Народность Афганистана хазара: основные занятия, селения и жилище. Значение слова хазарейцы Куда пропал целый народ

Буквально на днях, 3 февраля 2016 года, правительственные силы САР и отряды народного ополчения прорвали блокаду шиитского анклава - городов Нубель и Аз-Захра на севере провинции Аллепо. Освобожденные населенные пункты, в которых проживают более 35 тысяч жителей, сражались в полном окружении на протяжении четырех лет. Основной ударной силой, деблокировавшей эти города, являлись иностранные шиитские формирования - подразделения иранцев, иракцев, ливанской "Хеболлы" и афганских хазарейцев. О них (хазарейцах или хазара-монголах) напишу более подробно.
Далее под катом

Хазара-монголы - ираноязычные шииты монгольского происхождения, проживают в Афганистане (2,6 млн.), Иране (1,5 млн.) и Пакистане (0,6 млн.). История содержит сведения,что еще в Средние века предки хазарейцев мигрировали с районов Цетральной Азии на территорию срвременного Афганистана. По всей видимости, основу этого народа составили монгольские и тюркские воины хана Хулагу, который в 1256 году предпринял крупнейший завоевательный поход на Ближний Восток. Воины, оставленные в охранных гарнизонах, женившись на местных женщинах образовали за века проживания на этих территориях смешанную народность со своими этно-культурными особенностями. Со временем, победители монголы переняли веру и язык побежденных. Ученые определяют долю монголизмов и тюркизмов хазарейского языка (хазарги) в 10%

По мере ослабления Монгольской Империи хазара-монголов начали вытеснять с плодородных равнинных территорий северо-востока. на горно-каменистые части центрального Афганистана (Хазараджат). В конце 19 века афганский эмир Абдуррахман из династии Баракзаев, силами кочевых пуштунских племен, окончательно завоевал территорию хазара-монголов. Хазарейцы были подвергнуты гонениям по религиозным признакам (шииты в окружении суннитского большинства) и по этническим. Примерно в тот же временной промежуток большая группа хазара-монголов покинула Хазараджат и направилась в Британскую Индию. Массовый характер приобретает переселение безземельных хазарейцев в большие города Афганистана и Белуджистана. Большие диаспоры появляются в Кабуле, Кветте. Они создают в городах небольшие частные предприятия, идут служить в британскую армию. Враждебное окружение суннитского большинства приводит к этнической консолидации хазара-монголов. Несмотря на гонения они смогли дать образование значительному кругу своих соплеменников и сформировать национальную интеллигенцию (учителей, врачей, военных). Одним из них был Муса Хан Хазара, который начал службу солдатом и дослужился до звания генерала.

с 1958 по 1966 г. занимал пост командующего Пакистанской армией, с 1985 по 1991 г. был губернатором провинции Белуджистан. Также, можно отметить главного маршала авиации Пакистана Шарбата Чингиси:

Пилота пакистанских ВВС, героя индо-пакистанской войны 1971 года Самада Али Чингиси:

уничтожившего ценой своей жизни командный пункт РЛС Индийской армии. Награжден высшей наградой - орденом Пакистана (посмертно). Не отставали и женщины. Так Сайра Батуул стала первой женщиной-пилотом ВВС Пакистана:


в результате авиакатастрофы. Истребитель JT-7PG ВВС Пакистана под ее управлением потерпел крушение в провинции Пенджаб.
Хазара-монголы, также сыграли важную роль в становлении государственности Пакистана.
Генерал Хаджи Насир Хазара, известный как "Победитель Кашмира", принял активное участие в создании одной из первых политических партий страны - Мусульманской лиги.

Был одним из участников принятия исторической Лахорской декларации 1940 года.
Основная волна гонений на хазара-монголов началась в регионе с середины 90-х годов 20 века.с приходом к власти талибов в Афганистане. По свидетельству самих хазарейцев, талибы "уничтожили десятки тысяч хазара-монголов во время своего правления, так как те выступали на стороне Северного альянса против правительства муллы Омара". В Пакистане почти каждый месяц суннитские террористические организации (ДАИШ, Лакшар-И-Джангви) проводят акции устрашения в местах компактного проживания хазарейской общины. Уничтожение хазара монголов осуществляется посредством целенаправленных атак, массовых убийств, кампаний запугивания. В этих условиях ставку на них делают как глобальные игроки, так и региональные державы. США объявили шиитские формирования хазарейцев своими союзниками во время операции "Несокрушимая свобода" в 2001 году. Их отряды, при поддержке авиации антиталибской коалиции оперировали в провинции Бамиан. Американцы вооружали и обучали хазарейские формирования и делают это до сих пор, подключив военных инструкторов из состава монгольского военного контингента:





Девушки-пилоты ВВС Афганистана из хазара монголов.

При косвенной поддержке США вице-президентом Афганистана избирается влиятельный этнический хазара-монгол Карим Халили, получивший теологическое образование в Иране,


а главнокомандующим сухопутными войсками Афганистана становится также хазара-монгол по национальности, генерал-лейтенант Мурад Али Мурад

В монгольских СМИ в одно время упоминалось, что сочуствие к трагедии этого народа легло в основу поддержки монгольским обществом идеи отправки своего воинского контингента в Афганистан. Хазарейцев не забывают в Монголии. Правительство этой страны, совместно с южнокорейскими благотворительными организациями, выделяют ежегодно 20 стипендий, для обучения хазарейской молодежи в ведущих ВУЗах Улан-Батора. Монгольские журналисты с завидной периодичностью снмают сюжеты о жизни и быте хазара монголов:



Хазарейские студенты в Монголии.


