Алтая, что называется истинные «ой арад» - лесной народ. Они отличались от степных джунгар Галдан Бошогт-хана, воевать не хотели, и при первой возможности бежали.

Сбором и систематизацией родовых легенд в начале - середине XX века занимался ученый-этнограф Сергей Петрович Балдаев. Многие данные, собранные им у информаторов, зачастую противоречивы, несут печать либо совершенно архаических культов, либо наложившихся друг на друга мифов, легенд, и исторических заблуждений. Работать с этим материалом нелегко, и на многие вопросы до сих пор нет однозначных ответов.

Сэгэнуты - «третья сила» Предбайкалья

В родовых преданиях булагатов и эхиритов часто встречаются рассказы о набегах, боях и целых битвах этих племен с сэгэнутами. Это было сильное и многочисленное племя, часто сэгэнуты нападали на соседей, грабили, убивали, похищали скот и женщин. Они могли выставить более трехсот человек конного войска. Позже, когда племя сэгэнут ослабло, эхириты и булагаты стали нападать на них, мстя за прежние грабежи и насилия. Жили сэгэнуты в долине реки Лены и устье реки Киренги, примерно на территории нынешнего Байкало-Ленского заповедника.

По одной из легенд, с сэгэнутами сталкивались еще молодые Булагат и Эхирит. По другой - они пришли в долину Лены с южных берегов Байкала, убив своего родового нойона. Еще одно предание гласит, что путь сэгэнутов был довольно долгим, и шел по маршруту Саяно-Алтай - долина реки Хэм (Енисей, район нынешнего Канска), долина Ангары - долина реки Зулхэ (Лены). На происхождение сэгэнутов указывает не только время их миграции (ойрат-халхасская война) и место их проживания (Саяно-Алтай). Указывает также и то, что информаторы Балдаева часто называли их «цэгэнуты»,

Часть сэгэнутов позже переселилась на остров Ольхон, часть ушла в район дельты Селенги, Байкало-Кудару, где поселились в селах Корсаково и Дулан. Еще одна группа сэгэнутов ушла из дельты Селенги в село Романовка Еравнинского района и село Чесан Кижингинского района Бурятии.

Сэгэнуты полностью ассимилировались среди булагат и эхиритов. Но родовая память хранит образы вождей, часто носивших почетные звания «баатар», «мэргэн», «бухэ».

По легенде, из Монголии сбежали три семьи и одна беременная женщина, Дулагай. Муж ее, Сулма, был убит преследователями. Она родила сына Уха Шара, который стал первым предводителем сэгэнутов. От него пошел I Сэгэнутский род, от трех семей - II род.

По другому преданию, первый вождь сэгэнутов, Уха Шара, родился от женщины-сэгэнутки в плену у эхиритов. Она сбежала из плена, но родичи не принимали мальчика, называли его чужаком. Со временем, он стал знаменитым охотником, борцом и наездником, возглавлял облавные охоты и был провозглашен баатаром.

У него были железные кольчуга и шлем, бухарский лук и скакун из конюшни самого Сэцэн-хана.

Во время одной из охот - зэгэтэ аба, Уха Шара победил трех эхиритских борцов из рода Шоно, которые потом устроили ему засаду и убили вождя сэгэнутов. Есть любопытная легенда о том, что сэгэнуты ведут свою родословную от самого Сэгээн Сэбдэг тэнгэри, некогда бывшего «третьей силой» между западными и восточными тэнгриями. Такой же силой выступали сэгэнуты.

Родственники сэгэнутов - икинаты и зунгары

Ближними родами сэгэнутов, были еще несколько самостоятельных подразделений. Всех их связывало общее предание о выходе из предгорий Саяно-Алтая, и время этого исхода - ойрат-халхасская война.

Икинаты к XVII веку занимали довольно обширные территории, примерно в треугольнике нынешних городов Братск, Канск и Нижнеудинск. К появлению русских икинаты находились на стадии племенного формирования, как и их соседи ашаабагаты. Между этими племенами происходили постоянные стычки. В итоге ашаабагаты заручившись поддержкой русских служилых людей из Красноярского острога, нанесли икинатам поражение. Со временем племя совершенно ослабло, и рассеялось по унгинским и аларским степям, примкнув к булагатам.