Первая группа хазара монголов получает дипломы юристов в Улан-Баторе


Группа хазарейцев на встрече с главой администрации Президента Монголии

Ну и наконец Иран. Персы во все исторические периоды существования Афганистана как независимого государства традиционно стремились к укреплению своего влияния в этой стране. В 1998 году талибы, по сути, спровоцировали Иран, совершив захват генконсульства этой страны в Мазари Шарифе и убийство группы иранских дипломатов. Именно с этой даты Иран интенсифицировал адресную финансовую, материальную и военно-техническую помощь своим традиционным союзникам в Афганистане - персоязычным таджикам и хазара монголам. После событий 11 сентября 2001 года, Иран поддержал намерения США по проведению широкомасштабной антитеррористической операции в Афганистане, предложив сотрудничество американцам в свержении власти талибов и ликвидации сети "Аль-Каиды" на афганской территории.
В дальнейшем Тегеран поддержал создание временной администрации во главе с Х.Карзаем, которую ИРИ в числе первых признала в качестве легитимной власти в стране. Хазарейцы смогли получить поддержку как со стороны американцев, так и со стороны Ирана.
С началом событий в Сирии, Иран встал на сторону законного алавитского правительства этой страны. Поддержка Асада для Тегерана - это контрмера против Саудовской Аравии, которая стоит за суннитскими оппозиционными формированиями.
На стороне правительственных войск, почти с самого начала конфликта, воюют шиитские добровольцы, прошедшие военную подготовку на территроии Ирана. Немалую часть из них составляют афганские хазара монголы, которые воюют в составе добровольческой бригады "Фатимиюн"




Генерал Касем Сулеймани, командующий силами специального назначения КСИР с хазара монгольскими добровольцами.
Вроде, все. Кратко о хазарейцах:)

После завершения военной кампании центрально-азиатские племена возвратились на историческую родину - в монгольские степи. Но какое-то количество из этих родов и племен после походов было распределено между сыновьями Чингисхана на завоеванных территориях. И в короткие исторические сроки они растворились среди подавляющей массы местного населения.

Особенно быстро процесс ассимиляции шел в среде этнически близких к монголам тюркских племен, предков нынешних узбеков, казахов, киргизов, каракалпаков, волжских и крымских татар, башкир, кумыков, ногайцев, карачаевцев, балкарцев и других. И сейчас большинство тюркских народов являет собой смешение тюрко-монгольских родов. А вот как выглядит современная схема монгольского этноса, по которой этнографы делили и делят монголов до сих пор на три основные группы.

1. Западная группа - калмыки и ойраты.

2. Северная группа - буряты.

3. Группа восточных монголов - халхасцы (племена собственно Монголии) и южно-монгольские племена (иначе племена Внутренней Монголии) - чохары, суниты, харачины, тумуты, ураты, монголы Ордоса, а также племена Восточной Монголии и Маньчжурии - горлосы, харчины, дурбэты. Однако есть племена, не относящиеся ни к одной из вышеуказанных групп, - баргуты, дауры и другие.

И совсем особняком стоят хазарейцы - народ монгольского происхождения, живущий в Афганистане и Иране. Еще академик Б.Я. Владимирцов в начале ХХ века писал, что "в Афганистане монголы, как известно, сохранились до наших дней, сберегли свой язык". Это же подтверждал и академик В.В. Бартольд, писавший, что вне Монголии "единственные потомки монголов Чингисхана, до сих пор сохранившие язык, - это небольшое количество монголов в пределах Афганистана, представителей которых в 1903 году видел в Кушке финский ученый Рамстед, успевший записать отдельные слова их языка. Монгольский характер этого языка доказал в 1866 году Габленц на основании словаря, составленного еще в 1838 г. лейтенантом Личем". Еще одно косвенное подтверждение этой теории есть у Е.И. Кычанова, автора известной книги "Жизнь Темуджина, думавшего покорить мир": "Старый тип юрты с шейкой в современной Монголии не сохранился, но им пользуются монголы Афганистана - хазарейцы".

Так кто же такие хазарейцы? Об этом загадочном осколке монгольского мира, с XIII века не затерявшемся в тюрко-иранском мире, рассказал афганец Ахмад Башир, по национальности фарс, живущий ныне в Улан-Удэ. Родом он из города Кундуз и приходится родственником знаменитому "Панджшерскому льву" Ахмад Шаху Масуду (предводитель моджахедов во время афганской войны, а ныне лидер антиталибской группировки в Афганистане).

Ахмад Башир хорошо знает хазарейцев, так как всю жизнь жил с ними по соседству, и даже сейчас в Улан-Удэ к нему время от времени приезжают друзья-хазарейцы. Внешне они совсем не отличаются от бурят. Монголоидные черты лица, а также более светлый цвет кожи выделяют их в Афганистане.

Но, к сожалению, свидетельства русских ученых Бартольда и Владимирцова не нашли подтверждения. Многовековое проживание в ираноязычном окружении не прошло для них даром. Со временем они перешли на иранский язык, близкий к дари, тем не менее, сохранив значительный словарный запас монгольских слов. (К тому же, как писал Георгий Вернадский в своей книге "Монголы и Русь", кланы аланского происхождения существовали среди монгольских племен еще до Чингисхана. А как известно, аланы - это кочевые племена иранского происхождения, когда-то обитавшие в степях Центральной Азии. В доказательство этого Вернадский переводит имя легендарной прародительницы Чингисхана Алан-Гоа как прекрасная аланка).

Сами хазарейцы называют себя "хазара", от персидского "тысяча", а "тысяча" была военным подразделением кочевников. Ахмад Башир подтвердил версию о том, что основу народа составили монголы времен Чингисхана, но, кроме того, в их культуре есть значительный тюркский и иранский элементы. Хазарейцы долгое время оставались независимыми, и только в конце ХIХ века афганский эмир Абдуррахман покорил Хазараджат с помощью кочевников-пуштунов, которым он отвел там летние пастбища. Живут они в центральном Афганистане, главным образом, в горном районе Хазараджат, а также провинциях Герат, Кандарага, Нанагахар и Бадахшан. Есть они и в Иране, в Восточном Хорасане. Численность хазарейцев в Афганистане составляет 1 миллион 700 тысяч человек, а в Иране - 220 тысяч человек. Сохранилось родоплеменное деление, особенно у хазарейцев Хазараджата, а главные племена - это шейхали, бесуд, дайзанги, урузгани, джагури, дайкунти, фулади, якауланг. Несмотря на это, в последние годы усилилась этническая консолидация хазарейцев.

Основные традиционные занятия народа - пашенное земледелие и скотоводство. Занимаются торговлей и ремеслами: кузнечным и кожевенным, ткачеством, сукноделием и другими. В доталибском Кабуле им принадлежало множество магазинов и лавок. Ахмад Башир особенно выделяет у хазарейцев такие качества, как трудолюбие и способность к коммерции. Хазарейцы, живущие ныне в России, владеют множеством фирм в Москве, других городах, вплоть до Иркутска.

Еще до недавних пор отдельные группы хазарейцев вели кочевой или полукочевой образ жизни. Селения были обнесены глинобитной стеной с башнями на четырех углах. У кочевников сохранялась в неизменном виде монгольская юрта. Сейчас по образу жизни они ничем не отличаются от других, оседлых, национальностей страны. Одежда у них такая же, как у фарсов или узбеков. Мужская и женская одежда - рубаха и штаны. Мужчины носят также безрукавку, кафтан, халат; женщины - шапочку, похожую на кокошник, поверх которой повязывают два платка. Сейчас в связи с ужесточением нравов талибами хазарейские женщины вынуждены надеть паранджу.

Музыкальный фольклор - песни и танцы под аккомпанемент зурны и бубна; на свадьбах - выступления шута с помощником. В театрализованных представлениях женские роли исполняют мужчины. В праздники устраивают скачки на лошадях, борьбу, бои верблюдов. И хотя хазарейцы давно приняли ислам шиитского толка, у них до сих пор сохранились пережитки культа сил природы и шаманизма.

Хазарейцы представляют интерес как монголы, перешедшие на другой язык и, в отличие от большинства других монголов, принявшие ислам. Современная война в Афганистане приобрела отчетливый этнический характер, и хазарейцы вместе с таджиками, узбеками и другими национальными меньшинствами противостоят превосходящим силам талибов, в большинстве своем пуштунов-суннитов. Тем не менее хазарейцы сохранили свою генетическую основу и остались как нация.

Кроме них, еще о двух осколках монгольского мира упоминает в своих сочинениях академик В.В.Бартольд. "В Восточной Азии, именно в Кукунорской области, сохранился, по-видимому, тоже небольшой народец (толмукгун), исповедующий ислам и говорящий по-монгольски. Об этом более 20 лет тому назад писал, по слухам, американский исследователь Рокхилл; и тогда этот народец, как рассказывали Рокхиллу, заключал в себе всего от 300 до 400 семейств".

Сообщает он и о кайтаках, таинственном племени, когда-то обитавшем в Дагестане, в главе "К вопросу о происхождении кайтаков". Бартольд приводит отрывок из отчета османского путешественника ХVII века Эвлия Челебе: "По происхождению они монголы, пришедшие из области Махан; сами они - турки, говорят по-монгольски; язык монгольский и турецкий - одно и то же. Мы видели это племя в округе Махмудабад". Далее Эвлия Челебей описывает их внешность и приводит 41 слово, из них 36 названий животных. До 16 названий оказываются чисто монгольскими, например: мори - лошадь, аджирга - жеребец, нохай - собака, гаха - свинья и так далее. Бартольд предполагает, что кайтаки, видимо, пришли на Кавказ из Персии. И это были не калмыки, так как кайтаки появились в Дагестане задолго до переселения калмыков в прикаспийские степи. Но уже при жизни Бартольда, в начале ХХ века, ничего, кроме данного упоминания, от этого народа не осталось.