По легенде, Икинат был племянником Сэгээна и пришел с ним к Ангаре с реки Хэм (тюрк. - Кем, рус.- Енисей). Икинат решил остаться и кочевать между реками Ангара, Ока и Бирюса, а дядя ушел дальше, в сторону Лены (Зулхэ мурэн).

По другому преданию, племянником Сэгээна был некто Барта. Когда они поселились возле Зулхэ мурэн, они приумножились, стали нападать на соседей - эхиритов и булагатов. Те, объединившись, истребили сэгэнутов, в живых остались только Сэгээн и Барта. Как-то Барта ушел на охоту, а его дядя тем временем, проголодавшись, съел единственную овцу. Родственники поссорились, и Барта откочевал. От него пошел зунгарский род.

Зунгары считают себя выходцами с запада, и соответственно, потомками западных тэнгриев. По одной из зунгарских легенд, их род, как и рода сэгэнутов и икинатов, произошли от небесного посланника Сээжин Сагаана и дочери некоего Аюхан-хана. От них родился первый вождь племени - Сэгээдэй мэргэн. Эта легенда любопытна также и тем, что Сээжин Сагаан спускается с неба в сопровождении Буха-нойона, который, по некоторым легендам, забодал пестрого быка и украл дочь Тайжа-хана.

Так, неперсонифицированно, у булагатов назывались ойратские правители, то есть от титула «тайж».

По еще одному преданию, племянником Зунгара был Икинат. Они жили на южно й стороне Алтая, и ушли оттуда из-за войны Галдан-Бошогту хана. Кочевали по реке Уде (Нижнеудинский район Иркутской области), из-за стычек с местными были вынуждены откочевать в район Балаганска у Ангары. Позже часть зунгаров ушла в Байкало-Кудару, близ дельты Селенги.

Естественно, в первую очередь напрашивается тождественность названия рода зунгар с джунгарами. А также любопытное имя правителя - Аюхан. Не калмыцкий ли это Аюка-хан?

Эта фотография калмыцких девушек в Интернете была названа “бурятские девушки”.

«Рассыпались, как стрелы из саадака…»

Война 1688 года была страшной. Голод, люди умирали тысячами, некому было хоронить мертвых. Воздух до небес был наполнен смрадом гниющих трупов людей и животных, пишет Балдаев.

«Детей на коней сажали, женщинам луки давали…».

От войны спасались целыми родами как халхасцы, так и ойраты. Первенство в неформальной иерархии ушедших к Байкалу ойратов было у племени сэгэнутов. Достаточно крупными были племя икинат и род зунгар. Помимо них также существовали и другие ветви ойратов.

В Осинском районе Иркутской области проживает небольшой род мунхалют. Жена одного из сэгэнутов, не стерпев жестокого обращения, бежала с сыном в сторону реки Осы, где ее нашли булагаты янгутского рода. Сын этой женщины, Мунхалют, с детства был метким охотником.

Хайтальский род также жил близ реки Зулхэ (Лена) вместе с сэгэнутами, по преданию, они имеют одни корни и вместе бежали от войны. Когда русские стали продвигаться по Верхоленью, хайтальцы ушли на остров Ольхон, затем ряд из них позже переселился в дельту Селенги. Оттуда несколько семей ушло в село Ильинка Заиграевского района и село Эгита Еравнинского района Бурятии. Также хайтальцев можно встретить в Нукутском районе Иркутской области. Сохранились упоминания об обогольском роде, родственном хайтальскому, ныне вымершем.

Также из сэгэнутов выделился род боронут. Ныне из них мало кто остался, так как род рассеялся по разным селам в Качугском, Аларском, Эхирит-Булагатском, Баяндаевском районах Иркутской области.

По Зулхэ мурэн кочевал род торгоут. Часть из них перешла Байкал, и также поселилась в дельте Селенги. Их великий шаман Буйдан принял ламскую веру, и молился родовым божествам «с указаниями от Далай-ламы, с поручениями от Богдо-гэгээна, с внушениями от Хамбо-ламы». Тут все понятно - торгоуты есть и в нынешней Калмыкии.