Хотя, возможно, это не совсем верно. Как свидетельствуют бурятские милиционеры, пребывавшие в командировке на Северном Кавказе, там их зачастую принимают за ногайцев, жителей степных районов Дагестана, Чечни и Ставрополья. Сохранились монголоидные черты и у некоторых других кавказских народов, в частности у кумыков и даргинцев. А название, прямо напрашивается на параллель с монгольским словом "дарга" - "начальник". Уже не говоря о существующих на Северном Кавказе Ангарском перевале, реке Аргун и странном фонетическом совпадении дагестанских и чеченских фамилий с бурят-монгольскими.

Р.S. Истории хазарейцев и кайтаков дают лишний повод призадуматься о нынешнем состоянии и перспективах развития как всего монголо-язычного мира, так и о судьбе бурятского народа.


В составе ОКСВ (ограниченного контингента) было немало жителей Бурятии и Улан-Удэ. Служили они достойно.

О том, что думали о бурятах ребята из других регионов и соцреспублик СССР, рассказал Валерий Молоков, начальник отделения подготовки и призыва граждан на военную службу по Железнодорожному и Советскому районам Улан-Удэ.

Западным ребятам было тяжело привыкать к климату. Через год службы все наши однополчане свято верили, что буряты бессмертны. Там было много заразных болезней. Многие переболели желтухой, малярией, брюшным тифом, дизентерией. Весь наш полк переболел желтухой, кроме нас. Когда выходили из Афганистана, у ребят появились вши, у нас их не было. Мы спокойно пили сырую воду, в то время как все остальные пили кипяченую. Все верили, что с нами ничего не может случиться. Почему так происходило, неизвестно. Может, потому что за нас в дацане молились? Или климат там был похож на наш, такой же резко континентальный, - сказал Валерий Молоков.

Загадочные монголы

В советское время, во время ввода войск в Республику Афганистан для оказания интернациональной помощи, наши земляки не раз встречались с представителями хазарейцев.

«Интерес к этому народу объясняется, прежде всего, его наиболее ярко выраженной монголоидностью среди всех народов, говорящих на иранских языках... Важно подчеркнуть, что само название «хазарейцы» связано с числительным «хазар», что на персидском языке означает «тысяча». А в эпоху монгольской экспансии этот термин означал отряд воинов в 1000 человек», - писал ученый В. Кисляков (журнал «Советская этнография», №4, 1973 г.).

Большинство хазарейцев считают, что хазарейский народ является (смешанным) тюрко-монгольским народом, - подтверждает хазарейский студент по имени Аббас, обучавшийся в Монголии на англоязычном блоге hazarainmongolia.wordpress.com .

Хазарейцы появились на территории Афганистана в XIII веке. Тогда они назывались ниш-кудерейцами и входили в улус чингизида Нишкудери, внука Чагатая. Со временем приняли ислам шиитского толка. . Земли хазарейцев - географическая область Хазараджат в центре Афганистана. Хазарейцы долго сохраняли независимость. Только в 1892 году афганский эмир Абдурахман покорил Хазариджат с помощью пуштунских кочевых племен.

По данным 2012 года численность хазарейцев составляла около шести миллионов: около 2 млн 500 тыс. человек - в Афганистане, по миллиону человек живет- в Пакистане и Иране. Крупные диаспоры хазарейцев присутствуют в Европе, США, Канаде, Австралии.

«Хазар» с персидского означает «тысяча». Это боевая единица в монгольской армии. Сейчас говорят на особом диалекте персидского, а именно на хазараги (hazaragi). Это восточный диалект персидского языка с большой долей монгольских и тюркских слов.

Сходные слова и обычаи хазарейцев и монголов

Тavlay - кролик на фарси и tuulai - кролик, заяц в современном монгольском. В старомонгольском это было tovlai.

Названия кланов хазарейцев:

Тулай Хан (Tulai Khaan Hazara, в честь Толуя, младшего сына Чингисхана) Туркмани (Turkmani Hazara) Кара-Батор (Qara Baator)

Есть много такой же пищи, которую готовят в сельской местности Монголии, как и у нас, в Хазараджате. Например, здесь вяленое мясо и хурут - твердый творог, - писали хазарейские студенты о Монголии.

Судьба, полная горечи

Но не только монголоидной внешностью и языком отличаются хазарейцы от соседей. Те исповедуют, как и большинство мусульман, ислам суннитского толка. Хазарейцев-шиитов преследовали как еретиков. В 2001 году на землях хазарейцев в знаменитой провинции Бамиан взорвали две гигантские статуи Будды, вырезанные прямо в скале еще в эпоху древнеиндийского царя Ашоки. Бамианские Будды символизировали торжество буддизма на единственном в этих краях проходе через горы Гиндукуш. А в 2012 году Академией наук Афганистана опубликован «Этнографический атлас непуштунских этнических групп Афганистана» с такой статьей: «Хазарейцы — лжецы, нечестные и ненадёжные люди. На телах их женщин отсутствуют волосы, за исключением головы. Хазарейцы — сыны монгольских ханов, живущих в горах Афганистана. Эти люди не знают ничего, кроме драк», - привела отрывок из этой книги одна из кабульских газет. Также в книге написано: хазарейцы — rafizi, что означает «хуже, чем неверные». Такие характеристики привели в ярость хазарейцев. Их политики выступили с протестами. Президент Афганистана Хамид Карзай запретил атлас, уволил четырех академиков и приказал провести расследование о причинах публикации такого рода комментариев.

«Для своих соплеменников он был живым богом»

Хазарейцы жили на территории Багланской провинции. Их вождя звали Саид Мансур. Он для них вроде Хамбо ламы, - вспоминает Содном Дамбаев, бывший военный разведчик.

Содном Цыбикжапович с Саидом познакомился случайно во время поездки.

Сказал, что я бурят, но он не знал, кто такие буряты. Потом я сказал, что монгол. Саид заулыбался: «Чингисхан?». Он сразу оттаял, появился интерес, - рассказывает воин-интернационалист.

Содном Цыбикжапович говорит, что хазарейцы создали свою дивизию. Ею командовал сын Саида Джафар. Джафару было 25 лет.

Второй сын Саида учился в Германии, но вуз там не окончил. Самому Саиду Мансуру на момент нашего знакомства было 54 года. У него было три жены. Восемь лет своей жизни он провел в зиндане (подземной тюрьме), - вспоминает разведчик.

Содном Цыбикжапович говорит, что довольно часто ездил к Саиду в гости.

Обычаи хазарейцев были ближе к мусульманским. Это трудолюбивый народ, который сеял пшеницу, рис. Внешне похожи на таджиков. К нам относились очень дружелюбно, - подчеркивает наш собеседник.

Хазарейцы для боев с моджахедами просили у советских солдат помощи в части вооружения - снаряды, боевую технику. В этом им не отказывали.

В Кабуле у Саида была резиденция, каждую неделю он ездил туда.

На каждом километре у нас была своя застава, всех проезжающих долго проверяли. Саид, чтобы избежать долгих проверок, часто просил меня взять его с собой в Кабул. Он для хазарейцев, для своего племени, был живым богом. Люди, завидев его, падали на землю и молились, - говорит разведчик и, чуть подумав, добавляет: - Нашего, азиатского, в них не осталось.

Как вспоминает Содном Цыбикжапович, женщины у хазарейцев говорят только на своем языке, а мужчины еще на пушту и дари. Язык пушту и дари - основной в Афганистане.

С продолжение темы о хазарейцах-монголах можно познакомиться на страницах .

Ты знаешь, я давно думаю об этом, почему наш и без того малочисленный народ так разбросан по всему свету, - говорил в одной из наших бесед доктор филологии Борис Оконов, - и до сих пор не найду ответа.

Кроме того, что есть терские, уральские (оренбургские) и донские (бузавы), мы еще знаем о киргизских и китайских калмыках. Я уже не говорю о тех, кого гражданская и Отечественная войны разбросали по всей Европе и Америке.

Да, но еще лет 25 назад профессор Д.А. Павлов мне говорил о хазарейцах, которые имеют монгольские корни и живут в Афганистане, - сказал я, - к сожалению, о них практически ничего неизвестно.

Хазарейцы? - вопросительно произнес участвовавший в нашей, беседе Тавун Шалхаков, - мой брат с ними в Афганистане встречался.

Как встречался, кем он был, когда встречался? - не выдержав, я выпалил сразу несколько вопросов.

Во время войны, где-то в году 87-м, мой брат служил в ВДВ (воздушно-десантные войска) был офицером разведроты. О нем писал Наран Илишкин.

Хорошо, об этом я узнаю. Но ты мне расскажи, как он встречался с хазарейцами?

Те, кто воевал, кто видел кровь и грязь войны, мало говорят об этом. Лишь когда встречаются "полчки", изредка вставят: "А помнишь?", - и дальше долгое напряженное молчание. Так вот что рассказывал мне мой брат: "Во время одного из рейдов, в разведгруппе было двое или трое молодых еще необстрелянных солдат, мы попали в засаду. По прицельной и расчетливой стрельбе стало ясно, что противник опытный, и без потерь прорвать кольцо не удастся. Ранен молодой пулеметчик, другой схватился за ногу - тоже ранен. И тогда я, до сих пор и не понял, почему так сделал, в прыжке, перекатившись за другое укрытие, сбросив с себя каску и бронежилет, схватил пулемет, вскочил и закричал на родном: "Эзян зальгсн элмрмюд, намаг авхар бяянт? Авцхатн!" - и дал длинную очередь из РПК (ручной пулемет Калашникова). Вдруг стало тихо. Лишь по осторожному хрусту гальки стало понятно, что противник уходит. Но почему они всех нас не перебили? Ведь у них была отличная позиция. Это стало известно позже. А тогда, вызвав вертолет и отправив раненых, мы двинулись дальше. У нас было задание - разведать тропы через перевал.

Гвардии старший лейтенант ВДВ Геннадий Шалхаков в течение двух лет регулярно писал из Афганистана известному журналисту Нарану Илишкину. Вот строки из этих писем.

Сентябрь 1986 г. "Встретил сержанта-земляка из Ики-Бурульского района. Трудно им, юнцам. Я их понимаю. Там, дома, в Союзе, спокойно. А здесь? Сильнейшие физические и моральные перегрузки. Горы. Засады. Стрельба... Но держатся ребята молодцами"...

Декабрь 1986 г. "... Служба идет нормально. Ребята хорошие. Часто ходим в горы. Там снег... Бывает иногда трудно... Помогаем афганским частям, берем пленных, оружие... Ах, как нужна ребятам физическая закалка... Мы это дома недооцениваем".