Курумчинский род, по легенде появился в долине реки Лены во время разгрома Джунгарии. У Балдаева приход Хурэмшэ датирован XVII веком, что скорее всего, ошибочно, так как ханство ойратов было уничтожено в 60-х годах XVIII века. В итоге, непонятно, мигрировали ли они вместе с сэгэнутами и прочими, либо веком позже. Они, как и другие осколки ойратов, расселились довольно широко, в Качугском, Баяндаевском, Эхирит-Булагатском районах Иркутской области, Кабанском, Иволгинском и Баргузинском районах Бурятии.

К ойратским, возможно, относятся рода букотский, шаранутский, дурлайский, ехэнутский, зодский, замотский, шэбхэнский, наратский. Сведения о них, у Балдаева, к сожалению, довольно скудны и обрывочны.

Устные предания не сохранили для нас сведений об особенностях ойратских родов - об их быте, костюме, языке. К концу XIX века, когда в Предбайкалье стали работать первые этнографы и фольклористы, эти рода уже были полностью ассимилированы западными бурятами, сохранив лишь общую память о том, откуда и почему они пришли.

PS: Тесные связи западнобурятских и ойратских племен отразились во многих легендах, мифах, родовых преданиях и сказаниях. Соперничество Буха-нойона и быка Тайжа-хана, кровное братство трех - ойратов, эхирит-булагатов и хори-монголов...

Совместным памятником двух народов является эпос «Шоно баатар». Шоно был младшим сыном ойратского Хунтайж Цыбен Рабдана. Старшим братом Шоно-баатара был Галдан Цырен, правитель Джунгарии до 1745 года. Их мать, Налхан-хатан, была дочерью Аюка-хана.

Падение ойратов было воистину трагическим. Империя Цин жестоко расправилась с непокорным народом, за один 1763 год было убито до миллиона ойратов. Оставшиеся рассыпались, как стрелы из колчана.

Вариант эпоса, записанный в 1936 году фольклористом Хамгашаловым у сказителя из села Бильчир Осинского района Иркутской области Шанаршеева, стал составной частью духовного наследия бурят-монгольского народа.

В Кем же были т.н. «монголо-татары», пришедшие на Русь в XIII веке

Интерпретация событий российской истории ХII — XVI вв. в последнее время стала острым вопросом, предметом ожесточенных споров. Еще бы: ведь от этого времени сохранилось довольно много источников, и скрывать подлог (совершенный в ХVII в. любителями «укорачивать наше прошлое») было возможно только при сохранении в прошлом монополии на средства информации.
Традиционное изложение «татаро-монгольского» нашествия есть ложь, это ясно всем здравомыслящим.

Вопрос заключается в восстановлении подлинной истории. Историки пошли двумя путями.
Первый — «евразийство» (Г. Вернадский, Л. Гумилев и др.) предполагает сохранение фактической основы «традиционной» версии, но при тотальной идеологической инверсии, при замене минусов на плюсы и наоборот. С точки зрения « евразийцев», татаро-монголы были дружественны Руси и находились с нею в состоянии идиллического «симбиоза». Но «дружелюбие» «татаро-монголов» в отношении Руси несовместимо с чудовищным погромом 1237-1240 гг.
Евразийская теория нанесла удар по лживой версии русской истории. Ее позитивный аспект — в преодолении застарелой клеветы о якобы всегдашней враждебности «леса» и «степи», О несовместимости русских и славян с цивилизацией степной Евразии.

Интерпретация «татаро-монгольского» ига, предложенная сторонниками «новой хронологии» (А. Фоменко и др.), пошла дальше. По Фоменко, никаких «татаро-монголов» вообще не было; под этим названием в средневековых источниках описана… часть российского государства. Сторонники «новой хронологии» приводят подбор сведений, позволяющих утверждать, что «Великая Татария» позднего Средневековья в основном была заселена русскими. Россия как «страна», как геополитическая реальность существовала всегда, причем в границах «евразийского» пространства, — вот позитивный вывод этой теории.

Множество источников, которым удалось избежать тотальной «чистки» XVII в., позволяет сделать заключение о реальности «татаро-монгольской» агрессии против России. Но характер этой войны, ее события в этих источниках предстают иными, чем в «традиционной» версии… До недавних пор события 1237 г. было принято описывать, начиная со взятия Рязани; считается, что «татаро-монголы» обрушились на Русь неожиданно. Это было бы возможно только в том случае, если бы южная, степная часть Восточно-Европейской равнины в то время оставалась незаселенной или не существовала бы. По сути, в этом нас и пытались убедить.