Июнь 1987 года. "Ровно неделя, как прибыл в родную роту (был в отпуске)... Вечером уже ушел в горы. Снова ощутил знакомую тяжесть своего автомата. К сожалению, как и на всякой войне, бывают жертвы. У меня в этот выход погиб солдат... Тяжело, обидно и горько. Жалко парня. До невозможности жалко... Отпуск вспоминаю как о чем-то далеком".

Декабрь 1987 года. "... Вернулись с гор. Там холодно. Задачу выполнили... На днях Новый год. Но я в это время буду в горах... Привязан чем-то к Афгану. Хочу, чтобы афганцы жили в мире... "

Краткие, лаконичные, но емкие строки. Сразу видно, что писал военный. Ничего лишнего. Позже я спрашивал у Нарана Улановича, рассказывал ли он что-нибудь о встрече с хазарейцами. В ответ было краткое - нет.

Выйдя к склону очередной высотки, разведчики присели отдохнуть. По привычке заняли круговую оборону. Курить нельзя. Можно лишь сделать глоток воды.

Вдруг из-за валуна выскочил маленький смуглый мальчишка и крикнул: "Шурави, менд, ямаран бяянчи", - засмеялся и тут же убежал. Мне на мгновение показалось, что я в Кетченерах или в Яшкуле, - вспоминал Геннадий Шалхаков, - я был готов к любому бою, но от такого... растерялся и вслед мальчишке крикнул: "Кембчи, хамаhас ирвчи?" - но его и след простыл. В то время я уже немного говорил на пушту и дари (афганские диалекты персидского), и мои товарищи подумали, что я говорю на их языке, но я был буквально в шоке, - откуда здесь калмыцкий мальчишка? " Пока думал, он прибежал снова и, подойдя ко мне, сказал: "Чамаг мана аксакалмуд кюляжяня, йовий!" Я встал и пошел за мальчишкой, ничего не понимая.

Недалеко был их кишлак. На дастархане сидели старики. Головные уборы из хорошего каракуля, но верх почему-то из желтого шелка.

Приветливо, мешая калмыцкий, монгольский и дари, поздоровались, меня угостили зеленым чаем, разговорились. Я спросил: "Откуда здесь калмыки? " Они ответили: "Мы не калмыки, мы - хазарейцы. А сюда пришли еще во времена великого и непобедимого Чингис-хана, мы - их потомки, поэтому сохранили язык, обычаи и традиции. "

Язык их сохранился на уровне 13-14 веков, поэтому некоторые слова я не понимал, но догадывался по смыслу. Лишь слушая древнюю речь понял, почему мы в недавнем бою остались живы. И на миг, представив неукротимые монгольские тумены, подумал, вот с какими воинами не страшно было бы идти в бой.

В подтверждение сказанным словам Геннадия Шалхакова, я нашел в газете "Совершенно секретно" № 1 от 2002 года о современных хазарейцах такие строки: "В провинции Каписа мне довелось наблюдать учения так называемого хазарейского батальона. Вглядываюсь в бесстрастные лица солдат. Их раскосые глаза пусты. А им, быть может, завтра снова в бой. Оттого безразличие к возможной смерти выглядит неестественным и пугающим. Дикие и жестокие, среди других национальностей, населяющих страну, они всегда считались низшей кастой... И готовы воевать против талибов и умирать во имя призрачной идеи создания своего государства - Хазараджат".

Так что это за народ - хазарейцы? Советский и Новый энциклопедический словари этому народу посвятили лишь по 2-3 строки, в которых говорится, цитирую: "Хазарейцы (самоназв. - хазара), народ в Афганистане (1,7 млн. чел.1995) и Иране (220 тыс. чел.). Язык иранской группы. Верующие - мусульмане-шииты". Скромно и фактически ничего не сказано.

Известный монголовед БЛ. Владимирцов, в своей книге "Чингисхан", изданной в 1922 году, пишет, что после убийства его послов "Потрясатель Вселенной" начал войну против Хорезмшаха Ала-ад-дин-Мухаммеда, которому принадлежали Туркестан, Афганистан и Персия. Кстати, нужно отметить, что именно Чингис-хан ввел обычаи - всегда беречь и охранять послов, который неукоснительно соблюдается и по сей день во всем мире. С 1219 по 1222 год, разгромив противника, Чингисхан вернулся в родной нутуг, оставив гарнизоны на завоеванной территории.

В годы войны ЦК Народно-демократической партии Афганистана для высшего руководства советской армии подготовила брошюру "Особенности национальных, родо-племенных отношений в афганской обществе и его армии".

Солидный раздел посвящен хазарейцам. Здесь говорится: "Хазарейцы, третья по численности этническая группа, представляет собой потомков монгольских завоевателей, поселившихся на территории Афганистана в XIII веке. Они проживают в основном в центральной части страны - Хазариджате (район включает провинции Гур, Узурган, Бамиан), а также в ряде крупных городов - Кабуле, Кандагаре, Мазари-Шарифе и Балхе. Общая численность - около 1,5 млн. человек. Говорят на особом диалекте таджикского языка (хазарачи). Наиболее крупные племена хазарейцев такие, как джунгури, проживают на обширной территории западных районов - Хазариджате (Центральный Афганистан), в южной части страны (Узурган), на севере (племя данкундов), северо-востоке (данвали, як-ауланги, шейх-али) и на востоке (бехсуд).