В действительности война началась не в декабре 1237 г., когда войска Батыя подошли к Рязани, а раньше. Первый удар был направлен против алано-половецкой степи: «Весной 1237 г. завоеватели перешли Волгу и начали затяжную и далеко не легкую для них войну с половцами и аланами… Упорное сопротивление половцев и аланов позволило Батыю сосредоточить войска для похода в Северо-Восточную Русь только глубокой осенью. На Руси знали не только о том, что готовится нашествие, но даже и о месте сосредоточения ордынского войска».
Под псевдоэтнонимом «монголы» мы ни в коем случае не должны понимать реальных монголоидов, проживавших на землях нынешней Монголии. Самоназвание, подлинный этноним автохтонов нынешней Монголии — халху . Никогда они себя не называли монголами. И никогда не доходили ни до Кавказа, ни до Северного Причерноморья, ни до Руси. Халху , ойраты — антропологические монголоиды, беднейшая кочевая «общность», состоявшая из множества разрозненных родов. Примитивные пастухи, находящиеся на чрезвычайно низком первобытнообщинном уровне развития ни при каких обстоятельствах не могли создать даже простейшее предгосударственное сообщество, не говоря уже о царстве и тем более империи… Уровень развития халху, ойратов ХII — XIV веков был равен уровню развития аборигенов Австралии и племен бассейна Амазонки. Их консолидация и создание ими даже самого примитивного воинского подразделения из сотни воинов — полнейший абсурд.

Миф о «монголах из Монголии на Руси » — есть самая грандиозная и чудовищная провокация иудохристианского Ватикана и Запада в целом против России.
Антропологические исследования могильников XIII-XV веков показывают абсолютное отсутствие на Руси монголоидного элемента. Это факт, который оспорить невозможно. Монголоидного нашествия на Русь не было. И монголоидной империи в истории Евразии не было.
Но нашествие как таковое было. Были жесточайшие битвы, осады городов, погромы, разграбления, пожары… Была дань-десятина, были «ярлыки», договора, совместные военные походы… — всё описываемое летописями и хрониками было, всё это подтверждается и археологически. Чтобы понять, кто на самом деле осуществил вторжение на Кавказ, в Причерноморье, на Русь, а перед тем завоевал Китай и Среднюю Азию, кто сокрушил и подчинил русов-аланов, русов-половцев Великой Степи, а потом и руссов Киевской Руси, надо просто определить тот народ, ту общность, которая обладала потенциалом для столь великих и трудных дел.

В лесостепной полосе Евразии от Кавказа до Алтая и Саян, включая и Внутреннюю Монголию, никакой реальной силы, никакого народа, кроме поздних русов скифо-сибирцев, наследников бореального, огромного и могучего скифо-сибирского мира, не было. Даже если бы такой народ появился, он был бы раздавлен скифо-сибирцами беспощадно. Сотни могучих родов, объединенных языком, бореально-арийскими традициями суперэтноса, единой языческой верой — сотни и сотни тысяч прекрасно вооруженных воинов, профессиональных витязей во многих поколениях, могучих русоволосых и светлоглазых русов-бореалов — вот кто был реальными «монголами». Только они, эти непобедимые и ярые роды могли объединиться для великого завоевания, для великого похода (в который несчастных дикарей-халху они не взяли бы и погонщиками).
Руссам скифо-сибирского мира не мог противостоять никто — и автор данного исследования знает об этом и пишет об этом - именно русы давали династии и элиты китайским царствам, надо добавить — и гвардии с чиновниками тоже. Именно они, совместно с русами Средней Азии подчинили себе её в считанные годы. Кто мог тягаться с ними! Кто мог сопротивляться им! Монголоидных ойратов и халху китайцы прогнали бы плетьми, а до Средней Азии они бы просто не дошли. В походе на запад скифо-сибирские русы разбили татар Урала и Поволжья, присоединили их к своим «ордам» (да будет известно, что «орда» не есть тюркское или монгольское слово, «орда» — это характерная трансформация слова «род» при переходе в ранненемецкие языки: сравни, «род» — «орда, орднунг, ордер», «работа» — «арбайт». Скифо-сибирские русы, язычники, гнали впереди себя и бросали на убой, на стены городов дружины покоренных народов — татар, булгар, русов-аланов, русов-половцев. Причем татары были язычниками «бореального толка», они, как и в целом «тюркская группа», не столь давно вычленились из бореальной общности и монголоидной примеси практически (в отличие от крымских татар — «кърым татарлар») не имели.

«Татаро-монгольское» нашествие было нашествием скифо-сибирских русов-язычников, втянувших в свой могучий «девятый вал» язычников-татар, язычников-половцев, русов-алан, вторичных русов-язычников Средней Азии… — нашествием русов-язычников Азии на русов-христиан «феодально-раздробленной» Великой Владимиро-Суздальской и Киевской Руси.
Сказки про монголов-ойратов надо оставить тем, кто их сочинил. Именно скифо-сибирские русы, опиравшиеся на покоренные царства и империи, в том числе и на Русь, создали Великую « монгольскую » могольскую Империю.
Перерождаться и деградировать Империя-Орда (Империя-Род) начала после её нарастающей и тотальной исламизации, которой способствовал приток в Золотую (правильно, Белую) Орду огромного числа семитов-арабов. Исламизация в результате и стала причиной развала могучей Империи.

История Евразийской Империи-Орды дошла до нас в «кривых зеркалах» мусульманских и католических источников. Ни одна из русских летописей не упоминает ни «монголов», ни «Монголии» — их просто не было. Вторжение, чудовищное по последствиям, было. «Симбиоза» не было, Гумилёв идеализирует прошлое. Но крепкие, договорные, кровно-родственные отношения были.
И если сначала русов Руси и русов Орды разделяли религия и уклад, а также разница в социально-политическом развитии (русы-христиане Руси уже преодолели родовые фазы, имели «развитый феодализм», а русы Орды переживали родовой пик «военной демократии»), то спустя век исламизация русов и татар Орды пропахала непреодолимую межу между этнокультурно-языковыми «братьями», а, точнее, окончательно отсекла от суперэтноса русов его исламизированную евроазиатскую часть (за исключением тех русских «татар», что десятками тысяч принимали православие и переходили на службу Руси-России).
Имена Чемучин, Батый, Беркей, Себедай, Угадай, Мамай, Убиляй, Чагадай, Боро(н)дай и пр. — тоже русские имена, только не православные, а языческие (позже в той же манере русские, и особенно русы-сибиряки, стали называть своих «меньших братьев» — Растерзай, Догоняй, Угадай…).

А в том, что «ханы» русов скифо-сибирской Орды принимали в свою армию дружины русов-аланов, русов-ясов, русов Владимиро-Суздальской и Киевской Руси, татар-язычников, нет ничего странного. Было бы странным, если бы они собирали армию из халху, ханты, манси и ойратов — с такой «армией» они бы никогда не выбрались из «Монголии».

Что касается иудохристианских описаний "жестокостей и зверств" «татаро-монголов» на Руси — то есть русов — язычников, то не менее красочно описывались их деяния и при походах русов на Византию, на Балканы, на Британские острова. Но несомненно то, что монголоидного нашествия на Русь не было. И еще в том, что мелкие окраинные народцы и торгашеско-ростовщический «интернационал», как и всегда, нажились на распрях между русами и, пользуясь смутой и войнами, вывезли на невольничьи рынки десятки тысяч русских, в основном женщин и детей из разоренных сёл, оставшихся без защиты мужчин-воинов. Особую роль в этом сыграли «крымские татары», имеющие весьма косвенное отношение как к Орде, так и к поволжско-уральским европеоидным татарам, которые от распрей пострадали не меньше, чем русские.

Те политтехнологи, что пытаются внушить современным татарам, что их предки были «великими завоевателями» и «держали в рабстве Русь», — есть лжецы, усилия их направлены на стравливание народов по принципу: разделяй и властвуй.

Нам надо помнить, что подлинные европеоидные татары (точнее - булгары ) — есть побочный сыновний этнос, вычленившийся из суперэтноса на бореальной стадии. Различие между русами и булгарами (татарами-язычниками), носителями исходной бореальной традиции, было значительно меньше, чем между нынешними русскими и татарами-мусульманами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.