Хазарейцы долго сохраняли независимость. Только в 1892 году афганскому эмиру Абдурахману удалось покорить Хазариджат с помощью пуштунских кочевых племен.

Здесь нужно обратить внимание на провинцию Бамиан, где находились древнейшие статуи Будды, высотой 35 и 53 метра, которые были взорваны в прошлом году талибами.

Еще наше внимание могут привлечь такие названия племен, как джунгури, что, очевидно, означает "зюнгары" и "бехсуд". Среда дербетов Калмыкии есть такой аран, который называется "бексюд". Вполне возможно, что с одними из представителей вышеназванных племен Геннадий Шалхаков встречался в Афганистане.

Ученый В. Кисляков в журнале "Советская этнография" в №4 от 1973 г. опубликовал статью "Хазарейцы, аймаки, моголы" (к вопросу об их происхождении и расселении), - где говорится: "Проблема этногенеза хазарейцев издавна привлекала внимание исследователей. Интерес к этому народу объясняется, прежде всего, его наиболее ярко выраженной монголоидностью, среди всех народов, говорящих на иранских языках...

Важно подчеркнуть, что само название хазарейцев связано с числительным "хазар", что на персидском языке означает "тысяча". А в эпоху монгольской экспансии этот термин означал отряд воинов в 1000 человек. Вообще же большинство народных преданий связывает происхождение хазарейцев с Чингис-ханом и его преемниками... Уже В. Бартольд называл хазарейцев "иранизированными монголами". Г. Шурманн считает, что после истребления Тимуром войск чагайтайского царевича Никудера, хазарейцы продвинулись на восток, современный Хазарджат, и там осели. Они приняли культуру местных иранских насельников, с которыми смешались. По мнению Л. Темирханова, хазарейцы - народ, сформировавшийся в результате синтеза монгольских и таджикских элементов.

Еще нужно отметить, что недалеко от города Герат расположен город Сари-Пули, который хазарейцы называют Сарпуль, точно также как мы называем Ставрополь.

Анатолий ДЖАВИНОВ

Древняя и средневековая история человечества хранит много загадок. Даже при современном уровне технологий в изучении большинства вопросов еще присутствуют белые пятна.

Кем были хазары? Это одна из таких задач без точного ответа. Мы знаем о них немного, но даже если собрать все существующие упоминания об этом народе, то появляется еще больше вопросов.

Давайте познакомимся ближе с этим интересным народом.

Кто такие хазары

Это племя - хазары - впервые упоминается в китайских источниках как часть населения великой империи гуннов. Исследователи приводят несколько гипотез относительно происхождения этнонима и прародины хазар.

Давайте в первую очередь разберемся с названием. Корень «коз» во многих языках Средней Азии означает ряд слов, связанных с кочевничеством. Эта версия видится наиболее правдоподобной, потому что остальные выглядят следующим образом. На фарси «хазар» означает «тысяча», римляне кесарем называли императора, а турки под этим словом понимают угнетение.

Прародину стараются определить по самым ранним записям, в которых упоминаются хазары. Где жили их предки, кто были ближайшие соседи? Однозначных ответов нет до сих пор.

Существует три равнозначных теории. Первая считает их предками уйгуров, вторая - гуннское племя акациров, а третья склоняется к версии, что хазары - потомки племенного союза огуров и савиров.

Так это или нет, ответить сложно. Ясно только одно. Происхождение хазар и начало их экспансии на запад связано с землёй, которую они называли Барсилией.

Упоминание в письменных источниках

Если проанализировать информацию из записок современников, тоже получается путаница.

С одной стороны, в существующих источниках сказано, что был мощной империей. С другой - те отрывочные сведения, который содержатся в записках путешественников, не могут совершенно ничего проиллюстрировать.

Наиболее полным источником, который отражает положение дел в стране, считается переписка кагана с испанским сановником Хасдаем ибн Шапрутом. Они общались в письменной форме на тему иудаизма. Испанец был дипломатом, которого заинтересовала еврейская империя, существовавшая, по словам купцов, возле Каспийского моря.

В трех письмах содержится легенда о том, откуда пошли древние хазары - краткая информация о городах, политическом, социальном и экономическом положении дел.
Остальные источники, такие как русские летописи, арабские, персидские и прочие упоминания, в основном описывают только причины, ход и результаты локальных военных конфликтов на границах.

География Хазарии

Каган Иосиф в своем письме рассказывает, откуда произошли хазары, где жили эти племена, чем занимались. Давайте детальнее изучим его описание.

Итак, империя распространялась в период наибольшего расцвета от Южного Буга до Аральского моря и от Кавказских гор до Волги в районе широты города Мурома.

На этой территории жили многочисленные племена. В лесных и лесостепных районах распространен был оседлый способ ведения хозяйства, в степных - кочевой. Кроме этого, возле Каспийского моря было очень много виноградников.

Наиболее крупные города, которые упоминает каган в своем письме, были следующие. Столица - Итиль, находилась в низовье Волги. Саркел (русичи называли его Белой Вежей) располагался на Дону, а Семендер и Беленджер - на побережье Каспийского моря.

Взлет каганата начинается после гибели Тюркской империи, в середине седьмого века нашей эры. К этому времени предки хазар жили в районе современного Дербента, в равнинном Дагестане. Отсюда и происходит экспансия на север, запад и юг.

После захвата Крыма хазары осели на этой территории. Она отождествлялась с этим этнонимом очень долго. Даже в шестнадцатом веке генуэзцы упоминали полуостров как «Газарию».

Таким образом, хазары - это объединение тюркских племен, которые смогли создать самое долговечное государство кочевников за всю историю.

Верования в каганате

Ввиду того что империя находилась на перекрестке торговых путей, культур и религий, она стала подобием средневекового Вавилона.

Поскольку основным населением каганата были тюркские народы, большинство поклонялось Тенгри-хану. Эта вера до сих пор сохранилась в Средней Азии.

Знать каганата приняла иудаизм, поэтому до сих пор считается, что хазары - это евреи. Однако это не совсем верно, ведь эту религию исповедовала лишь очень небольшая прослойка населения.

Также в государстве были представлены христиане и мусульмане. Вследствие неудачных походов против арабских халифов в последние десятилетия существования каганата ислам получает большую свободу в империи.

Но почему упорно считают, что хазары - это евреи? Наиболее вероятной причиной является легенда, описанная Иосифом в письме. Он рассказывает Хасдаю, что при выборе государственной религии были приглашены православный и и раввин. Последнему удалось всех переспорить и убедить кагана со свитой в своей правоте.

Войны с соседями

Походы на хазар наиболее полно описаны в русских летописях и арабских военных записях. Халифат воевал за влияние на Кавказе, а славяне, с одной стороны, противостояли южным работорговцам, грабившим деревни, с другой - укрепляли свои восточные рубежи.

Первым князем, который воевал с Хазарским каганатом, был Он смог отбить некоторые земли и заставил их платить дань себе, а не хазарам.

Более интересна информация о сына Ольги и Игоря. Он, будучи умелым воином и мудрым полководцем, воспользовался слабостью империи и нанес ей сокрушительный удар.

Собранные им войска спустились по Волге и взяли Итиль. Далее были захвачены Саркел на Дону и Семендер на каспийском побережье. Эта внезапная и мощная экспансия разрушила некогда могущественную империю.

После этого Святослав начал закрепляться на этой территории. Была построена Вежа на месте Саркела, обложены данью вятичи - племя, граничившее с одной стороны с Русью, с другой - с Хазарией.

Интересным фактом является тот, что при всех кажущихся распрях и войнах в Киеве долгое время стоял отряд хазарских наемников. В «Повести временных лет» упоминается урочище Козары в столице Руси. Оно находилось возле впадения Почайны в реку Днепр.

Куда пропал целый народ

Завоевания, конечно, сказываются на численности населения, но примечательно то, что после разгрома славянами основных городов каганата информация об этом народе пропадает. Они больше не упоминаются ни единым словом, ни в одной летописи.

Наиболее правдоподобным решением данного вопроса исследователи считают следующее. Будучи тюркоязычным этносом, хазары смогли ассимилироваться с соседями на территории Прикаспия.

Сегодня ученые считают, что основная масса растворилась в этом регионе, часть осталась в Крыму, а большинство знатных хазар переселилось в Центральную Европу. Там они смогли объединиться с еврейскими общинами, проживающими на территории современных Польши, Венгрии, Западной Украины.

Таким образом, некоторые семьи, имеющие еврейские корни и предков в этих землях, могут в какой-то мере называть себя «потомки хазар».

Следы в археологии

Археологи однозначно говорят, что хазары - это салтово-маяцкая культура. Ее в 1927 году выделил Готье. С этого времени ведутся активные раскопки и исследования.
Название культура получила в результате схожести находок на двух памятниках.

Первый - это городище в Верхнем Салтове Харьковской области, а второй - Маяцкое городище в Воронежской области.

В принципе, находки соотносят с этносом алан, проживавшим на этой территории с восьмого по десятый века. Однако корни этого народа находятся на Северном Кавказе, поэтому он связывается непосредственно с Хазарским каганатом.

Исследователи делят находки по двум типам захоронений. Лесной вариант - аланский, а степной - булгарский, к которому относят и хазар.

Возможные потомки

Потомки хазар - это еще одно белое пятно в исследовании народа. Сложность заключается в том, что проследить преемственность практически невозможно.

Салтово-маяцкая культура как таковая точно отражает быт алан и булгар. Хазары там числятся условно, так как именно их памятников очень мало. Фактически они случайны. Письменные же источники «замолкают» после похода Святослава. Поэтому приходится полагаться на совместные гипотезы археологов, лингвистов и этнографов.

На сегодняшний день наиболее вероятные потомки хазар - кумыки. Это тюркоязычный Сюда же относятся частично караимы, крымчаки и иудаизированные горные племена Кавказа.

Сухой остаток

Таким образом, в данной статье мы рассказали о судьбе такого интересного народа, как хазары. Это не просто очередной этнос, а, по сути, таинственное белое пятно в средневековой истории прикаспийских земель.

Они упоминаются во многих источниках руссов, армян, арабов, византийцев. Каган ведет переписку с Кордовским халифатом. Все понимают мощь и силу этой империи…
И вдруг - молниеносный поход князя Святослава и гибель этого государства.

Оказывается, целая империя может в течение краткого периода не просто исчезнуть, а кануть в Лету, оставив потомкам лишь догадки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.